Доклад «Интегративное обучение грамматике: исследование на материале английского языка»
статья по английскому языку

Клименкова Татьяна Григорьевна

Интегративное обучение есть реализация подхода, который представляет собой разработку методов деятельности, конструирование сложных развивающихся объектов и процесса их исследования на основе объединения различных свойств, моделей, концепций (принцип интеграции). Объектом конструирования и исследования выступает обучение, рассматриваемое как система и процесс установления интегративных связей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на заседание ПЦК ГД

ИНТЕГРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ГРАММАТИКЕ:

ИССЛЕДОВАНИЕ НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

     Конец 1960-х - начало 1970-х гг. были ознаменованы включением некоторых элементов культуры в обучение иностранным языкам и изучением языкового высказывания в различных социальных и культурных контекстах. В результате в теории и практике преподавания иностранного языка (ИЯ) произошел переход от аудиолингвального и грамматико-переводного методов к коммуникативному.

    Все больше внимания стало уделяться глобальным заданиям, фокусирующим внимание на значении, или смысле, речевого высказывания, нежели дискретности, т.е. изучении вырванных из контекста грамматических структур и форм. Очевидно, что полноценная коммуникация не может происходить вне или при отсутствии грамматики. Поэтому грамматический компонент является неотъемлемой частью иноязычной коммуникации.

   Апробация метода была проведена автором в Пенсильванском университете (США). Участниками эксперимента явились международные студенты, предварительно изучавшие английский язык, что объясняет использование ими сложных грамматических структур. Однако их ошибки при проведении исследования свидетельствовали о несистематичности знаний. В данной статье в качестве иллюстраций приводятся фрагменты реального учебного курса. При использовании данного метода на начальном этапе обсуждение может идти на родном языке.

    Сравнение коммуникативного и структурно ориентированного подходов к обучению ИЯ показывает, что оба метода имеют свои преимущества и недостатки. Коммуникативное обучение позволяет учащимся строить спонтанное иноязычное высказывание, но не гарантирует грамматическую правильность речи. Структурно ориентированный подход, в свою очередь, ставит в центр процесса обучения грамматические правила; это позволяет учащимся строить грамматически верные высказывания; но данная правильность наблюдается лишь в подготовленной речи и обучаемые не способны спонтанно использовать иностранный язык.

Возникает вопрос, который очень часто можно услышать от учителей ИЯ: какой метод является наилучшим? При личностно ориентированном подходе к обучению ИЯ выбор содержания учебной программы должен производиться в зависимости от конкретных интересов и языковых потребностей учащихся. Поэтому, если ученикам необходим язык для общения, он должен преподаваться через общение, или коммуникацию. Это позволит преподавателям фокусировать основное внимание на смысле речевого высказывания и проявлять толерантность к возможным грамматическим ошибкам. С другой стороны, если учащимся необходимо знание грамматических структур для перевода иностранного языка на родной, для сдачи экзаменов и т.п., целесообразно использовать структурно ориентированный метод.

   При изучении ИЯ российские учащиеся и студенты нередко встречаются с дилеммой. С одной стороны, им необходимы знания грамматических структур, ибо это то, что встречается в тестах и на вступительных экзаменах в вузы. С другой - в связи с расширением международного сотрудничества между Россией и миром у многих появляется потребность или возможность общения на иностранном языке. Это обусловливает необходимость разработки нового метода, который бы позволил уделять равноценное внимание форме и значению одновременно.

Интегративное обучение

    В качестве возможного решения проблемы видится интегративное обучение, соединяющее форму и значение.

Интегративное обучение есть реализация подхода, который представляет собой разработку методов деятельности, конструирование сложных развивающихся объектов и процесса их исследования на основе объединения различных свойств, моделей, концепций (принцип интеграции). Объектом конструирования и исследования выступает обучение, рассматриваемое как система и процесс установления интегративных связей.

    Анализ ряда современных работ показывает, что интеграция формы и значения является одним из актуальных вопросов в исследованиях отечественных и зарубежных ученых (Завьялова А.Г., 1990; Мезенин С.М.; Денисова Л.Г., 1992; Никитенко З.Н., 1992, и др.). М. Селсе-Мурсия, 3. Дорнье, С, Саррелл называют это «переходной точкой» коммуникативного обучения ИЯ (Celce-Murcia M., Dornyei Z., Thurrell S., 1997), когда эксплицитные элементы обретают важность при коммуникативном обучении аспектам языкам и видам речевой деятельности. Естественно, в зависимости от языковых потребностей учащихся больше внимания может быть уделено форме или значению. При наличии учащихся с разными потребностями в одной группе или учащихся, проявляющих интерес как к форме, так и к значению, принцип интегративного обучения грамматике позволяет создавать оптимальные условия обучения.

   Интегративное обучение грамматике подразумевает взаимодействие учащихся во время обучения. Поэтому оно может рассматриваться в качестве когнитивного процесса изучения ИЯ, представляющего «социальную ситуацию развития» Л.С. Выготского (1982). Говоря о развитии мышления ребенка и о процессе его социализации, Л.С. Выготский утверждает существование сильной взаимосвязи между обучением и развитием. При этом развитие происходит как результат социального общения с разделением ответственности между ребенком и родителем (в учебном процессе роль родителя будет играть учитель - более компетентный специалист). Это ведет нас к зоне ближайшего развития (ЗБР), в которой существуют две основные стадии развития личности. Первая характеризуется тем, что ребенок, или в нашем случае ученик, способен сделать и осуществить сам. Вторая - что ученик сможет достичь с помощью более компетентного специалиста или учителя. Л.С. Выготский представил также концепцию посредника - человека, который помогает учащимся достигнуть то, что они не способны осуществить самостоятельно. В преподавании ИЯ роль посредника будет возложена на учителя. Его задача - верно направить учащихся и помочь им достигнуть второй стадии ЗБР. Таким образом, при обучении грамматике учителю необходимо создать все условия для того, чтобы ученики смогли овладеть определенным грамматическим правилом.

В данном исследовании интегративное обучение грамматике мы представляем в виде метода, состоящего из трех равнозначных стадий; (1) изучения, (2) объяснения и (3) использования.

На первой стадии, стадии изучения, под руководством преподавателя учащиеся рассматривают ряд предложений с целью обнаружения грамматических закономерностей - правил. На второй стадии, стадии объяснения, учитель объясняет эксплицитные правила, ибо именно они делают речь учащихся грамматически правильной. При этом важно, чтобы учитель в порядке обсуждения учебного пособия и что учащиеся уже знают. Представляют примеры практического использования изучаемых структур в аутентичных ситуациях, отражающих коммуникативные интересы учащихся. На третьей стадии, стадии использования, учащиеся применяют новые структуры при общении, создавая значимые высказывания. Данная стадия подготавливает обучаемых к реальному спонтанному использованию ИЯ и позволяет фокусировать внимание как на форме, так и на значении.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6-ти т, - М.: Педагогика, 1982. - Т. 2.

2.  Завьялова А.Г. Ситуативное обучение Present Continuous на начальном этапе овладения английским языком//Иностр. языки в школе. - 1999. - № 3. -

3. Мезенин СМ., Денисова Л.Г. Грамматика в курсе интенсивного обучения английскому языку в старших классах средней школы (к концепции содержания интенсивного обучения)//Иностр. языки в школе. - 1992. - № 5 - 6. - 4. Никитенко З.Н. Технология обучения грамматике в курсе английского языка для детей 6 лет в I классе средней школы//Иностр. языки в школе. -1992. - № 5 - 6. - С. 39-47.

5.  Старков А.П. Обучение английскому языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1978.

6.  Celce-Murda М., Dornyei Z., Thwrell S. Direct Approaches in L2 Instruction: A Turning Point in Communicative     Language     Teaching?//TESOL Quarterly. - 1997. - № 31. - Pp. 14-152.

7.  Dornyei Z. On the Teachability of Communicative Strategies//TESOL Quarterly. - 1995. - № 1, - Pp. 55-85.

8. Ellis R. SLA Research and Language Teaching. -Oxford: Oxford University Press, 1997.

9.  Johnson K. Understanding Communication in Second  Language  Classroom.  -  N.Y.:  Cambridge University Press, 1995.

10. Sysoyev P.V. Integrative L2 Grammar Teaching: Exploration,    Explanation    and    Expression//The Internet TESL Journal. -  1999. - № 6. Internet address:     http://www.aitech.ac.jp/~iteslj/Articles/ Sysoyev-Integrative.htm!.

П.В. Сысоев, Тамбов

Докладчик                                                                Клименкова Т.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики урока 10 учебника английского языка Для VI класса школ с углубленным изучением английского языка авторов О.В. Афанасьевой, И.В.Михеевой.

 Презентация. Лексико-грамматические упражнения на базе лексики и грамматики  урока 10           учебника английского языкадля VI класса школ с угл...

Доклад по обучению грамматике в школе

О трудностях в изучении грамматики и основных приёмах её преподавания в школе....

Электронный учебник в обучении лексике (на материале английского языка)

Использование компьютерных программ в обучении...

Доклад "Эффективное использование АМО и обучение в сотрудничестве на уроках английского языка"

В данном докладе приведенны несколько примеров использования АМО и краткое описание технологии обучения....

Метод исследования на уроке английского языка по теме "Введение грамматики прошедшего времени" 4 класс Введение грамматики прошедшего времени на основе грамматики будущего и песни.

На каждом уроке английского языка исследовательская работа представляет собой, в основном , процесс анализа языковых едениц в различных контекстах и умения делать правильный вывод относительно их испо...

Доклад «Эффективное использование АМО и обучение в сотрудничестве на уроках английского языка»

Доклад«Эффективное использование АМО и обучение в сотрудничестве на уроках английского языка»...

Доклад Проблемы обучения грамматике английского языка в образовательной организации среднего профессионального образования

Как показывает мониторинг уровня владения иностранным языком, проводимый на начальном этапе преподавания английскому языку в ГБПОУ «УИ ТЛТУ», большинство студентов, поступив после образова...