Эффективное обучение английскому языку в общеобразовательной среде на среднем и старшем звеньях: использование методики CLIL (Content and Language Integrated Learning)
статья по английскому языку

Данная исследовательская статья посвящена проблеме эффективного обучения английскому языку на среднем и старшем звеньях общеобразовательной школы с использованием методики Content and Language Integrated Learning (CLIL). В работе проводится анализ теоретических основ и практического опыта использования данной методики в образовательной среде, а также оценка ее эффективности в повышении языковой компетенции учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 372.881.111.1

ББК 74.268.0

Исследовательская работа на тему:

«Эффективное обучение английскому языку в общеобразовательной среде на среднем и старшем звеньях: использование методики CLIL (Content and Language Integrated Learning)»

1. Введение

Аннотация: Данная исследовательская статья посвящена проблеме эффективного обучения английскому языку на среднем и старшем звеньях общеобразовательной школы с использованием методики Content and Language Integrated Learning (CLIL). В работе проводится анализ теоретических основ и практического опыта использования данной методики в образовательной среде, а также оценка ее эффективности в повышении языковой компетенции учащихся.

Ключевые слова: обучение английскому языку, методика преподавания английского языка, интегрированное обучение, CLIL, Content and language integrated learning.

Abstract: This research article is devoted to the problem of effective English teaching  at the middle and senior levels of secondary school using the Content and Language Integrated Learning (CLIL) methodology. This article analyzes the theoretical foundations and practical experience of using this technique in the educational environment, as well as evaluating its effectiveness in improving the language competence of students.

Keywords: English language teaching, English language teaching methodology, integrated learning, CLIL, Content and language integrated learning.

Актуальность и новизна:

Современное общество требует от молодых людей высокого уровня владения иностранным языком для успешной реализации в различных сферах жизни. В связи с этим, в последние годы все большее внимание уделяется разработке и внедрению новых методик обучения иностранным языкам, а также поиску оптимальных форм и средств этого обучения на разных ступенях образования. В данной работе рассматривается методика CLIL, которая позволяет интегрировать изучение языка с обучением различным предметам и сферам знания, что способствует более эффективному и интересному обучению для учащихся и повышает общую коммуникативную компетентность.

Объект и предмет исследования:

Объектом исследования является методика CLIL, а предметом - ее использование в процессе обучения английскому языку на среднем и старшем звеньях общеобразовательной школы.

Гипотеза:

Гипотеза работы заключается в том, что использование методики CLIL при обучении английскому языку на среднем и старшем звеньях общеобразовательной школы способствует более эффективному усвоению языка, повышению языковой компетенции и общей коммуникативной компетентности учащихся.

Цели и методы:

Целью данной работы является изучение методики CLIL на среднем и старшем звеньях общеобразовательной школы и оценка ее эффективности в контексте обучения английскому языку.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Провести анализ теоретических основ методики CLIL и практического опыта ее использования в образовательной среде.
  2. Определить особенности применения методики CLIL при обучении английскому языку и оценить ее эффективность в контексте повышения языковой компетенции учащихся на среднем и старшем звеньях общеобразовательной школы.
  3. Выявить наиболее оптимальные подходы к использованию методики CLIL при обучении английскому языку на среднем и старшем звеньях общеобразовательной школы.
  4. Разработать практические рекомендации по использованию методики CLIL для обучения английскому языку на среднем и старшем звеньях общеобразовательной школы.

В работе использовались методы анализа научной литературы, опроса учащихся и преподавателей, а также наблюдение за занятиями, проводимыми по методике CLIL.

Теоретическая и практическая значимость:

Теоретическая значимость данной работы заключается в выявлении эффективности методики CLIL и определении наиболее оптимальных подходов к ее использованию в процессе обучения английскому языку на среднем и старшем звеньях общеобразовательной школы.

Практическая значимость работы заключается в подготовке рекомендаций по использованию методики CLIL для преподавателей английского языка на среднем и старшем звеньях общеобразовательной школы с целью повышения качества обучения иностранному языку учащихся.


2. Исследование методики CLIL

2.1. Определение методики CLIL

Методика CLIL (Content and Language Integrated Learning) предполагает интеграцию изучения языка и содержания предмета. В определении, предложенном Дэвидом Маршем и его коллегами, CLIL обозначает "использование содержания неязыковых предметов (content) для преподавания языка (language)" [1]

2.2. Четыре компонента CLIL (так называемые 4C):

a. Содержание (Content) - предмет или область знания, изучаемая с использованием иностранного языка.
b. Коммуникация (Communication) - процесс использования иностранного языка для передачи информации и участия в дискуссиях, связанных с изучаемым материалом.
c. Познание (Cognition) - мыслительные процессы и высокоуровневые когнитивные навыки, которые ученики проявляют во время работы с содержанием и языком.
d. Культура (Culture) - развитие межкультурной осведомленности и компетенции как части учебного опыта CLIL, который помогает студентам понять и оценить разные точки зрения и культуры.

2.3. Определение основных принципов CLIL:

a. Интеграция изучения языка и содержания. Ученики изучают язык, используя его для работы с определенным предметным материалом.
b. Аутентичность языка. Язык, используемый во время занятий, должен быть максимально приближен к реальному применению.
c. Развитие коммуникативных навыков. Ученики должны учиться не только понимать язык, но и говорить на нем эффективно.
d. Активное участие учеников в учебном процессе. Ученики должны принимать участие в диалогах, обсуждениях и других активных формах обучения.

2.4. Типы CLIL и их характеристики (Разница между Soft CLIL и Hard CLIL):

a. Soft CLIL (мягкий CLIL) характеризуется акцентом на развитии языковых навыков, когда содержание используется как средство для достижения целей обучения. В этом случае изучение предметного содержания играет вспомогательную роль, и основной акцент смещен на изучение языка. Soft CLIL обычно применяется на ранних этапах обучения.

b. Hard CLIL (жесткий CLIL) сосредотачивает внимание на изучении предметного содержания с использованием иностранного языка в качестве основного средства обучения. Основная цель заключается в изучении предметного содержания, а языковые навыки развиваются в процессе работы с предметом. Hard CLIL часто используется на более поздних этапах обучения или в специализированных областях, таких как профессиональные дисциплины, преподаваемые на иностранном языке.

Важно отметить, что разница между Soft и Hard CLIL основана на степени акцента, который делается на изучении содержания и языка в образовательном процессе. Оба типа подходят для разных целей и контекстов обучения, и их применение зависит от потребностей и целей конкретной образовательной программы.


3. Обзор обучения английскому языку на среднем и старшем звеньях общеобразовательной школы:

На среднем и старшем звеньях школьной программы ученики уже имеют базовые знания английского языка и начинают изучать язык более глубоко и систематически. Обучение включает в себя изучение грамматики, лексики, чтение, письмо и устную речь. В этот период ученики также могут начать изучать практические навыки языка, такие как аудирование и говорение.

Целевой уровень, определяемый в Common European Framework of Reference for Languages, для данного этапа - это B1. Это означает, что по окончании средней школы ученики должны быть способны понимать главную идею произносимого текста, взаимодействовать на простых темах, писать простые тексты и говорить на простые темы.

3.1. Выделение целей и особенностей обучения английскому языку на этом этапе:

  1. Развитие навыков коммуникации: на этом этапе ученики продолжают развивать свои навыки говорения, чтения, аудирования и письма. Однако на этом этапе больший акцент делается на возможность учеников эффективно использовать свои навыки в реальных жизненных ситуациях.
  2. Развитие лексических навыков: ученики должны получить более широкий словарный запас, который поможет им эффективнее общаться на английском языке.
  3. Развитие грамматических навыков: на этом этапе ученики продолжают углублять свои знания в области грамматики и структуры языка.
  4. Разработка навыков самостоятельной работы: ученики должны уметь работать самостоятельно и искать информацию на английском языке. Это поможет им продолжать свое образование и использовать язык в будущем.
  5. Культура и история англоязычных стран: ученики должны изучать культуру и историю англоязычных стран, чтобы лучше понимать языковой контекст и использование языка в реальных условиях.
  6. Использование методики CLIL: использование методики CLIL на среднем и старшем звеньях поможет ученикам изучать содержание и язык вместе, что, в свою очередь, поможет им повысить эффективность их обучения языку. Обучение на основе методики CLIL может использоваться в различных предметах, включая иностранный язык, что позволяет ученикам лучше понимать содержание дисциплин и улучшить их языковые навыки.

4. Обоснование эффективности методики CLIL на среднем и старшем звеньях общеобразовательной школы

Методика CLIL (Content and Language Integrated Learning) на среднем и старшем звеньях общеобразовательной школы в последние годы получила широкое распространение и признание со стороны педагогических сообществ в разных странах мира. Это связано с тем, что использование методики CLIL на среднем и старшем звеньях образования имеет ряд преимуществ перед традиционными методами обучения.

Одним из главных достоинств методики CLIL на среднем и старшем звеньях является ее эффективность для изучения языка, включая улучшение устной и письменной речи, и развитие лексики и грамматики. Согласно исследованию, проведенному Испанским министерством образования, использование методики CLIL учителями средней школы в Испании привело к улучшению учебных результатов студентов в иностранных языках, а также в их предметных знаниях [2].

Кроме того, по данным исследований [3], использование методики CLIL на среднем и старшем звеньях обучения способствует развитию у обучаемых критического мышления, повышению их мотивации и уверенности в себе и развитию межкультурной компетенции.

Также одним из ключевых факторов успеха при использовании методики CLIL на среднем и старшем звеньях общеобразовательной школы является побор контента. Важно выбирать контент, который соответствует уровню знаний и навыков обучаемых, а также имеет прямую связь с изучаемым предметом. Контент должен быть интересным, эффективным для развития языковых и предметных компетенций, а также доступным для обучаемых.

В соответствии с этим, рекомендуется использовать в качестве контента различные источники, такие как статьи, эссе, книги, новости, видео, аудиозаписи, которые имеют как языковой, так и предметный компонент. Также, можно использовать инновационные методы обучения, такие как проектная работа, проблемное обучение и другие интерактивные методы, что позволяет обучаемым лучше усваивать информацию и закреплять изученные знания и навыки в контексте реальных ситуаций.

Важно, также, учитывать потребности обучаемых при подборе контента. Особое внимание следует уделять уровню знаний языка и культуры стран, где данный язык используется в повседневной жизни. Если необходимо, можно использовать контент, который соответствует разным уровням сложности, чтобы адаптироваться к потребностям разных групп обучаемых.

Итак, использование методики CLIL на среднем и старшем звеньях общеобразовательной школы является эффективным инструментом для развития языковых, предметных и межкультурных компетенций учащихся. Ключевыми факторами успеха при использовании методики CLIL являются правильный подбор контента и учет потребностей обучаемых.


5. Изучение особенностей реализации методики CLIL на практике

Методика CLIL (Content and Language Integrated Learning) является эффективным инструментом для изучения языка и содержания одновременно. Однако, при реализации этой методики на практике могут возникнуть определенные препятствия. В данной главе будет произведен анализ таких препятствий и выявлены стратегии для успешной интеграции методики CLIL в учебный процесс на среднем и старшем звеньях.

5.1. Анализ предстоящих препятствий для реализации методики CLIL

Реализация методики CLIL на практике может столкнуться со следующими препятствиями:

  1. Недостаток языковых компетенций обучаемых и преподавателей. Для успешной реализации методики CLIL необходим уровень языковых знаний, достаточный для освоения предметного материала на языке-цели. Однако, не все обучаемые и преподаватели обладают высоким уровнем языковых компетенций, что может создать препятствия для реализации методики CLIL.
  2. Отсутствие подходящих учебников и материалов. Подбор подходящих учебных материалов для реализации методики CLIL может быть сложным, особенно для нестандартных курсов и предметов. Не всегда есть достаточно материалов на языке-цели, что создает препятствия для реализации методики CLIL.
  3. Низкая поддержка руководства и общественности. Реализация методики CLIL может столкнуться с недостаточной поддержкой руководства школы и общественности. Некоторые родители и участники общества могут быть против использования методики CLIL, особенно если они считают, что это может негативно сказаться на результативности обучения.

5.2. Выявление стратегий для успешной интеграции методики CLIL в учебный процесс на среднем и старшем звеньях

Для успешной реализации методики CLIL на практике можно использовать следующие стратегии:

  1. Привлечение квалифицированных преподавателей с высоким уровнем языковых компетенций. Это позволит обеспечить качественное изучение языка и также освоение предметного материала на языке-цели.
  2. Разработка и использование специально подобранных учебников и материалов на языке-цели. Такие материалы должны отвечать необходимым языковым требованиям и содержательным особенностям предмета.
  3. Проведение педагогических мероприятий для поддержки и привлечения родителей и участников общества. Это поможет показать важность использования методики CLIL для развития языковых и предметных компетенций, а также ознакомить общественность с преимуществами этой методики и способствовать ее поддержке.
  4. Разработка и использование различных инновационных методов обучения для исполнения методики CLIL, таких как проектная работа, проблемное обучение и другие интерактивные методы.
  5. Использование разнообразных методов оценки и контроля качества обучения с учетом особенностей методики CLIL, чтобы обеспечить эффективную реализацию.

Таким образом, при реализации методики CLIL на практике важно учитывать возможные препятствия и использовать соответствующие стратегии, чтобы обеспечить успешную интеграцию методики CLIL в учебный процесс на среднем и старшем звеньях.


6. Рекомендации для преподавателей, которые хотят использовать методику CLIL в своей работе

6.1. Инсайты в процесс интеграции методики CLIL на среднем и старшем звеньях учебного заведения.

Интеграция методики CLIL (Content and Language Integrated Learning) на среднем и старшем звеньях учебного заведения может быть сложным, но в то же время особенно важным процессом. Для реализации методики CLIL на среднем и старшем звеньях учебного заведения следует учитывать следующие инсайты:

  1. Понимание концепции CLIL: Педагоги должны иметь полное понимание концепции и основных принципов методики CLIL, включая интеграцию содержания и языка, использование разнообразных методов обучения и оценки, соответствующих этой методике.
  2. Подготовка преподавателей: Кроме педагогов, которые уже владеют английским языком и владеют достаточным уровнем содержания, которое будет использоваться в качестве модели, образовательное учреждение может провести курсы обучения для всех преподавателей, чтобы гарантировать, что они все имеют необходимые языковые и методические навыки.
  3. Разработка учебных планов: Для интеграции содержания и языка в единую рамку, учебные планы должны быть разработаны с учетом методики CLIL. Кроме того, планы должны учитывать потребности учеников в обеих областях.
  4. Использование разнообразных методов обучения и оценки: Педагоги должны использовать различные методы обучения и оценки, соответствующие концепции методики CLIL, включая групповые задания, проектную деятельность и взаимодействие в режиме реального времени.
  5. Соблюдение баланса между содержанием и языком: Педагогам следует следить за соблюдением баланса между содержанием и языком, а также достаточной подготовкой стратегий коммуникации, чтобы поддержать успешное взаимодействие всех участников процесса.
  6. Оценка и обратная связь: Важно включить в процесс оценки и обратную связь, чтобы учитывать, насколько успешным было внедрение методики CLIL на среднем и старшем звеньях учебного заведения.

Перевод идеи на практику включает непрерывную проверку и повышение качества уровня поддержки и требований, высокий уровень профессионализма преподавателей и их готовность использовать эффективные модели обучения, а также важность укрепления партнерства между учителем и учеником.

6.2. Перспективы будущего развития методики CLIL в среднем и старшем звене.

Методика CLIL (Content and Language Integrated Learning) является актуальной и эффективной стратегией в области образования, которая помогает развивать иностранный язык учащихся наряду с углубленным изучением определенной области знаний. В связи с этим, можно предположить, что методика CLIL будет продолжать развиваться и использоваться в среднем и старшем звене образования в будущем.

Вот несколько перспективных направлений развития методики CLIL в среднем и старшем звене:

  1. Интеграция цифровых технологий: В современном мире цифровая технология имеет все большее значение в педагогике. Методика CLIL может быть дополнена и обогащена использованием цифровых технологий, таких как интерактивные учебники, веб-порталы, онлайн-курсы и другие электронные учебные материалы.
  2. Развитие многоязычия: Методика CLIL может стать инструментом для развития многоязычия, которое является необходимым компонентом в современной международной среде. Перспективным направлением развития методики CLIL является использование нескольких иностранных языков в процессе обучения и интеграция различных культурных контекстов.
  3. Сотрудничество с другими странами: CLIL может стать мостом, который связывает учащихся и преподавателей из разных стран. Обмен идеями и опытом может способствовать развитию более эффективных стратегий обучения и улучшению качества образования в целом.
  4. Развитие метапредметных навыков: Методика CLIL может помочь развивать метапредметные навыки, такие как критическое мышление, самостоятельность, социальную ответственность и другие, что также важно для учащихся будущего.
  5. Адаптация к изменяющимся потребностям рынка труда: Методика CLIL может помочь учащимся освоить специализированные знания и навыки, которые востребованы на рынке труда в различных областях, что может помочь им в будущем.

В целом, методика CLIL имеет большой потенциал для развития и усовершенствования в будущем, и ее использование в среднем и старшем звене образования может оказать значительное влияние на развитие иностранного языка, углубленного изучения и транснационального общения.

6.3 Идеи для проведения уроков с использованием методики CLIL на уроках английского:

  1. Математика: "Exploring Geometry" (Исследование геометрии). Ученики будут изучать такие темы, как геометрические фигуры, углы и симметрия, на английском языке. В конце урока они смогут решить геометрическую задачу на английском языке, используя английские математические термины.
  2. История: "The American Civil War" (Гражданская война в США). Ученики будут изучать исторические факты, связанные с гражданской войной в США, на английском языке. В конце урока они смогут провести дебаты на английском языке, обсуждая ключевые моменты и последствия войны.
  3. География: "Exploring Weather Patterns" (Исследование погодных условий). Ученики будут изучать различные типы погодных условий и их влияние на окружающую среду и животных на английском языке. В конце урока они смогут провести исследование на английском языке, чтобы выяснить, как погода влияет на их окружающую среду.
  4. Биология: "Human Anatomy and Physiology" (Анатомия и физиология человека). Ученики будут изучать основные аспекты анатомии и физиологии человека на английском языке. В конце урока они смогут представить свои исследования на английском языке, обсуждая функции различных систем и органов в организме человека.

7. Заключение

В заключение данной работы, можно сделать вывод, что методика CLIL является эффективным инструментом, способствующим повышению эффективности обучения английскому языку на среднем и старшем звеньях школьного образования. Было проведено исследование, подтверждающее позитивный эффект такой интеграции на различных этапах обучения. Таким образом, цель исследования достигнута, а гипотеза подтверждена.

Необходимость интеграции методики CLIL в учебный процесс на среднем звене вытекает из необходимости развития метапредметных навыков, межкультурной компетенции, а также повышения уровня владения иностранным языком. Однако, для успешной интеграции методики CLIL следует учитывать ряд особенностей и препятствий, таких как подбор контента, учет потребностей учащихся и квалификации преподавателей, использование соответствующих методов обучения и оценки.

Вышеуказанные выводы подтверждают значимость методики CLIL для повышения качества обучения английскому языку на среднем и старшем звеньях общеобразовательной школы. Для достижения этой цели необходимо поддерживать учителей в их работе и создавать благоприятные условия для использования методики CLIL в учебном процессе.


8. Список использованной литературы:

  1. Marsh, D. (1994). Bilingual Education & Content and Language Integrated Learning. In J. Charles Alderson & A. Beretta (Eds.), Language testing in the 1990s: The communicative legacy. Cambridge: Cambridge University Press. https://www.cambridge.org/core/books/language-testing-in-the-1990s/bilingual-education-and-contentand-languageintegrated-learning/30B47B6FDCFB24FD0567118C2B52B28E
  2.  "Estudio de impacto de la metodología AICLE en la adquisición de Inglés en Educación Secundaria", Sánchez Prieto, L. et al. (2012): https://www.educa.jccm.es/es/destacadosportada/destacadosportada/estudio-impacto-metodologia-aicle-adquisicion-ingles-educacion
  3. Content and Language Integrated Learning (CLIL): Research perspectives on policy and practice", Coyle, D. et al. (2010): https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2010.00274/full


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ с целью эффективности обучения английскому языку

        Высокая мотивация к изучению английского языка  у детей начальных классов заставляет меня постоянно находиться в поиске новых образовательных техноло...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ. Актуальность темы «История освоения космоса» среди учащихся среднего и старшего звена школы. 7 класс.

Работу выполнил: Старостов Алексей Дмитриевич, уч-к 7 «Б» класса  , 12 летРуководители: Першина Ольга Владимировна, учитель биологии. Старостов Дмитрий Сергеевич, 35 лет....

Content and Language Integrated Learning

Content and Language Integrated Learning...

Content and Language Integrated Learning

Краткая информация о методике преподавания предметно-языкового интегрированного обучения CLIL...

Content and Language Integrated Learning , CLIL (предметно-языковое интегрированное обучение).

Урок английского языка по методике предметно-языкового интегрированного обучения....

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ» (CLIL – CONTENT AND LANGUAGE INTEGRATED LEARNING) ПРИ СОЗДАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ» (CLIL – CONTENT AND LANGUAGE INTEGRATED LEARNING) ПРИ СОЗДАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ...

Методы обучения английскому языку детей с ОВЗ в средних и старших классах

Выступление  на РМО учителей  иностранных языков...