"Проблемное обучение на уроках иностранного языка"
статья на тему

Дядькина Елена Васильевна

Статья, обобщающая  теорию проблемного обучения на уроках английского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемное обучение на уроках иностранного языка.

         Обучение иностранного языка на современном этапе развития методики и психологии рассматривается как обучение деятельности. В зависимости от новизны и оригинальности мыслительных действий, деятельность может иметь различный характер. Она может быть репродуктивной, то есть повторением знакомых действий, реконструктивной – когда делаются преобразования по образцу и творческой – когда действия выполняются самостоятельно.

        Творческая деятельность подразумевает создание нового знания, или способа действия.

        Одним из возможных путей обучения творческой деятельности является проблемное обучение: использование специальных проблемных задач (заданий). Основное отличие проблемной задачи от обычной заключается в наличии противоречия между имеющимися у учеников знаниями и теми, которые необходимы для решения задачи.

        Проблемную ситуацию создаёт учитель с помощью специальной обработки или презентации текстового материала: удаление некоторых кусков текста, столкновение нескольких текстов, представляющих различные точки зрения на проблему или привлечение наглядности, не полностью совпадающей с предлагаемой информацией (содержанием текста).

        Задание может требовать расширения имеющийся текстовой информации за счет знаний учащихся или привлечение  дополнительного материала (например, прочтите мнения подростков  и приведите свое мнение на проблему).

       Для успешного решения проблемного задания у ученика необходимы знания, не только языковые, но и профессиональные, и жизненные. Поскольку решение такой задачи представляет собой творческую деятельность, особое значение придаётся обученности учащихся, их творческим способностям.  Они включают в себя следующие качества:

  1. Гибкость мышления (лёгкость переключения)
  2. Глубину (степень существенно абстрагируемых признаков)
  3. Самостоятельность (возможность обходиться без посторонней помощи)
  4. Экономичность (способность свёртывания информации и мыслительных операций)
  5. Осознанность своих действий
  6. Креативность (зоркость в поисках проблем) широта мышления(лёгкость и отдалённость ассоциирования).
  7. Широта мышления (легкость и отдалённость ассоциирования)

      Первое качество (гибкость мышления) следует учитывать при переходе от одного типа проблемной задачи к другому, облегчая его для тех учащихся, которым сложно переключиться с одного вида деятельности на другой.

      Остальные качества нужно учитывать при составлении конкретных задач. Глубина мышления будет влиять на проникновение в подтекст, экономичность  - на скорость выполнения задания, а креативность – на самостоятельное усмотрение вариантов решения.

     При выборе материала следует учитывать интересы учащихся: можно предусмотреть несколько вариантов одной задачи с разной тематикой текстов.

      Рассмотрим какие приёмы работы с текстом  разработаны и предлагаются методистами.

  1. Сравните текст и рисунки к нему и приведите их в соответствие.
  2. Ответьте на вопросы к информации, которой в тексте нет. Многие школьники охотно начинают фантазировать, тогда, как другим тяжело отойти от предлагаемого текста. Это должен учитывать учитель, предлагая учащимся типичное задание.
  3. Вставьте пропущенные слова (или фразы) и допишите текст.  Текст с пропусками надо дать до чтения оригинального текста в учебнике, чтобы потом можно было сравнивать варианты учебника с работами учеников.  Нужно учитывать, что пропущенные слова подчиняются не только смысловым, но и формальным связям.
  4. Сделайте свои предположения об авторе текста. Разумеется, сам текст не должен содержать прямых указаний на этот счёт.
  5. Перескажите текст от имени его неодушевлённых героев (например, чашка чая рассказывает о характере своего хозяина британца Мистера Смита).
  6. Соедините два текста, выражающих разные точки зрения, в один, как будто его писал один автор.

       Такие проблемные задачи должны органично входить в более крупную систему текстовых учебно-речевых ситуаций в качестве завершающего этапа работы над текстом, поскольку они являются наиболее трудным, творческим видом работы. Очень хорошо использовать такие задачи в качестве домашнего задания в старших классах, так как они исключают возможность списывания.

       Таким образом, использование проблемных заданий способствует развитию творческого мышления на уроках английского языка, приучает учащихся к внимательному и вдумчивому отношению к текстам.

       На развитие творческого мышления многими методистами рекомендуется использовать такой приём организации работы, как проект. Проектная методика позволяет учащимся осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая информацию, в том числе лингвистическую, не только из учебников, но и из других источников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения в преподавании иностранных языков

Статья выполнена в качестве зачетной работы по курсам повышения квалификации и раскрывает основные понятия проблемного обучения в преподавании иностранных языков...

Применение технологии проблемного обучения на уроках иностранного языка

Данная статья  и презентация об использовании активных методов обучения с применением инновационных педагогических и информационных технологий, а значит,  о том,как на уроках создается атмос...

Применение технологии проблемного обучения на уроках иностранного языка

Проблемное обучение – это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и пр...

Статья " Актуальность проблемного обучения на уроках иностранного языка в рамках ФГОС"

Проблемное обучение в школьной практике "появилось, на наш взгляд, благодаря исследовательскому поиску творчески работающих учителей, которых не устраивает серость и однообразие традиционных комбиниро...

Проблемный метод обучения на уроках иностранного языка

Данная разработка показывает применение  проблемного обучения на уроках иностранного языка для развития мотивации и поможет  использовать полученные умения и навыки  для решения проблем...

Технология проблемного обучения на уроках иностранного языка

Технология проблемного обучения на уроках иностранного языка...