Мечты и думы огнекрылого поэта М.Сеспеля
статья (11 класс) на тему

Краснова С.А.

Статья о большом желании  М. Сеспеля увидеть чувашский народ и его язык свободным, могучим. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mechty_i_dumy_ognekrylogo_poet_m._sespelya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

 Мечты и думы огнекрылого поэта М.Сеспеля

Человек рождается на свет не только для того, чтобы  принести пользу самому себе, родным и близким, но и для всего народа. Такими примерами   были и остаются   просветитель чувашского народа И.Я. Яковлев, великий этнопедагог Г.Н.Волков  и, конечно же,  реформатор чувашской литературы Михаил Сеспель, талант   которого  с каждым годом привлекает все  больше и больше внимания   людей юного поколения.

В поэзии М. Сеспеля  можно увидеть правдивое отображение  событий и явлений не только прошлого, но и настоящего.

Одна из основных заповедей  М. Сеспеля  -  бороться с врагами родины и   строить  новую  жизнь - отражается в стихотворении «Век минувший»

Сядь со мною, старина!

Вспомни-ка, земляк,    

Как в былые времена

Шею гнул бедняк…

Бедный друг мой и земляк,

Вспомни обо всем  

 И скажи сегодня так:    

- Кол в старье забьем!                                                            

Опрокинь избу с гнилой

Крышею вверх дном.

Верь мне, скоро мы с тобой

Срубим новый дом.

И сиянием лучей

Озарим его,

Чтоб отпраздновать светлей

Наше торжество!

В своих стихотворениях поэт страстно призывает чувашскую женщину   жить законами строительства новой жизни на равне с мужчинами.

«Чувашке“

Хватит жить рабыней, стыдно

Быть прислугой мужней!

-За великую свободу

Встаньте смело, дружно...

Встаньте, женщины! Отныне

Вы равны со всеми.

Люди вы! Не проводите

У печей все время.

 

В „Стальной вере“ поэт верит в прекрасное  будущее родной страны.    

Я верил, что край мой воспрянет...

Воспрянул он, вольно дыша.

Кто скажет «неправда» - обманет:

В нем чахлая тлеет душа!..  

Поэт хорошо понимал, что формирование качеств нового человека, нового отношения к правам и обязанностям по отношению к себе и государству является  делом   каждого.  Вот почему в стихотворениях М. Сеспеля часты обращения и призывы:

И детей своих учите,

Пусть растут свободно;

Пусть Чувашию полюбят

Крепко, благодарно.

Пуcть они готовы будут

За народ вступиться:

Пусть никто, как встарь, над нами

Нынче не глумится.

В его произведениях был и  остается вопрос строительства  новой культуры,   бережного отношения не  только  родного  языка и народа, но и всего достояния.

 „Настанет время“

...Шли годы, громоздясь в века. И только шепотом чуваш мог разговаривать, стремясь язык свой и себя не выдать. Врагам хотелось наш язык покрыть позором, уничтожить. Но вот он - здравствует поныне! Да будет здравствовать и впредь! Мы верим верой непреклонной: разящим громом загремит и блеском молнии зардеет язык чувашского народа! Настанет время, верим мы! Тот счастлив, кто имеет веру...»

Чувашский народ видит в М. Сеспеле предвестника победы и всестороннего расцвета творческих сил народа и отношение к нему выражает проникновенными словами стихотворного посвящения самого поэта:

Пока язык наш жив, горячие сердца

Не могyт не любить родимого певца.

Престиж языка можно повысить только повышая общую культуру. Поэтому так актуально стремление М. Сеспеля возвысить свою Отчизну, свой родной народ, повышая его общую культуру. Актуальность его заключается в  презрении слабости и желание видеть свой народ не забитым,   а сильным и  процветающим. В стихотворении "Чувашское слово" им сказано:

- "Еще настанет время. И чувашский язык станет прочнее железа. Станет сталью закаленной. Еще настанет время, и трелью жаворонка в лазурном поднебесье зазвенит чувашская песня. Шум прибоя, шелест леса, зелень бескрайних лугов отразятся в чувашской песне. Стон давних страданий донесется до слуха, свет счастья откроется взору. Звоном гуслей наполнится окрест над Волгой, - это и будет чувашская песня.

Еще настанет время! Еще настанет время!

А когда настанет время, вспоминая того, кто писал это, скажут:

"Оказывается, он правду говорил ".

Анализируя произведения Михаила Сеспеля   можно сказать, что теплые отношения поэта к родному языку,  природе, любовное изображение положительных качеств родного народа,  неравнодушное  отношение  к судьбе родины и родного народа  - вот его основные направления. И когда мы сегодня читаем возвышенные строки М. Сеспеля,   то видим в них реальное воплощение в наши дни мечты поэта:

...Человек могучей новой эры -

Чуваш, расправив плечи, до небес

Поднимается в одежде солнца алой;

Шагнет он в мир, исполнен сил и веры,

Над ним зажжется вечной правды блеск

И радуга Интернационала.

В этом отрывке  поэт предвидел  дружбу чувашского народа с народами других национальностей. Ведь не секрет, что наша Республика граничит и с Татарской Республикой, Марийской и Мордовией. К тому же, если взять национальный состав Чувашской Республики, то он тоже разнообразный. Ведь в  нашей республике одновременно с  коренным населением живут и учатся  люди других национальностей.        

Именно в нас – наше будущее и будущее нашего   языка, который должен звенеть,  как песня жаворонка в голубом небе.   И эту проблему  должен осознать  каждый человек, живущий   стране ста тысяч слов, песен и вышивок.  

Литература:

  1. Сеспель Мишши в советской традиции «высокого сталинизма» / Сост. и вступительная статья Кăрчан Макçăмĕ. – Воронеж: НОФМО, 2007.  
  2. Дедушкин Н.С. Великий поэт чувашского народа // Ученые записки НИИ при СМ Чувашской АССР. - Чебоксары, 1971.  
  3. Çеçпĕл Мишши. Сăвăсем. - Шупашкар, 1928.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэт-трибун Михаил Сеспель и Украина

Исследование связи чувашского поэта  Михаила Сеспеля и украинского народа....

Урок литературы в 11 классе по теме "Венок сонетов - давняя мечта" (По произведениям Саратовского поэта В.Гришина)

Представленная разработка урока может использоваться на уроках литературы в 11 классе при изучении современной поэзии, в 10 классе при изучении зарубежной поэзии.  Работа представляет собой план-...

Пушкинские мотивы в творчестве чувашских поэтов и Михаила Сеспеля

Тема проекта: Пушкинские мотивы в творчестве чувашских поэтов и Михаила Сеспеля.Цель проекта:Изучить влияние пушкинских произведений на творчество чувашских поэтов, а также сопоставить произведения А....

Сценарий литературного вечера, посвящённого судьбе чувашского поэта Михаила Сеспеля

Материал приводит краткие биографические сведения о жизни М. Сеспеля и сценарий литературной постановки на основе воспоминаний близких поэта...

Открытый урок «Опыт прочтения стихотворения К.Д. Бальмонта "Я мечтою ловил уходящие тени...". Поэтическое мастерство поэта». Евдокимов О.В.

    Поэтическое своеобразие черт символизма, импрессионизма изучаемого стихотворения К.Д. Бальмонта рассматривается в контексте аналитических работ В.Я. Брюсова и В.Н. Орлова, чт...