ИКТ на уроках английского языка
статья по теме

Слабова Татьяна Леонидовна

В статье рассказывается о возможностях использования интернета и компьютерных программ  в   проектно-исследовательской деятельности; программы Notebook 10 и интерактиной доски, комппьютерного  тестирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационных технологий при обучении иностранному языку

Учитель английского языка МОУ СОШ с. Ленинское

Слабова Т.Л.

В современных условиях предъявляются все более высокие требования к процессу обучения иностранным языкам. Объемы информации стремительно растут, и современные способы их хранения, передачи и обработки перестают быть эффективными. А компьютерные технологии представляют большой спектр возможностей для повышения продуктивности обучения.

На уроках английского языка применение компьютера не самоцель, а эффективный инструмент развития умений и навыков. Я применяю компьютерные технологии при введении новой темы, во время работы над ней или ее за вершении, подготовке дидактических ма териалов, проектной деятельности, использовании мультимедийных обучающих программ, внеклассной деятельности.

Несомненным преимуществом использования компьютерных технологий яв ляется поисковая и творческая деятельность учителя и учащихся. Это помогает ак тивно воздействовать на формирование и развитие языковой компетенции учащих ся, навыков аудирования, говорения, чтения, совершенствование письменной речи, воспитание творческой, социально-активной личности.

С уверенностью можно сказать, что компьютерные технологии помо гают:

  1. привлекать пассивных слушателей;
  2. делать занятия более наглядными;
  1. обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материа лами, которые помогают учащимся проявлять их творческие способности;
  2. приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;
  3. обеспечивать моментальную обратную связь;
  4. повышать интенсивность учебного процесса;
  5. воспитывать терпимость, восприимчивость к разнообразию культур и ду ховного опыта других народов;
  6. активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, жела ние изучать предмет;
  7. объективно оценивать действия учащихся;
  8. накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;
  9. реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
  10. дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе;
  11. снимать такой отрицательный психологический фактор, как «ответобоязнь»;
  12. повышать уровень развития психологических механизмов (воображения, внимания, памяти);
  13. активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.).

В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в совре менных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность уча щихся информационными технологиями, я могу использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка.

Как же я использую эти технологии на уроках?

Прежде всего, при создании проектов. Программное обеспечение, которое необходимо для работы с проектами: Microsoft Word, Microsoft Excel, Power Point.  Ведь проектная методика при обучении английскому языку в рамках программного материала может использоваться практически по любой теме, так как отбор тематики проведен с учетом практической значимости для школьника («Человек и его окружение»). Начиная с шестого класса мои ученики используют разные компьютерные программы и ресурсы сети Интернет, создавая свои проекты в электронном виде. На протяжении четырех лет стало традицией проводить на базе нашей школы районные конференции. А теперь и конкурсы «В мире проектов», в которых ученики принимают активное участие.

Помимо огромного потенциала, который несет в себе сам метод проектов для формирования коммуникативной компетенции, значительные дополнительные возможности возникают при использовании информационных  ресурсов и услуг Интернета в процессе проектной деятельности учащихся.

Если говорить об иностранных языках, можно отметить, что Интернет дает уникальные возможности для тех, кто обучает английскому языку и тех, кто его  изучает.  Одна из этих возможностей -  извлечение и использование информации. Другая, на мой взгляд, очень эффективная возможность использования Интернет -  публикация творческих работ учащихся. Естественно, сам факт публикации приводит к повышению мотивации, осознанию важности изучения языка. В течение четырех лет мои ученики участвуют во Всероссийском фестивале «Портфолио».

Другим примером применения компьютера является контроль полученных знаний. Компьютерное тестирование само по себе нетрадиционно, т.к. все мы привыкли к тестам, выполненным на бумаге. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:  

  1.    быстрое получение результатов;
  2.    объективность в оценке знаний;
  3.  позволяет получить достоверную информацию о владении учащимися определенными умениями и навыками;
  4.   дает возможность учителю соотнести эти данные с поставленными на данном этапе задачами обучения и провести своевременную коррекцию процесса усвоения новых знаний;  
  5.   компьютерное тестирование более интересно по сравнению с традиционными формами, что влияет на повышение познавательной активности учащихся и создает у них положительную мотивацию.

    Прежде, чем начать работу с компьютерными тестами, необходимо сформировать содержание тестовых заданий, распределить их по типам и уровню сложности и создать программное содержание теста. Необходимо учитывать возможности программной оболочки. В своей работе я использую тестовые  оболочки «Тест 2000»  и Test System 2.0. Конечно, составление тестов – дело трудоемкое, занимает достаточно много времени, но это стоит того, т.к.  результативность выполнения тестов высокая, поскольку они носят не только контролирующий характер, но и обучающий. Учащиеся могут посмотреть, в каких заданиях ими сделаны ошибки, сделать тест еще раз, и не только добиться правильного выполнения, но и запомнить нужный материал. Для составления тестов, с помощью которых я провожу контроль навыков чтения,  использую язык программирования     Delphi.                                                  

Практически по каждой изучаемой теме о стране изучаемого языка, можно составить тесты тематические, а для контроля грамматических умений – тесты грамматические.

Интерактивная доска- это:

  1. работа с текстом и изображениями;
  2. создание заметок с помощью электронных чернил;
  3. сохранение сделанных заметок  для передачи по электронной почте, размещения в Интернете или печати;
  4. коллективный просмотр Web-сайтов;
  5. создание с помощью интерактивных средств и изображений собственных заданий для занятий;
  6. демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов;
  7. использование встроенного в программное обеспечение доски презентационного инструментария;
  8. демонстрация презентаций, сделанных учащимися.

Для создания разных типов заданий я использую программу Smart Notebook 10. Правда, я еще только ее осваиваю, но уже сейчас могу сказать, что я от нее в восторге. Насколько интересными и для детей, и для меня самой становятся уроки, на которых я использую созданные мной задания!  

Как говорят дети, интерактивная доска – это супер! Трудно описать все достоинства. Учебный процесс проходит достаточно легко, интересно, весело. Детям нравится работать на уроке, им легко и интересно – это главное. Им нравится передвигать предметы и слова, пользоваться ластиком и электронным пером.

Конечно, работа с ИД не для ленивых учителей. Инструменты коллекции очень помогают, но задания к каждому уроку готовить нам самим. Для этого нужно думать, потратить какое-то время. Но как это увлекательно!

Таким образом, уже является несомненным, что мир новейших инфор мационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Исполь зование их на уроках иностранного языка - это большой труд, но себя оправ дывает. Никто из учеников не уходит с таких уроков с чувством разочарова ния. Радость познания - вот что дает использование ИКТ на уро ках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка в 4 классе по учебнику Forward 3 (авторы М.В.Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс, Э.Уорелл, Э.Уорд), раздел 9. «Снег идёт». Урок 25 «Dora\'s Trip» учителя английского языка Н.А. Гордеевой.

Урок английского языка  в 4 классе  по учебнику Forward 3 (авторы М.В.Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс, Э.Уорелл, Э.Уорд), раздел 9. «Снег идёт».  Урок 25 «Dora\'s Trip» учите...

Разработка урока английского языка в ПО SmartNotebook:"XC и игровые приемы на уроке английского языка"

Разработка для урока английского языка по теме:"Earth Day" в ПО Smart Notebook с использованием дополнения к ПО SMART NOTEBOOK 11-  Extreme Collaboration, которое дает возможность учащимся  ...

Разработка урока английского языка к УМК "Форвард" 6 класс автор Вербицкая М. Цикл 2, урок 1.по теме "Daily routines" учитель английского языка МБОУ "Лицей № 1 им.А.П.Гужвина г.Камызяк" Егорова В.С.

Данная разработка урока представляет собой  в соответствии  с ФГОС для проведения урока в 6 классе по теме " Распорядок дня" и грамматической теме " Настоящее простое время"...

Презентация к уроку английского языка по теме: "УУД на уроке английского языка. Развитие лексико-грамматических навыков по теме «Моя комната»"

Презентация к уроку английского языка по теме: "УУД на уроке английского языка. Развитие лексико-грамматических  навыков по теме «Моя комната»"...