Признаки технологии личностно-ориентированного обучения
статья по теме

Калинкин Сергей Михайлович

В современных условиях быстротечный характер жизни требует от молодого человека не только знаний в предметной области, не только умения четко выполнять свои обязанности, но и ориентироваться в информационных потоках, критически осмысливать и преобразовывать получаемую информацию. Многочисленные исследования последних лет показали, что современный ученик чаще всего затрудняется самостоятельно действовать в нестандартной обстановке, выдвигать гипотезы, отстаивать свою точку зрения, свободно вести диалог, творить, критично относиться к предлагаемой извне информации и ценностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priznaki_lichnostno-orientirovannogo_obucheniya.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Признаки личностно-ориентированного обучения


Обучение понимается как совместная деятельность ученика и учителя, которая направлена на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых дисциплин. В зависимости от философско-педагогических основ, целей и технологий личностно-ориентированное обучение имеет разновидности: природосообразное, развивающее, проблемное, эвристическое и др. 


На основании педагогического опыта учителей и ученых можно сформулировать следующие признаки личностно-ориентированного обучения. 

1. Признание уникальности и индивидуальной самоценности каждого ученика как самобытного человека, имеющего собственную предопределенность, генетически заложенную «программу» образования, реализуемую в форме его индивидуальной траектории по отношению к общему образованию. 

Не следует путать личностную ориентацию с эгоцентризмом, потаканием прихотям ученика. 

2. Признание каждым учеником и педагогом уникальности и индивидуальной самоценности любого другого человека. То есть система образовательных координат может и должна выстраиваться относительно каждого ученика, который в обязательном порядке признает существование аналогичных систем у каждого из других учеников. Признавать право других быть другими — не единственное условие личностно-ориентированного обучения. 

3. Каждый ученик, признавая уникальность другого человека, обязан уметь взаимодействовать с ним на гуманных основаниях. 

Коммуникативность — универсальная компетенция личности, а толерантность — одна из важнейших характеристик данной компетенции. Ученик, умеющий понять другую точку зрения или мотивы деятельности другого человека, реализует тем самым свою социальную роль и предназначенность. Умение личности взаимодействовать относится не только к другим отдельным ученикам, но и к группам, коллективам, обществам, а также к самому себе (рефлексивно). 

Взаимодействие ученика с другими субъектами предполагает наличие, сохранение или изменение его первоначальной позиции. Коммуникативная деятельность обеспечивает развитие ученика, создание им новых образовательных результатов, обогащенных знанием, пониманием, диалогом с результатами других его современников. Образование любого человека предполагает его взаимодействие с общечеловеческими культурно-историческими достижениями. 

4. Личная или коллективно создаваемая образовательная продукция ученика не отрицает, а сопоставляется с культурно-историческими достижениями. Знакомство и выстраивание учеником отношений с общечеловеческими достижениями происходит не изначально, а лишь после личностной проявленности его собственного понимания сути изучаемых вещей. Процедура взаимодействия ученика с культурно-историческими аналогами технологически похожа на его коммуникацию с другими субъектами обучения. 

5. Получаемые учеником образовательные результаты рефлексивно выявляются и оцениваются как им самим, так и учителем по отношению к индивидуально формулируемым целям ученика, соотносящимся с общеобразовательными целями. Таким образом, результативность личностно-ориентированного обучения характеризуется прежде всего личностным приращением ученика, лишь во вторую очередь сопоставляемым с общеобразовательными требованиями и стандартами. 


 Законы личностно-ориентированного обучения

Необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между личностно-ориентированным обучением и его результатами

• Образовательная продуктивность учащихся возрастает, если они осознанно участвуют в определении целей обучения, выборе его форм и содержания. 

• Первичность получения учеником личного образовательного продукта по отношению к аналогичным внешним образовательным стандартам ведет к повышению учебной мотивации и продуктивности образования. 

• Увеличение в учебном процессе доли открытых заданий, не имеющих однозначно предопределенных решений и ответов, увеличивает интенсивность и эффективность развития креативных качеств учащихся. 

• Включение в учебный процесс метапредметного содержания образования выводит ученика за пределы учебного предмета и приводит к установлению им личностно значимых связей с другими образовательными областями, определяющими целостность содержания его образования. 

• Личностное познание учеником фундаментальных образовательных объектов закономерно приводит к выстраиванию им личностной системы знаний, адекватной изучаемой действительности и образовательным стандартам. 

• Образовательные результаты учеников зависят не от объема изучаемого материала, а от содержания создаваемой ими образовательной продукции. 

• Творческая результативность обучения влияет в большей мере на развитие личностных качеств учащихся, чем на уровень усвоения ими образовательных стандартов. 

• Диагностика личностных образовательных приращений ученика оказывает более эффективное влияние на качество образования, чем диагностика и контроль его образовательных результатов по отношению к внешне заданным стандартам. 

Чтобы дидактические закономерности получили статус законов обучения, должны соблюдаться следующие условия: 

• определены и зафиксированы объекты, между которыми устанавливается связь; 

• исследованы особенности этой связи (вид, форма, содержание, характеристики); 

• установлены границы применимости проявления связи.


 Принципы личностно-ориентированного обучения
Принципы, определяющие специфику образовательной деятельности ученика в личностно-ориентированном обучении

1. Принцип личностного целеполагания ученика: Образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей. 

2. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории: Ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов. 

3. Принцип метапредметных основ образовательного процесса: Основу содержания образовательного процесса составляют фундаментальные метапредметные объекты, обеспечивающие возможность субъективного, личностного познания их учениками. 

4. Принцип продуктивности обучения: Главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение ученика, складывающееся из внутренних и внешних образовательных продуктов его учебной деятельности. 

5. Принцип первичности образовательной продукции учащегося: Создаваемое учеником личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области. 

6. Принцип ситуативности обучения: Образовательный процесс строится на ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и поиск ими решения. Учитель сопровождает ученика в его образовательном движении. 

7. Принцип образовательной рефлексии: образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования.


 Что и как оценивать

Проблема оценивания образовательных результатов личностно ориентированного обучения на основе обязательного минимума содержания образования, отраженного в государственных стандартах

Ориентиром для оценки результатов обучения традиционно выступают образовательные стандарты и нормативы. Чем более близкими к стандартным оказываются результаты ученика, тем более высоко оценивается его учебная деятельность. 

В личностно-ориентированном обучении, опирающемся на понятие индивидуальной образовательной траектории, подход к оценке учебных результатов иной. Проверяется не степень достижения внешних заданных результатов, а творческое отклонение от них. 

В личностно-ориентированном обучении основной параметр оценки образовательных результатов — степень личного образовательного приращения ученика, а не соответствие минимальным стандартным требованиям. 

При традиционном обучении ученик практически не участвует в отборе содержания образования; в личностно-ориентированном обучении ученик, создавая образовательный продукт, участвует в отборе и производстве нового содержания образования, необходимого ему для создания этого продукта; объем знаний, умений, набор видов деятельности и используемых способностей ученика не ограничиваются. 

Задаваемые для ученика образовательные стандарты часто имеют вид материала, не зависящего от личности ученика, его реальной образовательной деятельности, что приводит к появлению и даже продаже готовых сочинений, рефератов, «шпаргалок», спрос на которые обусловлен именно тем, что такого рода «продукция» востребована школьной системой обучения. 

Образовательный стандарт, заданный в виде известного внешнего продукта, становится отчужденным от ученика товаром, который используется им для того, чтобы «купить и сдать» его учителю. Компьютерные технологии делают этот процесс более доступным для школьников. Непрерывно расширяющийся банк готовых контрольных работ, рефератов и аналогичных материалов, размещаемых на многочисленных CD-ROM-дисках и в сети Интернет, облегчает ученикам подготовку и «сдачу» зачетов без выполнения необходимой работы. 

Личностно-ориентированный подход к конструированию образовательных стандартов отличается от изложенного тем, что не задает готового предметного содержания в качестве результата изучения курса или темы, но требует от ученика нового содержания, т. е. его собственного приращения. В школьном образовании такое приращение имеет либо внешний источник (передаваемые ученику ценности, знания, способы деятельности), либо внутренний (созданные им образовательные продукты). В первом случае образование обеспечивает самовоспроизводство человечества, передачу и сохранение культурно-исторических традиций. Во втором — развитие личностного потенциала учащегося через его продуктивную деятельность. Образовательные стандарты соответственно подразделяются на два компонента: внешние и внутренние, между которыми существует взаимосвязь. 

Принятые в общеобразовательной школе образовательные стандарты не задают и соответственно не предполагают оценки творческого компонента образования. Можно возразить, что стандарт и не должен ориентироваться на творческую составляющую образования, поскольку он представляет собой минимум знаний, умений и навыков, который нужно достигать «без всякого творчества». Заметим, что научиться творчеству невозможно в нетворческих условиях, как невозможно научиться плавать без воды. Выведение за рамки образовательных стандартов творческой деятельности ученика, равно как и его внутреннего мира с личностными качествами, приводит к отчуждению учеников от образования, обезличиванию и формализации учебного процесса. Поэтому необходимо устанавливать требования к минимальному объему креативной образовательной деятельности школьника. 

Объем личного творчества ученика в общем учебном процессе не может быть меньше объема минимальных образовательных стандартов.

 Личностные результаты обучения

Личный результат каждого ребенка — самое важное в его образовании. Этот результат не приходит к нему снаружи, а произрастает внутри

Личный результат каждого ребенка — самое важное в его образовании. Этот результат не приходит к нему снаружи, а произрастает внутри. Но личный рост нужно организовать. Например, вместо того чтобы сразу «давать» ученику теорию Ньютона о природе цвета, учитель создает такие условия, когда каждый ученик выстраивает и развивает свои собственные представления о цвете. Лишь затем он сопоставляет их с теориями известных естествоиспытателей, причем не только Ньютона, но и альтернативными учениями о цвете Гете, Ломоносова. Вместо потребления отчужденной информации ученик через сопоставление, в диалоге «выращивает» свое личное понимание мира. Оказавшись в одном ряду с великими умами, соглашаясь или споря с ними, ученик приобщается к живой, вечно пульсирующей человеческой мысли. 

Чувство гордости возникает у школьников, когда они обнаруживают, что думали над тем же, над чем размышлял Аристотель, что ставили проблему почти так, как это делал Кант, изобретали идею опыта, который благодаря Галилею стал классическим. Невольно приходишь к мысли, что вечные истины не потому вечны, что их кто-то когда-то сформулировал навечно, а потому, что всякий вглубь смотрящий человек сам всегда приходит к ним, соединяя своим умом века и тысячелетия... 

Каждый ученик, имея возможность получить, открыть или сконструировать собственное знание об изучаемом реальном объекте, неизбежно проявляет и развивает свои личностные познавательные способности. При изучении одних и тех же для всех учеников образовательных объектов школьники конструируют субъективные образы этих объектов, не всегда совпадающие как друг с другом, так и с общепринятой системой знаний. Например, познавая подсолнух — реальный образовательный объект, один ученик формулирует идею подсолнуха как символ Солнца, другой — как источник семян новых растений, третий — как пищу для людей или животных. Разные образовательные продукты познания одного и того же объекта свидетельствуют не об их ошибочности, а о различных образовательных позициях и траекториях учеников. Субъективность познания означает, что каждый ученик проникает в глубины своего идеального мира, расширяет соответствующую индивидуальную сферу своего личностного потенциала. 

Оценка образовательных результатов ученика происходит на основе выявления и диагностики его внутреннего приращения за определенный промежуток времени, которое может быть определено явно, например, с помощью психологических или иных методов, либо косвенно — через диагностику изменений внешней образовательной продукции ученика. В данном случае каждому из учащихся обеспечивается возможность индивидуальной образовательной траектории освоения каждой из общеобразовательных областей при непременном сопоставлении своих результатов с общечеловеческими достижениями.


 Диагностика личностных качеств


Ситуативный подход, т. е. диагностирование учащихся с помощью искусственных или естественных образовательных ситуаций. Роль диагноста в данном случае выполняет педагог, который, опираясь на субъективный опыт, знание особенностей конкретных учащихся и понимание всегда уникальной ситуации, выражает необходимые результаты адекватно условиям протекания учебного процесса.

Результаты обучения имеют две стороны — внешнюю (материализованная образовательная продукция) и внутреннюю (личностную). Поэтому предметом диагностики и контроля являются не только внешние образовательные продукты учеников, но и их внутренние качества. 

Образование как атрибут личности определяется, в первую очередь, результатами ее внутреннего развития. Зачастую для диагностики способностей применяют различные тесты. Но не менее эффективным является ситуативный подход, т. е. диагностирование учащихся с помощью искусственных или естественных образовательных ситуаций. Роль диагноста в данном случае выполняет педагог, который, опираясь на субъективный опыт, знание особенностей конкретных учащихся и понимание всегда уникальной ситуации, выражает необходимые результаты адекватно условиям протекания учебного процесса. Такой подход в педагогике называется герменевтическим. |Согласно герменевтике основная задача образования — понимающее, чувственное постижение истины путем проникновения в духовное содержание субъектов и объектов образования, а также собственный субъективный мир.

Диагностика образовательных результатов, в том числе и определение уровня развития способностей ученика, происходит путем субъективного «вчувствования» учителя в образующуюся сущность ученика. Данный подход не отрицает структурной заданности диагностических процедур и математической характеристики их результатов. 

Личностно-ориентированному обучению свойственна диагностика образовательных результатов с привлечением герменевтических, т. е. «понимающих», методов анализа происходящих в детях изменений. Так, осознанное выполнение учителем 50 «замеров» деятельности одного ученика позволяет ему обнаружить более глубокие образовательные процессы, нежели один замер 60 учеников. 

Применение герменевтических, методов диагностики требует специальной подготовки учителей, организации их рефлексии, педагогических консилиумов по обсуждению индивидуальных образовательных движений учеников. Рассмотрим структуру подобной диагностики и оценки результатов обучения.

Задачами диагностики уровня развития способностей учащихся выступают:

• обеспечение условий для диагностических 

образовательных процессов, в которых участвуют субъекты образования; 

• выявление образовательных изменений во внутреннем и внешнем мире учащихся; 

• соотнесение поставленных целей с полученными на планируемый период результатами. 

Методами контроля образовательной деятельности учащихся выступают способы анализа и оценки их образовательной продукции. Вид и характер этой продукции, а также целевые образовательные установки педагога помогают определить элементы данного анализа. Например, необходимость развития креативных качеств учащихся приводит к созданию следующих направлений анализа образовательной продукции ученика: 

• область творчества; 

• степень творчества; 

• уровень самостоятельности; 

• степень отличия от работ других учеников 

(оригинальность); 

• степень отличия от своих предыдущих работ. 

Оценка каждого элемента образовательного продукта ученика может быть количественной или качественной, балльной или вербальной. Метод образовательных рецензий, отзывов и характеристик предусматривает вербальную форму. 3-, 5-, 10-балльные шкалы позволяют количественно оценить творческие результаты учеников. 

Качество ученической продукции оценивается следующими способами: 

• по количеству творческих элементов; 

• по степени оригинальности элемента; 

• по относительной новизне элемента для самого ученика или его одноклассников; 

• по емкости и лаконичности созданного образа, символа или определения; 

• по многогранности человеческих возможностей, использованных для создания образовательного продукта; 

• по практической пользе и использованию полученного продукта. 

Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце учебного года. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, каждый учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки, например креативные качества, когнитивные, оргдеятельностные. 

Между личностными качествами ученика, видами образовательной деятельности и образовательными продуктами существует соответствие. Например, для исследовательского типа образовательной продукции данное соответствие выглядит следующим образом: 

Личностное качество — умение предложить версию решения проблемы. 

Виды деятельности — выдвижение и обсуждение версий решения проблемы. 

Образовательный продукт — версии, записанные в текстовой форме по типу: «если..., то...» 

Подобная система соответствий является ориентиром для конструирования образовательных программ, поскольку дает структурные снования для формулирования личностно-ориентированных образовательных целей, отбора форм и методов обучения, обеспечивающих необходимые виды деятельности учеников; помогает определить предмет контроля образовательных результатов. 

Для оценки итогового уровня развития личностных качеств каждого ученика используются: а) текстовые образовательные характеристики ученика; 

б) результаты его образовательных достижений; 

в) рефлексивные записи, анкеты и самооценки ученика; 

г) результаты педагогических консилиумов, тестов и других материалов, сопровождающих эвристическое обучение. 

В конце учебной недели, четверти, учебного года ученикам предлагается специальное занятие, на котором они осуществляют рефлексию и самооценку своего труда, организуемого с учетом индивидуальных образовательных программ. 

На основе рефлексивных суждений ученик осуществляет собственную оценку своей деятельности, опираясь, как правило, на Основные положения индивидуальной образовательной программы. 

После ученической самооценки учитель также составляет письменную оценку деятельности ученика.


 Информационные технологии в условиях  личностно-ориентированного образования

   В современных условиях быстротечный характер жизни требует от молодого человека не только знаний в предметной области, не только умения четко выполнять свои обязанности, но и ориентироваться в информационных потоках, критически осмысливать и преобразовывать получаемую информацию. Многочисленные исследования последних лет показали, что современный ученик чаще всего затрудняется самостоятельно действовать в нестандартной обстановке, выдвигать гипотезы, отстаивать свою точку зрения, свободно вести диалог, творить, критично относиться к предлагаемой извне информации и ценностям.

Повышение уровня информатизации и компьютеризации образования     оставляет актуальным переход от информационной, знаниево-ориентированной к личностно- ориентированной парадигме образования, где абсолютной ценностью является сама личность в ее самобытности и целостности.

Сложность перехода к личностно-ориентированному образованию на основе использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ объясняется: во-первых, объективными причинами, связанными с особенностями развития нашего общества, государства, системы образования; во-вторых, субъективными, личностными причинами, требующими кардинальной перестройки мышления каждого участника образовательного процесса; в-третьих, недостаточной разработкой методов и средств рационального соединения информационного и личностного подходов, что затрудняет широкое использование ИКТ, направленных на организацию образовательного процесса.

Современное компьютерное образование является составной частью становления личности ее развития, образования, воспитания, оно призвано формировать у подрастающего поколения собственное социальное основание, внутренний импульс развития высокий уровень совести, духовности, культуры. Следовательно, компьютерное образование становится личностно ориентированным, его цель - поиск и отыскание смыслов, создание новой системы ценностей, саморазвитие и самореализация в компьютерной среде.

Учитывая, что содержание образование - это не только та учебная информация, которая предъявляется ученику и усваивается им, но и то, что усваивается учеников в скрытом виде через деятельность в процессе образования и что многие компоненты содержания образования определяются в процессе субъект-субъектного взаимодействия ученика и учителя и являются продуктами их духовности и культуры, можно говорить о наделении личностным смыслом элементов содержания компьютерного образования.

Содержанием обучения в компьютерной среде являются способы учебной деятельности, средством взаимодействия и самореализации в компьютерной среде, представление о информационной картине мира, роли и месте человека в этом мире, а компьютер является инструментом интеллектуальной деятельности, средством самореализации учащегося. 

Самореализация - активное выражение собственной индивидуальности как значимой и нужной для себя и других (самовыражение), самоосуществление (реализация человеком своих потенций: способностей, умений, навыков и др.), самоутверждение, самостоятельность и свобода, творчество, самообразование, самовоспитание, уверенность в себе, последовательность в достижении цели, умение отстаивать свои права в соответствующих ситуациях, что является основой всякой деятельности.

Внимание отечественной педагогической науки и практики к модели личностно- ориентированного образования во многом связано с эволюцией философских воззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек.

 Личностно-ориентированное образование - это образование, которое ориентировано на обучаемого как на основную ценность всего образовательного процесса; способствует созданию условий для формирования и проявления личностных качеств обучаемых, развития их мышления, становления творческой, активной, инициативной личности, удовлетворения познавательных и духовных потребностей обучаемых, развития их интеллекта, социальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования, саморазвития; ориентировано на потребность общества в специалистах, способных к самостоятельному приобретению знаний, переквалификации и адаптации в новых социальных условиях.

Применение средств ИКТ в обучении позволяет: решить задачу гуманизации образования; повысить эффективность учебного процесса; развить личностные качества; развить коммуникативные и социальные способности молодого человека, особенно при работе в сети Интернет; существенно расширить возможности индивидуализации и дифференциации обучения за счет предоставления каждому обучаемому персонального педагога, роль которого выполняет компьютер; определить обучаемого в качестве активного субъекта познания, признать его самоценность; учесть субъективный опыт обучаемого, его индивидуальные особенности; осуществить самостоятельную учебную деятельность, в ходе которой обучаемый самообучается и саморазвивается; привить обучаемому навыки работы с современными технологиями, что способствует его адаптации к быстро изменяющимся социальным условиям для успешной реализации своих профессиональных задач.

    Практическая реализация личностно-ориентированного подхода с помощью средств ИКТ потребует создания и использования современных многофункциональных предметно-ориентированных учебно-информационных средств (УС), которые содержат обширные базы данных, базы знаний учебного назначения, системы искусственного интеллекта, экспертно - обучающие системы, лабораторный практикум с возможностью задания математической модели изучаемых явлений и процессов, создания компьютерной модели лабораторного стенда или агрегата из имеющихся в каталоге готовых элементов и моделирования на экране работы данного стенда или агрегата.

Итак, личностно-ориентированное обучение — способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Цель такого обучения — создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей школьников.

 
 Организация личностно-ориентированного урока

Личностно-ориентированный урок — это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание («окультурить»). Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно-значимые образцы. Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности).

Важна при этом и форма обсуждения детских «версий». Она не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций («правильно-неправильно»). Задача учителя — выявить и обобщить «версии» учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета.

 
 Основные особенности личностно-ориентированного урока

 Цель — создание условий для проявления познавательной активности учеников. Средства достижения учителем этой цели:

- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.;

- использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно-неправильно»), но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность  избирательность в способах работы; предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.

Подходы к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного урока 

- Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения.

- Изложение знаний учителем должно быть направлено не только на увеличение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на обогащение личного опыта каждого ученика.

В ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний.

- Учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач.

- Необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала,

важно обеспечивать контроль и оценку не только результата, но, главным: образом, процесса учения.

Культура труда учителя

1.   Планирование учебного материала – в каждом кабинете имеется планирование по математике  с 5 по 11 класс, кроме этого учителями школы разработаны программы спецкурсов по математике.

2.   Мониторинг – в кабинетах есть подборка  материала для проведения среза знаний, в виде тестов, контрольных работ.

3.   Обобщение опыта работы – взаимопосещение, выступление на заседаниях МО и семинарах.

4.   Подготовка учебных материалов – учителями составлены карточки для проведения тематических зачетов, самостоятельных и контрольных работ.    

 Методическое сопровождение учебного занятия

 1.   Тренажер – на наших компьютерах установлены программы «Репетитор», «Подготовка к ЕГЭ», которые позволяют самостоятельно учащимся подготовиться к экзаменам.

2.   Демонстрация эксперимента, измерительный комплекс.– 

3.   Учебные программы – на уроках учителями применяются разнообразные программы.

4.   Презентация – учащиеся под руководством учителя выполняют доклады, презентации по определенным темам программы. 

Дополнительные возможности

* Интеллектуально – познавательные игры 

* Проектная деятельность (презентация)

Сегодня все чаще педагоги задаются вопросами, какую роль должна играть школа и какой она должна быть в 21 веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду? Что нужно современному молодому человеку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых экономических условиях?

Становится понятно, что в условиях реформирования образования в центре внимания педагогов на уроке должен стоять процесс познания, а не процесс преподавания, т.е. преподнесения готовых знаний. Так, известный бизнесмен подчеркнул, что сегодня не так важна прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, т.к. эти знания постоянно изменяются и устаревают, иногда даже быстрее, чем учащиеся успевают их получить; сколько важно, чтобы в экономику приходили люди, умеющие самостоятельно учиться, совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если необходимо, новые.

Таким образом, школа сегодня должна выполнить заказ общества и подготовить выпускника, способного: 

– гибко адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, иметь    возможность найти в жизни свое место;

-        самостоятельно критически мыслить, уметь видеть проблемы и находить пути их решения, творчески мыслить;

-        грамотно работать с информацией (собирать, анализировать, обобщать, делать выводы, умело применяя их для решения новых проблем);

-     быть коммуникабельным, контактным в различных средах общения, предотвращать или умело выходить из различных  конфликтных ситуаций;

-        самостоятельно развивать собственный интеллект, культуру, нравственность.

 

Возникает необходимость в новой парадигме (теоретической модели) образования: ученик – предметно-информационная среда – учитель. И целесообразным решением этой проблемы становится использование в работе учителя новых образовательных, педагогических и информационных технологий.

Учителями, наиболее часто употребляются проблемная, проектная, модульная, модульно-блочная технологии, технологии разноуровневого обучения и др. Все они личностно-ориентированы, в них осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к обучению каждого ученика, а также обучение в сотрудничестве. И если данные технологии интегрированы в той или иной степени между собой в учебном процессе, то постепенно, вытесняя традиционные методы и формы работы, удастся выработать наиболее оптимальный подход к организации учебного процесса, обеспечивающего подготовку выпускника школы 21 века.