Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов по иностранному языку в системе СПО
методическая разработка по теме

развина ольга владимировна

Самостоятельная работа по иностранному языку организуется с целью научить студентов использовать иностранный язык как средство получения, расширения и углубления системных знаний по специальности, а также как средство формирования и формулирования мыслей в области повседневного иноязычного обще­ния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samostoyatelnoy_raboty_studentov_spo.docx36.09 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Саратовской области среднего профессионального образования

«Саратовский техникум строительных технологий и сферы обслуживания»

Организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов по иностранному языку в системе СПО

Саратов 2011-2012 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подготовка студентов в учреждениях СПО включает в себя получение знаний, методами учебно-исследовательской работы и умение самостоятельно приобретать не-обходимые для дальнейшего профессионального и личностного роста знания. Последнее предполагает систематическую самостоятельную работу студентов на всех этапах педагогического процесса по всем предметам, в том числе, и по иностранному языку.

Самостоятельная работа по иностранному языку организуется с целью научить студентов использовать иностранный язык как средство получения, расширения и углубления системных знаний по специальности, а также как средство формирования и формулирования мыслей в области повседневного иноязычного общения.

Данная цель предполагает усвоение и использование иностранного языка для выражения своего собственного мыслительного содержания и понимания  других людей, говорящих на иностранном языке.

В процессе решения поставленных задач у студентов формируются и развиваются следующие умения:

1.        Общеучебные:

  1. умение осмыслить учебную задачу и объем работы;
  2. умение намечать цель и планировать работу (на день, неделю, семестр и т.д.);
  3. умение работать с источниками информации (понимать прочитанное, конспектиро-
    вать, делать выписки, систематизировать материал, обобщать, выделять главное,
    анализировать факты и др.);
  4. умение четко и грамотно выражать усвоенное в письменной и устной формах;
  5. умение работать с техническими источниками информации (слушать аудиокассеты,
    смотреть видеофильмы, пользоваться компьютером, интернетом и т.п.).

2.        Учебные умения по предмету:

  1. умение рационально организовывать запоминание иноязычного материала;
  2. умение самостоятельно активизировать языковой, речевой материал для устного и
    письменного общения;
  3. умение выбирать соответствующие формы для презентации наработанного материала по проблеме;
  1. умение воспринимать иноязычную речь на слух и адекватно реагировать на реплики
    собеседника;
  1. умение распознавать изученные грамматические явления в тексте и др.

Разнообразие требуемых умений диктует необходимость варьировать формы внеаудиторной работы студентов, обновлять содержание в соответствии с требованиями программ, интересами обучающихся, а также с последними достижениями в различных областях нашей жизни.

В данной программе представлены различные формы самостоятельной внеаудиторной работы, активно используемые в процессе обучения иностранному языку, рекомендована их тематика, содержание. Программа содержит критерии оценки всех представленных форм самостоятельной работы студентов, список рекомендуемой литературы.

ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Лексико-грамматические задания выполняются самостоятельно во внеаудиторное время с целью овладения определенным лексическим запасом и грамматическим минимумом, необходимым для профессионального и повседневного иноязычного общения.

Упражнения предусмотрены в рамках прохождения определенного социально-бытовой, профессиональной темы с учетом изученного грамматического материала.

Лексико- грамматические упражнения делятся на: репродуктивные - для закрепления лексико- грамматических навыков; частично-поисковые - для выявления уровня усвоения изученного материала; творческие- для развития устной и письменной речи студентов.

Примеры формулирования лексико-грамматических заданий разного уровня:

I.        Репродуктивные.

  1. Поставьте вопрос к выделенным словам.
  2. Поставьте соответствующее указательное, притяжательное прилагательное, место-
    имение.
  3. Напишите предложения, вставляя пропущенные слова (артикли, местоимения,
    предлоги).
  4. Поставьте существительное во множественном числе.
  5. Образуйте все варианты сравнительной степени прилагательных, наречий.
  6. Поставьте глагол в утвердительной / отрицательной форме.
  7. Выпишите глаголы, согласующиеся с подлежащим в роде и числе.
  8. Определите залог и время сказуемого.
  9. Составьте предложения с прямым/обратным порядком слов.
  10. Поставьте глагол в нужном лице и числе настоящего неопределенного времени.
  11. Вставьте соответствующие вспомогательные глаголы.

13)Определите структуру предложения (простое, распространенное, сложносочиненное с причастным оборотом).

II.        Частично- поисковые упражнения.

  1. Переведите с русского на иностранный язык.
  2. Трансформируйте прямой вопрос в косвенный.
  3. Трансформируйте прямую речь в косвенную.
  4. Подберите синонимы к подчеркнутым словам.
  5. Сгруппируйте слова по различным признакам (части речи, словообразовательные элементы, синонимы, антонимы и т.д.).
  6. Закончите предложение.
  7. Выпишите из текста слова, относящиеся к определенной теме.
  8. Составьте предложения, рассказ, используя данные слова и выражения.
  9. Продолжите следующие пословицы.
  10. Прочитайте связную реплику и выберите единственно правильный вариант ответной реплики.

III.        Творческие упражнения.

  1. Прокомментируйте пословицу/
  2. Составьте советы, начиная со слов: нельзя, нужно, запрещено. (Например, если
    вы находитесь в театре, музее, библиотеке, парке, автобусе, отеле).
  3. Прочитайте следующие высказывания и определите в какой ситуации повседневной жизни их можно использовать.
  4. Заполните пропущенные реплики в диалоге
  5. Сгруппируйте слова, обозначающие поступки людей, их внутреннее состояние и
    т.д.
  6. Прочитайте высказывание и поясните, что имел в виду автор.
  7. Подтвердите сказанное или опровергните, делая вывод из сказанного.

РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ЧТЕНИЯ

Чтение - мыслительный процесс, управление которым осуществляется косвенно

        посредством отбора текста, задания перед чтением и контроля понимания прочитанного.

Тексты разнообразных жанров должны соответствовать уровню владения иностранным языком студентами и содержать интересный, актуальный материал.

В зависимости от цели, чтение может быть ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым.

Ознакомительное чтение. Оно считается наиболее простым, так как не осложнено какими-либо специальными задачами понимания. Такое чтение приучает студента к охвату всего читаемого материала и создает хорошие условия для развития широкого поля зрения. Так как задачей его является понимание основной линии содержания, то в качестве проверки выделяются все основные факты и главные второстепенные.

Изучающее чтение. Направлено на точное и полное понимание всей информации текста, допускает его перечитывание. Предпочтительнее короткие тексты. Важно развивать у студента аналитические операции, связанные с умением вычленять в текс е те элементы, которые служат опорой в преодолении возникших затруднений. Наиболее распространенным способом проверки при изучающем чтении является перевод текста на родной язык.

Просмотровое чтение. Просмотр того или иного источника обычно направлен на принятие решения о его дальнейшем использовании. Просмотровое чтение требует от читающего не только довольно высокой квалификации как чтеца, но и владения значительным объемом языкового материала, поэтому более детальный просмотр относят на продвинутые этапы обучения, а приемам просмотра обучают с самого начала курса иностранного языка.

Поисковое чтение. Используется специалистами для поиска в источниках той или иной конкретной информации - формулировок, страноведческой информации, статистических данных, определений и т.д. Обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.

РЕФЕРИРОВАНИЕ

Реферирование - написание реферата - заключается в лаконичном изложении основных мыслей текста-источника, их систематизации, обобщении и оценке.

Реферирование представляет собой сложный речевой процесс, включающий определенную последовательность умственных действий.

Навыки, необходимые для успешного реферирования текстов на иностранном языке:

-        использовать клишированные выражения, вводящие различные части текста рефератов;

делать лексико- грамматическое перефразирование;

-        использовать аббревиатуры и сокращения для записи частотных терминов и слово
сочетаний;

корректно оформлять ссылки на литературу.

Умения реферирования:

  1. проанализировать тематическую направленность текста в целом или его части по
    заголовку или ключевым предложениям;
  2. членить текст на законченные смысловые части;
  3. устанавливать смысловые отношения между отдельными частями текста;
    находить в каждой части смысловые вехи;

обобщать факты, излагаемые в текстах и др.

Перечисленные навыки и умения можно рассматривать как объекты обучения при формировании умений реферирования на иностранном языке.

В качестве упражнений, обучающих реферированию, можно определить следующие:

  1. выписать из указанных абзацев текста определенные формы и конструкции;
  2. сократить отдельные предложения за счет указанных членов;
  3. заменить придаточные предложения оборотами;
  4. дать письменные ответы на вопросы;
  5. реконструировать текст по ключевым словам;
  6. выписать основную мысль каждого абзаца текста;
  7. выписать из текста указанные положения и аргументировать их доказательства;
  8. прочитать текст, составить к нему план.

ПРОЕКТЫ

Метод проектов - это способ достижения поставленной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным, практическим результатом, оформленным соответствующим образом.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу студентов. Существуют следующие типы проектов: По доминирующей в проекте деятельности проекты бывают

  1. Исследовательские. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности
    взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования;
  2. Творческие. Предполагают соответствующее оформление результатов: сценарий видеофильма, программа праздника, описание спортивной игры и т.д.
  3. Ролевые, игровые. Участники проекта принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта в соответствии с темой устного общения;
  4. Информационные. Этот тип проектов направлен на сбор информации о каком-то
    объекте, явлении, анализ этой информации обобщение фактов;
  5. Практико-ориентированные. Результат деятельности участников проекта ориентирован на социальные интересы самих участников- документ, созданный на основе
    полученных результатов исследования.

По количеству участников проекты могут быть:

  1. личностные
  2. парные
  3. групповые

По продолжительности выполнения проекты бывают:

  1. краткосрочные
  2. средней продолжительности
  3. долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Лексико-грамматические упражнения выполняются студентами с первых занятий по иностранному языку как на продуктивном, так и частично-поисковом и творческом уровнях. Выполняются лексико-грамматические задания как домашняя работа студентов после каждого занятия. Предлагаемые задания имеют разноуровневый характер, и студенты могут выбрать соответствующий уровень.

Различные виды чтения предлагаются студентам регулярно, в соответствии с тематическим планированием учебного процесса. Тексты подбираются в зависимости от выбранной специальности и цели чтения. Перед чтением ставятся задачи и определяется форма контроля. В среднем, тексты содержат от 800 до 2 000 знаков и соответствуют уровню подготовки студентов. В группах, сдающих экзамен по иностранному языку в текущем семестре, тексты для самостоятельного чтения даются и контролируются раз в неделю.

Реферирование выполняется студентами, которые освоили различные виды чтения и умеют работать с проблемными текстами по специальности. Реферирование  предлагается на продвинутом этапе обучения иностранному языку и представляет собой сложный творческий процесс. Перед тем как выполнять собственно реферирование текстов, студенты выполняют подготовительные упражнения.

Реферирование текста включает в себя следующие этапы:

  1. Изучение текста-источника.
  2. Составление плана. Анализ и систематизация материала.
  3. Обобщение и оформление материала.

Проекты:

Работа над проектом может начинаться на любом этапе изучения разговорной темы. Этапы работы над проектом следующие:

  1. Выбор темы проекта, его типа.
  2. Определение количества участников проекта.
  3. Выявление возможных вариантов проблем, которые можно исследовать в рамках
    намеченной темы.
  4. Распределение обязанностей внутри группы.
  5. Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентация, защита,
    творческий отчет и т.д.).
  6. Сбор, систематизация и анализ полученных данных.
  1. Подведение итогов, оформление результатов.
  2. Защита проекта.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

Лексико-грамматические упражнения.

Текущий контроль осуществляется через проверку тетрадей с домашним заданием каждую неделю. Проверяется усвоение лексико-грамматического материала по темам.

Промежуточный контроль предполагает выполнение студентами лексико-грамматических тестов 1 раз в семестр.

Различные виды чтения контролируются при устном собеседовании по прочитанному тексту.

Реферирование предполагает следующие формы контроля:

      - Собеседование по реферату.

        - Контроль этапов реферирования.

        - Рецензирование реферата.

        - Защита реферата

Самоанализ выполнения самостоятельной работы по иностранному языку

Инструкция: Выберите подходящий для Вас вариант и проанализируйте выполнение самостоятельной работы

Вопросы

1 курс

семестры

2 курс

семестры

3 курс

семестры

4 курс

семестры

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Как уровень Ваших знаний по той или иной теме повлиял на выполнение Вами заданий?

а) делал его более эффективным

б) затруднял выполнение

в) не позволил точно выполнить задание

2. Какого характера трудности испытывали Вы во время выполнения самостоятельной работы?

а) недостаток объема активного и пассивного словарного запаса

б) трудности выполнения грамматических упражнений

в) другие трудности (какие?)

3. Какого порядка придерживались Вы при выполнении самостоятельной работы? Почему?

а) делал все подряд

б) дела сначала то, что легко дается

в) трудные задания делал в первую очередь

4. Что сыграло решающую роль в том, как Вы выполняли задания?

а) желание получить высокую семестровую оценку

б) непонимание задачи, поставленной преподавателем

в) желание оценить свои знания по иностранному языку

г) наличие алгоритма выполнения работы

5. Оцените эффективность Ваших действий по выполнению самостоятельной работы

а) легко справился со всеми заданиями

б) с трудом выполнил самостоятельную работу

в) не справился с самостоятельной работой

6. Определите свое психическое состояние до и после выполнения самостоятельной работы

а) был уверен, что все будет хорошо

б) все время думал об оценке, даже когда

 не хотел этого

в) настроение было пессимистическим

Литература

1. Пан Н.В. Организация самостоятельной работы студентов. -Среднее профессиональное образование.- № 3, 2005, стр.19.

2.  Рогова Г.В. и др. Самостоятельная работа учащихся по иностранному языку.- Методика обучения иностранному языку в средней школе.- М.:Просвещение, 1991г., стр.224.

3. Салтовская Г.Н. Модульная технология обучения иностранному языку – Иностранные языки в школе. - № 7, 2007г., стр.7-12.

4. Тамбовкина Т.Ю. Самообучение иностранным языкам в языковом вузе: концепция учебного курса.- Иностранные языки в школе.- № 4, 2007г., стр.77-85.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине Иностранный язык

Представлен опыт организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине Иностранный язык.Одной из форм организации самостоятельной работы студентов являются продуманные и систематизи...

Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку.

В данной статье обобщается опыт работы преподавателей Белгородского строительного колледжа по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку, определяются е...

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по УД " Иностранный язык" для студентов I курса специальности:38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»

Данные методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с содержанием рабочей программы УД «Иностранный язык» специальности...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов учебная дисциплина: «Русский язык»

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы по дисциплине "Русский язык" разработаны на основе положения о самостоятельной работе обучающихся по специа...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине "Иностранный язык в профессиональной деятельности"

Данные методические рекомендации предназначены для студентов СПО 2-4 курсов по специальности "Информационные системы и программирование" по дисциплине "Иностранный язык в профессиональн...