СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
методическая разработка (5,6,7,8,9,10,11 класс) на тему

Современные технологии обучения иностранным языкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologii.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ  ОБУЧЕНИЯ  ИНОСТРАННЫМ  ЯЗЫКАМ              

  1. «Технология» -  точное  воспроизведение, гарантирующее  успех  действий = приёмы  работы, гарантирующие  успех  действий

  1. Я.А. Коменский: Обучение  следует  сделать  «механистическим», которое  неминуемо  приводило  бы  к  положительным  результатам, для  чего  необходимо:

  1.  твёрдо  установить  цели;
  2.  средства, точно  приспособленные  для  достижения  этих  целей;
  3.  твёрдые  правила, как  этими  средствами  пользоваться, чтобы  было  невозможно  не  достигнуть  цели.

 

  1. II -  ая  половина  XX  -  ого  века – массовое  внедрение  технологий  обучения  в  американской, а  затем  и  европейской  школе.

  1. Технологию  можно  воспроизводить  и  тиражировать  и  при  этом  гарантировать  высокое  качество  решения  тех  задач, которые  заложены  в  технологии.

  1. Методика  в  отличие  от  технологии  не  всегда  гарантирует  должное  качество. Вместе  с  тем  методика  может  быть  доведена  до  уровня  технологии.

N.B. - Одна  и  та  же  технология  может  осуществляться  разными  учителями, но  в  особенностях  её  реализации  как  раз  и  проявляется  педагогическое  мастерство  учителя.

            ОБЗОР  ТЕХНОЛОГИЙ

Технологии  классифицируются  по  разным  признакам:

  1. по  уровню  применения

- общепедагогические (развивающее  обучение);

- частнопедагогические (обучение  2 -  ому  ИЯ  на  основе  1 -  ого)

2) на  философской  основе (научные, религиозные, гуманистические, авторитарные)

3)по  ориентации  на  личностные  структуры

  1. информационные  (формирование  знаний, умений, навыков);
  2. операционные (формирование  способов  умственных  действий);
  3. эвристические  (развитие  творческих  способностей);
  4. прикладные (формирование  действенно -  практической  среды)

4) по  характеру  модернизации  традиционной  системы  обучения

5) по  доминированию  целей  и  решаемых  задач

6) по  применяемой  форме организации  обучения

7)  по  доминирующим  методам, которым  отдаётся  предпочтение

Традиционная  (репродуктивная)  технология  обучения  -  самый  древний  вид  технологии. Суть  её  состоит  в  обучении  по  схеме:

изучение  нового – закрепление – контроль -  оценка.

В  основе  данной  технологии  лежит  концепция  о  том, что  можно  определить  достаточный  для  успешной  жизнедеятельности  объём  знаний  и  передать  его  ученику.

Главные  методы, лежащие  в  основе  этой  технологии -  объяснение  в  сочетании  с  наглядностью.

Ведущие  виды  деятельности  учащихся -  слушание  и  запоминание

Главное  требование  и  основной  критерий  эффективности -  безошибочное воспроизведение  изученного.

+++ данной  технологии: экономична, обеспечивает  управление  учебным  процессом, можно  вписать  новые  способы  изложения  знаний;

---данной  технологии:  слабо  развивает  мыслительный  потенциал, мало  возможностей  индивидуализации и  дифференциации  учебного  процесса

Технология  развивающего  обучения:

  1. обучать  быстрым  темпом

и  на  высоком  уровне  сложности (развитие  идёт  слабо, если  нет  препятствий!!!)

  1.  развивать  интеллект (обучение  вызывает, стимулирует  те  процессы  развития, которые    в  данный  момент  лежат  в  «зоне  ближайшего  развития»
  2. необходим  отбор  и  конструирование  учебного  материала (содержания  образования)
  3. отсутствует  многообразное  и  однообразное  повторение  пройденного
  4. обязательным  элементом  является  рефлексия = осознание  и  осмысление  учащимися  собственных  действий

Не  для  всех  учащихся  подходит!!!

Технология  программированного  обучения:

Цель -  улучшение  управления  процессом  обучения.

Предполагает:

  1. разделение  учебного  материала  на  легко  усваиваемые  части
  2. наличие  предписаний  по  выполнению  определённых  действий
  3. контроль  усвоения  каждой  части
  4. при  правильном  выполнении  учащийся  получает  следующую  порцию  заданий
  5. или  помощь  и  дополнительные  разъяснения

Основное  средство -  обучающие  программы

Технология  компьютерного обучения

Компьютер  выдаёт  определённую  информацию, проверяет, усвоена  ли  она  и  в  какой  мере.

Технология  проблемного  обучения

Плюсы:

 самостоятельное  добывание  знаний  учащимися, если  решена  проблема  управляемости  данным  процессом (через  мастерство  учителя)

Минусы:

  1. большие  затраты  времени,
  2. недостаточный  уровень  языковой  подготовки  учащихся
  3. трудность  вовлечения  слабых
  4. риск  трансформации  дискуссии  в  спор, перебранку

Но  технология  нужна, потому  что  развивает  умения:

  1. вести  дискуссию
  2. слушать  и  слышать  собеседника
  3. отстаивать  свою  точку  зрения, подкреплённую  аргументами
  4. находить  компромисс  с  собеседником
  5. лаконично  излагать  мысль
  6. находить  не  одно, а  несколько  решений

На  уроках  ИЯ  в  контексте  данной  технологии -  проблемная  ситуация.

 Мышление  начинается  с  проблемной  ситуации, она  пробуждает  мыслительную  активность. Важен  подбор  текстов, темы\проблемы  которых  способствуют  мотивации  к  их  обсуждению.  В  том  числе  и  тексты  на  родном  языке. Их  можно  дать  на  дом, а  в  классе  организовать  обсуждение, развивая  таким  образом  подлинно  коммуникативные  умения  чтения  и  говорения.

Технология  проектного  обучения

Дж. Дьюи: «Интерес  запускает  действие»

«Ученик  должен  пройти  полный  цикл  «думания»

Условия:

  1. чувство  реальной  потребности;
  2. интерес, в  результате  которого  появляется  активность;
  3. поиск  соответствующих  средств  и  материалов;
  4. организация (самоорганизация)

Дьюи, Килпатрик, Блонский(активное  участие  в  общественно   -  полезных  делах):  Ученик  определяет, как, что  и  в  какой  форме создаётся

Проекты:

  1. исследовательские
  2. творческие
  3. ролево  -  игровые
  4. информационные
  5. практико   -  ориентированные

В  связи  с  выделением  социокультурной  компетенции  рекомендуются  соответственного  содержания  проекты:

  1. социокультурные (приобщение  к  культуре)
  2. социолингвистические (сравнение  с  родным  языком, этимология, поговорки, неологизмы  и  т.п.)
  3. этнографические (традиции  и  быт)
  4. политические (государственное  устройство, партии, общественные  организации, СМИ, законодательство  страны)
  5. экономические (денежная  система, экономические  проблемы, инфляции  и  т.д)
  6. социальные (проблемы  окружающей  среды, образование, брак  и  семья, религия, здравоохранение, проблемы  молодёжи, права  человека)



Проектная  технология  предполагает  рассмотрение  учащимися  проблемных  ситуаций. В  дидактике  рассматриваются  4  уровня  проблемности:

  1. Первый  уровень  соотносится  с  проблемным  изложением  учебного  материала  учителем. Учитель  показывает  пример  рассуждения, задавая  наводящие  вопросы  ученикам  и  таким  образом  постепенно  подводя  их  к  определённым  выводам. Учащиеся  под  руководством  учителя  учатся  рассуждать, следуя  определённой  логике, приводя  те  или  иные  аргументы  «за»  или  «против».
  2. Второй  уровень  означает, что  учитель  создаёт  проблемную  ситуацию  и  вместе  с  учениками  её  разрешает .Здесь  учитель  предлагает  учащимся  сформулировать аргументы  самостоятельно, лишь  время  от  времени  задавая  наводящие  вопросы.
  3. Третий  уровень  предполагает, что  учитель  создаёт  проблемную  ситуацию, а  ученики  её  самостоятельно  разрешают, обсуждая  в  малых  группах, формулируя  свои  аргументы  и  по  возможности  общий  вывод.Учитель  лишь  изредка  задаёт  провокационные  вопросы, чтобы  не  упустить  все  возможные  аргументы.
  4. Четвёртый  уровень  свидетельствует  о  полной  самостоятельности  учеников, которые  сами  находят  проблему  и  сами  решают  её, тем  самым  разрешая  возникшую  проблемную  ситуацию.

Специалисты  международного  исследования  образовательных  достижений   - PISA – сформулировали  следующие  требования  к  уровню  компетентности  в  области  решения  проблем:

  1. Понимать  проблему (в  тексте, схеме, диаграмме, таблице)
  2. Характеризовать  проблему (определять  в  ней  связи)
  3. Представлять  проблему (разрабатывать форму  представления информации)
  4. Решать  проблему
  5. Размышлять  над  решением
  6. Представлять  полученный  результат

 


Проекты бывают:

  1. краткосрочные  
  2. долгосрочные
  3. среднесрочные  проекты

-----------------------------------------------

с  открытой\  скрытой  координацией

  1. внутренние
  2. региональные
  3. международные

---------------------------------------------

  1. личностные
  2. парные
  3. групповые

-----------------------------------------

  1. монопроекты
  2. межпредметные

Технология  коллективного  обучения (группового  обучения)

  1. подготовка  учебного  материала (отбор  текстов, разработка  целевых  заданий)
  2. ориентация  учащихся
  3. технология  хода  самого  занятия

Сенека: «Когда  ты  преподаёшь, ты  учишься  дважды» (более  сильный  преподаёт  слабым, становясь  сам  сильнее)

Условия:

  1. группы  формируются  учителем
  2. это  должны  быть  ученики  с  разным  уровнем  владения  ИЯ
  3. оценка  одна  на  группу

Задания  продумываются  учителем

(отделить  главное  от  второстепенного, выписать  слова  к  теме, грамматические  упражнения  и  т.п.).

 Задания  могут  быть  единые  и  дифференцированные (повторение    пройденного, подготовка  к  контрольной, актуализация  фоновых\  страноведческих  знаний

Сегодня  эта  технология  трансформировалась  в  технологию  обучения  в  сотрудничестве (cooperative  learning)  и  предполагает  учебный  процесс как  совместную  познавательную  деятельность  всех  участников  процесса.

  1. Группы  состоят  из  3, 4, иногда  5 – 6  человек:  один  сильный, один  средний, один  слабый.
  2.  Группе  выдаётся  одно  задание, предполагающее  необходимость  участия  в  его  выполнении  всех  участников  группы, осуществление  ролей  осуществляется  самими  учащимися
  3. Группе  выдаётся  один  комплект  необходимых  материалов.

Напр., после  презентации  учителем  нового  материала  группам  даётся одно  или  несколько  упражнений  на  трансформацию. Работу  начинает  слабый  ученик, если  задание  не  очень  сложное, или  сильный, если  задание  сложное. Если  слабый  допускает  ошибку, то  сильный  останавливает  его  и  просит воспроизвести  правило, не  подсказывая  правильное  решение. Если  нужно, разъясняет  это  правило. Следующее  задание  выполняет  средний  ученик, затем  сильный -  по  «вертушке»  

Учитель  спрашивает  одного  ученика  от  группы. Лучше  слабого. Если  демонстрируется  правильное  выполнение  заданий  и  ученики  могут  ответить  на  вопрос  «Почему?», работа  всей  группы  оценивается  не  ниже  4. Если  ниже, то  оценка  не  ставится, а  даётся  дополнительное  задание.

Группы  могут  соревноваться  как  между  собой, так  и  сами  с  собой, но  в  турниры  собираются  отдельно  сильные, средние  и  слабые  учащиеся.

При  этой  технологии  может  быть  использован  вариант  «Подумай -  обратись  к  партнёру». Т.е.  сначала  обдумать  вариант  выполнения  задания  индивидуально, затем  передать  свой  вариант  партнёру  по  группе  и  обменяться  мнениями.

Учитель  может  предложить  некоторые  проблемные  ситуации, которые  предполагают  наличие  как  аргументов  «за», так  и  аргументов  «против». Напр., За  последние  годы  в  наших  школах  стали  отмечать  праздники, заимствованные  из  других  культур.  Поддерживаете  ли  Вы  такую  традицию?  Ваши  аргументы  «за»  и  «против»

или

  «Как  Вы  думаете, просмотр  киноверсии  произведений  классиков  может  заменить  чтение  этих  произведений  в  подлиннике?»

Учащиеся  объединяются  в  группы  по  4  человека. Им  даётся  текст, содержащий  данную  проблему.  Двое  учеников  должны  найти  аргументы  «за», двое  «против».  И  той, и  другой  стороне  предлагаются  дополнительные  материалы  для  более  глубокого  изучения  проблемы. Учащиеся  обмениваются  точками  зрения, выслушивая  аргументы  друг  друга. Возникает  открытая  дискуссия. Итогом  должна  быть  общая  позиция, то  есть  консенсус.

Такая  организация  даёт  возможность  переместить  акцент  с  формы  высказывания  на  её  содержание, стимулировать  собственное  мышление  учащихся, которое  и  является  предметом  речевой  деятельности.

 

Игровая  технология

Игра  моделирует  жизненные  ситуации  и  выполняет  следующие  функции:

  1. развлекательную
  2. коммуникативную
  3. самореализации
  4. социализации

Игра   -  это  активизация  и  интенсификация  учебного  процесса

Ход  игры

  1. перед  учащимися  ставится  цель  в  форме  игровой  задачи
  2. учебная  деятельность  подчиняется  правилам  игры
  3. ИЯ  используется  в  качестве  средства  игровой  деятельности
  4. успешное  выполнение  дидактического  задания  связано  с  игровым  результатом

Основное  условие -  атмосфера  иноязычного  общения

Игры:

  1. тренировочные
  2. обучающие
  3. обобщающие
  4. контролирующие
  5. познавательные
  6. воспитательные
  7. развивающие
  8. социализирующие

Для  урока  ИЯ:

  1. игры  с  языком  (правописание, лексика, грамматика)
  1. игры  на  языке (речевые)

Технология  дискуссии\мозговой  атаки

  1. наличие  реальной, не  игровой  проблемы, обеспечивающей необходимость поиска  способов  её разрешения, анализа  различных  альтернативных  точек  зрения
  2.  двуплановость (а  иногда  и  многоплановость) общей  ситуации, требующей  рассмотрения  проблемы  с  разных  позиций
  3. доступность  рассмотрения  предлагаемой  проблемной  ситуации  для  учащихся  как  с  точки  зрения  общекультурной  подготовки, так  и  языковой
  4. прогнозируемый  интерес  учащихся  к  обсуждению  предлагаемой  проблемной  ситуации.

Следует  помнить  о  правилах  ведения  дискуссии:

  1. дискуссия -  это  деловой  обмен  мнениями, в  ходе  которого  каждый  выступающий  должен  стараться  рассуждать  как  можно  объективнее
  2.  каждое  высказывание  должно  быть  подменено  фактами
  3.  каждая  позиция  должна  быть  внимательно  рассмотрена  всеми  участниками  дискуссии
  4. необходимо  внимательно  слушать  выступления  других, размышлять  над  ними  и  начинать  говорить  только  тогда, когда  появляется  уверенность, что  каждое  ваше  слово  будет  сказано  по  делу
  5.  в  ходе  обсуждения  недопустимо  переходить  на  личности, навешивать  ярлыки, допускать  уничижительные  высказывания  и  т.  д.
  6. при  высказывании  мнений, не  совпадающих  с  вашим, сохранять  спокойствие  исходя  из  того, что  каждый  человек  имеет  право  на  собственное  мнение
  7. любое  выступление  должно  иметь  целью  разъяснение  разных  точек  зрения  и  примирение  спорящих

Учителю  при  подготовке  и  проведении  дискуссии  важно:

  1. создать  атмосферу  доброжелательного  общения
  2. подготовить  интересные для  обсуждения  проблемы
  3. участвовать  в  дискуссии  на  равных  с  учениками, стимулируя  дискуссию  наводящими  и  провокационными  вопросами
  4. любые затруднения  в  языковом  материале  разрешать  без  промедления, подсказывая  нужное  слово, структуру
  5. следить  за  соблюдением  правил  культуры  общения

Технология  ситуационного  анализа - case – study

Кейс  на  уроке  ИЯ -  это  рассказ  с  образовательными  целями.

Кейс – стади -   один  из  способов, стимулирующих  учащихся  к  активной  речевой  деятельности, самостоятельному  мышлению. Предполагается  тщательное  исследование  по  многим  параметрам  одного  случая  или  явления -  кейса. В  результате  исследования  исследователь  приходит  к  пониманию, почему  данное  событие  могло  случиться и  какие  последствия  можно  предвидеть.

Данная  технология  предполагает:  наличие  текста  с  сюжетной  линией, действующими  лицами, с  проблемой. Всестороннее  рассмотрение  данного  события, его  анализ  с  различных  точек  зрения, выявление  скрытых  проблем  разного  плана, прогнозирование  возможных  последствий  данного  события  и  является  сутью  технологии  кейс  -  стади.

Технология  коммуникативного  обучения

  1. речевая  направленность (в  отличие  от  лингвистической)
  2. функциональность (какую  ситуацию  общения  обслуживает  то  или  иное  лингвистическое (лексическое  или  грамматическое)  знание)
  3. ситуативность
  4. (ситуация  как  единица  обучения, привязанность  к  сферам  общения)
  5. новизна (ситуации  общения  и  предлагаемые  тексты  актуальны  для  учащихся)
  6. личностная  ориентация  общения
  7. моделирование (содержательной  стороны  общения  в  различных  видах  РД)
  8. наличие  речемыслительных  задачи

Технология  «Портфолио  ученика»

Первоначальный  замысел -  формировать  и  развивать  у  учащихся  умения  рефлексии, то  есть  самооценки.

Учащиеся  не  просто  отбирают  свои  работы  в  отдельную  папку, а  комментируют  на  иностранном  языке:

-  почему  именно  эту  работу  ученик  отобрал,

- как  сам  оценивает  свои  достижения  по  данной  теме  или  по  всему  курсу,

 - над  чем, по  его  мнению, ему  стоит  поработать  более  интенсивно,

 - в  чём  испытывает  наибольшие  трудности,

 - согласен  ли  с  оценкой  учителя  и  если  нет, то  почему.

Каждый  ученик, комментируя  отобранные  работы, размышляет  о  своих  успехах  и  трудностях, задумывается  о  причинах  этих  трудностей.

«Портфель»  защищается. Для  защиты  учитель  назначает  трёх -  четырёх    независимых  эксперта  из  числа  учащихся  этого  или  другого  класса, но  с  учётом  одобрения  этих  кандидатур  самим  учеником. Эксперты  знакомятся  с  содержимым  «Портфеля»  и  всеми  комментариями  автора, формулируют  каждый  в  отдельности  своё  мнение.

В  назначенное  время  в  присутствии  всего  класса  и  учителя  происходит  защита  «Портфеля». Автор  «Портфеля»  высказывает  свою позицию, эксперты  и  все  желающие  задают  ему  вопросы. Затем  выступают  эксперты  со  своим  мнением  и  коллективно  выработанным  заключением, в  котором  просто  подводится  итог, в  чём  их  мнения  совпали  с  мнением  автора  «Портфеля», в  чём  не  совпали.

Никаких  отметок  данная  технология  не  предусматривает, только  общие  оценки. Ученик  сам  должен  сделать  вывод, насколько  он  был  объективен  в  своих  оценках  и  как  к  ним  относиться. Это  гуманистическая  технология, в  которой  мнение  каждого  уважается.

Структура  «Портфеля»  разрабатывается  учителем.   Учитель  предлагает  памятку  по  ведению  «Портфеля»  и  соответствующий  список  полезных  словосочетаний, клише, которые  могут  понадобиться  при  формулировании  своих  комментариев  на  иностранном  языке.

Учитель  также  разрабатывает  анкету  для  экспертной  группы  и  для  родителей, присутствующих  на  защите (на  русском  языке).

Принципы  педагогической  технологии  «Портфолио  ученика»:

  1. Самооценка  результатов (промежуточных  и  итоговых)  овладения  всеми  составляющими  коммуникативной  компетенции. А  также  умения  учеником  принимать  самостоятельные  решения  в  процессе  индивидуальной  или  групповой  деятельности, прогнозировать  последствия  принимаемых  решений, умений  совместной  деятельности  в  малых  группах  сотрудничества:  активного  участия  в  дискуссиях, проектах, умения  аргументировано  излагать  свою  позицию, с  уважением  относиться  к  мнению  партнёров.    
  2. Систематичность  и  регулярность  самомониторинга, что  предполагает  последовательное  отслеживание  собственных  успехов  в  области  овладения  иностранным  языком.
  3. Структуризация  материалов  «Портфеля», логичность, лаконичность  всех  письменных  пояснений.
  4. Аккуратность  и  эстетичность  оформления  «Портфеля».
  5. Целостность, тематическая  завершённость  представленных  материалов.
  6. Наглядность  и  обоснованность  презентации  «Портфеля».  

В  «Портфеле»  сосредотачиваем  внимание  на  следующих  моментах:

  1. самостоятельность  мышления  ученика
  2. определение  временного  периода  ведения  «Портфеля»
  3. взаимосвязь  и  взаимообусловленность  формируемых  компетенций
  4. отражение  собственной  позиции  ученика  относительно  представленных работ (самооценка)
  5. процесс  решения  проблем  

«Портфель  ученика»  должен  включать  как  минимум  следующие  материалы:

  1.  Титульная  страница. Название  самого  «Портфеля» Имя  ученика. Название  самого  предмета. Период  создания  «Портфеля» Дата  начала  и  окончания. Примерная  дата  защита. Имя  учителя.

  1. Содержание  «Портфеля»

  1. Краткая  история  успехов  ученика  по  иностранному  языку (анализ  собственных  результатов:  что  больше  даётся, что  труднее, в  чём  эти  трудности.

  1. Записи, доклады, домашние  работы. Восемь  работ, по  крайней  мере, из  четырёх  разных  разделов. Необходимо  включить  один  пример, иллюстрирующий  вашу  индивидуальность, оригинальность  мышления, и  хотя  бы  один  пример, описывающий  несколько  разных подходов  к  решению  одной  и  той  же  проблемы.

  1. Контрольные, самостоятельные  работы.  Пять  работ  по  не  менее  чем  трём  темам, включая, по  крайней  мере, одну  работу, демонстрирующую  ваш  подход  к  исправлению  ошибок  и  коррекции  вашего  понимания  тех  или  иных  проблемных  ситуаций, которые  обсуждались  в  классе.

  1. Тесты.  Четыре  различных  теста  по  не  менее   чем  трём  темам.

  1. Использование  информационных  технологий  в  работе  по  проектам, программному  материалу.

  1. Групповой  проект. Опишите  детально  групповой  проект, в  котором  вы  принимали  участие.

  1. Ваша  любимая  работа  с  объяснением, почему  вы  выбрали  именно  этот  вид  работы  в  качестве  предпочтительного  для  вас

  1. Оценка  родителей\рецензента.  Письменная  рецензия  родителей (на  русском  языке)  или  независимого  рецензента (на  иностранном  языке)  

Самое  сложное  для  ученика -  написание  вдумчивого  комментария  к  «Портфелю».

Для  составления  комментария  можно  предложить  следующие  вопросы:

-  Какая  работа  проведена  для  отбора  материала  в  «Портфель»?

- Что  получилось, что  вызвало  трудности?

-  Есть  ли  что -  то, что  не  включено  в  «Портфель»?

- Есть  ли  образец, по  которому  Вы  действовали?

- Откуда  Вы  черпали  информацию  и  как  Вы  её  организовывали?

-  Насколько  широко  Вы  пользовались  Интернет -  ресурсами  при  поиске  дополнительной  информации?

- Что  является  для  Вас  самым  значимым  в  работе  над  « Портфелем?»

- Была  ли  для  Вас  работа  над  «Портфелем»  полезной  для  вашего  продвижения  в  овладении  ИЯ?

- Как  Вы  сейчас  оцениваете  Ваше  знание  ИЯ?

Для  родителей  и  рецензентов  можно  предложить  следующую  серию  вопросов:

- Каково  ваше  первое  впечатление  от  «  Портфеля  ученика»?

- Что  Вас  удивило  в  комментариях  ученика?

- Что  вызвало  в  вас  чувство  гордости?

- Что  нужно  сделать, чтобы  помочь  ученику  в  дальнейшем?

- Насколько  аккуратно  и  логично  организован  материал  «Портфеля  ученика»?

- Насколько  самостоятельно  ученик  создавал  свой  «Портфель»?

- Как  часто  он  консультировался  с  Вами?

- Какие  дополнительные  материалы, технологии  он  использовал  при  оформлении  своего  «Портфеля»?

   ОБЩИЕ  ЦЕЛИ  ОБУЧЕНИЯ

и  глаголы  для  формулировки

конкретных  учебных  результатов

Уровни  учебных  целей = уровни  освоения  содержания:

  1. ЗНАНИЕ

-  эта  категория  обозначает  запоминание  и  воспроизведение  изученного  материала

  1. ПОНИМАНИЕ

-  показателем  понимания  может  быть  преобразование  материала  из  одной  формы  выражения  в  другую, интерпретация  материала, предположение  о  дальнейшем  ходе  события, явления

  1. ПРИМЕНЕНИЕ

- умение  использовать  изученный  материал  в  конкретных  условиях  и  новых  ситуациях

  1. АНАЛИЗ

- умение  разбить  материал  на  составные  так, чтобы  ясно  выступала  структура

  1.  СИНТЕЗ

- умение  комбинировать  элементы, чтобы  получить  целое, обладающее  новизной

  1. ОЦЕНКА

- умение  оценивать  значение  того  или  иного  материала

Уровень 1. - ЗНАНИЕ (глаголы  для  формулировки  конкретных  учебных  целей -  результатов)

Общая  цель: знание  конкретных  данных

-  определять (форму  артикля, глагола, лексической  единицы и  т. п.)

- подбирать (определённый  элемент  слова, лексическую  единицу и  т.п.)

- обозначать (заданный  материал)

- выбирать (значение  слова, форму  глагола  и  т.п.)

- называть (конкретную  лингвистическую  и  культурологическую  информацию)

- констатировать (какой -  либо  факт)

Общая  цель: знание  средств  и  способов  действия  с  конкретными  данными

- идентифицировать (новое  грамматическое  явление, лексическую  единицу  и  т.п.)

- перечислять (алгоритм  выполнения  процесса)

- описывать (способ  действия, напр., при  образовании  видовременных  форм  глагола)

 

Общая  цель:

знание  категорий  и  общих  понятий

- цитировать (правило)

- излагать (теорию)

- воспроизводить (структуру)

Уровень  2. -  ПОНИМАНИЕ

(глаголы  для  формулировки  конкретных  учебных  целей -  результатов)

Общая  цель: преобразовывать  материал

-  приводить  примеры

-  переформулировать

- пересказывать  своими  словами

Общая  цель: интерпретация  материала

- различать (существенное  и  несущественное  и  т.п.)

- объяснять (схему, график)

-  обобщать, суммировать (факты)

Общая  цель: экстраполяция

- резюмировать

- фиксировать  следствия

Уровень  3. - ПРИМЕНЕНИЕ

(глаголы  для  формулировки  конкретных  учебных  целей -  результатов)

Общая  цель:  применение  знаний  в  практике

-  изменять

- демонстрировать (правильное  использование  метода  или  процедуры)

- модифицировать

- использовать ( в  том  числе  и  в  новых  ситуациях)

-  применять  (лингвистический  материал  к  ситуациям  практики)

Уровень  4. -  АНАЛИЗ

Общая  цель:  анализ  элементов 

- различать (ошибки, позиции  и  т. п.)

-дифференцировать, выделять (определённые  компоненты  модели)

- распознавать

-идентифицировать (причины)

- отличать  факты  от  мнений

Общая  цель: анализ  связей

- вскрывать  связи (между  фактами  и  следствиями)

- сверять (гипотезу  с  данной  информацией)

Уровень  5. – СИНТЕЗ

Общая  цель: получение  нового (знания, материала) на  основе  освоенных  умений

- разрабатывать  (схему  для  классификации  информации)

-  составлять  план

-  суммировать  (знания  из  разных  областей  для  решения  проблемы)

- сочинять (стихотворение, рассказ, эссе)

- делать  дедуктивные  выводы  из  абстракций

-делать  индуктивные  выводы  из  конкретной  информации

Уровень  6. -  ОЦЕНКА

Общая  цель:  оценивать  события, процессы, деятельности

-  оценивать (последовательность фактов  в  тексте, соответствие  выводов  данным)

- сравнивать

- сопоставлять

- противопоставлять

- критиковать

- распознавать

- объяснять

- подтверждать

- интерпретировать

- соотносить

- аргументировать

- проверять (убедительность  доказательств)