Использование методов мнемотехники на уроках английского языка
статья по английскому языку

Маланина Екатерина Юрьевна

В статье представлены известные приемы мнемотехники и возможность их использования на уроках английского языка для запоминаия лексики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Использование методов мнемотехники

на уроках английского языка

Память – лодка, плывущая по реке против течения. Она движется вперед пока гребешь, т.е. пока ты развиваешь свою память. Как только ты перестал грести, тебя тут же уносит назад.

Китайская мудрость

Не секрет, что изучение иностранного языка требует особых усилий. Изучая новые слова с учениками, мы хотим, чтобы они запоминались и закреплялись в их памяти всерьез и надолго. Поэтому учителя иностранного языка всегда находятся в поиске различных приемов, методов и подходов для заучивания слов и выражений, грамматических конструкций, правил чтения и написания.  

Для того, чтобы не превращать изучение иностранного языка в механическое зазубривание и утомляемую работу, вследствие которых у детей может пропасть мотивация к обучению, необходимо разжигать в их глазах огонек интереса, расширять границы восприятия. И здесь на помощь приходит прекрасный метод мнемотехники.

Мнемотехника – это наука о запоминании, предлагающая совокупность приемов, способов и искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание, увеличивающих объем памяти и, главное, облегчающих вспоминание

Как известно, левое полушарие головного мозга отвечает за теорию, анализ, синтез, логику и мышление. Правое же полушарие отвечает за восприятие цвета, звука, за создание ассоциаций и образов. Задача учителя активизировать оба этих полушария. И здесь на помощь может придти мнемотехника, которая придумывает для слов и правил свои способы запоминания.  Благодаря им начинает работать эмоционально – образная память ребенка.

В научной литературе описывается  много приемов запоминания. К основным относятся:

  • Рифмизация
  • Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных
  • Ассоциации:
  • Метод Цицерона на пространственное воображение
  • Прием «цепочка» - образы связываются в ассоциации попарно
  • Прием «матрешка» - образы соединяются парами
  • Прием символизации – слово закодировано в определенный образ.
  • Фонетические ассоциации

На своих уроках я использую такие способы мнемотехники.

При изучении новых слов, на уроках можно использовать всем известный прием рифмовки. Они очень хорошо работают с младшими школьниками и даже дошкольниками. В составленных мной рифмовках английские слова заменены аналогичными картинками, т.к. рифмуются со знакомым русским словом.  На уроках я использую рифмовки, когда ввожу слова по теме животные, цвета, еда, некоторые неправильные глаголы.

Прием ассоциаций удобен, когда нужно запомнить абстрактные слова и выражения, например прилагательные для описания внешности и характера человека. Например, в качестве зрительной ассоциации можно использовать следущее: smart (смартфон), handsome (красивый Лео Ди Каприо), beautiful (салон красоты/бъютисалон), cruel (Круэлла), strong (сильный богатырь), brave (храбрый рыцарь), greedy (жадный кощей загребает (созвучно с greedy) золото) и т.д.

Нужно ввести абстрактные прилагательные, берем ассоциации, связанные с героями известных сказок и мультфильмов: Shy (скромный как гном из Белоснежки), ill-bread (невоспитанный Шрек), proud (гордый лев), loyal (верный пес Хатико), kind (добрый кот Леопольд) и т.д.

Прилагательные размера, осязания и состояния могут ассоциироваться с животными (помимо запоминания прилагательных тренируем (запоминаем) животных): fast like a cheetah, slow like a snail, tall like a giraffe, small like an ant, fat like a hippo и т. д.

Запоминать иностранные слова можно с помощью звуковых ассоциаций. Другими словами для иностранного слова нужно подобрать созвучное слово на русском языке. Называем слово по-английски, затем говорим, что оно похоже по звучанию на русское слово (называем это слово или описываем ситуацию с этим словом). Fish (рыба) фишка, ditch (канава) – дичь, check (проверка) – чек, wall (стена) – вол, shoot (стрелять) – шут, purse (кошелек) – пёс, cry (плакать) – край, button (кнопка) – батон.

Техника цепочки применяется для запоминания ряда слов без очевидной связи, задача – эту связь «навязать». Образы связываются попарно. Например, нужно запомнить ряд слов: boy, river, coat, apple, duck, bird, elephant, mouse. Для этого составляем следующую цепочку: Boy sees a river; coat is in the river; apple is in a coat’s pocket; duck eats an apple; duck is a bird; bird seats on elephant’s head; elephant is afraid of mouse. Её можно продолжать в зависимости от количества слов.

«Матрешка» - это своеобразная вариация метода «Цепочка» и по своей сути напоминает игрушку-матрешку. Первый образ соединяемой пары должен быть намного больше второго. При мысленном увеличении первого образа старайтесь выделить в нем подобраз, к которому затем привяжите второй (маленький) образ пары. Мысленно увеличьте второй образ и создавайте ассоциацию между вторым и третьим образами. И так далее. Образы постоянно вкладываются друг в друга. Tomato (кладем на тарелку) plate, plate (помещаем в кружок восьмерки) eight , eight (это две ягодки рябины) rowanberry, rowanberry (картинка на чайнике) kettle, kettle (елочная игрушка на елке) Christmas tree, Christmas tree (елочка-овежитель в машине) car, car (перед большим высоким небоскребом) skyscraper, skyscraper (как труба у завода) plant, plant (дым от завода – пар над чашкой) cup, cup (круглая чашка – колоса велосипеда) bike, bike (колоса - очки) glasses, glasses (очки надели на обезьяну)  monkey, monkey (посадили в клетку) cell и т.д.

Приемы мнемотехники могут быть эффективны не только в учебной работе, но и во внеклассной и внеурочной деятельности. Использование на уроках английского языка эффективных способов развития ассоциативной памяти и некоторых мнемотехнических приемов позволяет развивать языковую и речевую компетенции, улучшить качество знаний, повысить мотивацию к изучению иностранного языка и развивать познавательные интересы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по использованию метода проектов на уроках английского языка

данная работа дает методические рекомендации по использованиб метода проектов на уроках английского языка. рассматривает этапы работы над проектом, примерные критерии оценивания...

Использование метода проектов на уроках английского языка

Данный материал я использовала при выступлении на методическом семинаре на муниципальном туре конкурса "Учитель года". Он не имеет практической части, которую я демонстрировала на слайдах, но хорошо с...

Использование метода проектов на уроках английского языка

Статья о видах проектов и методов использования на уроках английского языка...

Использование метода проекта на уроках английского языка

В данной статье рассматривается вопрос об ипользовании проектной методики . Автор приводит примеры из своего опыта....

Использование метода проектов на уроках английского языка в старших классах средней школы (из опыта работы)

Использование метода проектов на уроках английского языка в старших классах средней школы (из опыта работы)И...

Использование приемов мнемотехники на уроках английского языка

В статье раскрывается методологическая основа и дается определение профессиональной компетентности как целостной системы общепрофессиональных и предметных компетенций. Обосновывается суть предметных к...