Цветопись в сказках Шарля Перро
творческая работа учащихся по французскому языку (7 класс)

Калинина Татьяна Владимировна

Сказки Шарля Перро хорошо знакомы нам с детства. Мир этих сказок кажется нам ярким, красочным, многоцветным. Но действительно ли это так? Какие цвета использует в текстах Перро и с какой целью он это делает? Как прочитывали символику цвета современники автора и как понимают ее наши современники? Эти вопросы мы считаем достаточно актуальными, так как современная наука активно занимается исследованиями цвета.

Цель нашей работы – рассмотреть и сформулировать общие закономерности цветописи в сказках Ш. Перро. Объектом нашего исследования стали тексты сказок Ш. Перро в оригинале, предметом – символика цвета. Гипотеза: мы предполагали, что существует некая авторская закономерность цветоупотребления в сказках Перро.

Для того чтобы достигнуть цели, мы выполнили следующие задачи: изучили литературу по символике цвета и творчеству Ш. Перро, проанализировали все эпизоды с цветописью в сказках и обобщили результаты исследования. Мы обнаружили множество работ по истории цвета, но ни одна не раскрывает понятие цвета в творчестве Ш. Перро. В этом заключается научная новизна нашей работы. Практическая значимость нашего исследования связана с углубленным изучением сказок Ш. Перро на уроках литературы и французского языка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №271

Красносельского района Санкт-Петербурга

имени П. И. Федулова

                       

Исследовательская работа

Цветопись в сказках Шарля Перро

Автор:

Митяев Александр Валерьевич,

ученик 7-3 класса,

Руководители:

Калинина Татьяна Владимировна,

учитель французского языка

высшей квалификационной  

категории;

Мамина Надежда Анатольевна,

учитель литературы высшей

квалификационной категории

Санкт – Петербург

2019

Оглавление

Введение        3

1.        Современные проблемы изучения цвета        4

2.        Цветопись в сказке Un Petit Chaperon Rouge («Красная Шапочка»)        5

3.        Цветопись в сказке Barbe-Bleue («Синей Бороды»)        7

4.        Цветопись в сказке Cendrillon («Золушка»)        9

5.        Цветопись в сказке Le Maître chat ou le chat botté  («Господин Кот, или  Кот в сапогах»)        11

6.        Цветопись в сказке La Belle au Bois dormant («Спящая красавица»)        11

7.        Цветопись в сказке Riquet à la Houppe («Рике-с-хохолком»)        13

8.        Цветопись в сказке Les Fées («Волшебницы»)        14

9.        Цветопись в сказке Le petit Poucet («Мальчик-с-пальчик»)        14

10.        Цветопись в сказке Peau d’âne («Ослиной шкуры»)        15

Заключение        17

Список литературы        18

Введение

Сказки Шарля Перро хорошо знакомы нам с детства. Мир этих сказок кажется нам ярким, красочным, многоцветным. Но действительно ли это так? Какие цвета использует в текстах Перро и с какой целью он это делает? Как прочитывали символику цвета современники автора и как понимают ее наши современники? Эти вопросы мы считаем достаточно актуальными, так как современная наука активно занимается исследованиями цвета.

Цель нашей работы – рассмотреть и сформулировать общие закономерности цветописи в сказках Ш. Перро. Объектом нашего исследования стали тексты сказок Ш. Перро в оригинале, предметом – символика цвета. Гипотеза: мы предполагали, что существует некая авторская закономерность цветоупотребления в сказках Перро.

Для того чтобы достигнуть цели, мы выполнили следующие задачи: изучили литературу по символике цвета и творчеству Ш. Перро, проанализировали все эпизоды с цветописью в сказках и обобщили результаты исследования. Мы обнаружили множество работ по истории цвета, но ни одна не раскрывает понятие цвета в творчестве Ш. Перро. В этом заключается научная новизна нашей работы. Практическая значимость нашего исследования связана с углубленным изучением сказок Ш. Перро на уроках литературы и французского языка.

  1. Современные проблемы изучения цвета

Проблеме изучения цвета посвящено множество трудов: научные исследования, популярные статьи и целые книги. Для нашего исследования наиболее полезной оказалась книга М. Пастуро «Цвета нашей памяти». Цвет, по мнению Пастуро, изначально воспринимался как некое вещество, обволакивающее людей и предметы. Латинское слово color принадлежит большому фамильному древу глагола celare, который означает «прятать, обволакивать, скрывать». Цвет в этом древнем понимании выступает как внешняя реальность, «вторая кожа», оболочка, скрывающая тела. Позднее восприятие цвета изменилось. В 1666 году Исаак Ньютон расщепил белый свет на отдельные световые лучи и предложил новый порядок цветов – спектр. Цвет, который можно было измерять, изменять, воспроизводить, отчасти утратил свою тайну. В ХХ веке выяснилось, что цвет является не только оболочкой, но и ощущением, воспринимаемым глазом и передаваемым в мозг [4].

С нашей точки зрения, цвет существует в сказках Перро как внешняя реальность («вторая кожа») в соответствии с древними фольклорными традициями. Красная шапочка, которую бабушка подарила внучке, так идет девочке, что становится ее именем, той самой «второй кожей».

Во многом наше исследование основывается на статье Francoise Ugochukwu, профессора в WW ACAH-CHRS в Париже. С ее точки зрения, наиболее древними во французском, как и во всех языках мира, являются три основных цвета: черный, белый, красный. Во французской литературе красный цвет ассоциируется с пламенем ада, страстью, опасностью
и запретом. Белый цвет имеет позитивные значения, ассоциируется со снегом, с чистотой. Черный цвет – зло («черная магия»). Впоследствии к этим трем цветам добавились еще три. В итоге получилось 6 основных цветов: белый, красный, черный, зеленый, желтый, синий. Разукрасить пространство (как это происходит в сказках) означает придать ему смысл, и значение цвета становится в этом случае ключом к пониманию сверхреальности [6].

Рассматривая цветовую палитру сказок Перро, мы убедились в том, что цвета не просто имеют какую-либо символику, но характеризуют пространство или важные детали повествования. Так, например, румяные лица пьяниц-сторожей (à la face vermeille) в «Спящей красавице» сразу дают понять принцу, что здесь царствует не смерть, а сон. А в сказке «Рике-с-хохолком» красный нос иронически отражает сверхреальность: «принцесса, поразмыслив о постоянстве своего поклонника, его скромности и обо всех прекрасных свойствах его ума и души, перестала замечать, как уродливо его тело, а его большой красный нос (son gros nez rouge) приобрел для нее какие-то таинственные, даже геройские черты». Кроме того, отдельную связь со сверхреальностью в сказках Перро демонстрируют цвета подтекста (например, не названный цвет крови на ключе Синей бороды), поэтому цветам подтекста мы также уделили особое внимание.

  1. Цветопись в сказке Un Petit Chaperon Rouge («Красная Шапочка»)

Сказка родилась в позднее Средневековье в Европе, где
в дремучих лесах еще водились страшные волки-оборотни. «Изначально в устной традиции сказки о Красной Шапочке волк был не просто зверем, а оборотнем (именно отсюда – его умение говорить человеческим голосом и удачные попытки замаскироваться под бабушку)», – сообщает Воронцова Т. А. в статье «Подлинная история Красной Шапочки» [1]. Сама героиня появилась как персонаж одной из воспитательных притч, имеющих устное хождение. Пастуро говорит о «Красной Шапочке» как о «сказке, изученной вдоль и поперек, о которой мы знаем все или почти все… уже примерно в тысячном году в районе Льежа эта сказка встречается в записи под названием “Красное платьице”. Но, как это обычно бывает, вопрос о цвете остается неясен» [4]. Красный – один из самых древних цветов. «Символические значения красного цвета очень многообразны и противоречивы. С одной стороны, красный символизирует красоту и любовь, радость и полноту жизни. С другой – вражду, месть, войну; красный цвет ассоциируется одновременно с кровью и огнем, жизнью и смертью», – пишет Дворникова С. В. [2]. В сказке Перро символика красного не определяется.

Красный – это единственный словесно обозначенный в сказке цвет. Однако употребление этого цвета в тексте имеет разные смысловые оттенки. Во-первых, это цветовая характеристика головного убора главной героини – un petit chaperon rouge. В этом качестве прилагательное rouge выступает только как цветообозначение. Во-вторых, прилагательное становится частью имени собственного (Un Petit Chaperon Rouge). У героини сказки нет никакого другого имени, кроме прозвища Красная Шапочка: «Старушка подарила ей красную шапочку, которая так ей шла, что девочку везде называли Красной Шапочкой». В этом случае смысловая нагрузка слова rouge повышается. В качестве составной части имени собственного rouge означает уже не просто цвет, а выступает как часть образа девочки, подчеркивающая её очарование. Героиня в красной шапочке как
бы излучает теплый, радующий глаз свет. В-третьих, красный цвет как часть имени употребляется в названии сказки (Un Petit Chaperon Rouge). Здесь
к значениям характеристики цвета (красный) и характеристики образа (очаровательная, очень хорошенькая) добавляется еще один смысл: самые важные проблемы текста связаны с образом главной героини. Именно судьба Красной Шапочки, с точки зрения Перро, должна послужить читательницам уроком и предостережением. «Детишкам маленьким не без причин,
а уж особенно девицам, в пути встречая всяческих мужчин, нельзя речей коварных слушать!»

В результате нашего исследования мы выяснили, что красный цвет
в сказке обозначает характеристику цвета, имеет дополнительный оттенок «очарование» и концентрирует внимание читателя на судьбе главной героини. Цвета подтекста важного смыслового значения в сказке не имеют.


  1. Цветопись в сказке Barbe-Bleue («Синей Бороды»)

   Синяя Борода – один из самых зловещих и загадочных сказочных персонажей. Феномен «маньяка с приметной внешностью» долго занимал историков и знаменитых писателей. Бретонского дворянина Жиля де Рэ считали детоубийцей, чернокнижником и алхимиком. Однако достоверно известно только о его воинских подвигах (он был «правой рукой» Жанны д'Арк) и огромном богатстве. Жена принесла мужу в приданое около 100000 ливров в золоте и недвижимости, что сразу сделало его одним из богатейших людей не только Франции, но и Европы. Однако богатство не спасло его от обвинений в колдовстве и смертного приговора. 26 октября 1440 года в Нанте после молитвы и покаяния Жиль де Рэ был задушен и сожжен. «Со временем жизнь его превратилась в легенду, – отмечает Тогоева О. И., – а преступления – в убийство жен, числом, как водится в сказках, семерых» [5]. А в качестве наглядного доказательства сделки с дьяволом к образу барона «приклеилась» зловещая деталь – синяя борода. Интересно, что в 1992 году французские учёные добились исторической справедливости  организовали новый «посмертный суд» в сенате Французской Республики. Тщательно изучив документы из архивов, трибунал из нескольких парламентариев, политиков и историков-экспертов полностью оправдал маршала де Рэ.

В тексте сказки Шарля Перро «Синяя Борода» фигурирует один-единственный синий цвет. В современном мире синий цвет символизирует вечность и свободу, а также может считаться символом верности, доброты и постоянства. В сказке Шарля Перро синий цвет имеет только негативные значения.

Из-за бороды неестественного синего цвета (la barbe bleue) девушки не хотели выходить замуж за богатого дворянина, им казалось, что борода таит в себе какой-то зловещий секрет. Синий цвет бороды вызывает неприязнь, отвращение, недоверие и становится в тексте сказки сигналом опасности. Синий отражает здесь сверхреальность, злодейскую сущность персонажа.

В подтексте сказки чаще всего мы находим два цвета – золотой и серебряный. Среди цветов спектра таких цветов нет, так называют блестящие оттенки желтого и белого. В тексте сказки прилагательные «золотой» и «серебряный» как цветообозначения не употребляются, речь идет о предметах, изготовленных из драгоценных металлов (золотая и серебряная посуда, золоченая карета, рама зеркала из позолоченного серебра). Но все это богатство выставлено напоказ, им любуются, его рассматривают гости Синей Бороды и подружки его жены, следовательно, они видят два цвета – золотой и серебряный. Оба цвета в подтексте сказки означают богатство, которое так «ослепляет» юную героиню, что «ей стало казаться, что борода у хозяина дома не такая уж синяя».

Другим, не менее важным цветом подтекста является красный. Он подразумевается как цвет несмываемого пятна крови на ключе. «Заметив, что ключ от маленькой комнаты запачкан кровью, она два или три раза вытерла его, но кровь никак не сходила». Дворникова С. В. в статье «Символика цвета во французском и русском языках» отмечает, что «в переносном смысле во французском языке красный цвет используется для выражения наказания» [2]. Здесь красный цвет символизирует смертельную опасность (сверхреальность), жестокое наказание за непослушание жены мужу, что подтверждается моралью: «Да, любопытство – бич! Смущает всех оно, на горе смертным рождено!»

В этой сказке мы наблюдаем равнозначную смысловую нагрузку цветов текста и подтекста. Синий цвет бороды в тексте намекает на опасность, а кровь на ключе (красный цвет в подтексте) эту опасность подтверждает. Золотой и серебряный цвета (символ роскоши) в подтексте мешают героине эту опасность увидеть.

  1.  Цветопись в сказке Cendrillon («Золушка»)

         Само название сказки предлагает читателям метафорический образ героини: Золушку зовут Cendrillon от французского Cendre – пепел. «Вечером, окончив работу, она забиралась в уголок возле камина и сидела там, на ящике с золой. Поэтому сестры, а за ними и все в доме прозвали ее Золушкой». В имени отражена серая (цвет подтекста) и унылая жизнь героини. Золушка – это не имя, а несправедливая характеристика героини, как указывает Кутерницкая Е. А. в статье «Золушка и ее сказка» [3]. Действительно, в имени проявляется  отношение к девушке сестер и мачехи: Золушка кажется им серой, хотя серый цвет в тексте ни разу применительно к Золушке не употребляется.

Все остальные цвета в сказке (и в тексте, и в подтексте) связаны с балом в королевском дворце. «Я, – сказала старшая, – надену красное бархатное платье (mon habit de velours rouge) с кружевной отделкой». – «А я, – сказала младшая, – я буду в простой юбке, да зато надену мантилью с золотыми цветами (mon manteau à fleurs d’or) и брильянтовый убор, а такой убор не всюду найдется». Красный цвет платья, как и золотой цвет мантильи, на балу должны продемонстрировать богатство, знатность и утонченный вкус сестер Золушки. Интересно, что наряд, которым фея наградила Золушку, соответствует этим же целям. Ключевым цветом здесь является золотой, цвет подтекста, связанный с драгоценным металлом: «тыква тотчас превратилась в прекрасную золоченую карету» (une belle voiture dorée), «платье ее превратилось в наряд, вышитый золотом и серебром (en une tenue brodée d'or et d'argent) и весь усеянный драгоценными камнями». Впечатление блеска подчеркивает серый цвет: «каждая мышка превратилась в прекрасную лошадь, так что получилась отличная упряжка в шесть лошадей, серых в яблоках (six chevaux, gris dans les pommes)». Как нам кажется, серый цвет здесь не имеет особой смысловой нагрузки, просто из серых мышек логично получились серые кони.

К сожалению, цвет знаменитых туфелек Золушки нам неизвестен. Непонятно даже, из чего они сделаны. Согласно первой версии, «de verre» означает «стеклянные» или «хрустальные». Крестная Золушки все-таки волшебница, могла наколдовать и хрустальные туфельки. Согласно второй версии, Золушка была обута в туфли, отороченные беличьим мехом, весьма модные в 17 веке. В старофранцузском языке было слово «vair», сходное по звучанию с «verre», означавшее «беличий мех». В 1841 году такую версию выдвинул в комментариях к сказке знаменитый французский писатель Оноре де Бальзак. Однако цвет туфелек по-прежнему остается неизвестным.

Связан с балом и желтый цвет. Наслушавшись рассказов о бале и неизвестной красавице, Золушка просит: «Ах, мадемуазель Жавотта, позвольте мне надеть желтое платье (la robe jaune), которое вы носите по будням». – «Право же, это мне нравится! – сказала Жавотта. – Извольте-ка эдакой гадкой Золушке дать свое платье!» Желтый цвет здесь указывает на своеобразный неблестящий вариант золотого, а сама Золушка в простом платье – неблестящая копия таинственной принцессы на балу. Героиня подсмеивается над жадными и глупыми сестрами, не узнавшими её в бальном платье.

Здесь, как и в предыдущей сказке, мы наблюдаем равнозначную смысловую нагрузку цветов текста и подтекста. Но в «Золушке» цвета текста характеризуют сестер, а цвета подтекста – Золушку. У сестер есть яркие платья, а Золушка «бесцветна». И только на балу все цвета подтекста подчеркивают истинный блеск Золушки. Здесь, в сверхреальности бала, она не тусклая замарашка, а сверкающая принцесса. Золушка умна, добра, обладает прекрасными манерами и утонченной красотой. Её не надо переделывать, достаточно только «раскрасить», что и происходит с помощью феи. «Красотки, есть дары нарядов всех ценнее; Но покорять сердца возможно лишь одним – Изяществом, любезным даром феи: Ни шагу без него, но хоть на царство с ним».

  1. Цветопись в сказке Le Maître chat ou le chat botté  («Господин Кот, или Кот в сапогах»)

Ни в тексте, ни в подтексте сказки нет ни одного цвета. Сказка «не раскрашена». Цвета не нужны, так как видимость – не главное! Хитрость, ловкость, смелость и обходительность никак не отражаются в цвете. «Премило украшает детство Довольно крупное наследство, Сынку врученное отцом. Но кто наследует умелость И обходительность и смелость – Вернее будет молодцом».

  1. Цветопись в сказке La Belle au Bois dormant («Спящая красавица»)

Цвета текста в знаменитой сказке входят в состав устойчивых словосочетаний и имеют традиционную символику. Заблудившегося в лесу принца бедный угольщик угощает черным хлебом (du pain noir). Черный здесь не только означает темный цвет дешевой муки, но и символизирует бедность. Никакой важной роли в сказке черный цвет не играет. Так же обстоит дело и с белым цветом. Белый цвет кожи (sa peau était un peu dure, quoique belle et blanche) Спящей красавицы в конце сказки означает только ее красоту, о которой уже и так много рассказано.

        Гораздо более важную роль играют в сказке оттенки цвета и цвета подтекста. Мы находим здесь уже ставший традиционным для Перро золотой. «Перед каждой из фей поставили великолепный прибор и тяжелый золотой футляр (un etui d`or massif), в котором были вилка, ложка и нож из чистого золота (un couteau de fin or), украшенные алмазами и рубинами (de rubis)». Золотой цвет выступает здесь как символ не только богатства, но и почета, уважения к феям. Золотой цвет станет фоном для уснувшей красавицы: «Тогда король велел отнести принцессу в один из лучших покоев дворца и оставить на ложе, расшитом золотом и серебром (sur le lit, brodé d'or et d'argent)». В этом эпизоде золотой цвет символизирует не столько богатство, сколько любовь короля к дочери. Когда принц войдет в комнату «всю украшенную золотом (une chamber tout doree)», золотой цвет будет «обрамлять» исключительную красоту героини.

         Среди цветов подтекста особый интерес вызывает красный, а точнее – его оттенки. Ни в одной сказке Перро мы не видели такого богатства оттенков, как в «Спящей красавице». Во-первых, ассоциации с красным вызывают рубины (de rubis), которыми украшены столовые приборы волшебниц на крестинах принцессы. Красный цвет рубина символизирует не только богатство и власть, но и кровь. Принцессе действительно угрожает смертью неприглашенная фея.

Второй и третий оттенки красного мы видим в описании спящей принцессы: «…цвет ее лица не утратил своей живости; щеки были как розы, а уста – словно коралл». В оригинале щеки спящей принцессы как гвоздики (ses joues étaient incarnates), губы как коралл. Оттенки красного (цвета гвоздики и коралла) выступают в этом эпизоде как символ жизни, антитеза смерти.

        Символом жизни красный выступает и в забавном описании спящих привратников замка: «Однако по угреватым носам и ярко-красным (à la face vermeille) лицам привратников принц понял, что они не умерли, а только спят… что эти люди, перед тем как заснуть, выпивали». В значениях прилагательного vermeille на первый план выходит скорее «румяный», чем «алый». Лица привратников разрумянились от вина. В обоих случаях перед нами оттенок красного цвета, символизирующий в этом эпизоде жизнь как противопоставление смерти.

        Последний интересный оттенок – это смесь красного и золотого, цвет огня. «Волшебница тотчас же пустилась в путь, а через час уже подъезжала к замку на огненной колеснице (dans un chariot tout de feu), запряженной драконами». Здесь красно-золотой, огненный цвет выступает символом власти волшебства.

        Рассматривая цветовую палитру «Спящей красавицы», мы получили неожиданный результат: цвета подтекста играют в сказке более важную роль, чем цвета текста, и отличаются богатством оттенков. Все цвета подтекста отражают сказочную сверхреальность. Прямой связи с моралью сказки цветовая палитра не имеет.

  1. Цветопись в сказке Riquet à la Houppe («Рике-с-хохолком»)

В сказке имеется единственное прямое упоминание цвета: «nez rouge» (красный нос). Красный цвет подчеркивает недостаток во внешности принца Рике-с-хохолком. Но эта деталь не является постоянной характеристикой героя, как в случае Синей бороды. История любви умного урода и глупой красавицы рассказана Перро с доброй насмешкой. Влюбленные принц и принцесса наделяют друг друга собственными достоинствами и не замечают недостатков друг друга. Глупая принцесса умнеет, а безобразный Рике становится красивее, поэтому красный нос уже не кажется принцессе уродливым. «Принцесса, поразмыслив о постоянстве своего поклонника, его скромности и обо всех прекрасных свойствах его ума и души, перестала замечать, как уродливо его тело, как безобразно его лицо… его большой красный нос (son gros nez rouge) приобрел для нее какие-то таинственные, даже геройские черты». Сверхреальность в сказке (а именно – любовь) предлагает нам игнорировать традиционные значения цвета и предлагает свои собственные. Это подтверждается моралью сказки: «Из сказки следует одно, Зато вернее самой верной были! Все, что мы с вами полюбили, Для нас прекрасно и умно».

  1. Цветопись в сказке Les Fées («Волшебницы»)

Никаких упоминаний о цвете в тексте сказки нет. В подтексте появляется только один серебряный цвет как символ богатства. Это цвет серебряного сосуда, с которым идет к роднику на встречу с феей старшая сестра-грубиянка. «Она взяла с собой самый красивый серебряный (le plus beau flacon d’argent) сосуд, какой был в доме». Но серебро «не срабатывает», фея ценит учтивость, а не драгоценные металлы, поэтому изо рта старшей сестры будут сыпаться жабы, а не алмазы. Главные ценности сказки не имеют цветовых характеристик в соответствии с моралью: «Хотя высоко ценят в свете Звон золота и серебра, Дороже, чем металлы эти, Сокровище речей, исполненных добра».

  1. Цветопись в сказке Le petit Poucet («Мальчик-с-пальчик»)

В тексте этой сказки присутствуют три цвета: белый, серый, рыжеватый. Первый из них имеет традиционную символику и играет в тексте важную роль. Белый цвет – цвет чистоты и спасения. Мальчик-с-пальчик спасает себя и братьев с помощью белых камушков (petits cailloux blancs), хорошо различимых в лесных сумерках. Второй цвет – это оттенок красного, рыжий, а точнее, рыжеватый. «Этот Пьеро был ее старший сын, которого она любила больше всех остальных, потому что волосы у него были рыжеватые (il était un peu rousseau), как и у нее». Рыжеватый цвет волос здесь существует как символ материнской любви, ничем не заслуженной, так как младший сын, Мальчик-с-пальчик, достойнее во всем.

Третий цвет описывает глаза у дочек Людоеда: «глазки у них были серые (petits yeux gris) и совсем круглые, носы крючковатые, а рты огромные, с длинными зубами, очень острыми и посаженными весьма редко». Серый цвет здесь употребляется в значении «некрасивый» и подчеркивает очень неприятное впечатление от портрета маленьких людоедок.

        Цвета подтекста в сказке связаны с цветом огня и крови. В темном лесу Мальчик-с-пальчик видит мерцающий огонек, маленький отблеск (une petite lueur), а затем свет (la Lumiere). Желтый отблеск огня символизирует здесь домашний очаг как противоположность темному лесу. Но спасение у очага станет новой опасностью, потому что дети попадут в дом Людоеда.

Еще один цвет подтекста – красный. В доме Людоеда часто повторяют слово «мясо» (la chair fraîche), с ним связан даже цвет лица: «Все эти маленькие людоедки отличались прекрасным цветом лица, потому что ели сырое мясо» (le teint fort beau, parce qu’elles mangeaient de la chair fraîche)». Красный цвет, цвет крови и сырого мяса, – символ смерти.

Последний цвет подтекста – золотой. Золотые венцы (une couronne d’or) на головах маленьких людоедок – символ богатства и отцовской любви Людоеда. Но цвет золота не виден в темноте ночи, и людоедки погибнут, потому что Мальчик-с-пальчик наденет венцы на братьев.

        Как и в других сказках Перро, не все то золото, что блестит: «…всяк заморыша обидеть норовит: Все гонят, все гнетут враждой несправедливой, А сплошь да рядом он, прямой байбак на вид, Спасает всю семью и делает счастливой».

Цвета текста и подтекста в сказке одинаково значимы. Главная особенность цветовой палитры сказки – это обогащение значения цвета новыми, нетрадиционными значениями.

  1.  Цветопись в сказке Peau d’âne («Ослиная шкура»)

        В первой трети сказки мы видим необычные обозначения цвета. В тексте фигурируют 3 платья: первое – цвета ясных дней (couleur du temps), второе – лунного цвета (couleur de la lune), третье – цвета солнца (couleur du soleil). Все три названия цвета содержат скрытое сравнение, поэтому их можно считать метафорами. «Цвет ясных дней» означает в тексте ослепительный голубой с золотом: «Даже голубой небесный свод, опоясанный золотыми облаками, не мог бы сравниться красотою с этим платьем» (Même une voûte céleste bleue, ceinturée de nuages d'or, ne pouvait pas comparer la beauté à cette robe). Голубой и золотой цвета означают красоту, уникальность и дороговизну платья. Платье лунного цвета не описано, но по прилагательному «лунный» можно угадать его серебристо-белый цвет, с такими же значениями, что и цвет предыдущего платья. Эти значения сохраняются и у платья цвета солнца, только добавляется ослепляющий эффект. «За третье платье, цвета солнца, король без сожаления отдал все брильянты и рубины своей короны... когда его принесли и развернули, все, кто присутствовал при этом, должны были закрыть глаза – так оно их ослепило. С этой-то поры и появились зеленые очки (les lunettes vertes) и черные стекла (les verres noirs)». Зеленые очки и черные стекла имеют одинаковое защитное (от солнечного блеска) значение.

        В сказке неоднократно повторяется черный цвет, цвет ослиной шкуры (une peau noire). Черный не означает в этой сказке ничего особенно страшного, это защитный цвет, маскировка. Белый и розовый цвета в описании героини противопоставлены черному цвету: «…из-под этой черной и грязной шкуры (cette peau noire) протянулась нежная ручка, белая, с розовыми ногтями (une petite main délicate, blanche et couleur de rose)».

Встречаются в сказке традиционные цвета подтекста золотой и серебряный, означающие красоту и богатство: «…какая-то надежда заставляла ее причесываться более тщательно и надевать красивый серебряный корсаж (son beau corps d’argent) и юбку с оборками из серебряных кружев (de falbalas de dentelle d’argent), усеянных изумрудами (semés d’émeraudes)». Важную роль играет в сказке «золотое колечко, украшенное изумрудом» (fine émeraude, montée sur un jonc d’or). Драгоценный камень изумруд – камень любви и надежды. Это колечко будет запечено в пирог для принца, и именно по этому колечку принц узнает свою невесту.

В этой сказке цвета текста играют более важную роль, чем цвета подтекста. Главная особенность цветовой палитры сказки – это необычные метафорические обозначения сложных цветов (платья цвета ясных дней, лунного и солнечного цветов).


Заключение

Подводя итоги работы, мы отметили четыре особенности цветоупотребления с сказках Перро:

  1. Цветовая палитра сказок Шарля Перро богата и разнообразна. Писатель использует в текстах основные цвета: белый, красный, черный, зеленый, желтый и синий. Чаще других встречаются красный, черный и белый, мы объясняем это древней сказочной традицией. Безусловным лидером является красный цвет, он характеризует головной убор, одежду и цвет носа. Цветовых оттенков в текстах Перро всего три, и они тоже связаны с красным: румяные лица привратников в «Спящей красавице», розовые ноготки Ослиной шкуры и рыжеватый цвет волос у брата Мальчика-с-пальчик. В сказке «Ослиная шкура» встречается обозначение фантастических цветов («цвета ясных дней», «лунного и солнечного»).
  2. Цвета подтекста в сказках Перро также имеют большое значение, так как представляют сказочную сверхреальность. В «Спящей красавице» цвета подтекста играют даже более важную роль, чем цвета текста, и отличаются разнообразием оттенков. Наиболее часто среди цветов подтекста встречаются золотой и серебряный, означающие богатство.
  3. Символика цвета, в основном, традиционна, но обогащается новыми смыслами в авторском тексте: красный нос Рике-с-хохолком кажется его невесте героическим, потому что она влюблена. Цвета могут быть противопоставлены друг другу по смыслу: черный цвет ослиной шкуры скрывает белые ручки принцессы. Отсутствие цвета тоже символично: ум и хитрость не имеют цветовых признаков, поэтому сказка «Кот в сапогах» «не раскрашена».
  4. Мораль в сказках Перро часто символически связана с цветовой палитрой текста и подтекста. В «Синей бороде» кровь на ключе (красный цвет подтекста) символизирует смерть за непослушание жены мужу, что подтверждается моралью: «Да, любопытство – бич! Смущает всех оно, на горе смертным рождено!»         

Список литературы

  1. Воронцова Т. А. Подлинная история Красной Шапочки / Т. А. Воронцова // Литература. – 2002. – № 44. – С. 2–3. http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-ger/voroncova-podlinnaya-istoriya-krasnoj-shapochki.htm
  2. Дворникова С. В. Символика цвета во французском и русском языках.

https://www.pglu.ru/upload/iblock/923/dvornikova.pdf

  1. Кутерницкая Е. Золушка и ее сказка // Нева. – 2009. – № 7. http://magazines.russ.ru/neva/2009/7/ku22.html
  2. Пастуро М. Цвета нашей памяти. СПб: Симпозиум, 2016.
  3. Тогоева О. И. Сказка о Синей Бороде // "Истинная правда": языки средневекового правосудия. – М.: Наука, 2006. – http://ec-dejavu.ru/b/Bluebeard.html
  4. Francoise Ugochukwu. Contes igbo de la Tortue http://ebookparadise.online/pdf?title=Contes+igbo+de+la+Tortue+(Nigeria)&geo=fr&i=OTc4LTI4NDU4Njc0NTE%3D&src=google-sites



Предварительный просмотр:

Выступление к презентации

1 слайд. Титульный лист

Здравствуйте, меня зовут Александр Митяев, я ученики 7-3 класса. Тема моей работы «Поэтика цвета в сказках Шарля Перро». Мои научные руководители; Калинина Татьяна Владимировна, учитель французского языка и Мамина Надежда Анатольевна, учитель литературы.

2 слайд. Актуальность работы Объект и предмет исследования

Сказки Шарля Перро хорошо знакомы нам с детства. Мир этих сказок кажется нам ярким, красочным, многоцветным. Но действительно ли это так? Какие цвета использует в текстах Перро и с какой целью он это делает? Ответы  на эти вопросы мы искали в нашем исследовании  

3слайд. Цель работы, задачи, гипотеза

Цель нашей работы - сформулировать художественные особенности  цветописи в сказках Шарля Перро. В качестве гипотезы мы выдвинули предположение,  что цветоупотребление в сказках Перро связаны с литературными традициями и авторским замыслом.

4 слайд Методы исследования. Научная новизна. Практическая значимость

В процессе работы мы использовали методы исследования, представленные на слайде. Что касается новизны, то на сегодняшний день мы не нашли  подобных исследований.

Результаты нашей работы могут быть использованы в различных курсах изучения  литературы и  французского языка.

  1. слайд Традиции употребления цвета в сказках
  • цвет – внешняя реальность, «вторая кожа»;
  • цвета в сказках – ключи к пониманию сверхреальности.
  • черный, белый, красный цвета имеют более древнюю сказочную символику.

Изучая литературу по цветописи в сказках, мы выделили три важных для нашей работы идеи. Во-первых, цвета отражают внешнюю реальность. Красная шапочка так идет девочке, что становится её именем, второй кожей.  Во-вторых, цвета могут отражать сверхреальность. Синий цвет бороды героя отражает его злодейскую сущность. В-третьих, три цвета играют в сказках особо важную роль. В сказках Перро – это красный.

  1. слайд Цветовая палитра в сказках Перро

Основные цвета:

  • красный  (франц)  (красная шапочка, красное платье, красный нос);
  • белый (франц) (белая кожа)  
  • черный(франц) (черная шкура)
  • желтый(франц)(желтое платье),
  • синий(франц)(синяя борода),
  • зеленый(франц) (зеленые очки)

Оттенки цвета:

  • розовый (франц) (розовые ноготки);
  • румяный (франц) (румяные лица);
  • рыжеватый(франц) (рыжеватые волосы).

Фантастические цвета(метафоры):

  • платье цвета ясных дней(франц);
  • платье цвета луны(франц);
  • платье цвета солнца(франц).

Цветовая палитра сказок Шарля Перро богата и разнообразна. Писатель использует в текстах основные цвета: белый, красный, черный, зеленый, желтый и синий. Чаще других встречаются красный, черный и белый, мы объясняем это древней сказочной традицией. Безусловным лидером является красный цвет, он характеризует головной убор, одежду и цвет носа.

Цветовых оттенков в текстах Перро всего три, и они тоже связаны с красным: румяные лица привратников в «Спящей красавице», розовые ноготки Ослиной шкуры и рыжеватый цвет волос у брата Мальчика-с-пальчик.  В сказке «Ослиная шкура» встречается обозначение фантастических цветов («цвета ясных дней», «лунного и солнечного»).

  1. слайд Символика цвета

Традиционные значения:

  • белый – чистота, спасение (белые камушки) (франц);
  • черный – зло, беду (черный хлеб) (франц);
  • красный – кровь, страсть, красота (красная шапочка) (франц)

Авторские значения:

  • красный нос Рике (франц)– символ геройства для влюбленной принцессы;
  • румяные лица (франц)спящих привратников символизируют жизнь.

Символика отсутствия цвета:

внутренние достоинства дороже внешних («Кот в сапогах» «не раскрашен»)

Символика цвета, в основном, традиционна. Мальчик-с-пальчик отмечает дорогу к дому из леса белыми камушками – это путь к спасению. Принца угощает угольщик черным хлебом, черный здесь символизирует не только цвет муки, но и горе бедняка.

Иногда Перро обогащает цвет новыми смыслами: красный нос Рике-с-хохолком кажется его невесте героическим, потому что она любит. Отсутствие цвета тоже символично: ум и хитрость не имеют цветовых признаков, поэтому сказка «Кот в сапогах» «не раскрашена».

  1. слайд Цвета подтекста- ключ к сверхреальности
  • серый в имени Золушка(франц) (зола – серая) – в значении «незаметная»;
  • золотой, серебряный(франц) (вышивка, карета) – в значении богатство, иящество, красота.

Цвета подтекста в сказках Перро часто представляют сказочную сверхреальность.  В таких случаях эти цвета играют даже более важную роль, чем цвета текста. Серая и неприметная в тексте  Золушка в цветах подтекста  становится сверкающей принцессой. А ведь она на самом деле достойна короны.

Во многих сказках среди цветов подтекста встречаются золотой и серебряный, означающие богатство и красоту. Золото и серебро играют здесь роль внешних признаков богатства, поэтому мы рассматриваем прилагательные золотой и серебряный как цвета подтекста.

  1. слайд Связь морали с цветовой палитры с моралью в сказках Перро

кровь на ключе Синей бороды (красный цвет подтекста)

– наказание за любопытство

Мораль в сказках  Перро часто символически связана с цветовой палитрой текста и подтекста. В «Синей бороде» кровь на ключе (красный цвет подтекста)  символизирует смерть за непослушание жены мужу, что подтверждается моралью:  «Да, любопытство – бич! Смущает всех оно, на горе смертным рождено!»          

  1. слайд Особенности цветописи в сказках Шарля Перро

  1. Цветовая палитра сказок Шарля Перро состоит из шести основных цветов, трех оттенков и трех фантастических цветов.
  2. Цвета подтекста имеют не меньшее значение, чем цвета текста, и означают сверхреальность.
  3. Перро использует как традиционную символику цвета, так и  авторскую.
  4. Цветовая символика в сказках Перро часто связана с моралью.

Подводя итоги работы, мы отметили богатство и разнообразие цветовой палитры Шарля Перро. Мы находим в его сказках цвета основные и  фантастические, а также оттенки цвета.

Кроме цветов, обозначенных словами, есть и цвета, обозначенные намеками. Это слова подтекста, отражающие сказочную сверхреальность.

Символика цвета, в основном, традиционна, но иногда обогащается новыми смыслами в авторском тексте. Отсутствие цвета тоже символично.

Цветовая палитра сказок Перро часто связана с моралью.

Таковы общие закономерности употребления цвета в сказках Перро.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ гимназия №271 Красносельского района Санкт-Петербурга имени П. И. Федулова Цветопись в сказках Шарля Перро Автор: Митяев Александр, 7-3 Руководители : Калинина Татьяна Владимировна, Мамина Надежда Анатольевна Санкт-Петербург 2019

Слайд 2

Актуальность темы, объект и предмет исследования Актуальность: изучение классики в рамках диалога культур Объект нашего исследования: текст сказок Ш. Перро в оригинале Предмет исследования: цветовая палитра в сказках Перро

Слайд 3

Цель работы, задачи, гипотеза Цель : сформулировать художественные особенности цветописи в сказках Шарля Перро (какой цвет для чего нужен) Гипотеза : цветовая палитра в сказках Шарля Перро играет определенную художественную роль Задачи : Изучить литературу по теме; Выделить эпизоды с цветописью в оригинале сказок Перро; Выявить языковые средства, определяющие цвета; Определить фольклорную символику цвета в каждой сказке; Определить авторскую символику цвета в каждой сказке; Сформулировать общие закономерности авторской цветописи Шарля Перро

Слайд 4

Методы исследования. Научная новизна. Практическая значимость Методы : Реферирование литературы; Анализ текста; Сравнение; Обобщение

Слайд 5

Традиции употребления цвета в сказках цвет – внешняя реальность, «вторая кожа»; цвета в сказках – ключи к пониманию сверхреальности ; черный , белый, красный цвета имеют более древнюю сказочную символику

Слайд 6

Цветовая палитра в сказках Перро Основные цвета: Красный - Chaperon rouge, robe rouge , nez rouge (красная шапочка, красное платье, красный нос); Белый - cuir blanc (белая кожа); Черный - peau noire (черная шкура); Желтый - robe jaune (желтое платье); Синий - barbe blue (синяя борода); Зеленый - lunettes vertes (зеленые очки) Фантастические цвета (метафоры): платье цвета ясных дней ( couleur du temps ); платье цвета луны ( couleur de la lune ); платье цвета солнца ( couleur du soleil ) Оттенки цвета: Розовый - ongles roses (розовые ноготки); Румяный - la face vermeille (румяные лица); Рыжеватый - chveaux rousse (рыжеватые волосы)

Слайд 7

Символика цвета Традиционные значения: белый – чистота, спасение - белые камушки ( blancs cailloux ); черный – зло, беду - черный хлеб ( pain noir ); красный – кровь, страсть, красота - красная шапочка ( chaperon rouge ) Авторские значения: красный нос Рике ( nez rouge ) – символ геройства для влюбленной принцессы; румяные лица ( la face vermeille ) - спящих привратников символизируют жизнь Символика отсутствия цвета: внутренние достоинства дороже внешних («Кот в сапогах» «не раскрашен»)

Слайд 8

Цвета подтекста - ключ к сверхреальности серый в имени Золушка ( cendrillon ) , ( зола – серая ) – в значении «незаметная»; золотой , серебряный ( or, argent ) , (вышивка, карета) – в значении богатство, изящество, красота

Слайд 9

Связь цветовой палитры с моралью в сказках Перро кровь на ключе Синей бороды (красный цвет подтекста)– наказание за любопытство

Слайд 10

Особенности цветописи в сказках Шарля Перро Цветовая палитра сказок Шарля Перро состоит из шести основных цветов, трех оттенков и трех фантастических цветов; Цвета подтекста имеют не меньшее значение, чем цвета текста, и означают сверхреальность ; Перро использует как традиционную символику цвета, так и авторскую; Цветовая символика в сказках Перро часто связана с моралью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о проведении городского конкурса "Путешествие по сказкам Шарля Перро"

Данный конкурс проводился в  школе  для учащихся 5-7 классов, изучающих французский язык. .  Подготовка презентаций по сказкам Ш.Перро,  творческие номера  в исполнении  ...

Сказки Шарля Перро на английском языке.

Не секрет, что для успешного овладения иностранным языком необходимы не только занятия грамматикой, лексикой и аудированием. Крайне необходимо чтение. И не просто чтение, а чтение с увлечением. Сказка...

Сценарий речевого мероприятия по сказке Шарля Перро «Красная Шапочка».

Сценарий итогового речевого мероприятия "Красная Шапочка" на котором учащиеся показывают свои речевые возможности и артистические способности к концу учебного года....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ ШАРЛЯ ПЕРРО

Цель: Закрепление знаний по творчеству Ш. Перро и  развитие  связной речи.Задачи:- Обогатить и уточнить представления детей о Ш.Перро и его творчестве.- Способствовать развитию начал ко...

Театрализованное представление «Золушка» по мотивам сказки Шарля Перро. (новогодняя сказка для старших классов)

Новогоднее представление для 9-12 классовДействующие лица: Сказочник, Сказочница, Петушок, Золушка, Мачеха, Мэри, Клава, Фея, Паж, Баба-Яга, Глашатые, Король, Красный Шапченок, Морозко.Это сказка о До...

Знакомство со сказкой Шарль Перро « Кот в сапогах»

Конспект занятия по предмету "В гостях у сказки" для детей 5-6 лет....

Иллюстрации сказки Шарля Перро «Синяя Борода»

Расширить кругозор учащихся знаний по французскому языку ....