Использование современных средств обучения в образовательном процессе.
статья на тему

В статье описвыаются возможности применения компьютерных технологий в обучении иностранным языкам. Современные компьютерные технологии представляют огромный диапазон возможностей для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. Эти технологии рассматриваются нами как информационные технологии обучения, интегрирующие аудиовизуальную информацию любых форм, реализующие интерактивный диалог пользователя с системой и разнообразие форм самостоятельной деятельности по обработке информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных средства обучения в образовательном процессе

За последние годы многое поменялось в современной системе образования. В особенности сильно изменились образовательные стандарты, требования к современному учителю.

Современный учитель должен соответствовать современному прогрессирующему миру, а именно активно применять современные средства обучения в образовательном процессе. Совершенно ясно, что современному образованию требуется активное внедрение современных технологий и средств обучения, готовых решить ряд образовательных вопросов в современных школах.

Особенность предмета «Иностранный язык» состоит в том, что целью обучения является не столько знание о самом предмете, т.е. о языке, сколько выработка определенных навыков и умений разных видов речевой деятельности на основе знаний о способе деятельности. В соответствии с теорией деятельности обучать любому виду деятельности можно лишь в ходе выполнения этой деятельности. Отсюда следует, что при обучении иностранному языку необходимо организовать самостоятельные действия учащихся (причем каждого ученика) в том виде речевой деятельности, которому их обучают. Так, если учащихся обучают чтению, то каждому обучаемому необходимо предоставить возможность читать, упражняться в чтении. При обучении говорению  каждому ученику следует предоставить возможность говорить, выражать свои мысли на иностранном языке. При обучении аудированию каждый учащийся должен получить возможность слушать иноязычную речь. Важно иметь в виду и существующую закономерность, сформулированную в свое время известным методистом И.В. Рахмановым: в основе обучения любому виду речевой деятельности лежат слухо-моторные навыки, следовательно, устная практика необходима при формировании умений любому виду речевой деятельности [Рахманов 1972: 221].

Одним из основных принципов стратегии языковой компетенции, проводимой в жизнь учебными заведениями, является принцип мобильности, который обеспечивает доступ в область знаний. Именно поэтому, как указывает Т.В. Карамышева, следует в полной мере использовать все возможности, предлагаемые новыми технологиями, как в качестве средства интеракции, так и средства и неотъемлемого инструмента приобретения знаний [Карамышева 2001: 64].

Современные компьютерные технологии представляют огромный диапазон возможностей для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом. Эти технологии рассматриваются нами как информационные технологии обучения, интегрирующие аудиовизуальную информацию любых форм, реализующие интерактивный диалог пользователя с системой и разнообразие форм самостоятельной деятельности по обработке информации. Стоит отметить, что в некотором смысле все образовательные технологии являются информационными, поскольку учебно-воспитательный процесс не может быть осуществлен без обмена информацией между учителем и обучаемым. Информационная технология обучения сегодня – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. Смысл информатизации образования заключается в создании как для учителей, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации [Маслова: Интернет-ресурс].

Благодаря новым возможностям, использование обучающих компьютерных технологий в настоящее время приобретает огромное значение. Информатизация вносит свои коррективы в традиционное обучение иностранным языкам и задача учителя заключается в том, чтобы научиться правильно и эффективно использовать современные информационные технологии в образовательном процессе [Мишин: Интернет-ресурс].

Внедрение современной компьютерной техники и средств передачи информации в различные сферы человеческой деятельности привело к появлению принципиально новых способов осуществления этой деятельности. Эти способы, основанные на широком использовании уникальных возможностей компьютерной техники по обработке, хранению и предоставлению информации, объединены в понятие новые информационные технологии.

Обучение с помощью компьютеров дает наибольший эффект, когда учащиеся вовлекаются в активную когнитивную деятельность по осмыслению и закреплению учебного материала, применению знаний в ходе решения задач. Компьютерные обучающие программы такого типа предъявляют дистанционно обучающемуся, задания (тренирующие упражнения) оценивают их выполнение, оказывают оперативную помощь в виде подсказок, разъяснения типовых ошибок, предъявления соответствующего теоретического материала. Включение современных информационных технологий в образовательный процесс, как отмечает Н.Д. Гальскова, создает реальные возможности повышения качества образования [Гальскова 2000:39].

Перечислим преимущества использования компьютера в образовательном процессе:

  1. Компьютер позволяет задействовать все три канала восприятия (слуховой, визуальный и кинестетический), что позволяет увеличить объем и прочность усвоения материала.
  2. Увеличивает познавательную активность учащихся и поддерживает интерес к предмету.
  3. Расширяет поле для самостоятельной деятельности учащихся.
  4. Дает возможность создавать ситуации лично значимые для каждого ученика.
  5. Позволяет использовать Интернет как средство погружения в виртуальное пространство – эффективное средство развития социокультурной компетенции учащихся [Мишин: Интернет-ресурс].

В средствах мультимедиа, синхронизирующих изображение, графику, анимацию и звуковое или музыкальное сопровождение, заложены большие возможности для обучения иностранному языку. Тем самым, они позволяют в полной мере вовлечь в процесс познания и восприятия учебной информации все органы чувств ученика и весь потенциал  его мышления, осуществлять опору и на аналитическое мышление, и на образное восприятие, на все типы памяти.

По мнению В.П. Беспалько, мультимедийные программы дают значительно больше возможностей для использования тактильной памяти учащихся через их непосредственное участие в информационном обмене – через интерактивный диалог с мультимедийной системой, т.е. эти программы участвуют  в создании у учащихся зрительных и слуховых образов. Можно сказать,  что компьютерные программы, мультимедиа, интернет  выполняют одинаково важную роль при обучении иностранному языку и как средство поиска и самостоятельного добывания учащимися средней школы знаний, различного рода информации (в проектной и иной познавательной деятельности), и как иллюстративное средство для подачи в наглядной выразительной форме учебного и дополнительного текстового материала [Беспалько 2002:114].

Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.

Современные тенденции развития компьютерных технологий и познавательной сферы сети Интернет внесли абсолютно новые качества развития в такую форму обучения, как игра. В результате синтеза компьютерных (информационных) технологий и обучающей игры появились обучающие компьютерные игры, отвечающие тенденциям образования современного времени.

Прежде чем, обозначить виды компьютерных обучающих игр, было бы намного правильнее упомянуть о видах обучающих игр вообще.

Исходя из методов, целей и особенностей обучающих игр, Г.К. Селевко выделяет следующие их разновидности:

  1. Имитационные игры используются в профессиональном обучении при формировании определенных производственных навыков.
  2. Сюжетно-ролевые. В их основе лежит конкретная ситуация – жизненная, деловая или иная. Игра в этом случае напоминает театральную постановку, где каждый участник выполняет определенную роль. Это игры творческие, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности, поэтому в данном случае большое значение играет подготовка участников и разработка сценария игры.
  3. Инновационные игры. Их основное отличие от других видов состоит в их подвижной структуре и проведении игры в нескольких обучающе-развивающих «пространствах» – например, с использованием компьютерных программ. Инновационные игры направлены на получение знаний с использованием новейших педагогических и информационных технологий.
  4. Организационно-деятельностные. В них акцент ставится на диагностике игровой ситуации и обосновании выбора вариантов решения проблемы. С точки зрения методов здесь больше внимания уделяется диалогу, общению участников и другими формами групповой работы [Селевко 1998:125].

Эта классификация не является окончательной и может быть продолжена. Следует также отметить, что формы обучающих игр отличаются разнообразием и могут сочетаться и взаимодополнять друг друга. Например, может быть ролевая деловая игра, инновационно-имитационная и т. д. Ярким примером сферы применения такого вида игр является обучение иностранному языку. В традиционной системе обучения иностранному языку форма, как правило, дидактическая: обучение осуществляется с помощью специально адаптированных и оригинальных учебных материалов (текстов). По сравнению с традиционным обучением иностранному языку, нацеленным на освоение набора знаний, навыков и умений, обучение на основе учебной игровой модели ориентировано не только на научение чему-либо, но и на осознание того, какие дополнительные возможности открываются перед учениками благодаря полученным знаниям. В этом случае в играх сочетаются различные методы, направленные на совершенствование навыков владения языком.

М.Ф. Стронин выделяет группы игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальные игры типа «Кто хочет стать миллионером?», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные – важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.

Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».

Игры путешествия. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями. Учащиеся пишут дневники, пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.

III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность [Стронин 1984:59].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных технических средств обучения в образовательном процессе

Применение ТСО может быть связано не только с уроком, но и со внеурочной деятельностью.В данном материале вашему вниманию предлагается компьютерная презентация ученицы МБОУ "Арьёвская СОШ"  Кошки...

Использование современных цифровых ресурсов в образовательном процессе

Процесс обучения в средней общеобразовательной школе представлен многообразием форм организации учебных занятий.  В связи с этим возникает проблема рационального использования цифровых обра...

Технология дифференцированного обучения на уроках химии и биологии при использовании современных средств обучения и личностно-ориентированном подходе

Краткое описание опыта работы с применением технологии разноуровневого обучения: преимущества, технология, результаты...

Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе. Информационно-коммуникационные технологии.

Представлен опыт проведения занятия по теме "Лоскутное шитье" с использованием сквозной презентации....

Аудиовизуальные средства обучения в образовательном процессе

Аудиовизуальные средства обучения (иначе говоря - «слухозрительные») - это особая группа технических средств обучения, получивших наиболее широкое распространение в учебном процессе, включ...