«Деловая игра как средство обучения британским нормам вежливости» авторская программа
методическая разработка по английскому языку (10 класс)

Медведева Екатерина Николаевна

Содержание программы и авторского комплекса упражнений направлены на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта по организации внеурочной деятельности обучающихся старших классов, соответствует возрастным особенностям учащихся данного возраста и отвечает требованиям, предъявляемым к данным видам методических разработок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Россоши

Россошанского муниципального района Воронежской области

   Авторская программа

«Деловая игра как средство обучения британским нормам вежливости»

Составитель: Медведева Екатерина Николаевна,

учитель английского языка,

ВКК

г. Россошь

2021 г.

 

Пояснительная записка

Программа по английскому языку  на уровне среднего общего образования разработана на основе ФГОС СОО, расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися на уроках английского языка, нацелена на подготовку школьников к успешному участию в олимпиадах, творческих конкурсах, развитию социокультурных знаний о странах изучаемого языка.

Содержание программы и авторского комплекса упражнений направлены на реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта по организации внеурочной деятельности обучающихся старших классов, соответствует возрастным особенностям учащихся данного возраста и отвечает требованиям, предъявляемым к данным видам методических разработок.

Основная цель: формирование у учащихся навыков свободного языкового самовыражения, развития коммуникативной компетенции.

Цель раскрывается в единстве воспитательного, развивающего и образовательного компонентов.

Воспитательный компонент:

  • формирование у учащихся уважения и интереса к культуре стран изучаемого языка;
  • воспитание кyльтуры общения;
  • поддержание интереса к учению и формирование познавательной активности;
  • воспитание потребности в практическом использовании языка в различных сферах дeятельности.

Развивающий компонент цели предусматривает развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, чувств и эмоций школьников, готовность их к кoммуникации и, в целом, гуманитарное и гуманистическоe развитие личности ученика.

Образовательный компонент цели выражаeтся в рaсширении эрудиции учащихся, их лингвистического, филологического и oбщего кругозора.

В основе программы лежат следующие методические принципы:

 интеграция основных речевых умений и навыков;

 последовательное развитие основных речевых умений и навыков;

 коммуникативная направленность заданий;

 применение полученных знаний на практике;

 соответствие тем и материалов курса возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.

Формы проведения занятий:

- групповые занятия;

- работа в парах;

- индивидуальная самостоятельная работа

-тестирование

-видеолекции

Планируемые результаты программы «Деловая игра как средство обучения британским нормам вежливости»

   Данная программа предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных организаций и рассчитана на 1 час в неделю в каждом классе. Программа базируется на таких методологических принципах, как коммуникативная направленность всего процесса обучения, интегрированное обучение всем видам речевой деятельности, деятельностный характер процесса обучения, личностно‐ориентированный подход к изучению иностранного языка, использование всех видов наглядности, максимальная повторяемость материала, постепенное усвоение языкового материала учащимися.

Программа имеет общеинтеллектуальную направленность и является практико-ориентированной с элементами анализа и самоанализа учебной деятельности учащихся.

Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

А. В коммуникативной сфере (т.е. владении иностранным языком как средством общения):

В говорении:

-строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики;

-описывать картинку/ фото с опорой или без опоры на ключевые слова/ план/ вопросы;

-сравнивать картинки между собой

В аудировании:

- воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;

- воспринимать на слух и понимать аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию;

- воспринимать на слух и понимать прослушанный текст, устанавливая логические связи внутри и между предложениями;

В чтении:

- читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием содержания в полном объеме;

- читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), уметь оценивать полученную информацию;

- читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации.

- делать выводы из прочитанного текста;

- понимать логические связи внутри и между частями текста;

- уметь подбирать нужную стратегию в зависимости от цели чтения;

Языковая компетенция:

- распознавать и употреблять в речи значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);

- знать способы словообразования;

- понимать и использовать явления многозначности слов иностранного языка: синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;

- знать признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, страдательного залога, коммуникативных типов предложений и порядка слов в них, согласования времен и косвенной речи, условных предложений);

Социокультурная компетенция:

- знать национально-культурные особенности речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применять эти знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

- распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные нормы речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;

- знакомиться с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;

- понимать роли владения иностранными языками в современном мире.

Компенсаторная компетенция – умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.

Б. В познавательной сфере:

- уметь сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;

- владеть приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);

- уметь действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах заданной темы;

- уметь осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;

- владеть способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.

В. В ценностно-ориентационной сфере:

- иметь представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;

- иметь представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознавать место и роль родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;

- приобщаться к ценностям мировой культуры через источники информации на иностранном языке;

Г. В эстетической сфере:

- владеть элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;

Д. В трудовой сфере:

- умение рационально планировать;

- умение работать в соответствии с намеченным планом.

Личностными результатами являются:

- формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных  культур;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебной, творческой и других видах деятельности;

- формирование мотивации изучения иностранных языков и стремления к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;

- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;

- стремление к совершенствованию речевой культуры в целом;

- формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;

Метапредметными результатами являются:

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий и классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

- умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической речью;

- развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;

- развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации.

Содержание программы

I. Специфика применение деловых игр при обучении британским нормам вежливости в межкультурном общении

  

Обучение британским нормам вежливости является неотъемлемой частью формирования социокультурной компетенции у обучающихся иноязычному общению. Анализ ФГОС СОО позволил нам сделать вывод о ее значительной роли социокультурной компетенции при обучении английскому языку.

Что касается непосредственно обучения британским нормам вежливости, то они занимают свое значимое место при формировании социокультурной компетенции. Это связано с тем, что соблюдение норм вежливости в англоязычной культуре является необходимым условием для того, чтобы состоялась эффективная коммуникация. Несмотря на наличие значительного количества универсалий в категории вежливости вообще, специфические черты именно британских норм вежливости чрезвычайно важны для овладения навыками иноязычной коммуникативной компетенции.

В целом можно сказать, что вежливость связана с восприятием речевого поведения участника коммуникации как правильного или неправильного, уместного или неуместного. Для трактовки речевого поведения в таком ракурсе необходимо учитывать ряд факторов общения, таких как социальный статус коммуникантов, ситуация общения, потребность в общении как таковом.

Для того, чтобы учащиеся овладели нормами британской вежливости им необходимо усвоить ряд различных стандартных языковых и речевых средств выражения вежливости в современном английском языке. Ими являются средства выражения просьбы, извинения, приглашения и благодарности. Эффективным средством обучения британским нормам вежливости является деловая игра, как форма квазипрофессиональной деятельности, которая создает условия для моделирования системы отношений, характерной для ситуация реального общения.  Таким образом, деловая игра является эффективным способом организации учебной деятельности, направленной на решения определенных практических задач.

Разработка деловой игры должна учитывать ряд практических и психолого-педагогических принципов, сама игра обычно имеет ряд этапов, включающих в себя подготовительный этап, этап проведения игры и этап рефлексии. Деловая игра, используемая при обучении британским нормам вежливости, имеет ряд преимуществ перед другими способами обучения данному аспекту, а именно деловая игра повышает мотивацию, способствует формированию навыка самостоятельной деятельности, развивает уверенность обучающихся, способствует приобретению знаний о культуре страны изучаемого языка.  

II.Методика обучения британским нормам вежливости с использованием деловых игр на уроке английского языка в средней школе

Вежливость является многогранным понятием и обучение вежливости учеников должно происходить поэтапно. На наш взгляд целесообразным является обучать вежливости, принимая во внимание наличие таких ее основных компонентов как просьба (Request), извинение (Apologizing), приглашение (Invitation) и благодарность (Gratitude).

Для обучения разным аспектам вежливости более эффективно использовать различные деловые игры. В данном пункте нашей работы нами будут рассмотрены деловые игры, применяемые при обучении таким аспектам британской вежливости как просьба (Request), извинение (Apologizing), приглашение (Invitation) и благодарность (Gratitude).

Обучение каждому отдельному аспекту британской вежливости должно проходить с соблюдением всех необходимых этапов, описанных в предыдущей главе данной работы. Этапы обязательно должны включать в себя подготовительный этап, этап деловой игры и может также включать этап рефлексии, хотя последний может быть интегрирован непосредственно в деловую игру.

С точки зрения типологии деловых игр для обучения британским нормам вежливости наиболее подходящими на наш взгляд являются свободные ситуативно-ролевые игры. Деловые игры, в которых акцент делается на ролевое исполнение, часто называют также ролевыми, они   могут проходить как с ограничением времени, так и без, но конечной целью таких игр является нахождение пути решения проблемы и закрепление определенных навыков участников. Кроме того, деловые игры, применяемые при обучении британским нормам вежливости могут включать элементы имитации и дискуссии.

Для обучения такому аспекту британской вежливости как Invitation (Приглашение), мы предлагаем следующий комплекс заданий, состоящий из подготовительного этапа и непосредственно этапа деловой игры. Деловая игра из основного этапа представлена в двух вариантах. Первый вариант игры называется Субботние приглашения (Saturday Suggestions), второй – Извините, но я не смогу (I am sorry, I can’t). В подготовительный этап также включена мини игра, направленная на подготовку к основному этапу.

Первый этап обучения является подготовительным. На начальной стадии работы с данным аспектом обучающимся предлагается прослушать диалог между тремя участниками, выполнить задания на понимание текста и выявить в нем примеры вежливых фраз, применяемых для выражения просьбы. Далее представлен транскрипт данного задания, в котором курсивом выделены фразы, которые необходимо выделить ученикам. Ученикам предлагается прослушать текст, в котором трое коллег обсуждают планы на выходные. Далее ученики отвечают на вопросы, направленные на понимание прослушанного. Кроме того, с целью проверки понимания ученики выполняют задания на выявление ложных или истинных утверждений (True or False). После прослушивания и проверки понимания обучающиеся читают диалог и отмечают фразы, которые используются при приглашении

Следующим шагом является выполнение обучающимися языковых упражнений на заполнение пропусков, восстановление порядка слов в предложении, сопоставление вопроса и ответа. Данные упражнения являются языковыми и направлены на отработку языкового материала, лексического и грамматического, который используется для выражения вежливого приглашения. На данном этапе формирования навыка ведется работа над таким его аспектом как автоматизированность, которая достигается посредством восприятия единицы в контексте, осознания ее значения, имитативного использования.

В процессе формирования навыков британской вежливости необходимо обеспечить условия профилактики типичных ошибок, которые учитель может спрогнозировать и помочь учащимся избежать их. Для этого необходимо следовать определенным принципам автоматизации навыка. Во-первых, важно помнить, что для достижения автоматизации в полном объеме необходим ряд упражнений, что обеспечит разнообразие обстоятельств автоматизации. Такой подход также способствует формированию гибкости навыка, что возможно только когда учащимся было предоставлено достаточное количество материала для отработки и достаточное количество разнообразных ситуаций.

Учителю необходимо использовать различные операционные средства, которые организованы в условно речевые упражнения. Так, следующее упражнение, предлагаемое учащимся, направлено на выполнение речевой задачи (пригласить партнера по общению выполнить определенное действие: пойти в кафе, заказать еду, и т.п), оно является ситуативным, обеспечивает направленность сознания учащихся на цель и содержание высказывания. Данное упражнение также моделирует речевое общение с применением коммуникативно ценных фраз, обладающих достаточным уровнем достоверности. Кроме того, данное упражнение, в отличие от предыдущих, представляет собой диалог, а значит обладает тематической и коммуникативной связанностью материала. В то же время ученик имеет в наличие заданные языковые средства из упражнения 5 (Приложение), которые отличаются простотой и краткостью с одной стороны, и вариативностью – с другой. Важно отметить, что в данной ситуации вариативность не должна пониматься как факультативное применение речевых средств: упор должен делаться не на употребление средств выражения британской вежливости по желанию, а по необходимости, продиктованной ситуацией общения.  

Далее учащиеся выполняют условно речевые упражнения, в которых им требуется выбрать из прослушанного текста формулы приглашения и сопоставить их с героями диалога, распределить формулы по степени выраженности эмоциональной окраски. Кроме того, обучающиеся выполняют задания на имитацию интонации, на подбор подходящих речевых клише для выражения приглашения в различных типовых ситуациях.

Далее, учащимся предлагается продолжить отработку речевых формул, выражающих приглашение при помощи настольной игры. Данная настольная игра представлена в Приложении. Суть настольной игры заключается в следующем. Учащиеся видят перед собой поле, состоящее из ряда клеточек (шагов). На каждом шаге располагается картинка, по содержанию который ученики должны выразить приглашение к действию, применяя лексико-грамматические конструкции для выражения британских норм вежливости. Ученики получают фишки, число которых должно соответствовать количеству игроков. Если в группе более 6 человек, то необходимо поделить их на команды. В таком случае каждая команда получает свое игровое поле, набор фишек и кубик. Учащиеся по очереди бросают кубик и передвигают фишку на соответствующее поле. Если ученик смог правильно выразить приглашение к действию, так, чтобы оно, с одной стороны, было корректно оформлено, а с другой – соответствовало тематике картинки, то он оставляет свою фишку на этом поле. Если же в его высказывании были значительные (затрудняющие понимание) ошибки оформления высказывания или оно не соответствовало тематике, то ему необходимо сделать штрафной шаг назад (вернуться на то же количество шагов, которое выпало у него на кубике). На усмотрение учителя и в зависимости от уровня класса возможно давать ученикам несколько попыток на то, чтобы дать правильный ответ. Такой подход может быть необходим для сохранения комфортной игровой обстановки в  «слабых» классах.

По окончании подготовительного этапа учащиеся должны накопить достаточный запас лексико-грамматических средств выражения британских норм вежливости, которые на этапе проведения деловой игры, они смогут применить и вывести в речь.

Выполнив упражнения, направленные на подготовку к непосредственно самой деловой игре, обучающиеся переходят к основному этапу. В данном комплексе упражнений нами предлагается первый вариант деловой игры под названием Субботние приглашения (Saturday Suggestions), рассчитанный на работу в группах по 3-4 человека.

Цель деловой игры Saturday Suggestions - отработка навыка приглашения к совместному действию. Время, на которое рассчитана игра составляет примерно 15-20 мин.

Для проведения данной деловой игры необходим следующий инвентарь: набор карточек-ситуаций, набор карточек-ролей. В начале игры необходимо разделить участников на группы по 3-4 человека. Раздать каждой группе набор карточек с описанием ситуаций. Каждому индивидуально выдать карточку с описанием его роли. Всего таких ролей должно быть 3-4, в зависимости от количества участников в группе. Карточки с описанием роли содержат информацию о том, чем хотят или не хотят заниматься персонажи игры.

Далее, необходимо объяснить участникам сюжет. Сегодня суббота и все они сидят дома и скучают. Цель деловой игры обсудить возможные варианты, приглашая друг друга к совместной деятельности. Финальное решение должно соответствовать двум критериям. Во-первых, устраивать всех участников (см. карточку с описанием роли) и соответствовать карточке с ситуацией, которая была выдана в начале игры всей команде.

Придя к совместному решению по первой ситуации, группа участников получает вторую карточку ситуация и игра начинается снова. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все карточки-ситуации или не выйдет отведенное на нее время.

Пример карточки-ситуации:  It's a lovely Saturday afternoon. Your business partners are all bored at the hotel and want to go out. Suggest somewhere to go.

Пример карточки роли:  

Your business partners want to…

eat Indian food

visit Chloe

visit the local market

go to the  zoo

play board games

go to the beach

eat Japanese food

Your business partners don't want to…

play golf

go to the swimming pool

visit Julia and Cora

take selfies

listen to the opera

eat Mexican food

eat Thai food

go to a cafe

watch baseball at the stadium

С полным текстом заданий можно ознакомиться в Приложении № 2.

Второй вариант деловой игры, направленный на формирование навыка выражения приглашения, как компонента британской вежливости, называется Извините, но я не смогу (I am sorry, I can’t). Цель данной деловой игры состоит в отработке навыка выражения приглашения как компонента британской вежливости и вежливого отказа и  извинения. Данная игра проводится в группах по 7-10 человек.

Инвентарь, который потребуется для проведения данной деловой игры представляет собой карточки-памятки с необходимым языковым материалом и карточки с названиями действий. В начале игры участники садятся в круг и по очереди берут карточку, на которой написано название действия, к совместному выполнению которого нужно пригласить коллегу по работе - следующего участника по кругу. Следующий участник должен постараться отказаться, придумав логичную причину. Одну и ту же причину для отказа применять дважды нельзя. Если у следующего участника получается придумать причину для отказа, то он забирает себе карточку. Если нет, то карточка переходит следующему по кругу вместе с приглашением от первого участника. Тот участник, кто сможет придумать причину, забирает себе карточку. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся карточки или пока не выйдет отведенное для игры время. Цель игры набрать как можно больше карточек.         Пример карточки-ситуации:

Go to the  pub after work

Watch a film on Saturday

Have lunch with business partners

С остальными карточками можно ознакомиться в приложении № 2 к данной работе.

Следующим аспектом британских норм вежливости не менее важным для освоения учащимися, чем приглашение, является просьба (Request). Этапы работы с данным аспектом также включают в себя подготовку и два варианта деловой игры,  Просьбы в отеле (Hotel Requests) и Помогите мне (Help Me Out).

В начале подготовительного этапа старшеклассники знакомятся с примером контекста, в котором реализуются британские нормы вежливости, связанные с выражением просьбы. Ученики слушают диалог, выполняют задания на понимание контекста в виде True or False. Далее, их задачей является заполнить пропуски в диалоги. Данное упражнение направлено на презентацию речевых формул, выражающих просьбу.

Для лучшего запоминания речевых формул учащиеся выполняют еще ряд заданий на подстановку, сопоставление и восстановление порядка слов в предложении. Например: Look at some extracts from the conversation. Can you remember any of the missing words? Listen and check.

  1. Do you ________________        if  I join you?

Of        ______ not. Come on, sit down

  1. Is it         ____if we change our plans a bit this week?  Er...sure.

Далее учащиеся выполняют условно речевые упражнения, в которых им требуется ответить на вопросы по употреблению речевых формул просьбы. Кроме того, обучающиеся выполняют задания на имитацию интонации, на подбор подходящих речевых клише для выражения просьбы в различных типовых ситуациях. Можно предложить также выполнить речевое упражнение, направленное не только на выбор самой речевой формулы, но и на более широкое развертывание контекста.

Следующее упражнение направлено на развитие критического мышления. Учащимся необходимо сделать выводы, основанные н материале из предыдущих упражнений. Такой подход является достаточно эффективным, т.к. ученик в данной ситуации является не просто реципиентом знания, но и участвует в процессе его продуцирования. С другой стороны, необходимо помнить о роли учителя при выполнении упражнений, направленных на формирование самостоятельного вывода. Учитель принимает непосредственное участие в процессе, но вместо того, чтобы давать готовый ответ, постепенно подводит к нему учеников.

Ex. 3 Look at the highlighted phrases in c and answer the questions.

  1. How do you respond to Do you mind if...?and Would you mind...? when you mean OK, no problem?
  2. Which two forms of request should you use if you want to be very polite or are asking a very big favour?

Одним из видов упражнений, эффективных на подготовительном этапе, являются упражнения, направленные на отработку произносительной и интонационной стороны речи, например: listen and repeat the highlighted phrases. Copy the rhythm and intonation. Practice the conversations in c with a partner.

Ученикам предлагается прослушать фразы. Предваряющее прослушивание однотипных фраз способствует зарождению динамического стереотипа. Кроме того, необходимо, чтобы слушанье сопровождалось внутренним проговариванием, поскольку это также необходимо для укрепления динамического стереотипа и, в конце концов, для формирования навыка выражения британских норм вежливости при межкультурном общении. Кроме того, в этом упражнении ученики имитируют короткие отрезки речи. Имитация на данном этапе является полностью осознанной. Осознанность имитации была достигнута рядом упражнений, выполненных ранее. Очевидно, что осмысленная имитация является более эффективной, чем «слепая» имитация для достижения конечной цели, формирования навыка британской вежливости при межкультурном общении.

В следующем упражнении учащимся предлагается ряд ситуаций, в которых необходимо выразить просьбу, с соблюдением норм британской вежливости. Учащиеся должны проанализировать саму ситуацию, продумать ее детали, представить участников общения. Такой подход способствует повышению осознанности при последующей отработке навыка выражения британской вежливости, например: Look at the verb phrases below. Choose two things you would like somebody to do for you. Think about any details, e.g. what kind of dog it is, how much money you need, etc.

  • look after (your children/ your dog/ your flat while you're away on business, etc.)
  • lend you (some money, their car, etc.)
  • give you a lift (home, to the town centre, etc.)
  • help you (with a problem, with your work, with the data, to choose some new stationary/ laptop, etc.)

В завершение подготовительного этапа ученики выполняют условно-речевое упражнение, в котором они должны в ограниченном контролируемом контексте применить лексико-грамматический материал, используемый для выражения просьбы, как одного из аспектов британских норм вежливости при межкультурном общении. Данное упражнение обеспечивает принцип регулярности однотипных фраз, поскольку учащимся необходимо обратиться с просьбой к нескольким одноклассникам по каждой из предложенных ситуаций. Регулярность однотипных фраз очень важна, т.к. при формировании иноязычной коммуникативной компетенции обучающийся не может получить того же объёма информации на входе. Именно этот недостаток и возможно компенсировать за счет выполнения подобных упражнений, поскольку они обеспечивают поступление однотипных фраз с неразрывностью во времени.  

Ex. 6 Ask as many other students as possible. Be polite (Could you do me a big favour? Would you mind...? Do you think you could...?) and explain why you want the favour. How many people agree to help you?

По завершении подготовительного этапы, обучающиеся переходят непосредственно к этапу деловой игры. Учащимся предлагается деловая игра Помогите мне (Help Me Out). 

Цель данной деловой игры – отработка навыка выражения просьбы как компонента британской вежливости. Количество участников не ограничено и может включать в себя целый класс. Время, которое рекомендовано на проведение данной игры составляет 15-20 мин. Инвентарь: таблица-расписание, карточки-памятки с необходимой лексикой.

Кейс: все участники являются очень занятыми бизнесменами и у них очень мало времени, в то же время у каждого есть дела, с которыми невозможно справится в одиночку.

В начале игры учитель раздает каждому участнику копию таблицы. Ученики должны заполнить таблицу своим расписанием по своему усмотрению. Обязательным условием является наличие «свободных» дней, в которых участник игры ничего не запланировал. Участники также получают карточки-памятки с целевой лексикой. Задача найти человека, который согласился бы помочь участнику в выполнении запланированных дел.

Пример карточки для участника игры:    Student’s Card.

In the schedule below, write five tasks you plan to do and need help with, e.g. rent a flat, plan a business trip, etc.

Morning

Afternoon

Evening

Monday

Tuesday

Wednesday

Thursday

Friday

Saturday

Sunday

С полным текстом заданий, а также рекомендациями для учеников можно ознакомиться в Приложении № 2.

Второй вариант деловой игры, направленный на формирование навыка выражения просьбы, называется Просьбы в отеле (Hotel Requests). Данная деловая игра направлена на отработку навыка выражения просьбы как компонента британской вежливости. Для участия в данной игре учеников необходимо разбить на две команды. Для проведения данной деловой игры потребуются  карточки с формулировками просьб, которые можно услышать в отеле от постояльцев.

Проблемная ситуация заключается в том, что участники первой команды находятся в отеле в стране, на языке которой они не говорят. Участники второй команды – это сотрудники отеля, которые пытаются угадать просьбу постояльцев, чтобы решить проблему, используя языковые средства выражения данного аспекта вежливости.

Участники по очереди выходят в центр класса, берут карточку с формулировкой просьбы и, не используя слов, изображают эту просьбу. Игра продолжается пока не закончатся карточки или пока не выйдет отведенное для нее время. В конечном итоге выигрывает тот, кто помог решить постояльцем большинство проблем и те постояльцы, которые смогли создать максимально комфортные условия для проживания.

Примеры ситуаций, которые участники игры должны объяснить:

Could you help me with my suitcase?

Could you tell me how to call room to room?

Can you tell me what time the swimming pool opens?

С помощью данной деловой игры можно определить наличие тактического мышления, способности использовать невербальные средства общения (жесты и мимику) и мотивы других людей. Использование деловых игр содействует развитию навыков критического мышления, коммуникативных навыков, обработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях. Использование данной деловой игры призвано содействовать коммуникативным навыкам, навыкам решения проблем и  отработке вежливого выражения просьбы. С упражнениями выполняемыми учениками на подготовительном этапе обучения аспектам британской вежливости Извинение и Благодарность, а также с деловыми играми, целью которых является формирование навыков выражения соответствующего аспекта британской вежливости, можно ознакомиться в приложении № 2.

Итак, нами были рассмотрены особенности методики проведения деловых игр, направленных на обучение учащихся нормам британской вежливости. Все деловые игры должны иметь подготовительный этап, на котором обучающиеся знакомятся с необходимыми лексическими инструментами. Основной этап представляет собой непосредственно деловую игру, которая является эффективным способом формирования навыков, связанных с нормами британской вежливости. Применение деловых игр способно кардинально изменить проведение занятий, сделать обучение нормам вежливости интересным.

Приложение

III. Комплекс упражнений, направленный на формирование навыка владения британскими нормами вежливости для учеников 10- 11 классов средней школы.

Аспект британской вежливости

Деловые игры

Извинение (Apologizing)

  • Прошу прощения! (Apologies? Apologies!)
  • Придумывание оправданий.

(Making Excuses)

  • Я не доволен этим (I am not happy about that!)

Благодарность (Gratitude)

  • Игра в угадывание

 

  • Relationships Guessing Game

Приглашение (Invitation)

  • Субботние приглашения (Saturday Suggestions)
  • Извините, но я не смогу (I am sorry, I can’t).
  • Пошли со мной (Come with me).

Просьба (Request)

  • Просьбы в отеле (Hotel Requests)
  • Помогите мне (Help Me Out).

Аспект вежливости Приглашение (Invitation).

Ex. 1 Listen to Paul, Rob, and Jenny talking about what to do after dinner. What do Paul and Rob decide to do? What excuse does Jenny give? What does she do in the end?

Ex. 2 Watch or listen again and mark the sentences T (true) or F (false). Correct the F sentences.

  1. Rob used to play pool when he was younger.
  2. Rob has a lot of free time.
  3. Rob had fair hair the last time Paul saw him.
  4. Paul thinks Rob has changed a lot.
  5. Jenny's parents gave Rob the shirt he's wearing.
  6. Rob doesn't want to keep Jenny waiting.
  7. Ex. 3 Listen to the dialogue again and underline the expressions which can be used to mean INVITATION.

Ex. 4 Look at some extracts from the conversation. Can you remember any of the missing words? Watch or listen and check.

Paul:  What shall we        now?

Rob: What do you want to do?

Paul:        Well...I haven't been on a dance floor for weeks now. I've got to move my body.        go dancing!

Jenny: I'm going running in the morning. Why you join me?

Paul: No thanks. I'm not very        on running. But I've read about this place called Deep Space, where they play great music. We        go there.

Jenny:         about going to the late show at MOMA?

Paul MOMA? What's that?

Jenny:         about staying in and watching a movie on TV?

Paul: I 'm in New York. I can watch TV anywhere.

Paul: I didn't think so. So ________________________________        we go there?

Ex. 5 Re-order the words to make phrases for making and responding to suggestions.

EXAMPLE:

Not/why

Why not………?

  1. very / fish / keen / not / I'm / on / raw
  1. a / idea / great / that's
  1. restaurant / don't / sushi / that / we / why / new / try
  1. about / Chinese / having / what / a
  1. shall / lunch / go / we / where / for
  1. cab / could / to / time / get / we / a / save
  1. Italian / to / going / how / an / restaurant / about
  1. there / go / let's

Ex. 6 Complete the conversation with the phrases from Ex 5.

JESS: I'm hungry. 1) Where shall we have for lunch?

PHIL: I think there's a burger bar near here. 2) _______ __________________________________________________________________

JESS: Phil, you know I don't eat meat.

PHIL: Oops! Sorry, 1 forgot. Well, 3) ___________________________________

__________________________________________________________________

JESS: I fancy some pasta.

Aren't you on a diet?

PHIL: Well, yes...

JESS: No Italian for you. then. 4) ________________________________________

PHIL: I'm not sure about Japanese food. 5) ________________________________

__________________________________________________________________

JESS: Well. 6) ______________________________________________________

I know a place that does excellent fried rice.

PHIL: 7)___________________________________________________Is it far?

JESS: It's a couple of blocks away. 8) ___________________________________

PHIL: 9) ___________________________________________________________

Let’s do that! Ex. 7 Look at the highlighted expressions for making and responding to suggestions. Which expression is the most emphatic, What about...?, Let's..., or We could...?

Ex. 8 Watch or listen and repeat the highlighted phrases. Copy the rhythm and intonation. Practice the conversations in the exercise above with a partner.

Ex. 9 In small groups, practice making suggestions and responding.

You are going to have an end-of-term class party. You need to decide...

  • when to have it; where to have it; what time to have it; what food and drink to have.

ANSWERS

These are sample sentences. Many others are possible

  1. Let’s go diving. – Sorry I can’t swim.
  2. How about walking the dog?  - Good idea. It’s a lovely day.
  3. Would you like a glass of wine? Oh, yes thanks.
  4. What about organizing a Halloween party? Great idea. I’m using my witch costume.
  5. ..........
  6. Let’s play chess. – No, I find chess boring.
  7. ...........
  8. What about going to Mc Donald’s.  – Oh no, fast food isn’t healthy.
  9. Would you like to dance? – Yes, I love this song.
  10. Why don’t we go skiing? – I’m afraid to break my leg.
  11. Let’s watch TV.  – No, there isn’t any good program.
  12. What about going to the beach? – Yes, I’d like to surf.
  13. Let’s learn how to fight judo? – Are you crazy, I’m too old for that?
  14. Let’s go climbing.  – Never, it’s too dangerous.
  15. Would you like to spend the weekend in Rome? – What a nice idea. We can visit the Coliseum.
  16. ............
  17. What about buying a new house? – We can’t afford it.
  18. Let’s study math. – Yes, we have to prepare for the test.
  19. Let’s wash the car. Oh no, I’ll have it washed tomorrow at the car wash.
  20. Would you like to buy a new dress? – Yes, let’s go to the mall.
  21. .......
  22. Would you like to read the newspaper? – Yes I want to see the movie program.
  23. Let’s go for a drive. – Sorry, I don’t have a driver’s license.
  24. Would you like to go to the circus? – No, I don’t. I don’t like that they use animals.
  25.  What about visiting the museum? – That sounds good. I think there is a new exposition.
  26. .......
  27. How about playing tennis? – I don’t want, it’s too hot.
  28. Would you like a cup of tea? – No thanks, I prefer coffee.
  29. ....
  30. Let’s go to the supermarket. – Ok. I’m going to buy fruits and vegetables.
  31. Why don’t we go parachuting?  - Yes, that would be a great adventure.

Instructions for the teacher.

Preparation

  • Print the board games on tick paper or a cardboard; laminate them if you want to use them many times.
  • Find tokens for each student.
  • Provide dice.
  • Divide the class into groups of 3 – 4 students each.
  • Give each group a board game and a die.
  • Give each student a token (or bean, coin, button, etc.).

The game

  • The players put their tokens on the first square.
  • The first student throws the die and moves his token ahead the corresponding number of squares.
  • The student makes a suggestion with one of the expressions from the title according to the picture. The next student has to answer according to the smiley.
  • Example: Let’s go diving. – Sorry, I can’t swim.

What about walking the dog? – Good idea, it’s a nice day.

  • If the answer is correct, the student stays, if the answer is incorrect, he has to go back where he came from.
  • If the student comes to a square with the symbol http://vector.me/files/images/1/8/184110/a_die_clip_art.jpg, he rolls the die again.
  • The first student who takes a number that places his token on “FINISH” or surpasses it is the winner.

Выполнив упражнения, направленные на подготовку к непосредственно самой деловой игре, обучающиеся переходят к основному этапу. В данном комплексе упражнений нами предлагается первый вариант деловой игры под названием Субботние приглашения (Saturday Suggestions), рассчитанный на работу в группах по 3-4 человека.

Деловая игра: Saturday Suggestions

Цель игры: отработка навыка приглашения к совместному действию.

Количество участников: группы по 3-4 человека.

Время: 15-20 мин.

Инвентарь: набор карточек-ситуация, набор карточек-ролей.

Ход игры: необходимо разделить участников на группы по 3-4 человека. Раздать каждой группе набор карточек с описанием ситуаций. Каждому студенту индивидуально выдать карточку с описанием его роли. Всего таких ролей должно быть 3-4, в зависимости от количества участников в группе. Карточки с описание роли содержат информацию о том, чем хотят или не хотят заниматься персонажи игры.

Далее, необходимо объяснить участникам сюжет. Сегодня суббота и все они сидят дома и скучают. Цель деловой игры обсудить возможные варианты, приглашая друг друга к совместной деятельности. Финальное решение должно соответствовать двум критериям. Во-первых, устраивать всех участников (см. карточку с описанием роли) и соответствовать карточке с ситуацией, которая была выдана в начале игры всей команде.

Придя к совместному решению по первой ситуации, группа участников получает вторую карточку ситуация и игра начинается снова. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все карточки-ситуации или не выйдет отведенное на нее время.

Карточки-ситуации:

1. It's a lovely Saturday afternoon. You are all bored at home.

Suggest somewhere to go.

2. You go outside and it starts to rain, so you go back inside.

Suggest something to do at home.

3. You've been at home for an hour. The rain has passed and the sun is coming back out.

Suggest a sport to play outside.

4. You've been playing sport for a while. Now, you are all getting hungry.

Suggest something to eat.

5. The food was delicious. It's only 6 p.m.

Suggest visiting someone.

Карточки-роли:

Student A

Student B

You want to…

play volleyball

eat Indian food

visit Chloe

go to the mall

play board games

go to the beach

eat Japanese food

play tennis

visit Hugo

listen to music

eat Chinese food

play video games

visit Ethan and Lucas

play badminton

go to the park

You don't want to…

play golf

go to the swimming pool

visit Julia and Cora

take selfies

watch TV

eat Mexican food

visit Oscar

eat Thai food

go to a cafe

play baseball

You want to…

eat fast food

play football

visit Mathias

watch TV

play badminton

visit Amelia

go to the gym

play cards

eat French food

go to the park

play video games

visit Hugo

go to the zoo

eat Japanese food

play cricket

You don't want to…

eat Italian food

play volleyball

watch a film

visit Chloe

go to the mall

do some housework

eat Vietnamese food

visit Diego

go to a museum

play basketball

Второй вариант деловой игры, направленный на формирование навыка выражения приглашения, как компонента британской вежливости, называется Извините, но я не смогу (I am sorry, I can’t). 

Карточки-ситуации

Come to a party on Sunday

Dance with me

Go shopping at the mall today

Go cycling tomorrow

Play computer games tonight

Come hiking this weekend

Come swimming with us this afternoon

Meet for a drink some time this week

Have dinner with business partners

Come to the beach with me next weekend

Go to the club this Friday

Play badminton this weekend

Watch a football match on Saturday

Go for a walk after lunch

Visit a museum tomorrow

Go for a coffee after class

Play cards with us this evening

Hang out this weekend

Go for a picnic tomorrow afternoon

Go to the concert on Wednesday

Do yoga with us tomorrow

Аспект британской вежливости Просьба (Request).

Ex. 1 Listen. What favour does Rob ask Jenny?

Watch or listen again and mark the sentences T (true) or F (false). Correct the F sentences.

  1. Rob orders a cappuccino.
  2. Rob says Monica looks different from her photos.
  3. Monica gets a good impression of Rob.
  4. Monica leaves because she has to go to work.
  5. Jenny says that most of their friends aren't in serious relationships.
  6. Paul is going to stay for a fortnight.
  7. Paul used to be very quiet when they were younger.
  8. Jenny is keen to meet Paul.

Ex. 2 Look at some extracts from the conversation. Can you remember any of the missing words? Listen and check.

  1. Do you ________________        if I join you?

Of        ____________ not. Come on, sit down

  1. Is it         _____________ if we change our plans a bit this week?

Er...sure.

  1. ____________ you pass the sugar?
  2. Could you do me a big ___________        ? I have to work late this evening, so...would you mind _______________        him at the airport?

________________ at all. I'd like to meet him.

  1. And do you think you ________________        take him to my flat? I'll give you the keys.

No  _________________, Rob.

Ex. 3 Re-order the words to make phrases for permission and requests.

Example: jacket / pass / you / can / my

                      Can you pass mv jacket?

  1. OK / window / I / is / open / if / a / it
  2. mind / that / would / repeating / you
  3. you / of / take / me / a / could / photo
  4. you / if / here / mind / sit / do / I
  5. you / do / could / you / bag / carry / think / my

Ex. 4 Circle the correct responses to the questions from Ex. 3.

Example: Yes, I can. /(Sure).

  1. No problem. / Yes, it is.
  2. No, I wouldn't. / Not at all.
  3. No problem. / Yes, I could.
  4. Of course not. / No, I don't
  5. Yes, I could. / Sure.

Ex. 3 Look at the highlighted phrases in c and answer the questions.

  1. How do you respond to Do you mind if...?and Would you mind...? when you mean OK, no problem?
  2. Which two forms of request should you use if you want to be very polite or are asking a very big favour?

Ex. 4 Listen and repeat the highlighted phrases. Copy the rhythm and intonation. Practice the conversations in c with a partner.

Ex. 5. Look at the verb phrases below. Choose two things you would like somebody to do for you. Think about any details, e.g. what kind of dog it is, how much money you need, etc.

  • look after (your children, your dog for the weekend, your flat while you're away, etc.)
  • lend you (some money, their car, etc.)
  • give you a lift (home, to the town centre, etc.)
  • help you (with a problem, with your homework, to paint your flat, to choose some new clothes, etc.)

Ex. 6 Ask as many other students as possible. Be polite (Could you do me a big favour? Would you mind...? Do you think you could...?) and explain why you want the favour. How many people agree to help you?

По завершении подготовительного этапы, обучающиеся переходят непосредственно к этапу деловой игры. Учащимся предлагается деловая игра Помогите мне (Help Me Out).

Деловая игра: Help Me Out

Цель игры: отработка навыка выражения просьбы как компонента британской вежливости..

Количество участников: целый класс.

Время: 15-20 мин.

Инвентарь: таблица-расписание, карточки-памятки с необходимой лексикой.

Ход игры: учитель раздает каждому участнику копию таблицы. Ученики должны заполнить таблицу своим расписанием по своему усмотрению. Обязательным условием является наличие «свободных» дней, в которых участник игры ничего не запланировал. Участники также получают карточки-памятки с целевой лексикой. Задача найти человека, который согласился бы помочь участнику в выполнении запланированных дел.

Student’s Card.

In the schedule below, write five tasks you plan to do and need help with, e.g. wash the car, clean the house, etc.

Morning

Afternoon

Evening

Monday

Tuesday

Wednesday

Thursday

Friday

Saturday

Sunday

Instructions for students.

 Now, make requests and find classmates who are free to help you with your five tasks. If a classmate agrees to your request, have them sign their name in the square under the activity.

Also, fill in the rest of the schedule with tasks that your classmates have asked you for help with. If you are free at a stated day and time, accept the request and write the task information in the schedule. If you already have something to do, decline the request and give your reason.

Making a request

Accepting a request

Declining a request

Can/Could you...?

Would you mind...?

Would you be free/willing to...?

Of course.

Certainly.

Yes, that's no problem at all.

No problem.

I'm sorry, that's not possible..I'm afraid not.

I'm sorry, I can't.

Второй вариант деловой игры, направленный на формирование навыка выражения просьбы, называется Просьбы в отеле (Hotel Requests). 

Данная деловая игра направлена на отработку навыка выражения просьбы как компонента британской вежливости. Для участия в данной игре учеников необходимо разбить на две команды. Для проведения данной деловой игры потребуются  карточки с формулировками просьб, которые можно услышать в отеле от постояльцев.

Проблемная ситуация заключается в том, что участники первой команды находятся в отеле в стране, на языке которой они не говорят. Участники второй команды – это сотрудники отеля, которые пытаются угадать просьбу постояльцев, чтобы решить проблему, используя языковые средства выражения данного аспекта вежливости.

Участники по очереди выходят в центр класса, берут карточку с формулировкой просьбы и, не используя слов, изображают эту просьбу. Примеры ситуаций, которые участники игры должны объяснить:

Could you help me with my suitcase?

Could you tell me how to call room to room?

Can you tell me what time the swimming pool opens?

Аспект британской норм вежливости Извинение (Apologizing).

Ex. 1 Read the following conversations. Where do they take place? What are all the people talking about?

Underline the expressions that express apology.

11 important questions to ask when booking a hotel room | Smart Tips

121 Complaining Restaurant Photos and Premium High Res Pictures - Getty  Images

How to Complain in a Restaurant: 8 Steps (with Pictures) - wikiHow

Ex. 2 Group the following expressions into two columns. Add some more from exercise 1.

Excuse me, there appears/seems to be something wrong (with)…

I (would like to) apologize (for…)

I apologize for the inconvenience…

I apologize…/My apologies…

I’d like to make a complaint.

I’m afraid I have to make a complaint.

I’m sorry to have to say this, but…

I’m sorry to trouble you, but…

I’ve got a bit of a problem, you see…

I'm sorry to hear that…

 I'm sorry…

Oh dear, I’m really sorry.

Oh, I’m sorry about that.

Please accept my/our (sincere/sincerest) apologies for…

We were very sorry to hear that…

 Making a complaint

 Apologizing

Ex. 3 Match the following situations to the apologies.

*Note: The cards need to be cut out in advance.

You kept

someone who is

phoning you on

hold for a long

time

“Sorry to keep you

waiting.”

You are phoning

someone again to

ask another

question

“Sorry to bother

you again, but

there’s one more

thing I don’t

understand”

You have arrived

late at a

restaurant

“Sorry I’m late.

Have you been

waiting long?”

You need

someone to move

so you can get off

the train.

“Excuse me, can I

just…”

You have spilt

someone’s drink

“I’m terribly sorry.

Let me buy you

another one.”

You spilled your

drink on your own

clothes

“Whoops.”

A customer has

just shown you a

dirty spoon.

A customer has

just shown you a

dirty spoon.

A waiter brought

you the wrong

food.

“I’m sorry, but this

isn’t what I

ordered.”

You have to tell

someone their

flight has been

cancelled

“I regret to inform

you that there has

been a problem.”

You accidentally

burp after a big

meal

“Pardon me!”

Далее, представлены две деловые игры, которые способствуют выработке навыка у учащихся, связанного с выражением извинения как одного из аспектов норм британской вежливости. 

Деловая игра: Apologies? Apologies!

Цель игры: отработка навыка выражения извинения как компонента британской вежливости.

Количество участников: количество участников не ограничено.

Время: 15-20 мин.

Инвентарь: карточки-ситуации.

Ход игры: участники делятся на пары. Каждый участник берет по 6 карточек-ситуаций. Целевая установка для участников – обсудить проблемную ситуацию, извиниться, и найти пути решения.

До начала игры участникам необходимо понять, какая у них роль и в каком месте происходит диалог. Например, это могут быть официант и посетитель в ресторане, или два соседа, один из которых слушает слишком громкую музыку.  

Участникам необходимо использовать лексику из упражнений, приведенных выше. Кроме того, учитель может написать на доске диалог-памятку.

 Example: A: Excuse me! There appears to be a fly in my soup.

B: I’m very sorry about that.

A: Could you bring me a new bowl?

B: Certainly. One moment please.

Закончив обсуждение всех карточек, каждая пара выбирает одну ситуацию и представляют диалог классу. Задача класса определить роли участников и ситуацию общения, не видя карточки с подсказками.

 

Деловая игра: Making Excuses

Цель игры: отработка навыка выражения извинения как компонента британской вежливости.

Количество участников: группы по 2 человека.

Время: 15-20 мин.

Инвентарь: рабочие листы для ученика A и В. Рабочий лист ученика А включает описание поведения ученика В на прошлой неделе, за которое ему стоит извиниться. А также картинки с различными действиями. Рабочий лист ученика B включает картинки-объяснения, почему ученик В не сделал то или иное действие на прошлой неделе или сделал его, но не так как нужно.

Ход игры: перед началом игры учитель пишет на доске ситуации, например:

  1. You didn't go to class.
  2. You didn't answer a phone call.
  3. You arrived an hour late for lunch.
  4. You missed a meeting.
  5. You didn't go to football practice.
  6. You didn't wish your friend happy birthday.
  7. You were late for class.

Учитель просит учеников извиниться за каждую ситуацию, объяснив причину, по которой это произошло. Необходимо мотивировать учеников давать креативные объяснения.

Далее, класс делится на пары. В каждой паре ученики получают рабочие листы ученика А или В, соответственно. Ученик А знакомится со списком случаев «нежелательного поведения» ученика В и спрашивает его, почему он так поступил. Ученик B извиняется за ситуацию, объясняя ее в соответствие с тем, что у него нарисовано на картинке на рабочем листе. Ученик А ставит пометку о дне неделе на своем рабочем листе рядом с соответствующей картинкой. По окончанию игры, ученики А и В сравнивают свои рабочие листы и проверяют соответствие дней недели.

Worksheet – Student A.  Your partner did the following things last week.

Monday: was late for class

Tuesday: didn't go to football practice

Wednesday: missed a meeting

Thursday: didn't wish you happy birthday

Friday: didn't go to class

Saturday: didn't answer your phone call

Sunday: arrived an hour late for lunch

             

Worksheet – Student B.

Answer your partner's questions about your behaviour last week. Use the picture prompts and give excuses. Start each excuse with 'I'm sorry...'

         MONDAY                                                                  TUESDAY

WEDNESDAY                                                              THURSDAY

FRIDAY                                                                  SATURDAY

SUNDAY

Аспект британских норм вежливости Благодарность (Gratitude).

Ex. 1 You are going to watch a video. Read the introduction. What the video is going to be about?

"Thank you" can be an incredibly powerful pair of words, especially if the person you're thanking really needs to hear them, or isn't expecting them. In this short TED talk, Dr. Laura Trice muses over the power of saying thank you, and reminds us why we should say it—and ask to hear it—more often.

The talk is only about three minutes, but Dr. Trice hits two big points—first, that most of us really do want to hear someone thank us for the things that we do, even if it's something that we're supposed to be doing anyway. Being appreciated is one of those things that really motivates us, both at work and in life, so a little goes a long way if you can offer up a genuine thank you when it's appropriate. Second, she notes that it's equally important in our relationships to make it clear when we want to be appreciated, otherwise we run the risk of never hearing it because the other people in our lives just assume, we already know we are, or that they don't need to say it. In other words, if you feel underappreciated, make it clear to the people in your life that you feel that way—anyone who actually cares about you will be more than willing to make sure that's no longer the case.

Watch the video and answer the question given below.

Source: https://www.ted.com/talks/laura_trice_suggests_we_all_say_thank_you#t-185293

  1. Do you always thank people?
  2. Do you like to hear people saying ‘’ thank you’’ ?
  3. Why is it important, according to the text, saying thank you?
  4. What do you think of gratitude?
  5. Do you think the world gets better when people thank each other?
  6. What do you feel when people thank you?
  7. What feelings, according to the text, thanking someone brings?
  8. What can a simple ‘’ thank you’’ start in someone’s life?
  9. Did you like the text? Why?
  10. What in the text has changed your view about saying ‘’ thank you’’ ?

Ex. 2 Study the following expressions that can express gratitude in English. Do the task.

THANK YOU

Thank you so much.

Thanks a bunch.

Thank you! You really brightened up my day.

I can’t thank you enough.

That’s so nice of you!

You’re so kind to offer your umbrella!

You’re too kind.

You’re my hero/ saviour.

You’re an angel.

I appreciate your kindness.

I’m grateful.

I owe you one.

What would I do without you?

NO, THANKS

Sometimes you need to say “no” in a polite way:

No thank you/No thanks.

Thanks anyway.

Thank you, but I’m not interested.

Not today, thank you.

Ex. 3 Act out the situations below. Say ’Thank you!’ in a different each time.

  1. You’re getting a house built for your family. You’ve been offered some money by your parents when you needed immeadiate cash to pay off the bricklayer.

  1. Your car broke down and you called a friend for help. Your friend drove to your help.

  1. A friend is helping you find work. He/She has made phone calls to friends and has written emails to acquaintances. Unfortunately, no one could help so far.

  1. A neighbor calls you to say smoke is coming out of your garage. They have already called the fire fighters.

  1. A classmate is lending you notes for an upcoming exam.

Ex. 4. Saying ’No thanks’

  1. You tell a friend that you’ve been burgled that puts you in a difficult financial situation. Your friend offers to lend you money.

  1. You tell a friend that you’re travelling to the city where he/she lives. Your friend offers you to stay in their apartment. You are staying with someone else. You don’t want to offend your friend, so decline the offer as politely as you can.

  1. You’re carrying some heavy bags on the train station. A stranger offers to help, but you’re doing fine. So decline the offer.

Деловая игра: Relationships Guessing Game

Цель игры: отработка навыка выражения благодарности как компонента британской вежливости.

Количество участников: две-три команды по 6-10 человек..

Время: 15-20 мин.

Инвентарь: карточки с названием человека, которого нужно поблагодарить.

Ход игры: участники по очереди берут карточку, на которой написано название человека, которого нужно поблагодарить. Участник игры выражает благодарность, используя языковой материал, представленный в заданиях выше. Команда, которая правильно угадывает кого именно благодарит участник, зарабатывает балл. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся карточки или пока не выйдет отведенное для игры время.

Your boy-friend/ girl-friend

National politician/ PM/ MP/ senator/ congressman

A sibling

A distant relative/ A friend of the family

The mayor/ A local politician

A pop singer

A television celebrity/ A television presenter

A busker/ street performer

A shop keeper/ shop owner

A journalist or other writer

A fire-fighter (=fireman)

Hotel staff

A GP/ doctor/ surgeon

A professor/ lecturer

A sportsperson

An estate agent (= real estate agent)

A travel agent

A housemate/ flatmate/ roommate

A classmate

A local binman

A volunteer

A passerby

A scientist

A street trader

An online contact

A barber/ hairdresser/ stylist

A police officer (= policeman)

An ex-classmate

A public official

A nanny/ babysitter/ au pair

Литература

  1. Быковская, С. А. Средства установления речевого контакта в современном английском языке / С.А. Быковская // Актуальные проблемы германского и общего языкознания. –  Москва: Академия, 2011. –  С. 49 -57.
  2. Валеева, Н. Г. Обучение языку специальности на основе коммуникативно-функциональной методики / Н. Г. Валеева // Межвузовская научно-методическая конференция. –  М.: МГИМО, 2000. – С. 110–111.
  3. Вербицкий, А. А. Деловая игра как метод активного обучения / А. А. Вербицкий // Современная высшая школа. – 2012. – № 3. – С. 139–141.
  4. Кононенко, И. М. Деловая игра как средство обучения британским нормам вежливости. / И. М. Кононенко // Вестник АГТУ. – 2007. –  № 5. – С. 37-45.
  5. Красило, А. И. Хрестоматия по педагогической психологии / А. И. Красило, А. П. Новгородцева. – М.: Международная педагогическая академия, 1995.– 416 с.
  6. Красовский, Ю. Д. Мир деловой игры: (Опыт обучения хозяйственных руководителей) / Ю. Д. Красовский. — М.: Мир деловой игры, 2019.— 175 с.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Из опыта....           ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ...

Деловая игра-активный метод обучения

В статье рассказывается о деловой игре- методе обучения,который очень эффективен  для развития самостоятельности, познавательной активности, критического мышления,творческих способностей....

Деловая игра как средство активизации учащихся в процессе преподавания русского языка.

В материале представлена пошаговая деятельность учителя при подготовке и проведении деловой игры на уроке. Такая работа  помогает повысить интерес к изучению русского языка, вырабатывать навыки у...

Деловая игра- как средство развития социальных навыков

Методический материал разработан мною ранее, использован в работе и был представлен  на городском МО соц.педагогов....

Деловая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках литературы.

Деловая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках литературы....