Развитие компетентностей путём формирования развивающей среды в процессе профильного обучения
статья (11 класс) по теме

Фатеева Татьяна Алексеевна

Данная статья посвящена новым подходам к обучению в профильных группах(классах) на основе авторской методической разработки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komt.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие компетентностей  путём формирования развивающей среды в процессе  профильного обучения

Фатеева  Т. А. 
МОУ Каргасокская
 средняя общеобразовательная школа №2  

Каргасок,Томская область

Президент РФ Д.А.Медведев отметил, что «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» [1].Эта фраза легла в основу концепции Национальной инициативы «Наша новая школа», принятой правительством РФ как основы развития всего российского образования

Один из русских писателей говорил: «Общаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как, неточно, приблизительно, неверно…» Главная задача, стоящая перед учителем: способствовать развитию мышления ребенка на таком уровне, который позволил бы ему легко адаптироваться в окружающем его мире, находить решение возникающих перед ним проблем и пути сотрудничества с окружающими его людьми.

Достижение образовательных практических и воспитательных целей при обучении иностранным языкам определенных программой, возможно лишь при условии максимальной интенсификации речевой деятельности обучаемых. В связи с этим трудно переоценить необходимость и важность профильного обучения и предпрофильной подготовки, которая дает возможность разрешить противоречия между высоким уровнем  требований программы с одной стороны и снижающимся уровнем познавательной деятельности и интереса к предмету у обучаемых – с другой.

 Отсюда задача учителя состоит в том, чтобы научить учащихся шаг за шагом свободно общаться на иностранном языке на уровне общепрофессиональной подготовки, что позволяет сохранить высокую мотивацию иностранного языка в старших классах, чему способствует развивающая образовательная среда,  пространство, созданное обучающимися в их познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе.    

Развивающая образовательная среда предполагает создание условий, обеспечивающих самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, видение проблемы в знакомой ситуации, видение структуры объекта, комбинирование ранее освоенных способов и создание нового оригинального способа решения, видение альтернативы решения, доказательность каждого суждения.

Развивающая образовательная среда проявляется в продуктивном творческом общении, в адекватной самооценке ребенка, в его оценке достижений других участников творческого процесса, в его ориентации на общечеловеческие ценности, в готовности защищать свои интересы и в уважении прав других людей. В основе используемых в процессе обучения педагогических технологий лежит идея деятельностного подхода.

Познай самого себя. Открытие рядом с нами – это должен быть девиз урока, на котором дети должны утвердиться во мнении: «Я могу. Я способен. Я не хуже других».

Этому способствует и технология личностно-ориентированного обучения, включающая в себя технологию развития критического мышления, проблемное обучение и педагогику сотрудничества. Все это приучает детей самостоятельно использовать свои образовательные ресурсы и в творческом поиске находить решение поставленных задач путем обобщения и анализа поступаемой информации. Акцент идет на работу в команде, умение слушать и слышать партнера – это главное качество, которое необходимо развить в ребенке. Древнегреческий философ Сократ говорил: «Заговори, чтобы я тебя увидел».

Учитель должен дать в руки инструмент и научить им пользоваться в целях изучения окружающего мира средствами иностранного языка. Знание через общение и общение через знание. Учитель лишь дает толчок к выполнению поставленной задачи. И, показывая различные способы ее претворения,  помогает разобраться и создать свою новую точку зрения по обсуждаемой проблеме. Здесь работает принцип выборности в зависимости от запросов и интересов обучаемых. Различные фразы и высказывания великих людей дают место для размышления и домысливания, в результате чего и возникает панорама идей.

На основании  вышеизложенного  одной из задач  профильного курса          ”Английский через науку”, который я веду в  старших классах на основе созданного мною одноимённого УМК,  является развитие умения решать проблемы.

 Умение решать проблемы включает умения

  1. творчески мыслить, т.е. обдумать все возможные и необычные пути решения;
  2. критически  мыслить, т.е. рассмотреть разные точки зрения на способы решения проблемы и  улучшить  самые перспективные из них

Коммуникативно – ориентированные задания  помогают разобраться,  как  пошагово решать проблемы методом мозгового штурма, как с помощью метода шести шляп проанализировать сложившуюся ситуацию.

Наряду с компетентностным подходом  мною применяется деятельностный подход, так как обучающиеся используют английский язык как инструмент для обсуждения и разрешения  ситуаций делового общения.

В основу курса положены интегрированные занятия и деловые игры и одним из основных принципов его содержания является:

•  коллективное взаимодействие - «установка на успех»,

• практическая ориентация образовательного процесса с введением интерактивных деятельностных компонентов (проектно-исследовательский и коммуникативный метод)

. При первичном предъявлении вниманию детей представляется научно -популярная статья, либо высказывание знаменитых  людей , либо отрывок газетной публикации. В процессе работы на данном этапе  идет урок осмысления полученной информации и, методом мозгового штурма, выявление поставленной проблемы. Далее осуществляется переход  к различным практическим задачам в форме коммуникативных тренингов.

Если на предыдущем шло целеполагание и создание мотивации к дальнейшему изучению представленной темы, то здесь включается технология подготовки различного вида заданий для дальнейшего успешного выполнения творческой задачи. Все это помогает сформировать коммуникативную компетенцию на основе практического взаимодействия при помощи различных  блоков. Весь процесс основан на работе в команде, где включаются так называемые «шесть шляп мышления», что позволяет обсуждать проблему с разных точек зрения и взглянуть на ее решение с точки зрения важной перспективы.

Коммуникативные задания разной степени сложности требуют логически верно доказать свою точку зрения, что позволяет развивать творческое логическое и критическое мышление обучаемых, а также способность самостоятельно управлять  своей деятельностью. Последнее время много внимания уделяется развитию педагогики сотрудничества, тесному взаимодействию детей и учителя, развитию творческой мыслительной деятельности учащихся, умению работать в коллективе, решать возникающие во время совместной работы проблемы и принимать взаимосогласованные решения.

Одной из эффективных форм активации речемыслительной деятельности учащихся является групповая форма работы, позволяющая значительно увеличить их языковую практику, развивать их творческую инициативу. Материалом для групповой работы служат упражнения и тексты учебника, представленные учащимися в форме возможного общения. Каждый учитель знает и принимает тот факт, что основной целью нашего обучения является воспитание учащихся как самостоятельно мыслящих и обладающих чувством ответственности людей. Несомненно, что каждый урок может и должен способствовать формированию мышления учащихся. Наша обязанность – развивать их способность не только к репродуктивному, но и к творческому мышлению, пробуждать в них радость познания.

Исходя из этого, становится ясно, что активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения является одной из важнейших на сегодня как дидактических, так и общественных проблем. Данная проблема не нова, но достаточно актуальна и может быть решена с помощью компетентостного характера обучения. Для обеспечения компетентностного подхода к образованию учитель должен обеспечить следующие приоритеты  

  1. усиление прикладного, практического характера образования ,не просто наращивать объем информации в конкретной образовательной области, а помочь (научить) самостоятельно решать конкретные задачи и проблемы, используя полученные знания
  2. организация развивающей среды на уроке, мотивация учащихся на проявление инициативы и самостоятельности  
  3. сочетать индивидуальную оценку ЗУНов с оценкой умения работать самостоятельно, в группе; планировать и анализировать любой вид деятельности

Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения. Как отмечают В.А. Болотов, В.В.Сериков, "компетентность, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта" [2]

Одним из верных средств, как показала практика, являются нестандартные формы и приемы работы. Они наиболее действенные, т.к. при их применении учащиеся охотно и активно трудятся, легко, осмысленно и прочно усваивают материал и, главное, умеют им практически пользоваться

Всему этому учит детей такой вид работы как проектная деятельность. В ходе этой работы идет созидательно-творческий процесс в микрогруппах по созданию своего продукта с последующей его презентацией. Проектная работа задает определенный стимул для изучения иностранного языка, прививает навыки коллективного труда, самостоятельной исследовательской работы, учит самореализации личности, что является, в своем роде, «педагогикой успеха», в результате чего ребенок приходит к мысли «Я могу, Я способен, Я не хуже других».

. Итоговое занятие может проходить в виде практической конференции, где детям предлагаются различные темы для сообщений. Например: «Информационные технологии в средствах массовой информации»,  «Эффективность спутникового телевидения» и т.д. Кроме того, параллельно этому  дебаты по теме «Мы и окружающий мир», где представлены различные точки зрения на обсуждаемые проблемы.

В итоге дети приобретают навыки работы в команде, создания проекта, умение вести дискуссию по обсуждаемой проблеме, обнаруживая при этом интерес к процессу обучения, что способствует повышению мотивации к изучению предмета. Обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности -именно эти качества и дадут возможность сформировать у выпускника компетентностный подход, реализуемый на уроке учителем.

Литература

  1. Федеральная Целевая Программа "Дети России
  2. Штарина А.Г.Компетентостный подход в преподавании английского языка/ А.ГШтарина ,Волгоград:Учитель,2008.-191с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование развивающей среды в кабинетах слуховой работы как одно из условий развития неслышащего ребёнка».

Главным требованием к процессу образования  в школе для неслышащих детей в настоящее время выступает организация развивающей слухоречевой среды, предусматривающая слухозрительное и слуховое...

Создание развивающей среды как средство формирования УУД на уроках. Современные педагогические технологии.

Создание развивающей среды как средство формирования УУД на уроках. Современные педагогические технологии.Учитель химии ГБОУ гимназии 343 Невского района Санкт-Петербурга Куцапкина Людмила Васильевна....

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СЕНСОМОТОРНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Среда, с которой работает ребенок, представляет собой настенное съемное  многофункциональное панно. Материал расположен на уровне глаз ребенка, можно все потрогать руками. Каждый отдельный предме...

Формирование развивающей среды в процессе обучения и воспитания.

Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружени...

Развивающая среда - современная технология обучения

Презентация материалов по современным педагогическим технологиям. Использование новых подходов в коррекции речевых нарушений у детей....

Выступление на городском семинаре Сур ГПУ "Предметно-пространственная среда, как одно из условий развития обучающихся с ОВЗ в образовательной организации" «Особенности организации предметно-развивающей среды в логопедической группе для детей с тнр»

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речиСогласно требованиям Федерального государственного образовательного ст...