РАЗВИТИЕ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЕМЫХ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
учебно-методический материал по английскому языку (10 класс)

В данной статье рассматривается понятие системного мышления, обосновывается необходимость его развития у учащихся, определены способы развития механизма самоконтроля и самоанализа обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_apo.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЕМЫХ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Е.Н. Михайловская

учитель английского языка

ГБОУ СОШ 184

г. Санкт-Петербург

Кардинальные изменения, происходящие в политической, социально - экономической и культурной жизни общества, обуславливают парадигмальные изменения в современной теории образования и педагогической деятельности. Современное общество ставит задачу воспитания и обучения личности конкурентоспособной, творческой, социально успешной, способной к дальнейшему самообучению и саморазвитию. В свете данных образовательных тенденций современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию, саморазвитию, к творческому преобразованию действительности. Следовательно, возникла проблема развития самостоятельного, системного мышления обучаемых.

Мышление – социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс самостоятельного искания и открытия человеком существенно нового, процесс опосредованного и обобщённого отражения действительности в ходе её анализа и синтеза, возникающий на основе практической деятельности из чувственного познания. Мышление принадлежит к наиболее сложным системам, к таким целостностям, компоненты которых нераздельны, но различны; является единством непрерывного (процесса) и прерывного (продуктов этого процесса) [2, с. 72-74].

Одним из недостатков современной системы образования является то, что обучаемых учат мыслить логично, анализировать, т. е. разбивать события на части и потом опять собирать их. Однако данный подход не применим, если мы  имеем дело с системами. Люди и события не подчиняются законам логики, они куда менее предсказуемы и управляемы, чем математические уравнения. Для них неприменимы быстрые, методичные, логические решения. Привычное причинное мышление не эффективно, так как оно учитывает действие простых, локализованных в пространстве и во времени причинно-следственных связей, а не комбинаций взаимовлияющих факторов. В системах причина и ее следствие могут быть далеко разнесены в пространстве и во времени. Следствие может проявиться лишь спустя несколько дней, недель и даже лет, а действовать обучаемым нужно сейчас. Следовательно, возникает необходимость развития системного мышления  обучаемых [3, с. 23].

Системное мышление – это мышление, для которого характерны все положения системного подхода – всесторонность, взаимоувязанность, целостность, многоаспектность, учитывающее влияние всех значимых для данного рассмотрения систем и связей в отличие от детского, нерасчлененного, синкретического мышления.

С точки зрения системного подхода, объекты, входящие в данную систему должны рассматриваться и сами по себе, и в связи со многими другими объектами и явлениями. Система есть сущность, которая в результате взаимодействия ее частей может поддерживать свое существование и функционировать как единое целое. Системное мышление обращено к целому и его частям, а также к связям между частями. Оно изучает целое, чтобы понять части. Оно противоположно редукционизму, т. е. представлению о целом как о сумме составляющих его частей. Набор не связанных между собой частей не образует системы. Это просто беспорядочное нагромождение [1, с. 22 -24].

Д. Гараедаги выделяет четыре основные принципа, которые взаимодействуют и определяют базовые характеристики системного мышления: открытость, целеустремленность, многомерность, и эмерджентность [3, с. 57].

Принцип открытости означает, что поведение открытой системы можно понять только с учетом той среды, в которой она функционирует. Принцип целеустремлённости показывает, чтобы оказывать влияние на субъекты трансакционной среды, мы должны понимать, почему они действуют именно так, а не иначе. Понимание отличается от информации и от знания. Информация дает ответ на вопрос «что?», знание — на вопрос «как?», а понимание — на вопрос «почему?» [3, с. 62 - 63].

Так как системы функционируют как целое, это означает, что у них есть свойства, отличающиеся от свойств составляющих их частей, они характеризуются эмерджентными, или возникающими, свойствами. Данные свойства возникают, когда система работает [4, с. 31].

Любое мышление – это прогнозирование и антиципирование искомого, неизвестного, однако это  не означает, что уже изначально существует определённая конечная ситуация в качестве заранее заданного эталона. В этом и состоит основная особенность саморегуляции мышления: на основе принципа обратных связей обучаемый сам вырабатывает более надёжные критерии самооценки каждой своей мысли [2, с. 86].

Наличие обратных связей — неотъемлемая характеристика систем: нет обратных связей, нет и систем. В основе системного подхода лежит способ мыслить циклически, а не линейно. Все элементы системы непосредственно или опосредованно взаимосвязаны, поэтому изменение одного из элементов оказывает влияние на все остальные. Эти остальные элементы тоже изменятся, и эти изменения в свою очередь тоже вызовут изменения в первом элементе. Он начнет реагировать на эту волну обратного влияния. Следовательно, первоначальное воздействие возвращается к исходному элементу в уже измененном виде, замыкая цикл, а не распространяясь только в одном направлении. Этот цикл называется циклом обратной связи. Если два элемента связаны между собой, то воздействие может распространяться в обоих направлениях [4, с. 53 - 54].

Деятельность не может быть саморегулирующейся системой, если субъект не сумеет получать информацию об эффективности совершаемых действий и корректировать на этой основе работу всех описанных выше блоков. Психике необходим блок оценки результативности действий, благодаря которому становится возможной обратная связь [5, с. 158].

 Принцип обратной связи предполагает адекватную оценку, критический анализ, осмысление личностью своих познавательных способностей и достижений. Успешная и результативная деятельность должна получить объективную положительную самооценку. Мыслительный процесс предполагает механизм самоконтроля, личность получает самооценку и при необходимости осуществляет самокоррекцию деятельности [6, с. 51].

Итак, на наш взгляд, основными факторами развития механизма самоконтроля обучаемых являются:

  1. содержание образования, способствующее развитию способности отыскивать знания, формировать личностно-значимое знание-убеждение;
  2. процесс организации образования (методика обучения, пробуждающая активное самопознание, личностное саморазвитие, в частности, игровое направление, использование частично-поисковых и исследовательских методов);
  3. деловое и межличностное общение «обучаемый - педагог», «обучаемый - обучаемый» и др. (принципы фасилитирующей педагогической деятельности).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Берулава, Г.А. Диагностика и развитие мышления подростков / Г. А. Берулава. –  Бийск: НИЦ БиГПИ, 1993. – 238 с.
  2. Брушлинский, А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение / А.В. Брушлинский, В.А. Поликарпов. – Мн.: Университетское, 1990. – 214 с.
  3. Гараедаги, Д. Системное мышление: Как управлять хаосом и сложными процессами / Д. Гараедаги. – М.: 2007. – 480 с.
  4. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Джозеф О'Коннор и Иан Макдермотт. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 256 с.
  5. Каган, М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа / М.С. Каган. – М.: Политиздат, 1974. – 328 с.
  6. Кондаурова, И.К. Теоретическое и технологическое обеспечение развития познавательной самостоятельности студентов в условиях вуза: на материале физико-математических дисциплин: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 / И.К. Кондаурова. –  Саратов, 1999. – 274 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки"

Проблемы музыкального мышления в последние десятилетия стали предметом разнообразных исследований. Их авторы – психологи, философы, эстетики, музыковеды рассматривают художественные процессы как...

Презентация к моей статье:"Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки"

Материал посвящен шестой областной научно-практической конференции"Когнитивные педагогические технологии:логическое и образное"...

Реализация системно-деятельностного подхода посредством технологии развития критического мышления

При осуществлении системно - деятельностного подхода в образовании усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи информации, а в процессе его собственной активной деятел...

Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы о проблеме развития теоретического мышления

   В настоящее время идет реформа школьного образования. Особое значение для школ приобретает проблема выявления  средств развития мышления учащихся. В системе обучени...

Индивидуальный план самообразования: «Использование инновационных технологий на уроках ИЗО, во внеурочной деятельности как средство развития познавательной активности и творческого мышления обучаемых в соответствии с требованиями ФГОС ООО».

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средс...

Развитие системного мышления на уроках истории

Проблема в современной школе- "клиповое" мышление у школьников, когда знания в голове фрагментарные, неготовность прослеживать причинно-следственные связи между событиями, процессами и явлениями....