ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
статья по теме

Кривоногова Юлия Анатольевна

Доклад, представленный на IV Августовских педагогических чтениях "От компетентного учителя к компетентному ученику"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped_chteniya.doc38 КБ
Office presentation icon pedchteniya.ppt1021 КБ

Предварительный просмотр:

Кривоногова Юлия Анатольевна

МОУ школа №47

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Современные средства обучения прочно вошли в жизнь современной школы. То, что раньше казалось диковинкой и пределом мечтаний, теперь является неотъемлемой частью урока. Это интерактивная доска, видео- и аудиотехника, медиацентр. (слайд 2)

Более разнообразными стали и формы работы, всё активнее применяются презентации, проектная деятельность, театрализация. (Слайд 3) На последнем мне хотелось бы остановиться поподробнее.

В процессе изучения иностранного языка драматизация встречается на каждом шагу: любая лексика, любые разговорные формы отрабатываются не только в монологической речи, но и в диалогах. Учащиеся общаются на английском языке на заданную тему, нередко составляют свои собственные диалоги по ключевым словам, и во всех этих упражнениях присутствует элемент драматизации. Однако при этом не происходит действительно драматических ситуаций, в учебных диалогах редко выражаются сильные чувства и эмоции. Беседы друг с другом на иностранном языке не всегда интересны учащимся, ведь они с успехом могут поговорить и на русском языке.

Поэтому, театральные постановки являются важным и необходимым элементом в процессе изучения иностранного языка. Такое серьезное препятствие, как “языковой барьер”, становится легко преодолимым, как только учащиеся попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия, оказываются вовлеченными в общий творческий процесс. Театр превращает неуверенного в себе, запинающегося на каждом слове “вечного троечника” во вдохновенного Ромео, произносящего монологи на одном дыхании.

Я считаю, что драматизация является одним из эффективных приемов активизации познавательной деятельности учащихся. Любой диалог я стараюсь разыграть в лицах, если позволяет время и в классе достаточно для этого места. Неуверенные в себе ученики читают свои реплики по учебнику, но некоторым я предлагаю выучить свою роль наизусть в качестве домашнего задания. Самое главное – не забывать о «звуковых эффектах» – телефонных звонках, шуме мотора, лае собак. Мои дети очень любят воспроизводить различные звуки.

Представляя персонажей на сцене, каждый учащийся отождествляет их с реальностью по-своему. Сценический образ привносит в жизнь обучаемого опыт, который служит крепким фундаментом прочных знаний.

Немаловажным является и то, что совместная работа над спектаклем или подготовка к празднику развивает у участников умение слушать партнера, создает условия для взаимопонимания и взаимовыручки (сильные ученики помогают слабым), укрепляет ответственность за успех общего дела.

В то же время для учителя работа над сценарием, репетиции помимо дополнительного времени для отработки произношения, введения и закрепления лексических единиц предоставляют уникальную возможность общения с учениками, причем в новом для обеих сторон контексте.

Привычные роли учитель - ученики преобразуются в иную модель отношений – режиссера и актеров, что гораздо интереснее для детей младшего школьного возраста, а для детей среднего школьного возраста служит отличной возможностью показать свои творческие способности.

Одним из способов усиления личностного отношения учащихся к драматизируемым событиям, повышающим мотивированность их деятельности и эмоциональный тонус, является отбор материала. При выборе сценария или пьесы для театральной постановки я обязательно учитываю возрастные особенности учащихся, уровень их языковой компетенции и, конечно же, мнение самих детей. Как  правило, я предлагаю ребятам на выбор две- три пьесы, мы совместно их читаем, обсуждаем героев, ребята примеряют на себя роли кого бы они хотели сыграть. Затем мы выбираем одну пьесу и начинаем подготовку.(слайд 4)

Специфика драматизации заключается в том, что одновременно с отработкой языковой и речевой стороны материала ведется работа над его сценическим воплощением. Необходимо показать учащимся как правильно двигаться по ходу разыгрываемой сцены, владеть жестом и мимикой, говорить громко с хорошей дикцией так, чтобы было слышно зрителям.

Доброжелательными репликами учитель поощряет учащихся и показывает, как преодолевать робость и скованность, вступать в контакт со своими партнерами, говорить четко и без особого напряжения голосовых связок, передавать характер действующих лиц.

В распределении ролей необходимо учитывать как языковые, так и актерские возможности учащихся: одни разучивают реплики на изучаемом языке, другие - пантомимические роли или исполняют песни и танцы, третьи становятся суфлерами и работают со зрительной опорой на текст. Назначаются дублеры, оформители, режиссеры постановок. Такая организация работы не только стимулирует активность всех ее участников, но и помогает практиковать языковые навыки в коллективной работе в мини группе, соответствующей своей «должности» - суфлера, оформителя, режиссера постановки и т.д.

Как показывает моя практика, в ходе репетиций ребята непроизвольно запоминают не только свои слова, но и практически всю пьесу от начала до конца. То есть драматический метод обучения детей иностранному языку через постановку, активизирует даже самых ленивых и невнимательных учащихся.

В ходе подготовки пьесы драматический метод позволяет продуктивно работать над лексикой, грамматикой, произношением и интонацией. И главное, что цель изучения реплик и монологов вполне ясна, реальна и важна для детей. Эта цель – маленький спектакль, который можно показать даже не знающим иностранный язык: младшим школьникам, родителям.

В заключении хочу сказать, что театрализация при обучении устной речи в младших классах довольно результативна. Работа над каждой пьесой становится не самоцелью, а естественным процессом речевой передачи содержания любимой сказки. Как показывает опыт, при постановке сказок нет места искусственному “зазубриванию”, театрализация способствует развитию навыков общения на английском языке, расширяет кругозор детей, они становятся эмоционально богаче, раскованнее, увереннее в себе, в своем знании основ иностранного языка. Ярким доказательством этого является участие учащихся 5 класса, изучающих только английский язык, во II городском фестивале «Немецкое подворье», где ребята успешно выступили со сказками на немецком языке. (Слайд 5) Разрешите вам представить одну из них.

По окончании представления мои ученики предложили принять участие в следующем фестивале, выбрав для постановки пьесу побольше.  

На мой взгляд, это подтверждает то, что театрализация является средством повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка

Выбором темы для данной методической разработки послужил опыт моей работы учителем английского языка в течение 15 лет. В начале изучения английского языка школьниками ни один учитель не может пожалова...

Использование мультимедийных презентаций как средства повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка (из опыта работы)

В данной работе описаны преимущества применения  мультимедийных презентаций на уроках французского языка. В качестве примера предлагается методическая разработка урока и презентация по теме "Готи...

Использование компьютерных технологий на уроке, как важный фактор повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

Современные педагогические технологии, такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационно - коммуникационных технологий (ИКТ), Интернет-ресурсов помогают реали...

Использование метода проектов как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

В основе современного понимания проектной методики лежит использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, знач...

«Использование активных форм урочной и внеурочной деятельности для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка».

Замечательный педагог нашего времени В.А. Сухомлинский писал: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: дост...