О.А.Булатов. «Лаборатория Исследователей - лингвистов: Межкультурная коммуникация» Программа лингвострановедческого факультатива-семинара
методическая разработка (8 класс) на тему

Программа - "почасовка" факультатива-семинара лингвострановедческой направленности для "продвинутых" учеников 8 и 9 классов. Программа призвана сформировать основу для дальнейшего всестороннего развития учащихся, повысить их мотивацию в изучении английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Electiv.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Булатов Олег Александрович. ГОУ Гимназия № 56, Санкт-Петербург. Учитель английского языка

О.А.Булатов

«Лаборатория Исследователей - лингвистов:

Межкультурная коммуникация» 

Программа лингвострановедческого факультатива-семинара

Обучение иностранному языку призвано реализовывать основную стратегию образования – формирование всесторонне развитой личности, осуществлять идею европеизации образования через диалог культур и цивилизаций современного мира. Помимо языка как грамматической системы, существует язык культуры — это универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции. Усвоить данный аспект языка представляется крайне важным для его глубинного понимания.

Программа призвана сформировать основу для дальнейшего всестороннего развития учащихся, повысить их мотивацию в изучении английского языка, и определяет следующие цель и задачи курса.

Цель - развитие у учащихся лингвистических способностей, ознакомление их с английским языком как средством современного устного общения и с культурой США и Великобритании.

Задачи:

  • освоение учащимися необходимых сведений о разговорном изучаемом языке, основ коммуникативной компетенции, позволяющей им осуществлять устное иноязычное общение на элементарном уровне;
  • формирование позитивного отношения к изучаемому языку и культуре другого народа;
  • воспитание у учащихся чувства осознания себя как личности, принадлежащей к определенному культурному и языковому сообществу;
  • развитие ассоциативных и творческих способностей, умения мыслить категориями другой культурной и ценностной системы
  • формирование творческого коллектива для воспитания среди учащихся дружеских взаимоотношений, приобретения ими социального опыта.

Реализация поставленных задач осуществляется в образовательном процессе через форму кружка.  Круг учащихся организуется на основе добровольности, общих творческих интересов  с целью удовлетворения их потребности в изучении английского языка, культуры, традиций изучаемого языка.

Кружок планирует и организует содержательный досуг учеников: совместные просмотры/прослушивания и последующие переводы и обсуждения медиафрагментов, наиболее ярко иллюстрирующих ту или иную концептуальную сторону жизни западного сообщества, его психологии, социальных взаимоотношений.

Образовательная программа реализуется в течение 2 лет:

1 год обучения – учащиеся 12-14 лет,

2 год обучения – 14-15 лет,

Набор учащихся в учебные группы осуществляется без ограничений с учетом норм наполняемости учебной группы. Дополнительный набор на 2-ой год осуществляется по результатам собеседования.

Учебные занятия проводятся 2 раза в неделю по схеме: 75 мин. (учебные занятия плюс 10 мин. перемена).

Ожидаемые результаты и способы их проверки. 

Учащиеся должны

При окончании 1 года обучения:

  • владеть речевым этикетом, необходимым в различных ситуациях;
  • активно использовать в речи новые слова по основным темам программы;
  • владеть техникой аудирования, правильно интерпретировать и произносить звуки английских слов;
  • воспроизводить знакомые стихи, песни, рифмовки и т.д.
  • знать географическое положение страны изучаемого языка, уметь ориентироваться по ее карте; знать ее крупнейшие города и реки; символы и флаги; праздники и традиции;
  • иметь представление об общественном строе США и Великобритании; их культурной и общественной жизни, национальном спорте, музыке, традициях, образовании; ключевых фигурах в каждой из областей.

При окончании 2 года обучения:

  • владеть техникой чтения и аудирования на продвинутом уровне;
  • знать временные формы, грамматические конструкции, в том числе современные сленговые, уметь распознавать их и уместно использовать в своей речи;
  • иметь адекватное представление об общественной жизни США и Британии: современных актуальных проблемах и методиках их решения, журналах и газетах, телевидении и радио, семье и образовании; быть знакомым с творчеством нескольких современных писателей и поэтов.

Программа предусматривает 2 основных пути в определении усвоения программного материала:

- активное участие в жизни кружка, подготовка собственных докладов, авторских переводов и т.д.

- систематический контроль усвоения знаний учащимися.

В ходе текущего контроля проверяется, каков объем усвоенного лексического материала. Наблюдение осуществляется в специально созданных игровых ситуациях, в драматизациях.

Итоговый контроль предполагает определение результатов усвоение программы за полугодие, год. Одним из способов результативности является тестирование.

Итоговое тестирование включает задания по всем разделам языкознания:

  • фонетика
  • лексика
  • транскрипция
  • грамматика
  • аудирование
  • социально-культурный аспект.

На 1 году обучения итоговое занятие проводится как специально организованное мероприятие, где учащиеся демонстрируют знания по темам путем чтения стихов, исполнения песен, сценок. На 2 году обучения проводится экзамен по схеме: устный ответ + письменное тестирование или устный ответ + защита реферата или творческой работы (Научно-практическая конференция).

Учебно-тематический план

Занятий по годам обучения

№ п/п

Темы программы

Количество часов по годам обучения

1

2

1

Вводное занятие

2

2

2

Страноведение/география

10

6

3

История Великобритании

10

4

4

История США

8

12

5

Экономическая система США и Великобритании

4

6

6

Религиозные ценности США и Великобритании

8

4

7

Политическая система США

6

2

8

Социальные нормы поведения, речевой этикет

8

4

9

Особенности психологии американцев. Политкорректность

2

8

10

Особенности психологии англичан

2

8

11

Литература Великобритании

8

8

12

Литература США

-

8

13

Грамматика

6

4

14

Лексика и жаргонизмы

4

6

15

Аудирование/работа с медиа

16

16

Итоговые занятия

4

4

Проект «каникулы»

10

10

Итого:

108

108

Содержание программы.

Тема 1. Вводное занятие.

Правила поведения в группе. Организация учебного процесса. Техника безопасности. Содержание программы. Основные темы и их содержание. Формы организации занятий. Способы проверки. Краткое знакомство со страной изучаемого языка. Введение в страноведение.

Тема 2. Страноведение, география

Интеграция знаний учащихся о природе и обществе стран изучаемого языка. Идея о неразрывности изучения языка и культуры, его породившей. Понятие символа в культуре. Географическое положение США и Соединенного Королевства, особенности их климата. Базовые данные о физической и экономической географии этих стран. Моря, океаны и пролив, омывающие США и Великобританию. Части Великобритании: Англия, Уэльс, Шотландия, Сев. Ирландия. Их столицы: Лондон, Кардифф, Эдинбург, Белфаст. Названия крупнейших городов Великобритании и их достопримечательности. Просмотр видеофильмов «Добро пожаловать в Великобританию», «Лондон». Крупнейшие реки Великобритании. Общественный строй Великобритании, флаг и гимн. Осуществление процесса правления страной и выборы представителей в парламент.  Праздники и традиции. Составление календаря праздников, празднование их в соответствии с традициями. Народы разных национальностей, населяющие разные части Великобритании, и их характерные костюмы.  Национальные и светские игры народов, населяющих Великобританию.

Тема 3. История Великобритании

Доисторическая Британия, Стоунхендж и другие памятники тех времен. Римский период. Взаимодействие с римлянами и влияние латыни на английский язык. Стена Адриана. Начало завоевания Британии англосаксами. Образование англосаксонских королевств. Христианизация англосаксов - крещение короля Кента Этельберта I. Взаимодействие со скоттами, пиктами и ирландцами. Артур, рыцари Круглого стола, Артуровский Цикл. Просмотр фильма «Король Артур», прослушивание и разбор баллад. Битва при Гастингсе. Норманнское завоевание. Начало крестовых походов, Ричард I Львиное Сердце. Хартия Вольностей, борьба короля с феодалами. Борьба Англии и Франции, Жанна Д’Арк. Просмотр отрывков из фильма «Жанна Д’Арк»

Тема 4. История США

Древнейшая история континента. Викинги: Бьярни Херьюльфссон, Лейф Счастливый, Торфин Карлсефни. Эпоха ВГО. Конкистадоры и влияние испанского на современный английский. Колумб. Европейская колонизация. Отцы-пилигримы и первые колонии в Северной Америке.

**************************************************************

Литература.

Список для педагога:

  1. Вакс Э. П. Игры на уроках английского языка. – М.: Игра, 1998.
  2. Верхогляд В. А. Английские стихи для детей. – М.: Айрис пресс, 2001.
  3. Верещагина И. Н., Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку. – М.: Просвещение, 1998.
  4. Грамматика английского языка (в таблицах). – М.: Издат –школа, 1997.
  5. Двуязычный человек. – М.: Центр инноваций в педагогике, 2006.
  6. Ощепкова В. В.,  Шустилова И. И. О Британии вкратце. – М.: Лист-нью, 1998.
  7. Тарасюк Н. А. Иностранный язык для школьников. Уроки общения и этикета. М.: Флинта, 2009.
  8. Щеглов И. А. Пособие по английскому языку. М.: Сфера, 1999.
  9. Enjoy English. М.: Титул, 1997
  10.  In Britian. М.: Титул, 1999.
  11. Различные интернет-источники и словари, записи современных английских и американских групп

Список для учащихся:

  1. Баранский Н. Н., Страноведение и география физическая и экономическая, М., 1986 
  2. Журина Т. Ю. English. Занимательные задания. – М.: Лист-нью, 2001.
  3. Кулиш В. Г. Веселый английский. – Киев: Сталкер,  1998
  4. Моисеев М. Д. Справочник школьника по английскому языку. – М.: Аквариум, 1997.
  5. Журналы серии “Posnayko”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая конференция «Музей как лаборатория исследователя»

Цели и задачи конференции – формирование у учащихся опыта физического творчества, расширение кругозора, развитие способностей к творческому сотрудничеству, развитие интереса в изучении физики....

Лаборатория юного исследователя как неурочная форма проведения учебных занятий

В статье приводятся примеры проведения учебных занятий как неурочной формы....

Повышение качества образования за счет формирования исследовательских компетенций в рамках программы «Лаборатория исследователей»

В последнее время все острее встает вопрос о качестве образования, о формировании устойчивого познавательного интереса  школьников к получению знаний.Модернизация образования предполагает не толь...

конспект занятия "Онлайн-лаборатория юного исследователя «Исследуем окружающий мир»

конспект  занятия "Онлайн-лаборатория юного  исследователя «Исследуем окружающий мир»...

Формирование исследовательских компетенций на занятиях лаборатории исследователей

Эффективным средством, позволяющим развитие исследовательской компетентности учащихся гимназии,  является работа курса для учащихся 9 классов «Лаборатория исследователя». ...

Программа внеурочной деятельности "Лаборатория юного историка-исследователя"

Программа внеурочной деятельности "Лаборатория юного историка-исследователя"...

Экспертное заключение на программу внеурочной деятельности "Лаборатория юного историка-исследователя"

Экспертное заключение на программу внеурочной деятельности "Лаборатория юного историка-исследователя", подготовленной кафедрой специальных исторических дисциплин и методики преподавания исто...