Проектная технология на уроках английского языка
статья по теме

Хрщонович Виктория Анатольевна

 

Аннотация.

Значение проектной технологии на уроках иностранного языка  огромно. Данная статья посвящена проектной технологии на уроках английского языка. В статье рассматриваются основные понятия: проект, ученический проект, виды проектов, используемые в школе на уроках иностранного языка. Автор делится своим опытом работы над международными проектами.

Ключевые слова:  проект, ученический проект, виды проектов, последовательность работы над проектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_tehnologiya_hrshchonovich_v.a..doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная технология на уроках английского языка

Хрщонович Виктория Анатольевна

 учитель английского языка ГБОУ гимназия № 32 г. Санкт-Петербург.

frezia22@mail.ru

Аннотация.

Значение проектной технологии на уроках иностранного языка  огромно. Данная статья посвящена проектной технологии на уроках английского языка. В статье рассматриваются основные понятия: проект, ученический проект, виды проектов, используемые в школе на уроках иностранного языка. Автор делится своим опытом работы над международными проектами.

Ключевые слова:  проект, ученический проект, виды проектов, последовательность работы над проектом.

Быстро меняющиеся условия жизни и труда, предъявляют совершенно новые требования к уровню образованности, к личности будущего выпускника. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. «Система образования должна формировать такие новые качества школьника как инициативность, мобильность, гибкость и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить» (Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. -№5.-С.5-12.)
Учитель должен помнить, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. Одной из таких и является
проектная технология, способная развить у обучающегося важнейшие компетенции:

•познавательную;
•общенаучную;
•информационную;
•коммуникативную;
•социальную;
• стремления личностного самосовершенствования.

Что же такое ученический проект?

Познакомившись с мнением ведущих специалистов в этой области попробуем сделать обобщение и дать определение проекта. Проект -  это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели, направленной на решение творческой, исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

Основные преимущества проектной деятельности в школе:

-  Учащиеся осваивают роль педагога в процессе исследовательской деятельности;

-  Школьники учатся определять цель и задачи проекта (учитель выступает в роли консультанта);

- Дети всегда активны и становятся заинтересованы в углубленном изучении предмета;

-  Формируются интересы детей в интегрированных областях знаний;

- Ученик субъект обучения – учитель партнёр;

-  Проект помогает сплачивать детей;

-  Развитие творческого потенциала детей;

-  Развитие коммуникативных навыков, совершенствование знаний иностранного языка (особенно ценны международные проекты);

- Развитие коммуникативных навыков, совершенствование знаний иностранного языка (особенно ценны международные проекты);

- Расширение знаний по предмету;

- Видимый результат проекта повышает самооценку учащихся и даёт веру в свои силы.

Виды проектов, используемые в гимназии:

По длительности проекты бывают:

-  краткосрочные

-  долгосрочные

Монопредметный проект – проект в рамке одного учебного предмета. Хорошо укладывается в классно-урочную систему. (использую в 3-7 классах).

Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования (8-11 классы, чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности).

Конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений, создание игры и её описание.

Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка.)

Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.

Международный проект -  проект, предполагающий сотрудничество между двумя и более странами. (Принимают участие учащиеся 7-10 классов). Более подробно остановлюсь на международных проектах, реализующихся в нашей гимназии.

Наша гимназия с 2010 г. активно сотрудничает с двумя финскими школами из г. Порвоо и г. Рантасалми. От каждой стороны к проекту приглашаются учащиеся приблизительно одинакового возраста из 7-10 классов. Выбор темы проекта зависит от корпоративного решения между двумя странами. Количество учащихся в программе международного обмена составляет 20 человек (10 финских и 10 русских школьников). В зависимости от количества участников, создаются проектные группы по 5-6 человек. К каждой группе прикрепляются 2 учителя-консультанта из двух стран. Рассмотрим этапы работы над международным проектом:

Последовательность работы над проектом

Этап работы над проектом

Содержание работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1.Подготовка

Определение темы и целей проекта. Подбор участников проекта.

Обсуждают тему и цели проекта.

Помогает в определении цели и задач проекта. Наблюдает за работой учащихся.

2. Планирование

1.Определение источников необходимой информации;

2.Определение способов сбора и анализа информации;

3.Определение способа представления результатов проекта;

4.Распределение задач(обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта.

Вырабатывают план действий.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

3. Исследование

1. Сбор и уточнение информации(основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и др.

2. Выбор оптимального варианта хода проекта

3.Поэтапоное выполнение исследовательских задач проекта.

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельность учащихся.

4. Выводы

Анализ полученной информации. Формулирование выводов.

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируют информацию. Оформляют проект.

Наблюдает, советует  (по просьбе учащихся)

5. Представление (защита проекта)

Подготовка отчёта о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов. Анализ выполнения проекта и достигнутых результатов.

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе.

Слушает, задаёт целесообразные вопросы в роли участника.  При необходимости направляет процесс анализа. Оценивает усилия учащихся, качество отчёта, креативность, потенциал продолжения проекта.

В течение 2010-2011 года были выполнены следующие международные проекты:

- “Ecology of food” («Экология пищи»). Исследование пищевых добавок, определение популярного газированного напитка среди учащихся гимназии № 32. Дополнительную информацию о пищевых добавках учащиеся узнали во время посещения «Эколого-биологического центра» на Крестовском острове. Опрос среди учащихся гимназии проводили финские школьники. Задавая вопросы на русском, их русские коллеги по группе выступали в качестве ассистентов-переводчиков с русского языка на английский. Все вместе оформляли и защищали проект.

- «Water»  Проект «Вода».Исследовательский межпредметный проект. В ходе проекта учащиеся познакомились с очистными сооружениями воды в г. Порвоо (Финляндия). Исследовали качественные показатели разных источников воды (ph фактор и электропроводность воды, вкусовые качества). Cделали вывод, почему качество воды из Санкт-Петербурга уступает качеству воды из Финляндии.

“Russian and Finnish fairy tales” – игровой проект, в котором учащиеся из Финляндии в предельно короткий срок (3 дня)   вместе с учащимися гимназии № 32 инсценировали сказку на русском языке. (Финские учащиеся изучали русский язык как иностранный язык первый год). В 2012 году планируется постановка финской сказки во время ответного визита в Финляндию.

При оценке готового проекта следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта.

Особенностью проекта, реализуемого на занятиях по иностранному языку, является общение как необходимая основа коллективной творческой деятельности. В рамках осуществления проекта в атмосфере партнерского, дружественного общения и происходит усвоение детьми лексических единиц, грамматических структур, страноведческих реалий и их активизация. Кроме того, дети приобретают ценный опыт мотивированного “неискусственного” иноязычного общения.

Список литературы:

  1. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе, 2003, № 5
  2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, № 7, 2000
  3. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. / Сост. С.Г. Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007 г. – 96 с.
  4. Ратина Н.Ф. Проектная деятельность во внеклассной работе // Иностранные языки в школе, 2009, № 4
  5. Шелавина И.Н. Проектная деятельность на уроках английского языка // Иностранные языки в школе, 2009, № 7

АВТОРСКАЯ СПРАВКА

Заголовок статьи: Проектная технология на уроках английского языка.

Фамилия, имя, отчество автора: Хрщонович Виктория Анатольевна

Место работы : ГБОУ гимназия № 32 г. Санкт-Петербург

Телефон (домашний/сотовый и служебный):

Электронная почта, сайт: frezia22@mail.ru 

Фамилия, имя, отчество научного руководителя / рецензента: Панова Нина Васильевна

Ученая степень: к.п.н , доцент

Ученое звание:

Место работы: Санкт- Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Должность: доцент кафедры управления педагогического образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение проектной технологии на уроках английского языка

Сообщение по теме: "Применение проектной технологии на уроках английского языка". Примеры проектов в 5-8 классах....

Мастер- класс «Проектная технология на уроке английского языка» на примере урока «Наша новая школа»

В статье дается краткий обзор теоретических подходов к проектной технологии. Также приводится краткий план  урока «Моя новая школа» по данной  технологии....

Проектные технологии на уроках английского языка

Проектные технологии на уроках английского языка...

"Использование проектной технологии на уроках английского языка "

В наши дни преподавательское искусство четко диктует необходимость новых подходов к обучению, в том числе и английскому языку. Старые методики, бывшие когда-то единственно верными, уходят в прошлое, а...

"Использование проектной технологии на уроках английского языка в 4 классе"

В наши дни преподавательское искусство четко диктует необходимость новых подходов к обучению, в том числе и английскому языку. Старые методики, бывшие когда-то единственно верными, уходят в прошлое, а...

Проектные технологии на уроках английского языка

Изучение английского языка посредством внедрения новых образовательных технологий представляет особый интерес для учителей иностранных языков. Данная статья освещает эффективность использования проект...