Конспект урока по русскому языку в 5 классе. Подготовка к сочинению – рассуждению «Нужно ли заниматься спортом?»
план-конспект урока (5 класс)

Боровая Наталья Петровна

Данный урок является одним из уроков развития речи, посвящённых изучению типов речи. Обучающиеся уже познакомились с особенностями повествования и описания. В системе уроков по изучению такого типа речи, как  рассуждение, это первый, хотя  учащиеся уже имеют представление о структуре рассуждения. Данный урок должен подготовить обучающихся к созданию собственного высказывания. Знания обучающихся по этой теме будут использованы при изучении всех дальнейших тем школьного курса русского языка.

Учебные возможности обучающихся 5 класса определяются частично-поисковой, репродуктивной деятельностью. Дидактические возможности темы ограничивают их использование необходимостью индивидуальной и фронтальной работы, однако на отдельных этапах изучаемая тема позволяет сочетать индивидуальную и групповую формы работы учащихся, репродуктивную и поисковую деятельность.

Методы обучения:

методы стимулирования познавательной активности; практические и репродуктивные  методы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon borovaya_np_konspekt_uroka.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

 урока русского языка в 5 классе

Тема урока. Подготовка   к сочинению – рассуждению «Нужно ли заниматься спортом?»  (Урок развития речи)

Дата проведения: 24.01.2022

Раздел программы: Развитие связной речи. Типы речи.

Оценка педагогической ситуации:

обучение осуществляется по учебнику «Русский язык. 5 класс», авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.,  Л.А. Тростенцова и др.

 Данный урок является одним из уроков развития речи, посвящённых изучению типов речи. Обучающиеся уже познакомились с особенностями повествования и описания. В системе уроков по изучению такого типа речи, как  рассуждение, это первый, хотя  учащиеся уже имеют представление о структуре рассуждения. Данный урок должен подготовить обучающихся к созданию собственного высказывания. Знания обучающихся по этой теме будут использованы при изучении всех дальнейших тем школьного курса русского языка.

Учебные возможности обучающихся 5 класса определяются частично-поисковой, репродуктивной деятельностью. Дидактические возможности темы ограничивают их использование необходимостью индивидуальной и фронтальной работы, однако на отдельных этапах изучаемая тема позволяет сочетать индивидуальную и групповую формы работы учащихся, репродуктивную и поисковую деятельность.

Методы обучения:

методы стимулирования познавательной активности; практические и репродуктивные  методы.

     Тип урока: повторительно-обобщающий, урок-зачёт.

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с особенностями рассуждения;  подготовить к самостоятельному рассуждению на заданную тему; уделить внимание обогащению словарного запаса; учить монологическому высказыванию;

развивающие:

  • совершенствовать все виды речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи; совершенствовать коммуникативные умения, воспитывать культуру ведения спора;

воспитательные:

  • способствовать развитию интереса к историческому прошлому, пропаганде занятий спортом.

Оборудование урока:

раздаточный дидактический материал (у каждого обучающегося), мультимедийные средства обучения.

Ход урока

Структурный

этап урока

Содержание взаимодействия с обучающимися

 1 этап Организационный

3 мин.

1.  Вступительное слово учителя.

   В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё мнение. И тогда очень важно уметь доказать правильность своей точки зрения или установить истину. Для этого существует особый тип речи – рассуждение.

2.  Постановка целей и задач (проблемное изложение).

Сегодня на уроке мы будем работать над этим типом текста. Попытаемся разобраться в том, по какой схеме строится рассуждение. Будем учиться доказывать, убедительно отстаивать свою точку зрения, быть может, спорить. А венцом нашего урока должно стать созданное вами сочинение.

Недавно я была свидетельницей такого разговора  и попросила детей подготовить её в лицах (инсценировка).

Встречаются два друга.

-   Саша, пойдём играть в футбол.

-   Ну, вот ещё, нашёл занятие – мячик гонять без толку. Я лучше за компьютером посижу. Всё интересней,- возмутился Саша и презрительно скривил губы.

-   А зря, мы сыграем с ребятами из соседнего двора, наверное, матч интересный будет. Я жду не дождусь, когда он начнётся! – и Сергей от нетерпения запрыгал на месте, изображая игру с мячом.

Саша усмехнулся и грубо сказал:

-   Да ну, все эти спортивные игры – пустяки, пустая трата времени.

-   Ну, как хочешь. А я побежал.

Беседа по разыгранной ситуации.

Вопросы учителя:

  • Сколько точек зрения присутствуют в диалоге?
  • Какова его тема?
  • Можем ли мы эту тему назвать спорной?
  • А вы, ребята,  на чьей стороне?
  • Как вели себя во время разговора мальчики? Что бы вы исправили в их поведении во время разговора?

     Прежде всего, давайте обратимся к таким словам, как спор и дискуссия.

2 этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию темы.

2 мин.

Словарная работа (беседа).

(Высвечивается экран, на котором даны определения слов спор и дискуссия)

Спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает своё мнение.

Дискуссия – спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, беседе.

Вопросы учителя:

  • Как мы назовём такие слова?
  • Как мы можем определить разговор между мальчиками: спор или дискуссия?
  • В нашем лексиконе появились новые слова. Попробуйте составить с ними словосочетания.

       (Горячий спор, оживлённый спор, жаркий спор, актуальная дискуссия, оживлённая дискуссия)

3 этап усвоения новых знаний.

8 мин.

1. Строение рассуждения (объяснение и наблюдение).

  • Ребята, как вы думаете, письменной или устной речи свойственны спор и дискуссия?
  • При возникновении спора или дискуссии мы должны уметь отстоять свою точку зрения – должны уметь рассуждать, чтобы убедить собеседника в своей точке зрения. Рассуждать можно и устно, и письменно. Но делать это надо правильно. Посмотрите на экран, на котором схема рассуждения, и повторите, из каких частей может состоять текст рассуждения.

                       Рассуждение.

1.Тезис (основная мысль, которая нуждается в доказательстве).

2.Доказательства (аргументы).

3.Вывод.

2. Беседа по композиции текста рассуждения (исследование).

А теперь давайте теперь обратимся к рабочим материалам. Я читаю текст письма Володи (текст на экране), а вы, слушая, должны определить:

  • тему текста,
  • основную мысль текста,
  • тип речи.

Письмо Володи.

        Многие считают спорт ненужным занятием. Я не только не согласен с этой точкой зрения, но и готов доказать, что спорт – это здорово.

Я не могу себе представить, как можно прожить без спорта, не кататься на лыжах и не купаться. Он помогает быть бодрым, весёлым и жизнерадостным.

Спорт - это не только рекорды, очки, секунды победы и поражения. Спорт – это развлечение, равного которому нет.

Я думаю, без спорта нельзя.

Допустим, пришла зима и вместе с ней пришли всевозможные развлечения, игры: лыжи, коньки, хоккей, а если бы их не было, то и жизнь была бы скучной.

Я рассуждаю о спорте как о развлечении, не говоря о других его достоинствах. Он помогает стать сильным, здоровым, смелым. Спорт закаляет человека физически и духовно.

(Обучающиеся определяют тему и основную мысль текста).

Учитель:

Прочитайте вслух

  • тезис, который выдвигает автор текста,
  • доказательства, приводимые в тексте,
  • вывод, который делает автор.

Каков же это тип речи?

4 этап понимания учащимися нового материала.

15 мин.

1.  Работа по подбору аргументов (исследование подготовленных сообщений обучающихся).

Одним из важных элементов рассуждения являются доказательства, или аргументы. По мнению Володи, спортом нужно заниматься, потому что он доставляет удовольствие. Как ещё можно доказать, что спорт необходим? Выслушайте сообщения одноклассников и подумайте, какие аргументы в пользу спорта они вам подскажут.

Выступления обучающихся.

1 обучающийся.  В нашей школе всего 960 учеников. Из них полностью здоровы 149 учеников – 15,5%, Имеют ограничения по здоровью 593 ученика – 61%. Имеют хронические заболевания 276 человек, 28,7%. Инвалиды 31 человек, 3,3%.

       (Спорт помогает укрепить здоровье: те, кто занимается спортом, меньше болеют)

2 обучающийся.  Двадцать семь с половиной веков назад во все концы Эллады, воспетой великим поэтом Гомером, летели гонцы в белых одеждах. Лучших белых коней давали им во встречных поселениях, выносили навстречу лучшую пищу – мясо белого барашка. Гонцы несли всем грекам мир и приглашение на праздник в эллинском городе Олимпии.

Мудрый историк Эллады Тимей ввёл новое летоисчисление – олимпийское. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после начала летнего солнцестояния. И он обязан был повторяться каждые 1417 дней. Такое количество дней составляло «олимпиаду» - греческий «олимпийский» год. На территории Эллады объявлялся «священный мир»: всякие войны прекращались, и вчерашние враги состязались за право называться самым сильным, ловким и смелым среди эллинов. Участниками олимпийских игр были известные нам историк Геродот, оратор Демосфен, философ Сократ. А математик Пифагор стал чемпионом олимпийских игр в кулачном бою.

Прошло время. В канун нового тысячелетия выдающийся французский педагог и общественный деятель Пьер де Кубертен обратился к спортсменам всего мира с предложением возродить Олимпийские игры. И в 1894 году в Париже собрался социальный международный конгресс, где были приняты Олимпийская хартия и Олимпийская клятва, а также девиз «Быстрее, выше, сильнее!» и эмблема из пяти переплетённых колец голубого, чёрного, красного (верхний ряд), жёлтого и зелёного (нижний ряд) цветов. Переплетение колец символизирует пять объединённых в олимпийском движении континентов. На возрождённых Олимпийских играх зажигают огонь, принесённый с земли Древней Греции, а флаг был поднят в 1914 году в связи с празднованием20-летия Олимпийских игр 20 века.

3 обучающийся.  Из истории развития спорта в нашей стране. Например, в 1999 году в Мордовии состоялись Малые Олимпийские игры. Они проходили с 25 по 27 июня. Было положено начало олимпийскому движению. Соревнования проходили по 12 видам спорта. Победителем стал Ардатовский район.

Вторые Малые Олимпийские игры состоялись уже в 2000 году. Спортсмены состязались в 22 видах спорта. Соревнования проходили в Саранске и Рузаевке, и в них приняли участие более двух тысяч спортсменов.

 Третьи Малые Олимпийские игры Мордовии прошли летом 2002 года, Это был настоящий праздник спорта, где было более 50 тысяч участников. На открытии присутствовали: президент Национального комитета Леонид Тягачев и член международного Олимпийского комитета Шамиль Тарпищев.

(Спорт помогает объединению людей, укрепляет мир, и дружбу между народами).

Обучающиеся называют аргументы в пользу спорта.

Вывод учителя:

Итак, спорт укрепляет здоровье, помогает стать сильным, ловким; он укрепляет мир и дружбу между народами. Это и будут наши основные доказательства (аргументы) нашего сочинения. Вместе составим план сочинения и запишем его в тетрадь.

2.  Составление и запись в тетради плана сочинения-рассуждения на тему: «Нужно ли заниматься спортом?» в тетрадь.

Особое внимание обратить на постановку знаков препинания.

  1. Тезис. Спортом заниматься нужно.
  2. Аргументы. Почему нужно заниматься спортом:

а) спорт укрепляет здоровье;

б) спорт помогает стать сильным, ловким;

в) спорт укрепляет мир и дружбу между народами.

     3. Вывод. Спортом заниматься нужно.

3. Речевое оформление рассуждения (объяснительно-иллюстративный метод).

        У текста-рассуждения есть особенные слова, которые помогают организовать, связать части рассуждения, упорядочить ход мыслей.

Средства связи частей рассуждения

1.  Тезис.

…Докажем это.

…Это можно доказать так.

…Почему? И вот почему.

…Это объясняется следующим.

2.  Доказательства.

Во-первых,... . Например,...

Во-вторых,... . К примеру...

В-третьих,... . Допустим...

3.  Вывод.

Итак,...

Обобщим всё сказанное...

Таким образом,..

Следовательно,..

4.  Введение полученных знаний о строении рассуждения средствах связи его частей в речевую деятельность учащихся.

        А вы занимаетесь каким-либо видом спорта?

        Представьте, что при встрече с другом (братом, дедушкой, и т. д.) вы услышали в свой адрес обвинения с его стороны, что слишком много времени проводите на тренировках, лучше больше гулять или поспать. Попробуйте в беседе привести аргументы в защиту своего вида спорта, используя правила ведения дискуссии и указанные средства связи (2 – 3 учащихся приводят аргументы в защиту своего вида спорта).

5 этап  повторения и закрепления материала.

9 мин.

«Работаю корректором» - предупреждение орфографических, пунктуационных, речевых ошибок (по рабочим материалам, которые есть на каждой парте).

  1. Вставьте пропущенные буквы, объясняя орфограммы. Составьте словосочетания.

(Выполняет 1 обучающмийся на доске, остальные на карточках).

        Зан...маться (чем?)...

Уч...ствовать (в чём?)...

Сор...внования (какие?)...

Тр...нироваться (где?)...

Доб...ваться  победы (как?)...

Уст...навливать (что?)...

Пр...игрывать (кому?)...

  1.  На доске схемы предложений не в том порядке, в каком должны быть предложения. Необходимо найти соответствия и объяснить постановку знаков препинания (1 обучающийся на доске).

1) Я увлекаюсь футболом и волейболом.

2) Спорт помогает выработать в себе такие качества: силу воли, ловкость, выдержку.

3) Спорт – это радость, ощущение необъятных возможностей, счастье обретения уверенности в себе.

4) Ребята! Занимайтесь спортом, и всё в вашей жизни изменится.

  1. Отредактируйте предложения, которые на экране (устная коллективная работа)

1) Я часто задумываюсь о полезности занятий спортом. Спортом заниматься полезно. Полезно плавать, бегать на лыжах.

2) Хорошо пробежаться зимой на лыжах по лесу. После лыжной прогулки чувствуешь особенный наплыв чувств.

3) Удивляюсь ребятам, которые могут целый день смотреть телик.

4) Спорт помогает стать сильным, добрым, жизнерадостным, умным.

Проверка выполнения задания №2.

6 этап проверки усвоения полученных знаний.

5 мин.

Самостоятельный анализ ученического сочинения с последующей коллективной проверкой (текст перед каждым обучающимся).

         Внимательно прочитайте сочинение ученицы. Какие достоинства и недостатки вы в нём видите?

Спорт – это здорово!

Больше всего я люблю плавание. Это очень полезный вид спорта. С тех пор как я стала им заниматься, я перестала болеть гриппом и ангиной. Теперь мне никакая простуда не страшна.

Во-первых, плавать очень приятно. Вода вдруг освежает, становишься лёгким, тело послушно скользит по воде, чувствуешь себя сильным и ловким. Даже плохое настроение куда-то улетучивается.

        Кроме того, уметь плавать необходимо каждому, чтобы не подвергать себя опасности и при случае помочь другим.

Ответы  учащихся:

  • в  сочинении есть тезис, три аргумента,
  • но почему-то второй аргумент вводится словом во-первых,
  • вывода нет.

7 этап  подведение итогов урока.

  1. мин.

Вывод урока.

         Мы с вами многое сделали для того, чтобы каждый ученик успешно написал сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли заниматься спортом?». С какими новыми словами мы сегодня познакомились?  Как себя нужно вести во время спора? Почему? Постройте и запишите ответ на этот вопрос, выдвинув тезис и приведя аргументы (1-2 предложения). Как можно начать ответ?

8 этап

домашнее задание

1 мин.

Домашнее задание.

Напишите черновик сочинения-рассуждения на тему: «Нужно ли заниматься спортом?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с использованием технологии деятельностного подхода в обучении русскому языку по теме «Подготовка к сочинению-рассуждению».

Урок «Подготовка к сочинению-рассуждению  по тексту Е. Лайковой» проводится в рамках систематической работы по развитию устной и письменной речи учащихся.  Его тип, структура, методы и прием...

Конспект урока для учащихся 10-11 классов. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Неужели хамство – визитная карточка нового поколения?»

Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте я прихожу к горестным размышлениям о их низких моральных ценностях, о бездуховности, о безнравственных и недостойны...

Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".

Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения -  рассуждения. Создание памятки написания сочинения  (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....

Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению о маме по теме: «Мама, милая мама».

Цели урока:1. Актуализация знаний учащихся, полученных в начальных классах (типы текстов, особенности текстов описания, повествования, рассуждения).2. Формирование навыков в составлении текста-рассужд...

конспект урока русского языка 6 класс "Подготовка к сочинению-описанию"

конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию" - часть единого интегрированного дня по теме "Реки"...

Подготовка к заданию 9.3 ОГЭ по русскому языку. Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе. Подготовка к сочинению на тему ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА? КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРЫМ?

В МАТЕРИАЛАХ ПРЕДСТАВЛЕН ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ЗАДАНИЮ 9.3 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6-9 КЛАССАХ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛИ СОЧИНЕНИЯ 9.3 НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ЛИТЕРАТУРНЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ НА...