Развитие навыков говорения на уроках-проектах английского языка
статья по теме

Николаева Елена Юрьевна

В данной статье отображены основные этапы проектной деятельности, а также краткое описание каждого их них. Также в данной статье я постаралась поэтапно раскрыть действия учителя и ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nikolaeva_elena_yurevna.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Николаева Елена Юрьевна,

Развитие говорения на уроках проектах английского языка.

МБОУ Солнечная СОШ №1

с.п. Солнечный,

Сургутский район, ХМАО-Югра

На сегодняшний день перед учителями остро стоит проблема активного творческого восприятия знаний, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни.  На мой взгляд, ключом к этой проблеме является проектная деятельность учащихся.

Проектная деятельность подразумевает прохождение следующих этапов: подготовительный, организационный, основной, заключительный и презентация или другими словами защита проекта. Главным достоинством этой методики является то, что практически все исходит от учащихся. Учителю отводится другая роль – организационная. Ученики становятся активными участниками процесса.

В отличие от других технологий, проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные результаты своего труда.

В организации проекта далеко ходить не надо. Огромные возможности для этого дают  современные учебники. Например, учебник New Millennium English для 10 класса, авторами которого являются,О.Л. Гроза, О.Б. Дворецкая, Н.Ю. Козырбаева и другие, поделён на 10 разделов. Каждый раздел включает 9 основных уроков, а затем заключительный 10. Именно этот урок должен быть проведён в форме проекта.

Урок-проект способствует развитию подготовленной, а самое главное, неподготовленной речи на изучаемом языке. Не секрет, что говорение - одна из самых острых проблем в изучении английского языка. Зная лексику, грамматику, детям тяжело озвучить свои мысли. Именно проектная деятельность может помочь в этом. Проект направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.

На первом этапе учителю необходимо разработать план проектной работы и продумать систему коммуникативных упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов.

Для примера я взяла тему из 5 раздела вышеупомянутого учебника "Family issues" . В этом разделе мы затрагиваем проблемные ситуации в семье. Невольно старшеклассники начинают озвучивать своё мнение, так как эта тема им очень близка.  Итак, на начальном этапе учителю необходимо разработать план проектной работы и продумать систему упражнений, обеспечивающую ее речевой уровень. На первом же уроке при проведении речевой разминки учитель подводит детей к постановке проблемы вопросами:

- Do you like your family?

- How many people are there in your family?

- Who is your favourite person in your family?

- Do you have problems with your family? Do they agree with you or not?

Учитель объясняет, что в этом разделе ребята познакомятся с жизнью подростков за рубежом. А также им предстоит изучить проблемы поколений в других семьях. Уже на этом этапе ученики делятся на небольшие группы для создания проекта.

Далее, следует этап, где учащиеся изучают материал, предложенный в учебнике, выполняют коммуникативные упражнения. Таким образом, они знакомятся с проблемными ситуациями, беседуют, дают советы. Учитель направляет речевую деятельность учащихся, задавая им проблемные вопросы, сравнивая со своей семьё, в которой они живут. Идет активный процесс усвоения лексики. Учителю рекомендуется продумывать речемыслительную задачу и адекватную коммуникативную ситуацию, при которой увеличилась бы мотивация говорения на английском языке и возросли количественные и качественные показатели их речи.

На следующем этапе ребята активно анализируют полученную информацию, учитель предлагает новые источники информации. Это могут быть тексты, диалоги, видео и аудио тексты. Здесь же участники группы намечают план решения проблемы, готовят эскиз будущего проекта. При обсуждаются требования к выполнению, защите и параметры оценки проектов.

А когда же дело доходить до самой защиты проекта, то здесь недолжно быть никакой спешки, каждая группа должна быть выслушана и каждое мнение должно быть услышано.Учащиеся могут подготовить диалоги в парах или сообщение (монолог). После презентации проектов предполагается общая дискуссия, которая должна быть заранее продумана учителем. Вот именно здесь идет развитие НЕПОДГОТОВЛЕННОЙ диалогической и монологической речи, что на мой взгляд очень важно. Если при защите проекта учащиеся могли выучить свою речь, диалог. То при дискуссии всё происходит спонтанно. Здесь они должны владеть такими речевыми клише, как  I think…; I am sure…;I’m agree…; As for me …; и так далее.

А также, необходимо поощрять речевую активность учащихся (различные номинации). В классе должна быть создана дружеская атмосфера общения, атмосфера поддержки и взаимопонимания.

Прежде всего, учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения иностранным языком. Поэтому перед учителями иностранного языка стоит проблема поддержания устойчивого интереса к предмету и мотивации учащихся на его изучение. И, на мой взгляд, метод проектов может позволить решить эту задачу и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков устной речи на уроках английского языка

Развитие навыков устной речи на уроках английского языка. Значение изучения иностранного языка бесспорно. Но при обучении возникает множество проблем. К ним относятся проблема повышения эффективн...

Выступление на РМО иностранные языки По проблеме: «Работа по развитию навыков письменной речи на уроках английского языка».

Работу по развитию навыков письма на уроках английского языка я веду в соответствиями с требованиями к уровню подготовки выпускников...

Педагогический проект "ИКТ как эффективный способ развития навыков самостоятельности у школьников по английскому языку"

В данном проекте экспериментально исследуется использование ИКТ как эффективного средства организации самостоятельной работы школьников при изучении английского языка. В приложении представлен дидакти...

Развитие навыков письменной речи на уроках английского языка с помощью дистанционного обучения

Использование электронной почты как один из методов обучения письменой речи на уроках английского языка....

Развитие навыков монологической речи на уроке английского языка по теме British food

Содержит комплекс упражнений для развития монологической речи на основе видео British food (“Window on Britain” Richard Mac Andrew, Oxford University Press)...

Методическое пособие по развитию навыков чтения аутентичных текстов на английском языке по теме «Chemistry» («Химия»)

Данное учебное пособие предназначено для студентов специальности «Химия неорганических соединений». Пособие ставит целью развитие умения работать с текстом, навыков чтения аутентичной специальной лите...