Использование проектной технологии на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности как действенный способ работы с краеведческим материалом
статья по английскому языку
Статья предназначена для учителей иностранных языков, для студентов педагогических университетов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование проектной технологии на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности как действенный способ работы с краеведческим материалом
1. Краеведение как средство мотивации, обучения и воспитания, учащихся на занятиях иностранного языка.
Введение учащихся в мир родной и иноязычной культуры способствует развитию мышления учащихся средствами языка. Учащиеся через различия начинают осознавать свою национальную картину мира, видеть отличия от иной картины мира, понимать ее; кроме того, учащиеся учатся быть толерантными к чужой картине мира.
Процесс становления личности, формирование мировоззрения и культурного развитие учащихся происходит при расширении кругозора учащихся о родной культуре, традициях, обычаях, ритуалах, истории и быте своей страны и своего региона.
Попытка обратиться к изучению различных культур особенно важна сейчас, когда смешение народов, языков, культур достигло невиданного размаха и, как никогда остро, встала проблема воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения интереса и уважения к ним, преодоления в себе чувства раздражения от избыточности, недостаточности или просто непохожести других культур. Именно этим вызвано всеобщее внимание к вопросам межкультурной, международной коммуникации.
Необходимо помнить о значении краеведения в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине - это любовь к своему родному дому, городу, селу. А для того чтобы полюбить свой край, нужно его хорошо знать.
Учащиеся лучше и глубже осознают свою культуру, анализируя и сравнивая, они совместно решают важные общечеловеческие проблемы, ориентированные на усвоение общечеловеческих ценностей. Это вызывает осознание причастности к событиям, происходящим в мире, взаимопонимание, уважительное и терпимое отношение к различиям между людьми и культурами.
История родного края связана с историей России, история России – с историей мира. Какая-то информация ребятам уже известна из курса истории, географии, биологии, что существенно дополняет содержательную сторону речи. С другой стороны, превалирование в учебниках текстов об англоязычных странах ведет к односторонности в обучении. Учитывая проблему мотивации к обучению иностранному языку, тексты должны быть действительно интересны, тогда проявляют интерес и включаются в работу даже очень слабые ученики.
Человек должен знать культуру и историю своего края, чтобы вести разговор на равных. Многие учителя-практики считают, что краеведческий материал приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся и позволяет им оперировать в учебной беседе сведениями и фактами из своей жизни, способствует формированию и закреплению у них навыков общения на изучаемом языке.
Опираясь на присущий детям интерес и любовь к природе, к родному городу, селу, краеведение помогает воспитывать у них стремление жить и работать в своем крае. Краеведческий материал представляется учащимся различными способами и связывается с научными знаниями. Применение его в системе преподавания как познавательного процесса играет действенную роль в методике преподавания, в нравственном и эстетическом воспитании учащихся, в формировании чувств патриотизма, национальной гордости, любви к родному краю, в развитии их самостоятельности.
Использование местного и регионального материала при обучении иностранным языкам расширяет кругозор учащихся, развивает их познавательный интерес и является одним из средств повышения уровня положительной мотивации учения.
Использование краеведческого материала дает возможность учащимся работать самостоятельно, искать фотографии, картины и информацию в Интернете и посещать музеи. Кроме этого, учащиеся общаются с жителями старшего поколения, это общение имеет ценный воспитательный потенциал. Именно самостоятельность в учении является важным образовательным фактором в условиях современной модернизации общества. В итоге учащиеся создают свои проекты, защищают их, выражают свои идеи.
Краеведение позволяет значительно расширить и углубить знания и представления об окружающем мире, приобрести умения осуществлять краеведческие и иные исследования. Учащимся предоставляется возможность получить и развить практические навыки самоорганизации и самоуправления, общественной активности и дисциплины.
Краеведение как дидактическое средство в процессе обучения языку и культуре позволяет говорить о неразрывной связи процессов обучения и воспитания.
2. Проектная технология в обучении иностранному языку
Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. В последние годы эта технология все более широкое распространение находит и в обучении иностранным языкам.
Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.
Что же представляет собой проектная методика обучения английскому языку в средней школе?
Применительно к уроку иностранного языка, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
Главные цели введения в школьную практику метода проектов:
1. Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.
2. Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.
3. Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку.
4. Подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.
Отличительная черта проектной методики – особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:
- Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран.
- Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
- Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки
Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, приобщения к новой культуре. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:
Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.
Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.
В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это особенно важно, например, при подборе картинок для коллажей и другой работе подобного рода. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие – целый урок, поэтому в классе желательно также держать старые журналы, ножницы, клей. Третья рекомендация еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества
Проект осуществляется по определенной схеме:
1. Подготовка к проекту
Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:
– предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;
– выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.
2. Организация участников проекта
Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
3. Выполнение проекта
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
4. Презентация проекта
Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. Проектные задания тщательно градуируются, с тем, чтобы учащиеся могли выполнять их на английском языке. Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик.
5. Подведение итогов проектной работы.
Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.
Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны выполнять презентации, видеоролики, писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, в Интернете, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки и даже самостоятельно делать записи на аудиокассету. И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать или умело пользоваться Интернет – ресурсами.
Интеграция регионального компонента в изучение иностранного языка может осуществляться по двум направлениям:
– включение краеведческой информации из разных предметных областей (истории, географии, литературы, искусства и т. д.) в программу изучения иностранного языка;
– творческое переосмысление полученной краеведческой информации, умение конкретизировать и анализировать исторические и современные тенденции развития края.
Краеведение может стать прекрасным объектом проектно-исследовательской деятельности учащихся по иностранному языку.
Предметное содержание речи, отраженное в образовательной программе по иностранному языку, таково, что учитель может использовать краеведческую информацию при изучении практически любой темы, так как краеведение многогранно по своему содержанию: Географическое положение. Природа. Климат. Население. Населенные пункты. История области. Памятные места на карте. Исторические и культурные памятники. – Экономика. Промышленность. Сельское хозяйство. – Экологические проблемы региона. – Образование. – Средства массовой информации. – Спорт. – Отдых и досуг. Туристические достопримечательности региона. – Культура. Литература. Изобразительное искусство. Театры. Музеи. – Известные люди.
Включение регионального компонента в процесс обучения возможно через организацию различных форм работы:
– выпуск газет и постеров;
– устный журнал;
– инсценировка;
– проведение экскурсий, в т. ч. виртуальных;
– выпуск туристических путеводителей;
– подготовка мультимедийной презентации;
– создание видеофильмов и рекламных роликов;
– исследовательская работа;
– создание веб-квестов.
Указанные формы работы имеют большую практическую направленность, позволяют сочетать самостоятельную индивидуальную работу с групповой и коллективной. Необходимо обучать школьников умению извлекать и применять на уроке иностранного языка информацию, получаемую при изучении географии, истории, обществознания, литературы, биологии и других предметов. В процессе работы над краеведческим материалом обучающиеся могут заниматься поиском фотографий, письменных документов, информации в сети Интернет, посещать местные музеи и достопримечательности, общаться с представителями старшего поколения с целью получения знаний об истории родного края, знаменитых земляках. Результаты работы по краеведению на иностранном языке могут быть представлены в классе, учебном заведении, могут быть адресованы родителям, публиковаться в печати и т. д. Таким образом, использование краеведения является важной частью процесса обучения иностранному языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/01/picture-261407-1370055807.jpg)
Использование технологий Web 2.0 на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности
автор работы: Полосина Ирина Викторовна...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/14/picture-314500-1384428571.jpg)
Использование проектной методики на уроках иностранного языка в начальной школе как способа развития универсальных учебных действий обучающихся.
Сегодня мы живем в мире, который стремительно меняется, повсеместно идет обновление научных знаний, технологий и технических систем. Меняется смысл и значение образования. В этих условиях школа отходи...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/21/picture-408938-1392926668.jpg)
Использование технологий Web 2.0 на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности
В статье представлен материал о возможностях использования технологийй веб 2.0 в школе(работа на платформе WIKI)...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/22/picture-518907-1634922637.jpg)
Обобщение опыта по теме "Технология использования проектной методики на уроках иностранного языка"
В данном докладе представлен материал о том. то такое проектная методика. какие этапы работы она включает в себя. А также даётся полное описание всех особеннсттей и хараткеристик данного этапа создани...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/27/picture-675145-1443378052.jpg)
Учебный проект как способ развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности.
в статье рассматриваются проблемы организация работы над учебным проектом в школе, приводтся примеры проектов, выполненных учащимися по УМК «Английский в фокусе». Ваулина Юлия Евгеньевна, Дули Дженни,...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/30/picture-1048043-1532980230.jpg)
Использование дополнительного материала краеведческого характера на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности
Ещё студенткой я решила провести исследование и выяснить степень повышения мотивации к изучению языка при использование краеведческой информации на уроке иностранного языка и во внеурочное время...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/17/picture-1097055-1602947059.jpg)
«Использование проектных технологий на уроках иностранного языка»
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...