ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ И ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
методическая разработка по теме

Акопян Эльмира Гаврушовна

 

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжения сил. Очень трудно порой настроить ребят на овладение знаниями в середине и в конце учебного дня. Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают такие проблемы, как неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности. На своих уроках английского языка для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых я использую элементы здоровьесберегающих и игровых технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ И ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Акопян Э.Г. ( МБОУ СОШ  №1 им.Г.К.Нестеренко ст.Каневской Каневского района)

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжения сил. Очень трудно порой настроить ребят на овладение знаниями в середине и в конце учебного дня. Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают такие проблемы, как неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности. На своих уроках английского языка для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых я использую элементы здоровьесберегающих и игровых технологий.

Прежде всего, стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряженность и усталость. Стремлюсь к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, а мой тон был добрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. Принцип создания благоприятного климата на уроках выражается в создании атмосферы терпения и доброжелательности; в использовании разнообразных форм поощрения учащихся и приемов им оказания помощи при выполнении учебных заданий; в приучении детей вежливо и внимательно относиться друг к другу.

Обязательно включаю в каждый урок зарядки-релаксации, цель которых – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет  к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем-то новым, необычным.  Песня на уроке – хороший вид релаксации, предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК «Английский в фокусе» много, но целесообразно для отдыха выбирать задорные, веселые, шуточные. Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании, исполнении песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

При планировании учебного занятия обращаю особое внимание на закономерности динамики работоспособности учащихся. С появлением первых признаков утомления, снижаю нагрузку, иначе работоспособность у учеников резко упадет или вообще исчезнет. Так, после продолжительного зрительного напряжения очень хорошо, например, следующее упражнение:

в руке перед глазами держим карандаш или ручку (близкий объект), в качестве дальнего объекта – учитель, стоящий перед детьми. В течение одной минуты по команде учителя дети быстро переводят взгляд с близкого объекта на отдаленный. Это упражнение способствует улучшению функционального состояния зрения.

Наряду со здоровьесберегающими технологиями широко использую игровые технологии, т.к. они активизируют мыслительную деятельность обучаемых, позволяют сделать учебный процесс  интересным. Это мощный стимул к овладению иностранным языком. Атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую им свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Легче усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворенности - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

Изданное мною методическое пособие «Игры на уроках английского языка» предназначено для использования не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.

В игре развиваются творческие, мыслительные способности ребенка. В ней предполагается принятие решения: как поступить, как сказать, как выиграть. В любой вид деятельности на уроке можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму.

Обучающие игры на уроках и внеклассных занятиях способствуют выполнению важных методических задач:

- созданию психологической готовности детей к речевому общению;

- обеспечению естественной необходимости многократного повторения языкового материала;

- тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта.

 Общеизвестно, что учащиеся легко и непринужденно осваивают материал, который им доступен, когда приемы и виды работ при этом интересны.

При проведении игр возникает атмосфера дружеского соревнования, каждый старается ответить как можно  лучше, проявляет большую заинтересованность в хорошем результате.

Игры имеют много общего и обладают при этом рядом преимуществ:

- все учащиеся принимают участие в игре, тесно взаимодействуя между собой, что способствует созданию благоприятного климата в межличностных отношениях между учащимися и учителем;

- речевые партнеры определяются не только по желанию, но и произвольно, каждый из них  использует языковой материал согласно уровню его личной подготовки или опирается на одни и те же готовые модели высказывания;

 - учащиеся используют языковой материал в более полном объеме, а также расширяют свои знания и совершенствуют навыки и умения в общении на английском языке;

- у учащихся значительно повышается мотивация, что способствует более осознанному изучению языка и расширению их кругозора.

Необходимость и важность формирования навыков  и умений общения на изучаемом  языке посредством  игр объясняется и тем, что оно предполагает  обучение практически всем видам речевой деятельности, т.е. аудированию, говорению, чтению и письму.

Одной  из самых сложных задач при обучении школьников английскому языку является обучению  чтению. Увидев в первый раз в учебнике графическое изображение английских слов, прочитав их хором за учителем, при самостоятельном чтении, ученики тем не менее пытаются прочитывать слова по буквам, как  в русском языке. Многие учащиеся даже к завершению курса обучения делают при чтении много ошибок, бессознательно перенося способ чтения из родного языка в иностранный.

Чтобы этого не произошло, чтобы предотвратить интерференцию родного языка, еще на этапе знакомства с алфавитом разъясняю детям, что английское слово не читается по буквам, его надо охватывать взглядом целиком, узнавать как старого знакомого. С этой целью ребятам, предлагается несколько игр на узнавание слов.

Очень нравится им игра «Задания с Бейкер Стрит». Главная цель таких игр – научить ребят узнавать слова целиком, не доверяя «буквам-обманщикам» в сочетаниях  au, ou, ow, qu, и организовывать первичное ознакомление с правилами чтения. Ведь вначале ребенку очень трудно, глядя на букву «о» озвучивать ее, как [^], например в слове  onion.

Традиционные упражнения на тренировку учащихся в чтении слов не вызывают у ребят интереса, но стоит предложить им игру в «Капитана Флинта», как настроение меняется. Детям дается задание прочитать цепочку слов на доске или в учебнике. Каждое слово – риф, который можно умело обойти, если прочитать слово правильно. Капитан ведет класс через рифы, т.е. читает слова, а ребята хором повторяют их, т.е. следуют за капитаном. Если капитан ошибся, корабль получает пробоину. Капитану бросают спасательный круг (хором читают слово правильно), но после этого капитаном становится другой ученик. И так до тех пор, пока не найдется капитан, способный обойти все рифы. Ценно то, что сколько бы раз ни прочитывалось упражнение, дети с неослабевающим вниманием следят за капитаном. Можно варьировать эту игру, выбирая «вождя индейцев». Для этого надо метко стрелять из лука. Каждое верно прочитанное слово – меткий выстрел, неверно прочитанное - промах.

Работу по закреплению правил чтения следует проводить на каждом уроке. Очень эффективно упражнение – лепить «снежную бабу» (строить дом, пирамиду). Учитель «бросает» первый  «снежок», т.е. называет слово, например  bag. Дети «катят снежный ком», по цепочке называя слова, которые читаются по данному правилу: lamp, flag, cat, black  и т.д. Мы катим три снежных кома (каждый на разное правило чтения), и «снежная баба» готова.

Чтобы задействовать слуховую память, при обучении чтению и в работе над лексикой применяю рифмовки. Во 2 классе, когда объем лексики у школьников невелик, использую рифмовки, в которых русское слово рифмуется с английским, например:

         Вот автобус. It`s a bus.

         Я ждал его почти что час.

         Это птичка. It`s a bird.

         Она семечки клюет.

По мере накопления лексики  учащимися появилась возможность использовать рифмовки, где предъявляемое слово рифмуется с уже знакомым:

           Look at the boy

           He has a toy.

          Why is the sky so high?

          Why can`t I learn to fly?

Таким образом, использование игровых технологий в период овладения правилами чтения в английском языке способствует снятию монотонности в работе, повышению качества обучения, поддержанию интереса к предмету. Совместная работа учителя с учащимися по составлению рифмовок развивает у детей наблюдательность, умение анализировать слова, сравнивать их с уже изученными, способствует закреплению правил чтения и развивает творческие способности детей.

Использование здоровьесберегающих и игровых технологий играет большую роль в жизни каждого ученика, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий на уроках английского языка

Выступление на зональном семинаре "Спользование современных образовательных технологий в обучении английскому языку" с докладом "Использование игровых технологий на уроках английского языка"19.12.2011...

Игровые технологи на уроках английского языка

Как сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую мыслительную активность учащихся?Среди разнообразных приемов организ...

Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии на уроках английского языка

Данная статья раскрывает понятие здоровьесберегающих технологий. Вней предоставлены способы использования данных технологий на уроках английского языка на примере упражнений из учебника "Enjoy English...

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.»

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА  КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКА...

Использование игровых технологий на уроках английского языка. учитель английского языка Елькина Вера Михайловна

Происходящие в обществе глубокие преобразования всех сторон материальной и духовной жизни поставили перед полной средней школой проблему подготовки качественно новых, высокообразованных, творчески мыс...

Современные образовательные технологии. Формирование УУД через игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе

Формирования УУД через игровые технологиина уроках английского языка в начальной школе...