Семинар в лицее №5
учебно-методический материал по теме

Требования к современному уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon seminar_licey_no5.zip65.19 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1  Проектирование и анализ урока в рамках реализации

 системно-деятельностного подхода

Цыганкова М.В., учитель английского языка

                                                   МАОУ «СОШ№ 1 с УИОП» г. Губкина

Слайд 2

 Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Так как основной формой организации обучения остаётся урок, то учителю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию, структуру уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Эти направления работы стали задачами методической службы по реализации системно – деятельностного подхода в нашем Учреждении.

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе, его продуктивная деятельность.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Ученик

 ставит цели, решает задачи, отвечает за результаты.

Слайд 3

 Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития обучающихся.

Слайд 4  

Таким образом, деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

 «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». (Г.А. Цукерман)

Слайд 5

  • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»

• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

Н. Ф. Талызина, «главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий». 

Слайд 6

 Становление системы осознанных действий должно проходить в нужной последовательности, поэтапно, с учётом постепенного роста самостоятельности обучающихся.

При этом психологами давно доказано, что наиболее эффективный путь формирования требуемых     компетенций, достигается в том случае, если обучение идёт по пути не накопления суммы отдельных умений, а в направлении от общего к частному.

       Слайд 7 

При системно - деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия.

• формирование у школьников умения контролировать свои действия –  как после их завершения, так и по ходу;

• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

 Учебный процесс в деятельностной модели обучения представляет собой:  

1. Взаимодействие

2. Решение коммуникативных (проблемных) задач.

Слайд 8 ( 4 раза)  

Деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат.   В ходе реализации Федерального государственного образовательного стандарта каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных).

 

Слайд 9 (сам открывается) Кроме того, развитие личности ребёнка невозможно без целенаправленного формирования  универсальных учебных действий. Также важно учесть, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация). Очевидно, что это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения.

В ходе изучения и анализа различных информационных материалов в соответствии с требованиями ФГОС мы используем следующие рекомендации при проектировании педагогами современного урока.


Содержание


Компетенции  обучающихся

Использование различных источников и средств обучения

(ИКТ и др)

 Слайд 10    Организационный момент,

включающий:

• постановку цели, которая должна

быть достигнута обучащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  1.  определение  методов организации работы обучащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог).

Альтернативный вариант проведения данного этапа урока:

  1. моделирование        проблемной ситуации и выход на проблему урока

Регулятивные УУД:

постановка и формулирование цели предстоящей учебной деятельности – индивидуальной и коллективной

  1. и  др.

Познавательные (общеучебные и логические):

определять проблему, цели;

  1. и  др.


Учебник, название §, печатные материалы,

 ссылки на интернет-источники, CD,  DVD   диски и т.п.

Слайд 11

Опрос обучащихся по заданному материалу), включающий:

 определение целей, которые учитель ставит перед обучающимися на данном  этапе урока (какой результат должен быть достигнут обучающимися);

• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

• определение методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

• определение возможных действий педагога в случае, если ему или обучающимся не удается достичь поставленных целей;

• определение методов мотивирования

(стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе опроса;

• определение  методов и критериев

оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Возможен другой вариант – этап  актуализации и составления плана урока, включающий:

  1. проведение АКТУАЛИЗАЦИИ:

Что мы уже знаем по этой проблеме? (диалог в виде мозгового штурма или выполнение ряда заданий по изученному материалу);

  1. составление ПЛАНА:

Что нам надо узнать, чтобы решить проблему? (диалог, определяющий последовательность действий на уроке).


Регулятивные:

  1. планирование последовательности деятельности, прогнозирование её  результатов);
  2. контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности;
  3. волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий).
  4. и  др.

Коммуникативные:

  1. аргументировать свое мнение;
  1. и  др.

Познавательные (общеучебные и логические):

  1. перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами
  1. и  др.

Слайд 12

Изучение нового учебного материала.

Данный этап предполагает:

• постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

• изложение основных положений

нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;

• определение форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

• определение основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с

учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

•  методов мотивирования

(стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала

Слайд 13

Альтернативный вариант проведения данного этапа урока: поиск решения проблемы (открытие нового знания обучающимися).

  1. Формулирование учителем своего  вывода по проблеме (правило, алгоритм, понятие, описание закономерности), к которому с его  помощью смогут прийти ученики. (Примечания: а) вывод может отличаться от текста учебника, б) на уроке ученики могут прийти к неожиданному для учителя, но верному выводу)
  2. Выбор таких источников информации для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Например:

Материал для наблюдения: текст, ситуация, где выражено новое знание.

Тексты учебника (в т.ч. таблицы, схемы, рисунки с подписями), из которых можно логически вывести - признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т.п.

(Так в текстах учебников истории закономерности не перечислены, а даны в подтексте).

  1. Построение диалога по поиску решения проблемы на основе наблюдения или чтения текста. Типы диалога:

Подводящий

Цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых предсказуем (развитие логики).

Побуждающий

Ряд вопросов, на которые возможны разные варианты ответа – гипотезы решения (развитие творчества).

  1. Составление примерного опорного сигнала (схемы, набора тезисов, таблица и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов.

Предметные цели – формирование у обучающихся конкретных знаний (понятий, правил, законов), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области.

  1. и  др.

Регулятивные УУД:

  1. волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий).

и др.

Познавательные УУД (общеучебные и логические):

  1. строить логическую цепь рассуждения (выдвижение тезиса, гипотезы, их обоснование, подбор аргументации и др.);
  1. наблюдение
  2. слушание

и др.

Коммуникативные УУД:

  1. владеть всеми видами деятельности;
  2. вступать в диалог;
  3. участвовать в коллективном обсуждении;
  4. аргументировать свое мнение;
  5. строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности;
  6. корректировать поведение;
  7.  осуществлять контроль;
  1. и  др.

Слайд 14

Закрепление учебного материала,

предполагающее:

• постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока);

• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

• определение форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, с которыми работает педагог;

• определение критериев, позволяющих определить степень усвоения обучающимися нового учебного материала;

• определение возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда  учитель определяет, что часть обучающихся не освоила новый учебный материал.

Альтернативный вариант проведения этапа закрепления нового материала:

Применение нового знания.

Подбор  заданий, требующих от обучающегося применить новое знание (алгоритм, правило, понятие, закономерность) в работе по образцу, а затем – самостоятельно в новой ситуации.  

Регулятивные УУД:

  1. волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий);
  2. контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности;
  3. самоконтроль.

Познавательные УУД (общеучебные и логические):

  1. выполнять логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие и др.;

Коммуникативные УУД:

  1. участвовать в коллективном обсуждении;
  2. аргументировать свое мнение;
  3. осуществлять контроль;
  1. и  др.

Слайд 15

Задание на дом, включающее:

• постановку целей самостоятельной

работы для учащихся (что должны

сделать учащиеся в ходе выполнения

домашнего задания);

• определение целей, которые хочет

достичь учитель, задавая задание на

дом;

• определение и разъяснение учащимся

критериев успешного выполнения

домашнего задания.

Регулятивные УУД:

  1. самоконтроль.

Слайд 17

  Организация  деятельности учеников на уроке происходит  через: постановку цели деятельности; планирование своих действий по реализации поставленной цели; саму деятельность, рефлексию полученных результатов.

 Сравнивая деятельность учителя при организации учебного процесса в традиционной и современной школе приходим к выводу, что учитель отходит от жестко структурированного урока, составляет сценарный план, отражая его в технологической карте, расширились информационные ресурсы подготовки к уроку. Меняется роль учителя на уроке – он теперь не основной источник знаний на уроках, а он теперь организатор учебной деятельности, главная цель которого обеспечить индивидуальную траекторию развития каждого ученика. Лексикон учителя обогащается следующими формулировками:  проанализируйте, докажите (объясните),

сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите,

 обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т.д. Очевидно, что при такой организации учебного процесса приоритетными  становятся групповая и индивидуальная формы работы.

Слайд 18

Для построения урока в рамках ФГОС НОО понимаем критерии результативности урока:

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Слайд 19

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9.  Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель-ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-семинар по физике 9 класса по теме: «За какими электростанциями будущее?», МОУ Лицей № 33, г.Комсомольск-на-Амуре, Хабаровского края

В данной методической разработке представлен урок-семинар по теме: «За какими электростанциями будущее?», МОУ Лицей № 33, г.Комсомольск-на-Амуре, Хабаровского краяЦелевая  аудитория: подрост...

Выступление на семинаре в лицее 2017

Из опыта работы МОУ "Лицей № 1" по реализации взаимодействия системы урочной и внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС ООО на примере 7 класса....

Городской семинар учителей ОБЖ в МБОУ-лицей г. Владикавказ. Открытй урок по ОбЖ. Раздел 4. "Основы медицинских знаний и оказание ПМП".

Открытй урок в 11 классе по теме: " Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата"....

Методическая разработка (семинар-практикум с использованием групповой формы работы) по теме: «У войны не женское лицо» (По повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»).

Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа 428 Приморского района г. Санкт-Петербург Явдошенко Александры АлександровныРазработка семинара-практикума с использованием групповой формы работы...

Информация об участии в республиканском семинаре "Практико-ориентированное образование" (МКОУ "Приютненский лицей им. И.Г.Карпенко", 2018 г.)

 Выступление методиста РЦДЮТиК, кандидата исторических наук, Надбитова Р.К. было посвящено практико-ориентированности школьного краеведения в контексте дополнительного образования. «...

Зональный семинар учителей географии южного Подмосковья на базе МБОУ лицей №4 (зональный уровень) Выступление группы экскурсоводов учащихся 10б класса: Головой Юлии, Гулиной Алёны, Малашенко Никиты по теме «Геологическое прошлое Москворецко-окской ра

История Подмосковья уходит в глубокое прошлое. Территория, занимаемая Московской областью, находится в центральной части Восточно-Европейской платформы, которую природа создавала долго и основательно....