Использование игрового метода на ранней ступени обучения иностранному языку
статья по теме

Бекмансурова Венера Ануровна

Статья по методике преподавания АЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon nagovizinbekmansyrova.zip10.04 КБ

Предварительный просмотр:

Бекмансурова В.А. учитель английского языка,

МБОУ «Гимназия № 14», г. Глазов

Использование игрового метода на ранней ступени обучения иностранному языку

         На раннем этапе обучения детей иностранному языку одна из основных задач учителя – сделать этот предмет интересным и любимым. В младшем возрасте дети очень эмоциональны и подвижны, их внимание отличается непроизвольностью и неустойчивостью. Важно учитывать в процессе обучения психологические особенности детей этого возраста. Как правило, дети обращают внимание в первую очередь на то, что вызывает их интерес. Учитывая это, следует использовать на уроках разнообразные игры, соревнования, наглядный материал.

Игра – это всегда эмоции, а там где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Детская игра является, как  показывает опыт педагогов и  теоретиков, одним из эффективных приемов обучения, использование которого делает иностранный язык любимым предметом детей.

Использование игрового метода на уроках иностранного языка призвано способствовать созданию благоприятной психологической атмосфере общения и помогать учащимся увидеть в иностранном языке реальное средство общения. Поэтому важно, чтобы уроки с использованием игровых приёмов стали для учащихся приятным занятием. Игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс общения на языке, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным и одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на успеваемости. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения; ученик может уже говорить наравне со всеми. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Ученики повторяют в играх то, к чему относятся с полным пониманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию.

Радость растущего человека, жизнерадостность, переполненность энергией, бьющие эмоции – наиболее типичное состояние дошкольника. Оно проявляется в радостном, игровом настроении, неукротимом стремлении придавать игровой характер любой деятельности, даже той, которая требует серьёзного отношения.

В современной системе обучения дошкольников иностранным языкам, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

– в качестве самостоятельного метода для освоения определённой темы;

– как элементы, иногда весьма существенные, какого-то другого метода;

– в качестве целого урока или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля или упражнения);

– возможно использование игры при организации внеклассного мероприятия.

Игра всегда предполагает определённого напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принятия решения (как поступить, что сказать, как выиграть). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Положительным является и тот факт, что при этом дошкольник ещё и говорит на иностранном языке. Из этого следует, что игровой метод таит в себе богатые обучающие возможности. Дети, естественно, над этим не задумываются, так как игра для них – это, прежде всего, увлекательное занятие. Этим то она и привлекает учителей иностранного языка. Но значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным, так:

– игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого обучающегося в отдельности и всех вместе и тем самым, является эффективным средством управления учебным процессом;

– игра – свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для её участников;

– игра имеет определённый результат и стимулирует обучающегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели;

– в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет плохих и хороших учеников: есть только играющие); результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера;

– состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для учащихся; удовольствие, полученное от игры создаёт комфортное состояние на уроках иностранного языка и усиливает желание изучать предмет;

– игра занимает особое место в системе активного обучения: она синтетична, так как является одновременно и методом и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения.

Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных методических задач:

– создание психологической готовности обучающихся к речевому общению;

– обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

– тренировку обучающихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Таким образом, наиболее эффективным приемом в обучении детей иностранному языку на раннем этапе является использование игровой деятельности, ибо игра – это, прежде всего:

- деятельность (т.е. речевая);

- мотивированность, отсутствие принуждения;

- индивидуализированная деятельность, глубоко личная;

- обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;

- развитие психических функций и способностей;

- «учение с увлечением».

Иначе говоря, игра не только вызывает и развивает интеллектуальную активность детей, и тренирует их психомоторику, но и прежде всего высоко мотивирует ребенка и является непосредственно огромным стимулом в обучении иностранному языку. Благодаря использованию игровой деятельности в ходе обучения дошкольников иностранному языку, образовательный процесс превращается в увлекательное путешествие, а дети в свою очередь становятся любознательными странниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Лингвистические игры на начальной ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе".

Обучение иностранным языкам – занятие очень увлекательное и очень ответственное. Новое время требует от учителей нового подхода к этой проблеме. Значительная роль при обучении иностранным языкам, в ча...

Самостоятельный поисковый и творческий труд учащихся при использовании метода проектов в процессе обучения иностранным языкам

Метод проектов широко используется в современной школе. Данная статья может оказать помощь учителям для использования проектной методики на уроках иностранных языков....

Повторение на старшей ступени обучения иностранному языку.

Организация повторения усвоенного ранее на уроках ИЯ на старшей ступени....

Игра и игровая ситуация на начальной ступени обучения иностранным языкам

Использование игровых ситуаций на уроках для повышения интереса учащихся при изучении иностранного языка....

РОЛЕВАЯ ИГРА НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Статья об использовании метода ролевой игры при изучении английского языка...

Формирование языковой компетенции в процессе реализации проектной технологии на старшей ступени обучения иностранному языку

Формирование языковой  компетенции в процессе реализации проектной технологии на старшей ступени обучения иностранному языку...