ОБ ОБУЧЕНИИ ИЕРОГЛИФИКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
статья

Великанова Наталья Викторовна

Описание методичеких  решений, применяемых для эффективного обучения основам иероглифического письма

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБ ОБУЧЕНИИ ИЕРОГЛИФИКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Н. В. Великанова

Учитель китайского языка ГБОУ Гимназия № 631 Приморского района г. Санкт- Петербург

В связи с увеличением числа школ, в которых вводится изучение китайского языка как второго иностранного в разных регионах нашей страны, все более актуальной становится проблема обучения школьников иероглифическому письму. К сожалению, теоретических исследований по этой теме до сих пор очень мало, и в методике преподавания китайского языка этой теме не уделяется должного внимания. Между тем иероглифика часто становится камнем преткновения в изучении китайского языка не только для детей, но и для взрослых обучающихся. Назрела явная необходимость в разработке действенной методики обучения иероглифическому письму, которая позволить облегчить восприятие, запоминание и воспроизведение иероглифического текста в процессе обучения. Основные трудности, с которыми сталкиваются школьники в процессе изучения иероглифов заключаются в:

- недостаточности количества учебного времени, отводимого на освоение новых иероглифов;

- необходимости усвоить значительно большее количество базовых графических элементов, чем количество букв в алфавите любого другого языка;

- непривычности формы записи с вытекающими из нее трудностями (запоминание порядка черт, расположение знака внутри клетки, компоновка элементов иероглифа относительно друг друга и т. п.);

- огромной вариативности основных графических элементов в составе иероглифа;

- многочисленности иероглифов, которые надо усвоить;

- необходимости установления прямой ассоциации «знак - значение», при отсутствии привычной связи «знак - звучание».

Одной из задач, стоящих перед учителем в сфере обучения иероглифическому письму, является развитие у обучающихся иероглифического чутья, которое основывается на причинно-следственной связи трех составляющих иероглифа (звучание – написание – значение). Для этого необходимо заложить структурированные базовые знания о иероглифике в целом.

В сущности, овладение иероглифической письменностью с точки зрения методических целей, как указывает И.В. Кочергин [3] мало чем отличается от овладения письменностью любого другого языка: у обучающегося должны быть сформированы начертательные навыки, лексические навыки и умения письменной речи и зрительного восприятия информации (чтения). Суть самого процесса одинакова как для буквенной письменности, так и для иероглифики. В языках с буквенной письменностью ученик сначала овладевает наборов графических элементов – букв, затем – навыками их комбинирования в слова. В китайском языке происходит практически то же самое: ученик сначала  усваивает набор графических элементов – черты и графемы, и потом  комбинирует их в иероглифы – слова. Но на этапе формирования графических навыков ученик должен усвоить гораздо большее число базовых графических элементов, чем букв в любом алфавите. При этом практически отсутствует  привычная для носителей языков с буквенной письменностью связь «знак - звучание», требуется прикладывать дополнительные усилия для установления связи «знак - значение». В этом состоят первые  трудности овладения иероглифическим письмом.

Любой иероглиф представляет собой структурную организацию, которая включает ряд элементов, присущих данной системе письменности. Это позволяет на основании определенного количества знаков выявить особенности, присущие всей иероглифической системе в целом. В первую очередь у учащихся нужно сформировать систему ориентиров, которые позволят более продуктивно запоминать и воспроизводить иероглифы.

Для достижения максимальной эффективности освоение основ иероглифики следует разделить на несколько этапов.

Первый этап.

Любой иероглиф представляет собой комбинацию некоторого количества разных черт. Иными словами, минимальными графическими элементами иероглифической письменности  являются черты. В общей сложности существует 8 основных графических элементов, 6 из которых являются базовыми чертами. Некоторые графические элементы  - черты имеют варианты написания. Простые черты могут комбинироваться между собой, образуя так называемые ломаные черты. В современном образцовом стиле письма «кайшу» насчитывается 40 разных видов черт. Некоторые черты схожи между собой или редко встречаются, поэтому их количество часто сокращают до 30 [4]. Именно этот базовый набор черт нужно представить учащимся на начальном этапе обучения. Делать это рекомендуется в несколько приемов, разбив черты по группам: первая группа – базовые черты, вторая группа – базовые черты с крюком,  третья группа – ломаные черты,  четвертая группа – ломаные черты с крюком. Умение опознавать разные виды черт в иероглифах важно для работки и закрепления навыка подсчета количества черт, что  определит умение найти незнакомый иероглиф по словарю, в том числе в современных электронных словарях с письменным вводом знаков. На этом этапе изучаются правила каллиграфии и порядок начертания графических элементов.  В качестве упражнений ученикам можно предложить следующие варианты заданий:

- ученикам предлагается  набор из нескольких иероглифов, в которых ученики должны найти и обвести соответствующие виды черт;

- среди предложенных иероглифов ученикам нужно найти все знаки, имеющие ту или иную черту и  сгруппировать иероглифы по принципу наличия одинаковых черт

- подсчитать количество черт в предложенных иероглифах.

Параллельно с тренировкой визуального распознания разных видов черт полезно предлагать ученикам отрабатывать начертание всех изучаемых графических элементов и их комбинаций путем их прописывания, сначала обводя черты, затем прописывая самостоятельно.

На этом же этапе следует познакомить учащихся с историей возникновения иероглифической письменности,  категориями иероглифов (пиктограммы, идеограммы, фоноидеограммы и т.д.) со структурой иероглифических знаком (вводится понятие графемы, ключа-детерминатива, фонетика, как элементы комбинируются в составе иероглифа), правилами порядка черт. Учащимся также предлагают задания на определение структуры иероглифа, определение последовательности написания черт в новом для них иероглифе или определение первой и последней черты при написании.  

Второй этап.

Основная масса современных иероглифов состоит из одной или нескольких графем. Графемы, обладающие семантической значимостью, являются минимальными единицами идеографии. Таких компонентов  всего 309 [1]  . Они являются надежными мотиваторами смысловых значений 95% иероглифов, составляющих иероглифический минимум, принятый в КНР.  Их И.В.Кочергин условно сравнивает с буквами, при этом отмечает, что в отличие от букв, они обладают семантическим значением. Большая часть из них (214) являются ключами-детерминативами, а 47 из них используются только как элементы сложных иероглифов. При этом, проанализировав 1500 самых частотных иероглифов, И.В.Кочергин выделил 42 наиболее частотные графемы-ключа. Он отмечает, что поскольку ключи обладают семантикой, то их частотность  отражает и частотность употребления соответствующих знаков языка – слов, относящихся к определенным семантическим полям. Поскольку в учебном процессе изучаются наиболее частотные иероглифы, возникает необходимость приучать учащихся к тому, что за каждым иероглифическим знаком стоит целое семантическое поле, понятийное содержание которого определяется ключевой графемой. Например, ключ 心 xīn /忄‘сердце’в составе сложного иероглифа не обозначает конкретный орган, а относится ко всей совокупности слов, обозначающих эмоциональные, ментальные и психические состояния человека. Таким образом, подобные графемы являются главными ориентирами, которые связаны со значением иероглифа, следовательно, после усвоения учащимися базовых компонентов иероглифов (разного вида черт) следует начинать  изучение этих самых частотных графем-ключей. Для  отработки ключевых графем также нужно использовать ряд упражнений, направленных на распознавание и продуцирование изучаемых элементов, например:

- нахождение знакомых ключей в ряде иероглифов;

- нахождение иероглифов с одним и тем же ключом;

- группировка иероглифов по ключу;

Моим ученикам очень нравится упражнение, в котором им предлагается несколько иероглифов и их перевод вразброс, задача ученика -  ориентируясь на ключевые графемы сопоставить иероглиф с его переводом. В этом упражнении ученик должен проанализировать структуру иероглифов, найти в них ключевую графему, вспомнить ее семантическое значение и соотнести его с русским словом. Пример подобного задания:

       Определи значение иероглифа по ключу

1 прилив

2 выдергивать

3 крылья

4 лед

5 кошка

6 дым

7 скала

8 тоска

9 цикада

10 закапывать

Выполняя подобные упражнения, ученики начинают лучше понимать, как устроены иероглифы, учатся находить и систематизировать общие элементы, начинают понимать логику построения иероглифических знаков и более внимательно относиться к воспроизведению изученных иероглифов. Это позволяет заложить прочную базу, что в дальнейшем позволяет ученикам легче запоминать новые сложные иероглифы.  

Третий этап.

Китайское письмо помимо идеографии содержит другой важный компонент – фонографию.  Иероглифы – фоноидеограммы составляют большую часть наиболее частотных иероглифов. По данным статистического анализа профессора В.И. Молодых, иероглифы-фоноидеограммы составляют от 53,8% до 58,4% от общего количества самых употребительных иероглифов. Такие знаки обычно состоят из двух графем, одна из них указывает на сферу значения, а вторая – на его примерное звучание. Знание фонетических знаков дает возможность ориентированного озвучивания иероглифов, поэтому с самого начала необходимо формировать навыки восприятия активных фонетиков. Однако нужно сделать оговорку, что не всегда современное чтение фоноидеограммы совпадает с чтением входящего в её состав фонетика, поскольку произношение в течение многих сотен лет существенно менялось, при этом написание оставалось неизменным. Для тренировки запоминания и узнавания фонетических графем время от времени можно предлагать ученикам упражнение, аналогичное описанному выше, только для сопоставления предлагается не перевод иероглифов, а их чтение. Задача учащихся определить, что в предлагаемых иероглифах является ключом, что – фонетиком, вспомнить как читается фонетик и, сопоставив его с предложенными вариантами чтения, найти вероятное чтение данного иероглифа. Пример подобного задания:

Попробуй догадаться (с опорой на фонетики), какое чтение будет у данных иероглифов:

1. mǔ

2. chéng

3. gān

4. miǎn

5. sì

6. qǐ

7. bèi

8. wán

9. yǒng

10. fáng

 Подводя итог вышесказанному можно сделать следующие выводы:

- на начальном этапе обучения иероглифическому письму основной задачей является формирование моторных графических навыков и навыков зрительной идентификации отдельных графических элементов, их несложных комбинаций в составе простых иероглифов, овладение базовыми графическими элементами.

- учащиеся должны усвоить непреложную истину о том, что отдельные иероглифы это графические знаки, обладающие семантикой, и, как правило, выражают понятие, а не конкретные лексические значения.

- процесс формирования графических навыков  должен быть осознанным, то есть учащийся должен усваивать в том числе и названия изучаемых графических элементов, и помимо начертания должен запоминать его название и чтение, при его наличии.

 - иероглифический материал нужно подавать таким образом, чтобы обеспечивать  обобщенность восприятия  и классификацию письменных знаков по тем или иным признакам

Список использованной литературы

1. Белова Н. Д. Введение в иероглифику: методические указания. – М.: Проспект, 2021. – 88 с.

2. Демина Н. А. Методика преподавания практического китайского языка. / Н. А. Демина. – М.: Тривола, 1997. – 76 с.

3. Кочергин И. В. Очерки лингводидактики китайского языка / И. В. Кочергин. – 3-е изд., перераб. – М.: Восточная книга, 2012. – 184 с.

4. Макк Е. Китайский язык: точки опоры / Е. Макк. – 2-е изд. – М.: ООО Международная издательская компания «Шанс», 2020. – 239 с.

5. Масловец О.А. Основы обучения китайскому языку в ВУЗе и в школе. – М.: ВКН, 2019. – 264 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самоуправления на уровне классного коллектива: роль классного руководителя на начальном этапе в среднем звене

Организация самоуправления на уровне  классного коллектива: роль классного руководителя на начальном этапе в среднем звене...

Обучение чтению на начальном этапе обучения

Немного об обучении чтению на начальном этапе и схема упражнений по обучению технике чтения....

Обучение говорению на начальном этапе на основе УМК Spotlight (3 класс общеобразовательная школа)

Обучение говорению на начальном этапе на основе  УМК Spotlight(3 класс общеобразовательная школа)План урокаТема: Увлекательный  деньЦели:практические: к концу урока учащиеся научатся:-расспр...

Выпускная дипломная работа НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

В школах дети слабо владеют навыками устной речи, так как недостаточно развиваются грамматические навыки. На современном этапе обучения основное внимание уделяется формированию компетенций, в том числ...

Методика изучения мотивации обучения старших подростков на этапе окончания средней школы

Методика изучения мотивации обучения старших подростков на этапе окончания средней школы...

Преемственность в обучении между начальным звеном и средней школой

Актуальность. Адаптивность-способность  к  приспособлению, у  разных  людей  различна  и  отражает  уровень  как  врождённых,  так...