Статья. Использование ИКТ на уроках истории и обществознания
статья на тему

Околичный Александр Сергеевич

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. При переходе к информационному обществу происходит изменение всех сторон общественной жизни. Эти изменения неизбежно затрагивают всю систему образования. В условиях широкого развития средств массовой информации, всеобщей грамотности монопольная роль школы в распространении знаний утрачена. Чтобы школа смогла выиграть в этом соревновании и сохранить свою привлекательность для учащихся, необходимо строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готовом виде, а приобретались учениками в ходе творческой и мотивированной деятельности.

Использование ИКТ открывает новые возможности для построения системы работы учителя по организации учебного процесса как на уроке, так и во внеурочное время. Использование электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:

  • вариативность в работе учителя, владеющего современными компьютерными технологиями при создании эффективных систем обучения в зависимости от своих педагогических и методических предпочтений, возраста учащихся, уровня их подготовки, профиля и особенностей материальной базы учебного заведения;
  • экономию времени при объяснении нового материала;
  • представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;
  • воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;
  • дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности к восприятию материала;
  • постоянный оперативный контроль над усвоением материала учащимися;

Формирование и развитие информационно-коммуникационных компетентностей современного учителя позволяет вывести процесс преподавание предмета на более высокий качественный уровень. Результативность и эффективность деятельности учителя достигаются благодаря навыкам плодотворного сотрудничества с учащимися и коллегами на основе информационного взаимодействия, умения осуществлять подбор, структурирование и оценивание информации, необходимой для решения широкого круга образовательных задач. Для эффективного использования информационно-коммуникативных технологий в своей деятельности, учитель должен:

  • знать и уметь производить анализ всех существующих и вновь появляющихся электронных средств обучения (электронные учебники, энциклопедии );
  • уметь работать с данными средствами, отбирать программные средства, которые обеспечат оптимальные процессы подачи материала и управления классом.

Однако, при использовании ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они позволяют оптимизировать трудозатраты учителя, чтобы учебный процесс стал более эффективным.

Применение информационных, компьютерных технологий на уроках обществознания не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе.

Варианты работы учителя истории и обществознания с ИКТ:

  • урок-лекция по изучению нового материала – в течение урока используется ИКТ в качестве иллюстративного материала (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы);
  • комбинированный урок – сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИКТ и работу учеников (индивидуальную, групповую) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа презентации;
  • урок-семинар (учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИКТ);
  • защита рефератов и проектных работ учащимися.
  • оказание помощи заболевшему ученику (материалы урока,  представленные в электронном виде, ученик может просмотреть дома самостоятельно при наличии дома компьютера);

Использование ИКТ позволяют также реализовать новые формы и методы при подготовки учащихся к  ОГЭ.  

  • Выполнение учащимися тестов и заданий по пройденным темам по типу заданий ГИА на уроках повторения и обобщения знаний, представленных в рамках мультимедиа презентации;

  • Использование Интернета для проведения тестирования в формате ОГЭ  в online режиме (приближенному к экзаменационному) позволяет оценить уровень подготовленности учащихся.
  • Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах по предмету способствует развитию компетенции школьника и, как следствие, его дальнейшей реализации на экзамене.

В процессе работы с ИКТ необходимо соблюдать гигиенические требования по работе с компьютером для учащихся (10-20 минут за один урок в зависимости от возраста).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс ...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания МОУ СОШ№2

Современное обучение истории слабо изменилось с XIX в. Стратегическойзадачей было воспитание нравственности и гражданственности. Эту задачу решали, используя назидательные учебники, содержащие набор ф...

Статья "Развивающее обучение на уроках истории и обществознания"

В статье раскрыта сущность   развивающего обучения и применение  некоторых технологий развивающего обучения, например, кейс-технологии, на уроках истории и обществознания....

Статья "Дифференциация обучения на уроках истории и обществознания как один из факторов повышения качества образования"

Образование должно соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта. Это значит, что оно должно ориентироваться на среднего ученика. В то же время принцип гуманизации образовани...

Статья «ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ». (Из опыта работы)

Статья. Эссе, представленное на первом заочном туре районного конкурса педагогических достижений в номинации "Мастерство учителя"....

Статья "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания с целью повышения качества образования"

Аннотация изученной статьиучителя истории и обществознания П. А. Афанасьевана тему: «Использование ИКТ на уроках истории и обществознания с целью повышения качества образования.»В статье П...