Сценарий урока по теме: "Распознавание кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных".
план-конспект урока (7 класс) по теме

Яблонская Лиана Сергеевна

Урок сценирован с использованием задачной формы обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Учитель Яблонская Лиана Сергеевна.

Русский язык.  7 класс.

Распознавание кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных.

Цель.

1.Расширить представление учащихся о процессе перехода причастий в прилагательные.

2.Развивать умения различать краткие страдательные причастия и краткие отглагольные прилагательные.

3.Воспитывать внимательность .  Прививать интерес к родному языку.

Ход  урока.

1.Организационный момент.

2.Постановка задачи на урок.

- Ребята ,я вам предлагаю выполнить задание ,которое  поможет нам  сформулировать задачу на этот урок.

(На доске запись):

Дочь умна и воспита…а.

Девочка хорошо воспита…а бабушкой.

Некоторые люди очень рассея…ы.

Семена рассея…ы по полю.

...Нужно вставить пропущенные орфограммы .(Выполняется самостоятельно).

---Проверка выполнения. Обмен тетрадями.

Выясняется, что  в словах вставлены одна буква «эн» и две буквы «эн».

На доске делается запись :

Дочь умна и воспитанна.

Девочка хорошо воспита…а бабушкой.

Некоторые люди очень рассеянны.

Семена рассеяны по полю.

---Формулирование задачи.

… На какое правило слова с пропущенными орфограммами? (Одна и две буквы «эн»в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных).

…Проверять умеем?(Умеем).

…Как?(Краткое причастие можно заменить  глаголом (воспитала); от краткого причастия можно поставить вопрос к зависимому слову кем?чем? (воспитана (кем?) бабушкой), а краткие отглагольные прилагательные заменяются полной формой(девочка воспитанная); они дают характеристику определяемого слова,а не сообщают о действии ,произведенном кем-то).

…Почему количество  «эн» в словах разное?(Слова слышатся одинаково,а пишутся по-разному).

…Так какую задачу поставим сегодня на урок?

---Будем проверять,с какой частью речи мы имеем дело(с кратким причастием или с кратким прилагательным),и в зависимости от этого писать  Н или НН в суффиксах данных слов.

(Задача на уроке поставлена и понята учащимися).

3.Решение задачи.

==На доске записаны предложения:

Она была чем-то рассерже…а.

Море взволнова…о сильным ветром.

Ответы ваши неувере…ы.

Я вовсе не увере…а в твоих знаниях.

В комнате убра…о.

Речь героя повести весьма изыска…а.

Задание: вставить пропущенные буквы ,объяснив написание.

При проверке обязательно спрашивается:

…Что ты делал?

…Как ты это делал?

---Вопросы на понимание задают чаще сами дети друг другу,и дети же оценивают ответы своих товарищей.

 4.Вывод способа проверки детьми.

Чтобы различить краткое прилагательное и краткое причастие ,надо проверить ,можно ли слово заменить глаголом ,можно ли поставить от него вопрос к зависимому слову .Если это условие выполняется ,то перед нами краткое причастие .Следовательно ,в его суффиксе мы пишем одну букву Н. Если же мы можем данное слово заменить только его полной формой ,то перед нами краткое прилагательное .А в суффиксах кратких прилагательных  пишется столько Н ,сколько их было в полной форме.

5. Закрепление способа.

---Комментированное письмо :

Мы были засыпа…ы вопросами.

Дело это еще не реше…о.

Поездка в горы была рискова…а.

Она была музыкальна и начита…а.

6.Итог урока.

С какой трудностью столкнулись в начале урока?

Какие знания использовали для решения новой задачи?

Чему учились на уроке?

Прежде чем писать слово ,что нужно для себя выяснить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный тренажёр "Правописание гласных и согласных в суффиксах полных и кратких страдательных причастий и отглагольных прилагательных"

Данный ресурс предназначен для использования на уроке русского языка в 7 классе по теме  "Правописание гласных и согласных в суффиксах полных и кратких страдательных причастий и отглагольных прил...

Конспект урока по русскому языку на тему "Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных».

Конспект урока по русскому языку на тему "Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных»....

Методическая разработка урока русского языка по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных» (7 класс)

Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных....

проверочная работа по написанию -н- и -нн- в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных 7 класс

проверочная работа по написанию -н- и -нн- в полных и кратких  страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных 7 класс...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе. Н и НН в суффиксах полных и кратких страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных

Методическая разработка содержит материалы для проведения урока русского языка в 7 классе по теме "НН-Н в суффиксах полных и кратких страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прил...