Социокультурная компетенция учителя иностранного языка
статья на тему

Жирунова Анастасия Александровна

Эта статья представляет собой реферативный обзор мнений по поводу социокультурной компетенции своременного учителя иностранного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Обухова А. А.

г. Арзамас, МОУ лицей

e-mail: stasy23sts@yandex.ru, тел.: 8(83147)4-40-50

Общепринятой целью современного обучения иностранным языкам в системе непрерывного языкового образования признано формирование коммуникативной компетенции. Очевидно, что для эффективного формирования данной компетенции у учащихся средней школы, сам учитель должен иметь необходимый и достаточный уровень её сформированнности.

Что же такое коммуникативная компетенция? В отечественной лингводидактике термин «коммуникативная компетенция» был введен в научный обиход М.Н.Вятютневым. Он предложил понимать коммуникативную компетенцию «как выбор и реализацию программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной обстановке общения; умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, коммуникативных установок, возникающих у учеников до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации» [2]. Хотя данное определение является достаточно развернутым, необходимо отметить, что в современной методике преподавания иностранного языка существует достаточно серьезный разброс мнений, что же включает в себя такое ёмкое понятие, как «коммуникативная компетенция». Согласно видному российскому исследователю В.В. Сафоновой данный термин следует рассматривать, как совокупность трёх составляющих: языковой, речевой и социокультурной [3]. Если первые две составляющие не вызывают никаких сомнений, то по поводу социокультурной компетенции в мировом, а также и в российском, научных кругах существует многочисленные разночтения, так как каждый автор вкладывает в него чисто авторское понимает, что никак не способствует объединению усилий в разработке эффективных подходов и методик  формирования социокультурной компетенции в единой логике на различных ступенях языкового и профессионально-педагогического образования.

Социокультурная компетенция подразумевает знание национально-культурных особенностей социального и речевого поведения носителей языка (их обычаев, этикета, социальных стереотипов, истории и культуры страны) и способов пользоваться ими в процессе общения. Формирование данной компетенции проводится в контексте диалога культур, способствует достижению межкультурного понимания между людьми и становлению их толерантного отношения к инокультуре.

Следует отметить, что формирование социокультурной компетенции происходит не только в ходе изучения иностранного языка, а также на уровне междисциплинарных связей. Так в профессиональных стандартах педагогического образования в современной России традиционно выделяют следующие блоки дисциплин: общегуманитарный, естественнонаучный, предметный и специальный. Именно их взаимосвязь приводит к формированию профессионально компетентного педагога современной школы.

Проект «Аттестация преподавателей иностранного языка в контексте развития системы непрерывного педагогического образования (полная средняя и высшая школа)» [1], разработанный Е.Н. Солововой, В.В. Сафоновой, К.С Махмурян, предполагает оценку социокультурной компетенции современного учителя следует проводить в двух руслах, как в составе коммуникативной компетенции (см. табл. ниже), так и в рассмотрении и проверке таких профессионально-педагогических умений, как:

  1. планирование и организация учебного процесса;
  2. обеспечение контроля и оценивания;
  3. осуществление профессиональной рефлексии;
  4. требования к личностным характеристикам учителя (внешний вид, речевая манера, наблюдательность и непредвзятость и т.д.)

Таблица

Компетенция

Учитель и учитель II категории

Учитель I категории

Учитель высшей категории

Социокультурная компетенция

Имеет достаточный уровень знаний о культуре родной страны и стран изучаемого языка, умеет рассказать о них / сравнить их на иностранном языке.

Знает и соблюдает основные особенности формального и неформального общения в устной и письменной речи. Может допускать некоторые ошибки социолингвистического характера (лексические, грамматические и фонетические)

Хорошо знает не только культуру родной страны и стран изучаемого языка, но  и общеевропейскую и мировую культуру. Легко находит общее и различное в исторически сложившихся культурных моделей развития. В устном и письменном общении знает и соблюдает нормы, принятые в различных сферах общения, с учётом различной степени формальности. Практически не допускает ошибок социолингвистического характера.

Прекрасно знает мировую культуру, умеет анализировать опыт культурного развития разных стран во взаимодействии различных культур, а также проследить его отражение в языке той или иной страны.

Не испытывает трудностей социолингвистического и социокультурного характера практически в любой сфере общения, учитывает нормы формального и неформального общения в устной и письменной речи.

В чём же заключается ценность социокультурной компетенции для самого учителя? Кроме личного роста преподавателя, как высокоинтеллектуальной  личность с достаточно обширным кругозором. Данная компетенция дает возможность отказаться от традиционных способов обучения, таких, как действие по готовым примерам, и перейти к проблемному или развивающему типу обучения.

Ключевым моментом методической подготовки современного учителя является понимание того, что нет правильных или неправильных методических решений. Толерантность и другие составляющие социокультурной компетенции учителя должны последовательно и терпеливо формироваться в процессе его становления, для того, чтобы сам учитель мог осуществлять аналогичные действия в ходе собственной преподавательской деятельности.

Литература:

  1. Аттестация преподавателей иностранного языка в контексте развития системы непрерывного педагогического образования (полная средняя и высшая школа) / разраб. Е.Н. Солововой, В.В. Сафоновой, К.С Махмурян. М.: Еврошкола, 2001 –  23 с.
  2. Вятютнев М.Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах / М.Н. Вятютнев // Русский язык за рубежом. – 1977. – № 6. – С. 38.
  3. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В.В. Сафонова. – Воронеж: Истоки, 1996. – 237 с.
  4. Солованова Е.Н. Материалы курса «Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы»: лекции 5-8 / Е.Н. Солованова, В.Г. Апальков. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. – 52 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы развития профессиональной компетенции учителя иностранного языка (в условиях ФГОС)

Актуальные проблемы развитияпрофессиональной компетенции учителяиностранного языка (в условиях введения ФГОС)...

Формирование профессиональной компетенции учителя иностранного языка через использование активных техник.

Профессиональная программа включает в себя расширенную теоретическую и практическую деятельность учителя иностранного языка.Показателями её сформированности является готовность к осуществлению професс...

Профессиональная компетенция учителя иностранного языка

Профессионализм педагога рассматривается сегодня  как условие достижения  современного качества образования }  В общеевропейских компетенциях владения иностранным языком, на основе...

Развитие ИКТ - компетенции учителя иностранного языка

Великий мыслитель Али Апшерони как-то сказал: «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами». Его мудрые слова актуальны и до сегодняшнего дня, ...

Профессиональная компетенция учителя иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО

Эссе по теме "Профессионалная компетенция учителя иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО"...

Доклад на тему: Совершенствование профессиональных компетенций учителя иностранного языка в условиях развития современного общества

Эссе на тему "Совершенствование профессиональных компетенций учителя иностранного языка в условиях развития современного общества", который поделен на три смысловые части: 1) раскрытие понят...