Обучение чтению
учебно-методический материал по французскому языку (5 класс) на тему

Корнилова Лариса Семёновна

Цель: сформировать начальные навыки чтения на французском языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon file_obuchenie_chteniyu.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

Из  опыта  работы учителя французского языка

Корниловой Л.С.

            Моя идея – « Легкий французский  язык »

Цель: сформировать начальные навыки чтения на французском языке.

               Чтение,  как известно, важнейший компонент языка как системы.

 На начальном этапе обучения чтению, учитель должен помочь ребенку:

- освоить звуко – буквенные соответствия;

- овладеть графемо – фонемными связями.

В последующей работе, формируя механизм чтения, необходимо:

- формировать  слухопроизносительные навыки;

- ритмико – интонационные навыки;

- вырабатывать графическую зоркость;

- развивать скорость чтения;

- организовать тренировку в осмыслении прочитанного.

От уровня сформированности техники чтения или технических навыков в значительной мере зависит полноценность чтения. Недостаточность развития техники чтения отрицательно скажется в дальнейшем на весь познавательный процесс. Если к грамматике, переводу, устной речи в разные годы был разный подход, приоритеты были отданы то одному, то другому компоненту языка, то чтение всегда оставалось самым важным навыком, которым должен овладеть ученик. За долгие годы работы в школе, с 1977 года,  мне пришлось апробировать три УМК. Если в первых  двух УМК ( Шкляевой и Угримовой, Слабодчикова и Шапко)  правила чтения были выделены, к ним подобраны специальные упражнения для чтения, то в УМК Береговской и Туссена « Синяя птица – 5 » обучение построено немного по –  другому; с первых же уроков дается достаточно объёмный материал и только потом идёт детальная работа с правилами чтения. Несомненно, есть много других достоинств в этом комплексе, но в нём очень короткий  вводный курс ( 5-6 уроков ), не предусматривающий изучение правил чтения. Дети должны уметь читать практически с первых уроков, что под силу только сильным ученикам. Например, в диалоге “ Ça va! ” Unité 1a  я насчитала  15 правил чтения. К началу работы с этим диалогом ни одно правило чтения не было изучено. Понятно, что, используя речевые штампы, специальный  набор методических приемов, дети начнут читать. Чтение это не будет успешным, т.к. дети,  не зная звуко-буквенные соответствия, правил чтения,  будут воспроизводить учебный материал, отработанный в устной речи. Одним словом, я столкнулась с тем, что в « Синей птице – 5»   недостаточно упражнений для чтения, хотя методисты нас уверяли, что можно на имеющихся диалогах и маленьких упражнениях научить детей читать. На деле этого не происходит, и  без привлечения дополнительного материала дети читают плохо. Я пришла к выводу, что графемно-фонемные упражнения должны занимать на начальном этапе обучения чтению определённую часть каждого урока.

              Для формирования прочных навыков чтения; а именно, для запоминания правил чтения  я составила специальные упражнения на каждое правило. За основу взяла УМК Слабодчикова и Шапко. Мои упражнения в чтении  позволяют развивать у учащихся графическую зоркость, а также,  самостоятельно овладеть графемно-фонемными связями. В целях развития скорости чтения, быстроты реакции на печатное слово обязательно использую имеющиеся запоминалки ( formulette) на правила чтения ( все, что предлагается УМК, а также составляю сама). Такая работа дает высокие результаты. Дети любят читать такие упражнения, самостоятельно с первого предъявления читают текст сами, т.е. читают осознанно. Работу с правилами чтения и работу по УМК « Синяя птица -5» организую одновременно,  на каждом уроке выделяю по 15 минут для работы с моими упражнениями.

Французский алфавит

   Печатная буква                   Чтение

1. Аа –             (а)                               Nn –            (эн)                          

2. Вв –             (бэ)                             Оо –            (о)                 

3. Сс –             (сэ)                              Рр –            (пэ)

4. Dd –            (дэ)                              Qq –            (кю)

5. Ee –             (oe)                              Rr –            (эр)

6. Ff –              (эф)                             Ss –             (эс)

7. Gg –            (жэ)                              Tt –             (тэ)

8. Hh –            (аш)                              Uu –           (ю)

9. Ii  –              (и)                                Vv –           (вэ)

10. Jj –             (жи)                             Ww –          (дубль вэ)

11. Кk –           (ка)                              Xx –            (икс)

12. Ll –            (эль)                            Yy –            (игрек)

13. Mm –         (эм)                              Zz –            (зед)

( Все прописные буквы прописываю детям сама)

            Чтобы научиться читать грамотно, нужно учить все правила чтения и отрабатывать их в упражнениях для чтения.

                                   Правило № 1

Буква    на конце слова не читается.

Nina, papa, Vera, ma, ta, sa, la, Nadine, Aline, Anatole, Marie, Simone, madame, la table, la porte, la fenêtre, la veste, la robe, la jupe, verte, brune, notre, votre.

                                   Правило № 2

Удвоенная буква читается как одна.

La pomme, la balle, la lettre, la serviette, la tasse, il dessine, le narcisse.

                                    Правило № 3

Буква  - s - между гласными читается как русское з в слове зуб.  

La valise, Lise, Basile, l’Oasis, grise.

                                    Правило № 4

Буква   с  имеет двойное чтение. Перед гласными  е, i, y она читается как   с в слове сосны, в других случаях – как русское  к в слове камень.

La cravate, la carte, la corde, la classe, l’école, Nicole, Victor, Colette, comme, la France, Cécile, merci.

Эта же буква, имеющая значок  ç всегда читается как  с, например: çа.

                                    Правило № 5

Буква   g  имеет двойное чтение. Перед гласными e, i, y она читается как русское  ж в слове жук, в других случаях – как русское  г в слове год.

La gomme, la règle, Galine, Olga, Olèg, Serge, la cage, la page, la plage, l’image, la guitare, Brigitte.

 

                                      Правило № 6

Сочетание  ch  читается как русское ш в слове шар.

Michel, la chemise, la vache, la chèvre, le parachute, il cherche, elle chante, le chat, la charade, il marche, le dimanche.

                                     

                                      Правило № 7

Сочетание  аi читается как русское э в слове эхо.

La chaise, la craie, le capitaine, Faridondaine, Claire, l’airbus, faire, il aime.

                                      Правило № 8

Сочетание  оu  читается как  у в русском слове ухо.

La blouse, la cour, la poule, Louise, courte, rouge, ou, où, le jour, la tour, toute, Toulouse, douze, le cangourou, bonjour.

                                      Правило № 9

Сочетание  qu  читается как  к.

Qui, que, quatre, la casquette, Monique, Jacques, Jacqueline, le disque, quarante.                                      Правило № 10

Сочетания  оn, om читаются как  о  носовое.

Mon, non, ton, son, Simon, bonjour, la maison, la montre, le veston, le ballon, le bonbon, le torchon, le cochon, le pompon. C’est le ballon. C’est le bonbon. Bonjour, Simon, montre ton ballon!

                                        Правило № 11

Буквы  -s, -t, -d  на конце слова не читаются.

Le chat, le lit, le portrait, le plafond, le foulard, Nicolas, vert, court, petit, gris, bas, mais, sous, vers, et, le bonnet, le nid, il dort, il sort.

                                       Правило № 12

В сочетание  -аl  на конце слова  буква L произносится мягко, как будто есть мягкий знак.

Le journal, le cheval, l’animal

Буквы -q, -c, -r на конце слова читаются.    

Le coq, le sac, le mur, sur, lа cour.

                                        Правило № 13

Сочетание  -ill-  читается как русское и + й в слове кий.

La fille, la famille, le papillon.

Исключения: la ville, mille, million, Lille.

                                       Правило №14

Cочетания  au, eau читаются как русское о в слове око.

Aussi, haute, haut, jaune, Maurice, Paulette, Paul, le tableau, le drapeau, le chapeau, le manteau, le gâteau, le bateau, le château.

                                     

                                       Правило № 15

Сочетания  in, im, yn, ym, ain, aim, un, um читаются как  э носовое, если за ними не следут какая-нибудь гласная. Cочетание  ien читается как э носовое, к которому спереди прибавили русское й.

Le dessin, simple, le jardin, le singe, cinq, sympatique, le lundi, le copain, bien, le chien, il vient, combien, le jasmin, le timbre, le train, le magasin, quinze, le mécanicien. Lucien,  tiens bien ton chien!

     

                                        Правило № 16

Сочетание  oi читается как русское междометие уа.

Тoi, François, bonsoir, moi, au revoir, l’oiseau, trois, l’armoire, la voisine, le voisin, voilà, mademoiselle, la boîte.

                                         Правило № 17

Сочетание eu означает звук, которого нет в русском языке. Чтобы правильно произнести его, нужно

сложить губы дудочкой, как будто собираешься сказать о, а произнести не о, а э.

Le professeur, le tracteur, le docteur, la fleur, la couleur, la feuille, Eugénie, Eugène, monsieur, bleue, bleu, jeune, neuf.

Это - сочетание перед согласными  m и n дает носовой звук.

                                         Правило № 18

Cочетания  an, am, en, em  читаются как а носовое.

La lampe, la dent, le septembre, la chambre, encore, comment, tellement, le français, il commence, il rentre, il prend, il entre, Sandrine, maman, André, le vent, trente, blanche.

                                         Правило № 19

Буква h – не читается.

Un homme, Catherine, Nathalie, Hélène, haute, haut, Henri, Henriette, le cahier, heureuse, l’hirondelle, le hérisson.

                                         Правило № 20

Сочетание  ui  читается как один звук. Не задерживаясь на звуке  u,  ты сразу энергично и звонко произносишь звук i.

La pluie, huit,  le parapluie, lui, cui, j’essuie, depuis, la pluie,  l’impuissance, le fruit, la fruiterie.

                                         Правило № 21

Сочетание  gn  читается как русское мягкое  н  в   слове ткань.

Le champignon, le mignon, le magnétophone.

                                         Правило № 22

Сочетание  ph  читается как звук  ф  в русском слове фото.

La photo, l’éléphant, l’alphabet, la phrase, Philippe, Joseph, Joséphine.

                                      Правило № 23          

Сочетание –ier на конце слова читается как   -ье.

Le calendrier, le cahier, le premier, le panier, le soulier, le tablier, le plumier, le papier, le février.

                                      Правило № 24                                                    

 Сочетания  –tion читается как - сиŏ, а сочетание  - ti –  как  - си.         

La révolution, la démonstration, la formation, la préparation, la situation, la prononciation, la spéculation, la position, l’aristocratie.

                                       Правило № 25

È  и  ê читаются как русское э в слове эхо. Рот широко открыт.

Le père, la mère, le frère, très, Gisèle, la pêche, la bête, les crêpes, la fêve, près, le caractère, la tête, la fête, la fougère, extrême, bêtise, la bière, le bien-être, frêle, le pêle-mêle.  

é – такого звука в русском языке нет. Мы складываем губы, как будто хотим сказать русское и, а сами произносим э, уголки рта при этом энергично оттягиваются к ушам.

La télé, la poupée, Dorothée.

                                         

                                        Правило № 26

Буква  x  может читаться тремя способами, в зависимости от своего положения. -x  на конце слова не читается совсем как и  -s  на конце слова.

 Plavieux, paresseux, heureux, deux, officieux.

Между гласными читается как  з, точно также как и -s- между гласными.

Dixième, sixième, exécuter, l’examen, exalté, exister, l’exercice.

Во всех других случаях, т.е. перед согласными и в начале слова буква х  читается как  кс.

Xavier, l’excès, l’expert, l’express, l’explosion.

 

                                       

                                         Правило № 27

Буква  у читается как удвоенная ii, и в сочетании с гласными дает новый звук, например:

Le stylo, il y a,  но  le crayon.

Буква î – это глубокий и длительный звук  и,  (звук заднего ряда):

Le victîme.

          Formulettes:

ou

“ Bonjour, la Tour Eiffel!” dit le Kangourou.

“ Bonjour, Kangourou!” dit la Tour Eiffel

oi

C’est toi, François? Bonsoir, Bonsoir!

C’est moi, l’oiseau. Au revoir, François!

BONSOIR, BONSOIR!

c

Comment ça va, Cécile?

Merci, Claire, ça va comme ci, comme ça.

ch

Charle cherche Michel,

Michel cherche le chat

Et le chat, il chante sur le toi.

ss

Que dessine Henri Rousseau?

Il dessine six narcisses.

Que dessine Picasso?

Il dessine six saucisses.

eau

Le bateau sur le bouleau

Regarde l’oiseau sur l’eau.

L’oiseau sur le bouleau

Regarde le bateau sur l’eau.

eu

Le professeur Tracteur

Salue le docteur Moteur.

g

Quelle image! Gigi nage!

Le grand Gustave et le petit Gaston

Regardent le Wagon.

ai

Le capitaine Faridondaine

Demande à Claire son portrait.

au

L’autobus a trois autos,

Trois belles petites Renault.

en, em, an, am

Tra-la-la

En novembre, dans sa chambre

Henri chante en français

Tra-la-la.

on

Mon bonnet a deux pompons:

Un pompon rouge et

Un pompon jaune.

Léon, c’est ton pantaloon marron?

Mais non, mais non!

C’est le pantalon marron de Gaston!

-ier

Je suis Janvier, j’arrive le premier.

Trouve-moi dans le calendrier!

é

Regardez à la télé la poupée de Dorothée!

René est resté sur le quai.

ui

La pluie tombe depuis huit heures

Cui, cui, cui.

Julie, ouvre ton parapluie!

Chante l’oiseau,

Lui, l’oiseau, n’a pas de  

P a r a p l u i e.

in

Le copin Martin cherche son lapin dans le jardin.

ien

Tiens,tiens! C’est mon copain Lucien!

Ils vient avec son petit chien

Et un bouquet de jasmin.

ill  

Le champignon n’aime pas le papillon.

Et le papillon ne regarde pas le champignon.

Il aime les fleurs, le papillon.

ou, oi,

Je dis bonjour à Basile, à Bruno, à Benoit.

Jed is bonsoir à Babette, à Brigitte, à Béatrice.

         Хотелось бы рассказать, по какому алгоритму организую работу с правилами чтения. Эта работа включает следующие этапы:

  1. Предъявление и первичное воспроизведение правила.

     После объяснения  чтения того или иного буквосочетания дети сами самостоятельно пытаются прочитать слова.

  1. Чтение по образцу.

Дети повторяют каждое слово за учителем, при этом внимательно следят за произношением, интонацией.

  1. Самостоятельное чтение упражнения или « жужжащее» чтение.

Каждый ребенок читает в полголоса, учитель следит за работой группы.

  1. Сочтение .

    Совместное чтение упражнения учащимися и учителем. Это громкое чтение в быстром темпе.

  1. Тренировочное чтение.

Допускается взаимопомощь.

  1. Контроль чтения.

Это может быть контроль учителя, взаимоконтроль или контроль учащегося, который выступает в роли помощника учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение чтению на иностранном языке в начальной школе и проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе.

Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе способствует более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру, формирует у детей готовность к общению на иностранном ...

"Обучение в игре" -"Первые навыки чтения". Разработка урока по обучению чтению в игровой форме. 2 класс. УМК "Starlight 2"

Данная статья содержит подробный план проведения урока в игровой форме во 2-м классе по УМК "Starlight 2".В приложениях помещены материалы к уроку:*  "Сказка о правилах чтения"*  Примеры сло...

Итоговая аттестационная работа: «Методика обучения чтению.Виды чтения».

Значение чтения в обучении иностранному языку. Виды чтения....

Урок обучение чтению с полным пониманием содержания прочитанного текста. Изучающее чтение.

Цель: - совершенствование навыков чтения          - расширение лексического запаса по теме          - отработк...

Обучение чтению на иностранном языке. Виды чтения.

Техника овладения навыком чтения на иностранном языке....

презентация к уроку обучения чтению 1 класс "Чтение слов и предложений с буквой "й"

Урок построен в форме путешествия в страну Грамоты. В городе Звуков и букв дети работают со звуками и буквами, затем в городе Слов- со словами, в городе Предложений составляют предложения, а в городе ...

Урок обучения чтению 1 класс "Чтение слов и предложений с буквой "й"

Урок построен в форме путешествия в страну Грамоты....