Разработка интегрированного спецкурса по творчеству Р. Бернса
методическая разработка по теме

Журбенко Марина Анатольевна

Интегрированный спецкурс проходит через  несколько лет обучения по концентрической системе и охватывает всех участников образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shema_integrirovannogo_speckursa_tvorchestvo_bernsa.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка интегрированного спецкурса по культурологии

 для учащихся 5-11 классов.

«Творчество Р. Бернса».

Обоснование.

          Роберт Бернс внёс неоценимый вклад как в развитие и сохранение культурного наследия Шотландии, так и в обогащение общеевропейской культуры и английского языка.  Работа  в рамках интегрированного спецкурса строится в соответствии с целями и задачами училища в рамках программы социализации учащихся. Направления социализации определяются сферами жизнедеятельности человека.

         Идеи модернизации современной школы состоят в том, что образование и воспитание становятся более эффективным и индивидуализированным. Осуществляется переход на приобретение учащимися фундаментальных междисциплинарных знаний. Открытость в науке, взаимопроникновение методов, междисциплинарный синергетический подход в преподавании обеспечивают целостное восприятие мера, учат работать на границе знаний в нестандартной ситуации, раскрепощают творческие способности человека, обеспечивают вторжение новых идей, мыслей, альтернативности выбора мировоззренческих позиций, повышают уровень внутренней культуры.

         Такая позиция предъявляет новые требования к профессиональной компетентности учителя – это переход от учебно-трансляционной деятельности учителя-предметника к продуктивно- творческой совместной деятельности учителя и ученика.

Цели спецкурса:

Создание воспитательной среды, обуславливающей формирование личности, обладающей

  1. высоким уровнем образования,
  2. интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами,
  3. способной к социализации в изменяющейся реальности в соответствии с ценностями общества и собственной системой ценностей;
  4. способной к самоопределению в условиях модернизации образования и перехода к профильному обучению.

Задачи спецкурса:

  1. формирование личности, обладающей высоким интеллектуальным и нравственным потенциалом, социально адаптированной к окружающему миру через интеграцию урочной и внеурочной деятельности;
  2. воспитание гражданственности на основе общечеловеческих ценностей;
  3. привитие осознания глобального культурологического единства;
  4. развивать стремление к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию.

Доминанта:

Осознания себя как части общечеловеческого культурного наследия. Совместная работа учащихся-переводчиков, биографов, историков, лингвистов-исследователей, искусствоведов.  

Структура спецкурса.

  1. Серия уроков:

-- Урок внеклассного/дополнительного чтения (сказки и эпиграммы)  (начальный этап, 5-6 класс)

-- Урок – видео «Шотландия» (среднее звено, 5--6 классы.)

-- Урок музыкальной литературы «Музыка Шотландии»

-- Урок –викторина (5—7 классы.)

-- Уроки ИЗО, иллюстрация произведений Р. Бернса

--  Урок – творчество (инсценировка сказок– 7 класс, инсценировка баллад–  8класс,  проблемные диалоги, подготовка вечера – 9класс, переводы  стихотворений 10-11 классы, рефераты – 9-11 классы)

-- Урок – лекция с использованием презентаций и интернет-ресурсов ( 10-11 класс)

-- Уроки истории «Шотландия 18 века» (интегрированный урок с преподавателем истории)

--Урок обобщения и отбора материала (9-11 классы)

     2. Внеклассное чтение.

           Работа в библиотеке,  изучение литературы по проблеме, биографии поэта, работа с

            переводами разных авторов, сопоставление переводов, по возможности - соотнесение перевода с  оригиналом (развитие навыков аналитической работы

      3. Внеклассная работа.

-- знакомство с творчеством поэта – (начальный этап, 5-6 классы).

-- переводы адаптированных хрестоматийных произведений английских авторов о природе. Консультации с учителями-словесниками. (5-6 класс)

--подготовка проектов, диалогов (7-9 класс)

--подготовка рефератов (9-11 классы)

-- изучение статей по истории искусства, проблемам перевода, подготовка к дискуссии,  (10-11 класс)

--изучение интереса к творчеству Р. Бернса в англоязычных странах (контакты через Интернет) – 8-11 классы

-- консультации с учителями литературы, истории, музыки, изо и английского   языка.

      4. Классный час.

          -- проведение тематических классных часов с привлечением учителей литературы и     английского языка.

    5. Конкурсы.

        Конкурсы  переводов, диалогов, рефератов, декламации и стенгазет,.

  6. Введение спецкурса в учебный процесс.

--Изучение тематической лексики, фраз-клише.

--Работа с кластерами.

--Работа с литературоведческими статьями на уроках литературы и английского  языка (тренировка разных видов чтения)

--Просмотр фильмов о Шотландии на английском языке, работа в режиме видео-курса.

--Защита рефератов, проектов, обсуждение проблемных статей  на уроках.

    7.Итоговый выход.

                 Литературно-музыкальная композиция, посвящённая творчеству Р. Бернса

Анализ спецкурса.

         Работа в спецкурсе обеспечивает каждому учащемуся, помимо лингвистических и культурных знаний, возможность развивать и использовать коммуникативные и учебные стратегии, умение пользоваться словарями, умение мыслить и сравнивать различие и общность двух языковых культур, сопоставляя грамматический и словарный состав языка.        

          Спецкурс предлагает также широкий спектр методического инструментария по всем видам речевой деятельности, который планомерно и целенаправленно готовит учащихся к испытаниям общеевропейского стандарта.

          Наряду с перечисленными это ещё и подготовка психологического плана: он готовит учащихся вступать в дискуссии по вопросам истории, литературоведения и теории перевода, пользуясь общепринятыми в Европе  и США понятиями и терминами, снимая тем самым дискомфортное чувство языкового барьера.

           Особое внимание хочется обратить на исследовательский подход к изучению тематического материала. Спецкурс составлен таким образом, что учащиеся сами приходят к выводу о значении творчества Р. Бернса для культуры Великобритании и развития национального самосознания шотландцев, его месте в системе в системе общечеловеческого культурного наследия, задумываются о важности решения проблем, связанных с сохранением традиций и языка малых народов, о тесной взаимосвязи и многообразии культурных социумов. Это позволяет им прочнее усвоить материал и употреблять его более осмысленно.  Спиральное построение  всех этапов спецкурса позволяет учащимся беспрерывно и динамично развивать и совершенствовать свою лингво-страноведческую и историко-культурную компетентность, органично вплетая приобретённые на спецкурсе знания и навыки в темы учебных модулей.

        Также идёт постоянное отслеживание в других модулях связи с лексическими, фразеологическими, грамматическими и другими явлениями. Здесь так же идёт постоянный личностный мониторинг на основе заполнения языкового портфеля, что позволяет каждому ребёнку видеть индивидуальное продвижение. Тренировочные и контрольные задания составлены в соответствии с едиными требованиями Совета Европы, т.е. сходны с теми, что предлагаются учащимся на ЕГЭ по английскому языку.

Появление в настоящее время тенденции построения нового образовательного пространства, характеризующегося переходом от «школы памяти» к «школе мышления», а так же в рамках реализации программы «Формирования языковой личности», над которой работает наш педагогический коллектив, требует изменений в подходе к обучению английскому языку. Мы видим наших воспитанников социально активными, имеющими возможность напрямую контактировать со сверстниками из англоязычных стран, поэтому всесторонне стимулируем их мотивация к глубокому и всестороннему изучению языка и культуры англоговорящих народов. Эти задачи и призван решить данный спецкурс.

Библиография:

  1. «Р. Бернс. Стихотворения, поэмы, баллады.» (перевод С. Маршака)

      М., «Художественная литература», 1976г.

http://www.niv.ru/doc/literature/world-encyclopedia/107.htm

Схема интегрированного спецкурса

«Творчество Р. Бернса »

Уроки английского языка

Уроки литературы

                                                                           

Доминанта :

Осознания себя как части общечеловеческого культурного наследия.

Совместная работа учащихся – переводчиков, биологов, лингвистов-исследователей, искусствоведов.

Уроки музыки

Уроки

ИЗО

                                                                                                                               

                                                                                     

                                                                                     

Уроки

географии

Уроки

истории

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Творчество Р. Бернса"

Представленное внеклассное мероприятие -проводится в рамках работы интегрированного спецкурса по творчеству Роберта Бернса. Спецкурс представляет собой концентрическую систему мероприятий по изучению ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине: Иностранный язык (Английский) "Жизнь и творчество Роберта Бернса"

Открытое внеклассное мероприятие по дисциплине: Иностранный язык (Английский), посвященное жизни и творчеству Роберта Бернса....

Название работы: Поэтическая гостиная, посвященная творчеству Роберта Бернса. «Любимый сын Шотландии».

Цель:1.Осуществление диалога культур через дальнейшее расширение знаний о жизни великого                 шотландского по...

Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству Р.Бернса

Внеклассное мероприятие по теме: Жизнь и творчество Р. Бёрнса. В материале содержится разработка мероприятия и презентация...

Литературный вечер, посвященный творчеству Роберта Бернса

Сценарий внеклассного мероприятия по английскому языку для 8-11 классов.Шотландский поэт 18 века Роберт Бернс внёс огромный вклад в развитие шотландского языка и культуры. Его произведения стали досто...