Гумер Баширов. Описание природы в произведении Г. Баширова "Родимый край- зеленая моя колыбель"
статья (8 класс) на тему

Хайруллина Сагира Иршатовна

Описание природы в произведении Г. Баширова «Родимый край —зеленая моя колыбель».

 

Работа над произведением Гумера Баширова «Родимый край — зеленая моя колыбель» имеет большое воспитательное значение. В юном возрасте, когда закладываются устои нравственности, важно почувствовать с помощью трепетного слова художника удивительную красоту родной природы и в то же время ее хрупкость, ранимость, иногда и беззащитность.

В повести Г. Баширова, как в зеркале, отражается внутренний мир самого автора: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, любовь. Он не только наблюдательный человек, но и талантливый художник, умеет всматриваться в мир, удивляться тому простому, что порой мы не замечаем. Писатель хорошо знает родную природу и понимает ее. Он может передать «разговор» птиц, рассказать, как распускаются цветы яблони, как сирень цветет, как весна наступает, солнце светит, о мире птиц и животных, о красоте зимнего дня, о бушующей вьюге:

«В небо теперь, не зажмурившись, не поглядишь. Солнце отражается в каждой серебряной капле, падающей со стрехи, и в звоне осколков сорвавшейся сосульки слышится долгожданный голос весны».

«Солнце стояло над самым Бишенским лесом, и хотя тянувшиеся к земле лучи его заметно позолотели, не похоже было, что оно закатится скоро».

«Однажды утром выбежишь на улицу, и на углу проулочка, где вдоль домов растут акации, тебя встречает теньканьем синичка. Сидит на голой ветке, шейкой вертит и все будто повторяет: Тень-тень, ясный день! Тень-тень, прочь лень! В сад к нам слетаются на черемуху и рябину нарядные снегири. Перед окнами они порхают с ветки на ветку, кокетливо взъерошивают хохолки, расправляют алые перышки на грудках. Не так ли точно крутятся и вертятся наши девушки-щеголихи в новых своих платьях»?

Г. Баширов — мастер словесной живописи: мир птиц, их красивые оперенья, весенний гомон, радостный щебет в родном краю сравнивает с платьями девушек своей деревни:

«Проходит еще какое-то время, и ты, проснувшись, видишь: вернулись скворцы! Они прилетели из дальних стран, устали, исхудали. Но, видно, радость свидания с родным домом так велика, что вся деревня звенит от скворчиных пересвистов».

«Лес за пашнями был еще голый, сквозной. Только там, где росли березы, вроде бы появилась прозелень. Когда внезапно наступила тишина, из лесу глухо доносилось кукованье. Говорят, как закукует кукушка, так медведь зад в воде омоет. С той поры человеку в речке купаться можно».

«Жаворонки, не умолкая ни на миг, взвивались все выше в небо, казались крошечными, не больше мохнатых шмелей, но все равно их голоса слышались ясно, будто пели они над самыми нашими головами. Наверное, радовались птички и солнцу, и пронизанному светом дню, и людям, кропотливо возделывавшим землю».

Автор знакомит юных читателей с птицами, которые обитают в наших краях: это синицы, снегири, воробьи, соловьи, жаворонки. Взрослые и дети рады возвращению птиц. Весной обновляется природа, появляется зеленая трава. Весна приносит надежду на будущий урожай. Если нет летом дождя, будет засуха, то и природа зачахнет от зноя и люди и звери и птицы умрут от голода. Засуха никогда не приходит в одиночку Она тянет за собой мор скота, повальные хвори, болезни, страшные пожары сжигают дотла целые деревни. «В знойные дни глянешь окрест — над какой-нибудь деревней да увидишь зловещий столб дыма. И вот уже небо заволакивается заревом, сквозь черные клубы дыма прорываются багровые языки бушующего пламени. Поэтому в татарской деревне мулла и мечетные старцы ходили на поля дождя у аллаха молить. Сказывали, что кряшенский поп икону с кистями в поле вынес и вопил над посевами, молитвы читал. А дождя все не было. И порешили в деревне затеять по старинке дождевую кашу».

Человек не царь природы, а составная ее часть. Если гибнет какое-то звено этой цепи, то угроза нависнет над всеми. Писатель призывает беречь природу, птиц, животных. Надо жить в гармонии с природой. Тогда мир наступит и в душе каждого. Вот об этом говорится в повести Гумера Баширова. Автор не только знает природу, подмечает малейшие изменения, происходящие вокруг, но удивительно бережно и тепло относится к увиденному. Он восхищен природой и торопится передать свой восторг, показать радость бытия. В повести деревья, трава, тихие воды — все живет и дышит  волшебной, и неповторимой прелестью. В описании картин природы Г. Баширов использует и традиции национального татарского фольклора (традиционные образы соловья, цветов, деревьев).

«Веснами в отцовом саду цвела не только сирень, но и черемуха, и рябина. Они стояли высокие, раскидистые. Из-за них, может, и поселился у нас соловей. Каждый год с не терпением ожидали мы его прилета. Вечерами все ближние соседи собирались у наших ворот послушать соловья и, если вдруг он умолкал, начинали тревожиться. Как-то в начале лета поутру нашли соловья в саду мертвым».

Маленький Гумер ничего необычного не видел в этом. «Мало ли валяется сбитых птичек по садам да вокруг овинов!» — думает он. Но наблюдательный деревенский мальчик заметил, как отец, так ой большой, бородатый, нагнулся над крошечным тельцем соловья и бережно взял его в руки. Отец сильно расстроился, мальчик пришел к мнению: нельзя убивать, обижать птиц. Все в природе: и человек, и маленький соловей — живет по единым законам. Даже маленькое перышко, по народному поверью, имеет волшебную силу. Об этом мальчик узнает в разговоре с девушками: «Перышко-то из соловьиного крыла, оказывается, владеет приворотной силой. Стоит девушке коснуться им джигита, как он без памяти ее полюбит»

Писатель с любовью пишет о роднике, о народном предании о бочаге. Несу я кувшин с водой с Ушарова ключа и невольно задерживаюсь в низине у круглого, словно, колодец, бочага с водой. Это — «морской глаз»! Его вся деревня так зовет. В зиму он никогда не замерзает, только пар над ним тогда поднимается. Вода в бочаге какая-то мутная, пугающе темная. Пробовали дно у него шестом нащупать — не нащупали. Вожжами длинными, камень к ним привязав, до дна пытались достать — не достали. Старики считают, что так и должно быть. Бочаг, мол, ходами подземными с морем далеким связан. Море — это бескрайний, безграничный водный простор, а бочаг — глаз его, которым он в другом конце земли на мир смотрит».

Познакомившись с произведением Гумера Баширова, читатель учится видеть красоту вокруг себя, получать наслаждение от общения с природой. А все это обогащает его воображение, воспитывает чувство осознанной любви к родному краю, его природе, призывает беречь эту красоту:

«Под горкой оживает наша река. Поначалу она кряхтит, вздыхает, будто взялась за непосильный труд. Потом вдруг с гулом, с треском разрывает толстый покров льда, душивший ее всю зиму, и выплескивается вверх…»

«Уже набухает липкая завязь почек на акациях и несмело, едва-едва проклевываются травы на лужайке».

«Дикие гуси летят уже над деревней. Взмах их крыльев замедлен, время от времени то один, то другой, словно приветствуя нас, вскрикивает: «Ки-й-гак! Ки-й-гак!». Сказывали как-то, что, если начнешь считать летящих гусей, стайка их непременно собьется». Это — народное поверье. Мальчик хочет проверить, верно ли это, и принимает считать про себя. В самом деле, только доходит до пятнадцати, как скашивается один краешек клина. И тут другой мальчик Шайхи заметил, как Гумер сгибал пальцы и считает и побил его. Нельзя обижать диких гусей! Этот урок он запомнил на всю жизнь.

Гумер Баширов с детства любил читать книги, особенно, книгу татарского писателя Г. Ибрагимова «На море». Об этом автор пишет в своем произведении «Родимый край — зеленая моя колыбель», как подъехав к полю, он быстро наложил в телегу овсяных снопов, закрепил их слегой и бросил пару вязок лошади. Этот овес он должен был отвести мулле, но тут же за чтением забыл наказ отца, весь мир перестал существовать для него. «У меня было такое ощущение, словно я сам плыву под парусами. Судно плавно качается. Надо мной, искрясь голубоватым светом, мерцают крупные, неисчислимые звезды южного неба. Влажный морской ветер мягко касается моего лица, щекочет шею». В то время в деревне мальчики с семи лет пахали сами поле, сеяли, какое тут чтение! Но отец его не избил, даже не смотрел на его сторону, он так наказал сына. И навсегда писатель запомнил суровое отцовское воспитание. Но любовь к книгам перенес всю свою жизнь

Умение видеть и понимать прекрасное — есть основа нравственности. В основе этих качеств, заложенных в человеке, лежит любовь. Как писал Р. Рождественский, «все начинается с любви». С любви к родителям, отчему дому, к родной земле и к родному краю. С любви, которая способна облагораживать человека, вдохновлять его на творчество, окрылять, спасать от нравственного падения. Нравственное переплетается с умением видеть и понимать красоту, потому что прекрасно всегда то, что несет людям добро.

«Красота спасет мир» — эти слова принадлежат Ф. Достоевскому. Да, красота возвышает человека, выдвигает перед ним нравственный идеал. И поэтому в интеллектуальном развитии личности большую роль играет воспитание в ней способности видеть, понимать, переживать прекрасное.

Так произведение Г. Баширова «Родимый край — зеленая моя колыбель» учит видеть красоту вокруг нас, получать наслаждение от общения с окружающим миром, открывает души других людей, животных, птиц.

 

Литература

 

1.                Аминева, В. Пейзаж в прозе русских и татарских писателей / В. Аминева/ Магариф — Казань, 2005. — №4. с. 27

2.                Баширов, Г. Б. Родимый края — зеленая моя колыбель: Г. Б. Баширов/ Москва — Советская Россия, 1983 — с. 302

3.                Бунин И. А. Собрание сочинений: в 4 т.. — т. 1: И. А. Бунин / Москва,  1988. — с. 400

4.                Хисамова, Р. Перед ликом священной природы // Хисамова Р. Магариф — Казань, 1996. — №6. —с. 28-30

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon opisanie_prirody_bashirova.pdf97.6 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Конспект урока р/р. Описание природы. 6 класс

Чем ближе человек к природе, тем богаче, образнее, ярче его язык.Для полного овладения русским языком необходимо общение с природой. К.Д.Паустовский.На уроке идет знакомство с типом речи -...

Описание природы. Зима.

Конспект урока по развитию речи в 6 классе  на тему "Описание природы. Зима" помогает отрабатывать навыки создания пейзажных зарисовок на основе художественных текстов, воспитывает любовь к приро...

презентация к уроку развития речи "Описание природы. Зима.", 6 класс.

Презентация к уроку развития речи (по программе В.В. Бабайцевой) поможет учителю активизировать внимание учащихся, используя принцип наглядности. Яркие иллюстрации, картины художников, тексты, план ра...

Урок русского языка в 6 классе Описание природы

Урок русского языка в 6 классе Описание природы Цели урока: познакомить учащихся со способами изображения природы; дать понятие о словесном рисовании; выявить роль средств художественной выразительн...

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКОВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ», «ВЫБОРОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ – ОПИСАНИЕ НА ТЕМУ «УЖАСНАЯ МЕТЕЛЬ» (6 КЛАСС)

Разработка уроков развития речи с использованием современных методик и технологий для развития коммуникативных умений учащихся....

Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".

Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....