«Формирование межкультурной компетенции на уроках иностранного языка в рамках ФГОС»
статья по французскому языку

Статья о важности формирования межкультурной компетенции  у учащихся на уроках иностранных языков и о различных технологиях, с помощью которых на разных этапах обучения формируется данная компетентность, так как согласно  Федеральным образовательным стандартам основной задачей обучения иностранному языку является подготовка выпускников школ, осознающих гражданскую, этнокультурную и общечеловеческую идентичность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_mezhkulturnoy_kompetentsii_v_ramkah_fgos.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель французского и английского языков,   заместитель директора по учебно-воспитательной работе Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 347 с углубленным изучением английского языка Невского района г. Санкт-Петербурга  Ираида Геннадьевна Колпакова

Статья «Формирование межкультурной компетенции на уроках иностранного языка  в рамках ФГОС»

Современная политическая, экономическая и культурная ситуации вынуждают человека уметь сосуществовать в общем жизненном мире, быть способным строить взаимовыгодный диалог со всеми субъектами этого жизненного пространства, уметь наводить гуманитарные межкультурные мосты между представителями  различных стран, конфессий, культур. Важную роль в этом играет иностранный язык.

Осваивая иностранный язык, ученик расширяет не только свой кругозор, но и границы своего мировосприятия и мироощущения. Причем делает это через призму своего родного языка, своей родной культуры. Следует подчеркнуть, что такое понимание  созвучно целям обучения иностранному языку:

  • научить учащихся употреблять иностранный язык в аутентичных ситуациях межкультурного общения;
  • разъяснить и усвоить иной образ жизни, поведения;
  • расширить индивидуальную картину мира за счет приобщения к культуре стран изучаемого языка.

Следует подчеркнуть, что такое понимание  созвучно целям федеральных образовательных стандартов, в которых особо подчеркивается важность подготовки выпускников школ, осознающих свою гражданскую, этнокультурную и общечеловеческую идентичность.

Это влияет на содержание обучения и на выбор технологий преподавания иностранных языков.  

Начиная с начальной школы закладывается основы страноведческих и лингвострановедческих знаний, которые необходимы школьникам для участия в   диалоге культур. Для этого с первых шагов  я знакомлю учащихся  с историей, обычаями, традициями Франции. Лучше всего это надо начинать с заучивания стихов, фольклорных песенок,  чтения сказок. Учащиеся учатся извлекать культуроведческую информацию из текста сказки. В процессе  работы  обязательно сравниваем с культурными реалиями нашей страны. В своей работе на первых ступенях  я опираюсь на технологию обучения в сотрудничестве, на игровую (в том числе, ролевую) технологию, на метод сравнения, позволяющий сопоставить факты родной культуры и культуры страны изучаемого языка.  

В средней школе учащиеся овладевают межкультурными и социокультурными знаниями и умениями в различных видах речевой деятельности. Материалом для аудирования и чтения служат аутентичные тексты информационно-справочного характера, тексты различных стилей, в которых говорится о реалиях страны изучаемого языка. После прослушивания или чтения даются задания, в которых используются основные приемы технологии критического мышления: заполнение кластеров, создание синквейнов. Эти приемы очень эффективны в работе лингвострановедческой и культуроведческой направленности, когда учащимся необходимо активизировать ту или иную информацию о каких-то фактах, реалиях, личностях.

На уроках, где основной задачей ставится развитие говорения, я  учу школьников  делать сообщения и вести беседу (диалог) на культурно-бытовые и общественно-политические темы.

Учащимся предлагается представить себя в той или иной моделированной ситуации, отвечающей тематике диалога культур и действовать в соответствии с предлагаемыми условиями. Такие ситуации помогают учащимся сравнивать особенности образа жизни людей  в нашей стране и в стране изучаемого языка.

Кроме этого очень продуктивной является проектная методика, которая   широко применяется в старших классах. Она создает уникальную возможность для личностного роста учащихся, ориентирует их на раскрытие творческого потенциала и развитие познавательных интересов.

 Реализация принципа диалога культур способствует формированию у учащихся  таких необходимых  для межкультурного общения качеств:

  • культурная непредвзятость;
  • толерантность;
  • социокультурная наблюдательность;
  • готовность к общению и сотрудничеству с людьми другой культуры;
  • речевой и социокультурный такт и вежливость.

 Внеклассные мероприятия страноведческого и лингвострановедческого содержания также способствуют передаче учащимся иноязычной культуры, содействуют их вовлечению в диалог культур, формирует талантливую личность, способную адаптироваться в современном поликультурном мире. Учащиеся принимают активное участие  в различных мероприятиях: защите компьютерных презентаций и проектов на иностранных языках в рамках школьного научного общества, викторинах «Знаешь ли ты Францию?», «Знаешь ли ты географию Франции», «Знаешь ли ты литературу Франции»,играх по станциям   «Французский – это здорово», «Праздники народов мира», конкурсах на лучшего чтеца стихов, , выпусках тематических стенгазет, рождественских праздниках, карнавале сказочных героев.  

Уже второй год мы организуем непосредственное общение учащихся с носителями английского и французского языков в рамках тематических  Дней погружения. Это позволяет учащимся расширять свой словарный запас, свой кругозор. А главное, это снимает психологический барьер, стимулирует к общению, повышает мотивацию к изучению иностранного языка. У учащихся повышается познавательная активность, стимулирующая проявление творческих способностей.  Они становятся более терпеливы и лояльны к другим взглядам, обычаям, традициям, учатся видеть, сравнивать, сопоставлять положительные черты своей и иной культуры.

   Девизом системы межкультурного образования является обращение к учителям иностранных языков  учить не иностранному языку, а с помощью иностранного языка научить детей  ориентироваться в новом социокультурном контексте, в насыщенном информационном потоке, быть мобильными и инициативными в решении познавательных, учебных, профессиональных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка

Термином "вербально-коммуникативная компетенция" обозначается способность учитывать при речевом общении контекстуальную уместность и употребительность языковых единиц для реализации когнитивной и комм...

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Данная исследовательская работа предназначена для преподавателей.  Цель данного материала – познакомить  с методами обучения иностранному языку для формирования коммуникативной компетенции у...

Формирование информационных компетенций на уроках иностранного языка.

Для успешного формирования компетенций необходимо создать соответствующие условия для учебной деятельности школьника.Одно из этих условий – это создание информационного поля ученика, помогающее ему ис...

статья на конференцию"Формирование професиональных компетенций на уроках иностранного языка

Интегрированные занятия как одна из форм формирования профессинальных компетенций....

Статья "Методика формирования межкультурной компетенции на уроках английского языка"

В представленной статье рассматривается использование текстов для чтения с элементами компаративности для изучения культурологического материала...

Формирование межкультурной толерантности на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Данная статья выявляет основные приемы воспитания межкультурной толерантности на уроках  иностранного языка....