Технология формирования лексических навыков на уроках иностранного языка
статья по английскому языку

Зотова Юлия Викторовна

Статья "МЕТОДИКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология формирования лексических навыков на уроках иностранного языка

Лексическая компетенция является базовой компетенцией при обучении иностранному языку. С помощью лексики передается и воспринимается содержательная сторона речи. В живом акте речи лексическое и грамматическое нерасторжимы: грамматика организует словарь, в результате чего образуются единицы смысла – основа всякой речевой деятельности. Ребенок с недостаточным словарным запасом не сможет понять собеседника, выразить свои мысли. Вот почему роль лексики для овладения иностранным языком настолько же важна, как и роль фонетики и грамматики.

Развитие лексических навыков отвечает требованиям к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования. В Федеральном Государственном стандарте и программах для общеобразовательных учреждений определены конечные и промежуточные требования к владению лексическим минимумом. За курс обучения в средней школе учащиеся должны усвоить значение и формы лексических единиц (ЛЕ) и уметь их использовать в различных ситуациях устного и письменного общения. Под лексической единицей подразумевается отдельное слово, устойчивое словосочетание, идиома. Их необходимый набор для решения речевых задач, обусловленных контекстом деятельности данной возрастной группы обучаемых, и составляет лингвистический компонент содержания обучения лексике на конкретном этапе обучения.

Проблемой обучения лексической стороне речи занимались такие методисты как Е.Н. Соловова, Е.И. Пассов. А.А. Миролюбов, С.Ф. Шатилов, И.В. Рахманов. Л.В. Щерба и другие. По выражению Л.В. Щербы, лексика – «это живая материя языка, она служит для предметного содержания мысли, т.е. для называния».

В методической литературе принято выделять 5 основных этапов работы над лексикой.

1) этап презентации новых лексических единиц;
2) этап семантизации (раскрытия значения новых лексических единиц);
3) этап контроля понимания новых лексических единиц;
4) этап заучивания и запоминания новых слов и выражений;
5) этап тренировки использования новой лексики (в продуктивных видах речевой деятельности: письме и говорении) и ее восприятия (в рецептивных видах речевой деятельности: чтении и аудировании).

При обучении лексике на любом этапе обучения иностранному языку педагогу необходимо учитывать основополагающие методические принципы. Важнейшим средством обучения лексике является использование различных упражнений, а они в свою очередь являются основной формой организации деятельности.

1) составить словосочетания из данных разрозненных слов,
2) соотнести слова в колонках так, чтобы получились словосочетания,
3) заполнить пропуски в предложениях или закончить предложения,
4) подчеркнуть слова с противоположным значением,
5) подобрать слова с синонимичным и противоположным значением,
6) ответить на вопросы, употребляя данные слова,
7) назвать обобщающее слово для данной группы слов,
8) различные игровые упражнения,
9) описать слово, понятие, используя спайдер – грамму или кластер,
10) подобрать слова по теме.

Знать слово означает понять и запомнить его формы, значение и употребление. Говоря о формах слова, имеют в виду его звуковую форму, без которой невозможно правильно понять слово со слуха и адекватно озвучить его самому, а также графическую форму, без которой слово не будет узнано при чтении и не сможет быть написано. Если у слова есть какие-нибудь особенности образования грамматических форм, то об этом также следует сообщить обучаемым уже на стадии ознакомления во избежание ошибок в последующем использовании данного слова. Что касается значения, то в английском языке, как и в любом другом, слова могут иметь несколько значений. Помимо значения слова необходимо показать и его коннотацию, т.е. те ассоциации, которые это слово вызывает, его социальный подтекст, что связано с употреблением слова. Именно на этом этапе возможно формирование социолингвистической и социокультурной компетенций. Например, слово lemon в прямом основном значении коннотаций не содержит, однако его производные значения - некрасивая девушка, простофиля, неудачник, ненужная вещь - имеют неодобрительную оценку. Говоря об употреблении слова, имеют в виду не только его коннотацию, но также и управление в предложении. Так, например, слово «to like» можно употреблять как с инфинитивными конструкциями «to like to do something», так и с герундиальными «to like doing something», в то время как его синоним «to enjoy» употребляется исключительно с герундием.

Выделяют три компонента содержания обучения лексике:

  • лингвистический,
  • методологический
  • психологический.

Методологический компонент содержания обучения лексике включает необходимые разъяснения, памятки и инструкции по использованию словарей, форме ведения индивидуальных словарей и карточек с новой лексикой, о способах реорганизации и систематизации изученной лексики. Психологический компонент содержания обучения лексике связан с проблемой лексических навыков и умений.

Работа над накоплением словаря сопровождает весь процесс обучения. На каждом втором уроке должно происходить знакомство с новой порцией слов и работа по ее усвоению. У учащихся необходимо пробудить интерес к тщательной работе над словом, к постоянному расширению словарного запаса. Самым убедительным свидетельством владения словарем кроме тестирования является способность принимать участие в общении в устной форме и при чтении. Усилия, затрачиваемые на усвоение слов, определяются конкретными их свойствами, в частности совпадения или несовпадения в объеме значений с родным языком, принадлежностью к абстрактному или конкретному понятию, к знаменательному/служебному слову, а главное – «нужностью» для выражения мыслей.

Таким образом, владение словом является важнейшей предпосылкой говорения, но в репродуктивных видах речевой деятельности знание только значения слова недостаточно; здесь не меньшую роль выполняет владение связями слова и образование на их основе словосочетания.

Список использованной литературы:

1.        Бабанский Ю.Н. Оптимизация процесса обучения (общсдндактнчсскнй аспект). М., 2001.

2.        Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.,2005.

3.         Сакаева Л.Р., Баранова А.Р. Методика обучения иностранным языкам (учебное пособие для студентов Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского по направлению «педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»). – Казань, КФУ, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексических навыков в обучении иностранному языку

Методическая разработка учебного занятия для 10 класса средней школы...

Формирование лексических навыков на уроках английского языка у учащихся 1-го года обучения

Статья содержит методические рекомендации по работе над формированием лексических навыков на уроках английского языка в начальной школе ( первый год обучения ).Материал может помочь молодым педагогам ...

Формирование лексических навыков на занятии иностранных языков

Конспект урока для 9 класса по английскому языку на тему "Экстремальные виды спорта"...