Разработка уроков по теме "Французская литература Средних веков"
план-конспект урока по французскому языку (7 класс) по теме

Барабанова Светлана Владимировна

Предлагаемый материал является логическим сопровождением для работы с презентацией по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_frantsuzskaya_literatura_srednikh_vekov.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

«Французская литература Средних  веков»

Автор: Барабанова Светлана Владимировна,                           учитель французского языка

МОУ СОШ № 20

                                       

                                             

Тема урока:  « Французская литература Средних веков».

Вид урока: комбинированный.

Тип урока: обобщающий.

Цели урока:

1. Обобщение материала по  теме «Французская литература Средних веков».

2. Выделение основных литературных  направлений, жанров, определение основной идеи произведения, характеристика главных персонажей

3.  Развитие навыков и умений монологической и диалогической речи по теме.

4. Формирование  навыков  делать выводы, высказывать свое мнение.

        Задачи урока:

  1. Научить детей определять основную идею, давать характеристику главным персонажам  изучаемых произведений.
  2. Сформировать у обучающихся навыки и умения в монологической и диалогической речи по пройденной  теме, навыки аргументации своей точки зрения.

        Методы проведения урока:

методы обучения         - объяснение и презентация материала, организация процесса обучения;

методы учения – наблюдение, размышление, непосредственное участие в учебном процессе.  

        Продолжительность: 2 урока по 40 минут.

        Возраст детей: 14-15 лет.

        Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийная презентация, проектор.

        Оборудование для детей: компьютеры, экран.

        Виды и содержание деятельности учителя и детей в процессе урока:

учитель: вступительное слово, постановка целей урока, диалог с учениками, демонстрация презентации, комментарии, фиксирование внимания обучающихся на основных моментах, закрепление материала в виде теста, подведение итогов деятельности обучающихся на уроке, объяснение домашнего задания;

дети: монологическая и диалогическая речь,  просмотр презентации, выполнение теста, обсуждение пройденного материала и просмотренной презентации, высказывание собственной точки зрения.

        Приложения: мультимедийная презентация на тему «Французская литература Средних веков», тестовое задание, ключи к тестовому заданию, таблица для выполнения домашнего задания, ключи к домашнему заданию.                                                                                                                

Ход урока.

Начало урока.

Вступительное слово учителя. В этом году вы начали изучать новый предмет – французская литература. Назовите имена известных вам французских писателей и поэтов. Какие произведения этих авторов вы читали по-русски, по-французски?

- Ответы обучающихся.

Слайд № 1.

- Французская литература одна из самых старинных  и богатых в Западной Европе. Начиная с эпохи Средних веков, в течение своих последовательных этапов, она обогатила нас шедеврами во всех литературных жанрах. Именно Франция дала рождение наиболее законченным и типичным произведениям во всех литературных направлениях, что объясняется некоторыми особенностями её истории.

Сегодня мы будем говорить о французской литературе Средних веков. Это заключительный урок по данной теме. Я надеюсь, что презентация, которую вы сегодня увидите, поможет вам окунуться в эпоху Средних веков, пролистать некоторые страницы истории Франции, углубить ваши знания по французской литературе и найти ответы на следующие вопросы:

  • Какие жанры являются основными …?
  • Кем сочинялись и исполнялись …?
  • Что является основной темой …?
  • Кто является главными персонажами …?
  • Какие произведения являются типичными …?
  • Кто является основными представителями …?

Слайд № 2.

Сегодня мы обсудим такие литературные направления, как героический эпос, куртуазная литература, городская литература, литература XIV-го и  XV-го веков. Мы будем говорить о творчестве Шарля д`Орлеана и Франсуа Вийона. Мы рассмотрим такие произведения, как Песнь о Роланде, Тристан и Изольда, Роман о Лисе. Вы прочтёте отрывки из Песни о Роланде, из Рыцарского кодекса чести, услышите  одно из рондо Шарля д`Орлеана, Балладу о повешенных Франсуа Вийона и их переводы на русский язык, выполненные И.Эренбургом, а также выпускницей нашей школы Волицкой Юлией.

Будьте внимательными, так как в течение урока вам придется отвечать на вопросы ( см. выше), задавать вопросы и делать выводы после каждого литературного направления. В конце урока вам предстоит выполнить тест.

Основная часть урока.

Слайд № 3.

- А начнем мы с истоков французской литературы

Скажите куда восходят истоки французской литературы? Какое произведение на французском языке было первым?

- Корни французской литературы уходят в эпоху, когда зародилась французская нация, и появился французский язык. Первым документом на французском языке был Клятва Страсбурга.

- Какова была  политическая ситуация во Франции в X-XI-х веках?

Слайд № 4.

- В X-XI-х веках феодальные отношения укрепляются, общество состоит из 2-х классов: феодалов, которые обладали землями и рабами, которые её обрабатывали. Католическая церковь была главной поддержкой феодального общества и держала в своих руках образование, литературу и искусство. Литература средних веков отражала структуру феодального общества. Основными жанрами героического эпоса были песни о деяниях. Эти песни сочинялись и исполнялись жонглёрами, которые пели их под аккомпанемент срипки.

- Итак, основным жанром героического жанра, который лучше всего сохранился, является песни о деяниях. Самое известное произведением героического жанра – Песнь о Роланде.

Слайд № 5.

- Песнь о Роланде это памятник французской литературы. Это национальная эпопея, в которой скрыта душа всей эпохи и всего народа. Как и все песни о деяниях, Песнь о Роланде, в основе своей имеет историческое событие. Говоря о Песни о Роланде, её можно сравнить с русской поэмой Слово о полку Игореве. Эта эпическая поэма создана самим народом. В ней автор повествует о завоевании Испании королем Франции, о предательстве франков Ганелоном, о великой битве при Ронсево, о смерти лучших героев этой поэмы. Главные персонажи: Карл, король Франции, Роланд, его племянник, Оливье, друг Роланда, Ганелон, предатель и другие. Главная идея  - героизм, патриотизм, храбрость и преданность франков по отношению к своему королю и Родине. Поэтические качества этой поэмы: гипербола, повторы, лаконичность и простота сочинения.

- На этом слайде вы видите главного героя поэмы – Роланда. Каким он был рыцарем?

- Роланд был храбрым, мужественным, сильным, но неосторожным и пылким рыцарем.

- Послушайте отрывок из этой поэмы.

- А теперь, ответьте на вопросы, которые вы видите на доске. (см. выше).

- Основные жанры героического эпоса – песни о деяниях. Они сочинялись и исполнялись жонглёрами. Основная тема – патриотизм, героизм, преданность королю и Родине. Главный герой – храбрый и смелый рыцарь. Самое известное произведение – Песнь о Роланде.

- Мы переходим к рыцарской литературе или как её ещё называют куртуазной.

Слайд № 6.

- XII-XIII-е века стали эпохой крестовых походов. Крестовые походы способствовали развитию литературы Средних веков. Литературу этой эпохи называют рыцарской литературой, так как её главным героем становится рыцарь не только смелый, храбрый и сильный, но и великодушный и благородный, который умеет ухаживать за дамой  и ради неё готов на любые приключения. Главная тема – любовь к даме. Любовь выходит на первое место и представлена как таинственное чувство. Основными жанрами являются: куртуазный роман и лирическая поэзия. Формы лирической поэзии появляются впервые на юге Франции. Трубадуры их сочиняют и исполняют.

Слайд № 7.

- Итак, настоящий рыцарь должен быть вежливым, элегантным, тонким и деликатным. Он должен уметь владеть оружием, а также разбираться в музыке, поэзии, уметь ухаживать за дамой. Появляется новый кодекс рыцарской чести.(зачитываются отрывки из Рыцарского кодекса чести).

- Какой известный куртуазный роман вы знаете?

Слайд № 8.

- Легенда о Тристане и Изольде одна из самых известных легенд. Тристан – главный персонаж этого романа. Он благородный и храбрый рыцарь. Тристан любит самозабвенно  Изольду. Тристан и Изольда это типичный куртуазный роман, так как его основная тема – любовь, главный герой – благородный и великодушный рыцарь, в нем много фантазии.

 - Подведем некоторые итоги. (см. вопросы выше).

 - Основные жанры рыцарской литературы: куртуазный роман и лирическая поэзия. Лирическая поэзия впервые появляется на юге Франции. Трубадуры сочиняли стихи и музыку, сами исполняли свои произведения. Основная тема – любовь к прекрасной Даме. Главный персонаж – смелый, благородный, великодушный рыцарь, который не только владеет оружием, но и разбирается в музыке, поэзии и искусстве, а главное умеет ухаживать за Дамой. Типичные куртуазные романы– Тристан и Изольда, Роман о Розе. Авторы Ж.Бедье и Гийом дё Лори.

Слайд № 9.

 - Мы переходи к буржуазной литературе.

 - В XII-XIV-х веках города начинают развиваться и расцветать. Появляется новый класс – буржуа, более прогрессивный, чем феодальный. У этого класса  есть своя литература – городская. Она высмеивает феодалов и их недостатки. Основные жанры: фаблио и фарсы. Фаблио – это комические пьесы. Чаще всего они анонимные. Фаблио и фарсы воспроизводят с точностью повседневную жизнь.

Слайд № 10.

Роман о Лисе – это сатира на феодальное общество. В этом романе животные выступают в роли людей. Этот роман состоит из 25 сказок в стихах. Война между волком Изенгреном и хитрым Лисом – основная тема. Хитрый Лис обманывает сильных, но часто бывает обманут слабыми.

- Сделаем некоторые выводы.(см. выше).

- Основный жанры: фаблио и фарсы. Главная тема – сатира на феодальное общество. Главные герои простые люди, народ, нередко – животные. Типичное произведение – Роман о Лисе.

Слайд № 11.

- Литература XIV-го и   XV-го веков. Посмотрите на слайд и задайте вопросы.

- Что происходит в общественно- политической ситуации Франции?

- К середине XIV-го века Франция переживает период кризиса. Страна опустошено и разорена Столетней войной.

- Какие изменения происходят в литературе?

- Героический эпос исчезает уже в XIII-м веке. Куртуазный роман пришел в упадок. Старинные поэмы исполняются теперь не трубадурами, а настоящими певцами, которые находятся на службе у сеньор. Напротив, лирическая поэзия расцветает. Но отличается от прежней, Теперь поэты подписывают свои произведения своими именами. Поэзия становится менее искренней, поэты пишут свои поэмы в строгих формах, которые подчиняются строгим правилам. Основные жанры: рондо и баллады.

- Кто является известными представителями этой литературы?

- Шарль д`Орлеан и Франсуа Вийон.

Слайд № 12.

- Шарль д`Орлеан был не только образованный человеком, это был настоящий поэт, поэт в полном смысле этого слова. Его творчество состоит главным образом из лирических стихов(баллад и рондо). Его поэзия отличается искренностью и свежесть чувств.

(учащиеся читают свои переводы стихов с французского )

Слайд № 13.

- Поговорим  о Франсуа Вийоне.

- Франсуа Вийон известный поэт средних веков.  К сожаленью, мы плохо знаем его биографию. Он родился в 1431 году. Его настоящее имя Франсуа дё Монкорбье. Он учился в Парижском университете на факультете искусств, куда поступил в 12 лет. Жизнь была тяжёлой. Он рано остался сиротой. Он жил в нищете и совершил однажды кражу со взломом. Он был арестован, после тюрьмы вёл бродяжнический образ жизни. Но, несмотря на свою тяжёлую жизнь он умел любить и ненавидеть, страдать и радоваться. Он написал много стихов и поэм. Лучшие: Большое Завещание, Малое Завещание, Баллада о Дамах былых времён, Баллада о Повешенных. Произведения Вийона наполнены иронией и сатирой. В своих произведениях он высмеивает нравы феодального общества, религию. Он рисует жизнь такой какой она есть, он воспевает любовь к жизни. В его поэзии слышится голос народа.

Слайд № 14.

- Давайте послушаем перевод его поэмы Баллада о повешенных И. Эренбурга.

- Подведем итоги.(см. вопросы выше).

- Основные жанры: рондо и баллады. Исполняли профессиональные певцы. Знаменитые поэты: Шарль д`Орлеан и Франсуа  Известные произведения: Малое завещание, Большое завещание, Баллада о Дамах прежних времен, Баллада о повышенных, рондо Шарля д`Орлеана Погода скинула небрежно.

Сейчас вам предстоит выполнить тест. Выберите правильный вариант и ответьте полным предложением.

Слайды № 15, 16, 17. (см. приложение № 1)

Заключительная часть урока.

- В качестве домашнего задания вы должны заполнить таблицу с лакунами. Как вы видите, в таблице 4 колонки, в каждой из них есть пропуски. Вы должны дополнить недостающие сведения (либо литературное направление, либо литературные жанры, либо литературное произведение, либо автора). Правильность выполнения домашнего задания вы сможете проверить по следующей таблице (см. приложения № 2,3).

Слайд № 18.

- В заключении нужно сказать, что французская литература Средних веков богата различными жанрами. Она сыграла важную роль в развитии французской литературы и оказала большое влияние на творчество многих французский писателей и поэтов.

Я надеюсь, что эта презентация помогла вам взглянуть на французскую литературу несколько иначе, ответить на некоторые интересующие вас вопросы.

Спасибо всем за работу. Вы хорошо сегодня работали, отвечали на вопросы, рассказывали о жанрах, основных темах и главных персонажах, о творчестве поэтов, читали отрывки из произведений и стихи, слушал их переводы.

Приложение №1.

Тест.

Слайд № 15.

1.Основные жанры героического эпоса:

  • куртуазный роман и лирическая поэзия;
  • фаблио и фарсы;
  • песни о деяниях.

2. Главный герой куртуазной литературы:

  • рыцарь храбрый, великодушный, благородный, галантный.
  • рыцарь храбрый, сильный, великодушный;
  • рыцарь весёлый и счастливый.

3. Главный сюжет городской литературы:

  • патриотизм;
  • сатира;
  • любовь.

Слайд № 16.

4.Тристан и Изольда – роман типичный:

  • куртуазный;
  • городской;
  • реалистический.

5. Автор Баллады о Повешенных:

  • Шарль д`Орлеан;
  • сам народ;
  • Франсуа Вийон.

6. Песни о деяниях сочинялись и исполнялись:

  • жонглёрами;
  • трубадурами;
  • певцами.

7. Главные персонажи Романа о Лисе:

  • птицы;
  • феодалы;
  • животные;

Слайд № 17.

8. Франсуа Вийон – поэт:

  • литературы XV-го века;
  • куртуазной литературы;
  • городской литературы.

9. Лирическая поэзия появляется впервые:

  • на севере Франции;
  • на юге Франции;
  • на западе Франции.

10. В основе Песни о Роланде лежит событие:

  • романтическое;
  • реалистическое;
  • историческое.

Ключи к тесту.

1) 3;   2) 1;   3) 2;   4) 1;   5) 3;  6) 1;   7) 3;   8) 1;    9) 2;    10) 3.

Приложение №2.

Домашнее задание.

La littérature du Moyen Age

Courant littéraire

Genre littéraire

Œuvre littéraire

Auteur

Chansons de geste

Poète inconnu ,

le peuple-même

La littérature chevaleresque,

courtoise

J.Bédier

Guillaume de

Lorris

Le Roman de Renart

Ouvrage populaire

La littérature du XIV-ème et du XV-ème siècles

Le temps a laissé son manteau

Le Petit Testament

Le Grand Testament

La Ballade des Pendus

Приложение №3.

Ключи к выполнению домашнего задания.

La littérature du Moyen Age

Courant littéraire

Genre littéraire

Œuvre littéraire

Auteur

Epopée héroïque

Chansons de geste

Chanson de Roland

Poète inconnu ,

le peuple-même

La littérature chevaleresque,

courtoise

La poésie lyrique et

le roman courtois

Tristan et Iseut

Le Roman de Rose

J.Bédier

Guillaume de

Lorris

La littérature bourgeoise

Les farces et les fabliaux

Le Roman de Renart

Ouvrage populaire

La littérature du XIV-ème et du XV-ème siècles

Les ballades et les rondeaux

Le temps a laissé son manteau

Le Petit Testament

Le Grand Testament

La Ballade des Pendus

Charles d`Orléans

François Villon


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Крестовые походы", урок из курса Истории средних веков, 6 класс

Авторская разработка урока из курса истории средних веков. В уроке предполагаются видеофрагменты, элементы драматизации и ролевой игры, лабораторная работа...

Урок-игра по истории Средних веков (повторительно-обобщающий) «Рыцарский турнир»

На уроках истории и обществознания незаменимыми помощниками являются: ПК, проектор, интерактивная доска, документ-камера. Например, по истории существует ряд тем посвященных культуре и быту в разных и...

Презентация по теме "Французская литература Средних веков"

В данной презентации содержатся сведения по истории французской литературы Средних веков, основных произведениях данной эпохи....

Разработка урока английского языка в 11 классе. Тема урока: «Семь чудес света средних веков»

Автор: Кабанова Ольга Ивановна, учитель английского языка  МБОУ «Школа № 91 с углублённым изучением отдельных предметов», город Нижний НовгородОписание материала: Вашему вниманию предлагаетс...

Разработка урока "Турнир знатаков истории средних веков"

Урок содержит материал для итогового обобщения курса история средних веков....

Методическая разработка. Конспект урока по курсу истории «Средние века» ( 6 класс) Тема урока: «Культура Византии»

Цели урока: знакомство с культурой ВизантииЗадачи– сформирование у учащихся представление о Византии, как наследнице античной культуры, развитии образования, научных знаниях, архитектуре.Результ...

Методическая разработка урока истории "Итоговый урок по курсу "История Средних веков" "

Тип урока: повторительно-обобщающийМесто урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Средних веков. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необх...