ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ДОСТОИНСТВА, НЕДОСТАТКИ
электронный образовательный ресурс по английскому языку (10 класс)

Дегтярь Евгения Сергеевна

Статья для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_elektronnyh_obrazovatelnyh.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ:

ДОСТОИНСТВА, НЕДОСТАТКИ

Дегтярь Е.С.

МБОУ Лицей 165

Интенсивное развитие информационных технологий и внедрение их в

систему образования наложили отпечаток на развитие личности современного

ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник»

вводится дополнительный компонент – компьютер, а в школьное сознание –

компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации

образования является использование информационных технологий в

образовательных дисциплинах.

Модернизация школьного образования предполагает, прежде всего,

обновление и совершенствование его содержания. Поэтому особое внимание

уделяется созданию условий для развития творческого личностного

потенциала учащихся и расширения возможностей углублённого образования,

в том числе и языкового.

На данный момент информационные технологии, к примеру, электронные

образовательные ресурсы (ЭОР) значительно расширяют возможности не

только педагогов и специалистов в сфере образования, но и родителей.

Возможности применения различных электронных образовательных

ресурсов, в частности на уроках английского языка, позволяют наиболее

полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. В отличие от

обычных технических средств обучения ЭОР позволяют не только насытить

ребенка большим количеством готовых, строго отобранных,

соответствующим образом организованных знаний, но и развивать

интеллектуальные, творческие способности, а также развивать умение

самостоятельно приобретать новые знания.

Электронные образовательные ресурсы становятся неотъемлемой частью

современного урока. ЭОР оказывают помощь в изучении английского языка,

так как их применение создает уникальную возможность для учащихся по

данному предмету пользоваться аутентичными текстами, аудиозаписями,

разнообразными тестами и др. игровыми и интерактивными заданиями, таким

образом, создавая естественную языковую среду.

Электронный образовательный ресурс – это совокупность программных

средств, информационных, технических, нормативных и методических

материалов, полнотекстовых электронных изданий, включая аудио и

видеоматериалы, иллюстративные материалы и каталоги электронных

библиотек, размещенные на компьютерных носителях и/или в сети Интернет

[1].

Применяя ЭОР на уроках иностранного языка учителю необходимо

учитывать как достоинства, так и недостатки ЭОР.

К достоинствам ЭОР можно отнести:

 наглядное предъявление информации дает больше возможностей для

эффективного усвоения материала. Психолого-педагогические исследования

показали, что эффективность обучения напрямую зависит от степени

активизации всех органов чувств, а средства мультимедиа предполагают

комбинированное воздействие на органы чувств человека одновременно.

Различное представление информации дает возможность усваивать

представленный материал, что способствует активизации познавательной

деятельности и формированию инновационного мышления;

 интерактивная и игровая формы представления информации

значительно влияют на повышение интереса учащихся к изучению

английского языка;

 применение ЭОР позволяет соблюдать принципы индивидуализации и

дифференциации на уроках английского языка, что позволяет учителю

организовать учебный процесс с максимальной эффективностью, как для

слабоуспевающих, так и для высокомотивированных учащихся;

 сетевое распространение ЭОР способствует его использованию, как на

уроках, так и дома. Данный аспект дает возможность ученику при закреплении

материала неоднократно повторять выполнение задания, что позволяет

учащимся с низкой успеваемостью по английскому языку приобрести

уверенность в своих силах;

 возможность моделирования различных коммуникативных процессов,

ситуаций по предмету;

 учащиеся имеют возможность с помощью ЭОР расширить свои знания

и самостоятельно найти сведения не входящие в рамки школьной программы;

 удобство поиска информации;

 открытость для внесения новых данных;

 компактность хранения данных.

Анализируя данный вопрос необходимо выделить ряд недостатков

использования электронных ресурсов:

 интенсивное применение ЭОР на уроках иностранного языка может

привести к информационному перенасыщению учебного процесса,

следствием чего может являться низкая успеваемость учащихся;

 в случае несоблюдения временных норм использования компьютера, а

значит и ЭОР, на уроках английского языка ведет к быстрой утомляемости

учеников, что способствует развитию различных заболеваний;

 технологизация учебного процесса способствует формированию

излишнего индивидуализма, следовательно, разрушению целостности

личности [4];

 формирование дополнительной когнитивной нагрузки. Когнитивная

нагрузка – количество мыслительной памяти, необходимой пользователю для

достижения цели [3]. Работа учащихся с связанными страницами предполагает

выполнение одновременного ряда действий: ученику необходимо усваивать

прочитанный материал, а затем держать в памяти логическую цепочку

рассуждений при переходе от одной ссылки к другой. В результате чего

происходит расширение контекста решаемой задачи [2];

 наличие многочисленных, в особенности, нецелесообразных

гиперссылок в ЭОР ведет к тому, что учащийся может отклониться от

образовательной траектории, таким образом, возникает проблема

структурирования информации с позиций эргономики;

 проблема квалифицированно подготовленных кадров, способных

качественно согласно требованиям учебно-образовательных программ

проводить обучение с использованием ЭОР;

 проблема авторского права.

В заключении необходимо сказать, что электронные образовательные

ресурсы являются неизменным компонентом информационно-

образовательной среды. Внедрение ЭОР на уроках английского языка

способствует развитию творческих возможностей учащихся, приводит к

деловому сотрудничеству учителя с учениками, предоставляет большие

возможности и перспективы для самостоятельной творческой и

исследовательской деятельности. Несмотря на перечисленные преимущества

электронных образовательных ресурсов, не стоит забывать о возможном

перенасыщении учебного процесса, способствующем понижению восприятия

и усвоения учебного материала. Таким образом, только совместное

использование как традиционных, так и электронных образовательных

средств обучения поможет привести к максимальному результату в обучении

иностранному языку.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. «Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия» [Электронный ресурс] /

Электронный образовательный ресурс. – Режим доступа :

2. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании : учебное

пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Г. Захарова. – М. :

Издательский центр «Академия», 2003. С. 127 –134.

3. Крез Р., Робертс Р. Иностранный для взрослых / Р. Крез, Р. Робертс. – М.

: «Альпина Паблишер», 2017.

4. Ратнер, Ф. Л. Разработка электронных образовательных ресурсов :

зарубежный опыт : учеб.-метод. пособие по направлению «Электронные

образовательные ресурсы» / Ф. Л. Ратнер. – Казань : КГУ, 2008. – 106 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения иностранному языку.

Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения иноязычной культуры. Механизмом или средством,...

Статья "Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения химии"

Статья освещает достоинства и недостатки использования ЭОР  в процессе обучения химии...

Статья «Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучение и воспитание детей с ОВЗ»

Часто  педагоги и родители сталкиваются такой проблемой как с нежеланием учеников учиться, в связи с этим, на первый план выходит развивающая функция образования, развитие и становление личности ...

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучение и воспитание детей с ОВЗ

Часто  педагоги и родители сталкиваются такой проблемой как с нежеланием учеников учиться, в связи с этим, на первый план выходит развивающая функция образования, развитие и становление личности ...