Использование информационных технологий на уроках английского языка
статья по теме

Данный доклад совершит теоретический и практический материал по использованию информационных технологий на уроке английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационных технологий на уроках английского языка

   Работу учителя я начинала с использования на своих уроках игровой технологии. Через ролевые игры постепенно мы перешли к проектной технологии. А проектная технология предполагает использование компьютера, Интернета и  сегодня я использую на своих уроках информационные технологии. На самом деле возможности практически безграничны: об учающие программы, мультимедийные словари и электронные учебники, презентации, проекты, дистанционное обучение, Интернет-олимпиады и многое другое.

    Специальным образом подобранные и орга низованные наглядные средства обучения на различного рода носителях: видеоматериалы (фильмы, телевизионные программы, видео клипы), а также статичные тематические изо бражения - дидактические картины (слайды, транспаранты, картинки, рисунки, плакаты, таблицы, схемы)  успешно используются мною в учебном процессе как неотъемлемая его часть, представляя собой наиболее доступную для восприятия форму предъявления учебного материала. Наглядные средства обучения дают учащемуся дополнительную психологическую опору для успешного усвоения учебного мате риала.

    Презентации, которые выгодно отличаются от классной доски и даже самого современного и хорошо иллюстриро ванного учебника своей красочностью, обилием наглядного материала, я использую  как стимул к изучению новой темы.

    Демонстрируя слайды, учащиеся сопровождают их краткой фактической информацией, которые служат хорошим стимулом к порождению собственных высказываний. Я сопровождаю демонстрируемые слайды заданиями интерактивного характера, а не про сто предъявляю  картинки.

    Большое внимание я уделяю проектной дея тельности учащихся, так как именно обучение через деятельность ведёт к овладению искусством коммуникации. «Современные мультимедийные средства предоставляют уникальные возможности для обучения иностранным языкам. Мультимедий ная презентация даёт возможность эмоционально и образно подать материал, передавая звук, изобра жение, текст. Кроме того, использование проектной и мультимедийной технологий является практи ческой реализацией деятельностного, личностно-ориентированного, интерактивного подхода в обучении. Мультимедийные технологии в соче тании с современными методами преподавания позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, способствующие раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств учащихся».  [1, с. 13] Для обобщающего повторения пройденной темы каждый раздел учебника мои уча щиеся заканчивают проектной работой.

Наиболее эффективны эти методы для про ведения итоговых уроков по теме, ибо в пре зентацию включается изученный материал, который закрепляется в ходе выполнения раз личных заданий (это могут быть вопросы про блемного характера, различные викторины, кроссворды, комментарии учащихся по ходу презентации и пр.). Умения, которые учащиеся приобретают, выполняя такие работы, полезны не только для изучения английского языка. Практические навыки работы на компьютере, вне сомнения, пригодятся им в дальнейшей жизни. 

«Основное  общее образование предполагает развитие умений писать короткие поздравления, выражать пожелания, заполнять анкету, формуляр с указанием имени, фамилии, пола, возраста, гражданства, адреса, писать личное письмо по образцу, используя материал тем, усвоенных в устной речи, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка, делать выписки из текста».[2, с. 26] Все вышеуказанное я развиваю через проекты и творческие работы. При помощи интерактивной доски учащиеся путем догадок (на первом этапе), а затем и просто опираясь на опору, учатся заполнять разные формуляры.

    Учащимся начальных классов особенно нра вятся уроки-сюрпризы. «Для школьников игра - путь к познанию в дополнение к скучным, однообразным, повторяющимся методическим приёмам. Играя, ученики с удовольствием включаются в процесс обучения. Игровая дея тельность включает в себя упражнения, форми рующие умения выделять основные признаки предметов, сравнивать, обобщать, развивать умение владеть собой и т.д.» [3, c 43]  А если эти упражнения яркие, анимационные, можно самому передвигать буквы, слова,  строить предложения, используя интерактивную доску, то урок превращается в праздник и ученики на следующий урок идут с радостью.

      Страноведческий материал, представленный в традиционной форме (обычно в виде текста и нескольких картинок), с трудом усваивается, учащиеся часто пытаются просто выучить его наизусть, не понимая, о чём говорят. Эту проблему мне помогают решить различные пре зентации (в Power Point, фильмы, слайд-шоу), виртуальные туры и работа на интернет-сайтах, несомненными достоинствами кото рых являются их аутентичность, наглядность, интерактивность и привлекательность для школьников, благо в рамках Года учителя в Республике Татарстан каждый учитель получил персональный ноутбук с бесплатным выходом в Интернет.

  Сайты со держат  много интересной информации в виде текстов, слайд-шоу, видеофильмов, виртуальных и исторических туров, сопровождаемых аудиозаписью, и многое другое. «Богатый визуальный и аудиоматериал сайта, с помощью разработанной  системы заданий и упражнений, даёт воз можность мне развивать коммуникативную компетенцию учащихся, причем, во всех её составляющих: речевая компетенция (работа идёт над всеми видами речевой деятельности - аудированием, чтением, говорением, письмом), языковая компетенция (знакомство с новыми лексическими единицами, грамматическими структурами и т.д.), компенсаторная (перед учащимися не ставится задача дословно по нять всё, но уметь сориентироваться и уловить общий смысл, система упражнений помогает в этом), социолингвистическая компетен ция очевидна, т.к. учащиеся приобщаются к культуре, истории, традициям и реалиям страны изучаемого языка». [4, c. 9]  Я развиваю  и учебно-познавательную компетенцию, т.к. школьники учатся использовать различные средства информации и коммуникации для осу ществления информационной, познавательной и практической деятельности.

Основными целями применения цифровых образовательных ресурсов на уроках английско го языка являются:

  1. повышение мотивации к изучению языка;
  1. развитие речевой компетенции: умение пони мать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
  1. увеличение объёма лингвистических знаний;
  1. расширение объёма знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
  2. развитие способности и готовности к само стоятельному изучению английского языка.

На уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд дидакти ческих задач:

  1. совершенствовать умения письменной речи школьников, что особенно важно при подготовке к ЕГЭ раздела «Письмо»;
  1. пополнять словарный запас учащихся;
  1. формировать у школьников устойчивую моти вацию к изучению английского языка.
  2. развивать и совершенствовать грамматические навыки учащихся, особенно этому способствуют интерактивные задания.

Применяемая  на уроках английско го языка визуализация процесса аудирования посредством использования ИТ служит хоро шим подспорьем в достижении поставленных целей.

Предполагаемые результаты:

  1. Успешное начало обучения иностранному языку способствует созданию высокой моти вации к изучению иностранных языков. Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависят от того, насколько интересно и эмоционально проходят уроки.
  2. В процессе обучения иностранным языкам учащихся младшего школьного возраста большое значение имеет игра. Чем больше используется игровых приёмов, наглядностей, тем интереснее проходят уроки, тем прочнее усваивается материал. Интересный материал, интересный урок может настолько захватить учащихся, что они готовы работать с увлечением продолжительное время, не замечая усталости.

Выводы:

  1. Школа должна предоставить учащимся воз можность адаптации к требованиям и реалиям современного техногенного общества.
  2. Информационные технологии призваны научить ученика применять свои знания на практике (проводить исследования на основе полученных знаний, использовать их для соз дания продукта (собственные презентации, творческие проекты, научно – исследовательские работы).
  3. Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверку и оценку качества знаний, тем самым на уроке освобож дается время для дополнительных заданий (за счёт того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что использование мультимедийных программ во все не исключает традиционных методов обу чения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Использование компью тера позволяет мне не только повысить эффективность обучения, но и стимулировать учеников к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка. После уроков с  использованием компью тера и интерактивной доски я вижу, что трудоемкий процесс становится увлекательным действом, учащиеся начинают легче усваивать казавшийся трудным материал урока и хочется надеяться, что  мои уроки  развивают такие многомерные компетенции как системность, многофункциональность, многозадачность и мобильность. Ведь многомерные компетенции «способствуют росту производительности труда, повышению эффективности управления, достижению наивысшего успеха». [5,c.1]


                               Список использованной литературы:

  1. Серёгина В.В. Использование информационных технологий на уроках английского языка/ Серёгина В.В// Английский язык. - Изд-во «Первое сентября» -  2010. -  № 5. – C.13
  2. Сборник нормативных документов. Иностранный язык/сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.- 287 с.
  3. Галагузина Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до 7 лет. – М.: Просвещение, 1992.
  4. Левитская  Ю. ИКТ на уроках страноведения/ Левитская  Ю.//  Английский язык . - Изд-во «Первое сентября»  -  2010. - № 6. – C. - 9
  1. http://www.nmi.su/doku.php/nauka:yalalov:2010-2  Основы лидерства: многомерные компетенции. Ялалов Ф.Г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Использование информационных технологий на уроках английского языка" (по программе INTEL "Обучение для будущего") )

В докладе рассматривается применение новых информационных технологий при обучении иностранному языку...

Проектная деятельность с использованием информационных технологий на уроках английского языка.

Всякому педагогу-практику известно, что заинтересованность учащихся на уроках является одним из важнейших условий хорошей успеваемости.Проектная деятельность,  личностно-ориентированный подход, ...

Использование информационных технологий на уроках английского языка

Сегодня невозможно представить, что несколько лет назад мы совершенно спокойно обходились без компьютеров: письма пересылали почтой, документы писали ручкой, фильмы смотрели в кинотеатрах, а общались ...

«Использование информационных технологий на уроках английского языка».

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в преподавании в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания...

«Использование информационных технологий на уроках английского языка как средство повышения предметных компетенций обучающихся»

Внедрение информационно-коммуникационных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспе...

использование информационных технологий на уроке английского языка

презентация на тему "использование информационных технологий на уроке английского языка"...