Особенности преподавания иностранного языка в классах коррекции.
методическая разработка по теме

Кудрявцева Елена

Статья об особенностях преподавания иностранного языка в классах коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialno.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Кудрявцева Е.А.

ГБОУ СОШ № 201 СПб

Особенности преподавания иностранного языка в классах коррекции.

Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. Изменился статус школы: из государственного учреждения школа стала общественно-государственной, отражающей интересы как государства, так и общества и отдельной личности. Возможности и потребности личности школьника, желание и интересы родителей стали во многом определять образовательную политику в стране: появилось много типов школ, новых курсов обучения, и, соответственно появился выбор образовательных путей. Наличие выбора в сфере образования – одно из проявлений демократизации и гуманизации школы и в значительной мере показатель схемы парадигмы образования. Официально признанной становится личностно-ориентированная парадигма образования, согласно которой ученик становится в центр учебно-воспитательного процесса, рассматривается не как объект воздействия учителя, а как субъект своей учебной деятельности, потребности, возможности и способности которого должны постоянно учитываться.

Согласно нормативно-правовым положениям, в современной общеобразовательной школе для детей с трудностями в обучении создаются два основных вида классов - классы компенсирующего обучения и классы выравнивания . Коррекционно-развивающее обучение в классах выравнивания и компенсирующих классах определяется нормативно-правовыми положениями Министерства образования РФ и строится на основе организационно-педагогических и научно-методических положений Концепции коррекционно-развивающего обучения, разработанной Институтом коррекционной педагогики, а также психолого-педагогических принципов развивающего обучения. В соответствии с положениями Министерства образования классы выравнивания создаются для обучения детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость.

Классы компенсирующего обучения создаются в общеобразовательных школах для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ. Их основная цель - создание адекватных условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию таких детей в условиях общеобразовательного учреждения.

В классы компенсирующего обучения принимаются дети группы риска. К этой группе специалисты относят детей, которые по совокупности причин генетического, биологического и социального характера приходят в школу психически и физически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации. Это дети "с сохранным интеллектом", значительно более низкими в сравнении со сверстниками адаптационными возможностями, что делает их уязвимыми по отношению к несбалансированным воздействиям внешней среды и предрасположенными к патологическим реакциям на перегрузки, социально-психологическим срывам.

Дети группы риска не имеют выраженных отклонений в развитии, т.е. у них нет задержки психического развития церебрально-органического генеза, умственной отсталости, выраженных нарушений речи, слуха, зрения, двигательной сферы. При интеллектуальном развитии, соответствующем возрастной норме (отсутствие нарушений памяти, перцептивных и мыслительных процессов), эти дети обнаруживают низкую работоспособность, повышенную утомляемость и отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность, низкий уровень производительности психических функций и деятельности, несформированность учебной мотивации и познавательных интересов. Создание специальных классов коррекционно-развивающего обучения позволяет обеспечить оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении и проблемами в физическом и нервно-психическом здоровье.

Перед учителями школы и, в частности, перед учителями иностранного языка, стоит труднейший вопрос — чему и как учить таких детей? Стоит ли им вообще изучать иностранный язык? Ведь для ряда детей, обучающихся в таких классах, характерны кроме вышеперечисленных особенностей и «трудности в звуковом анализе, нарушенный фонематический слух. Они нечетко воспринимают обращенную речь, не дифференцируют сходные звуки» и т.

В обычных общеобразовательных школах существуют специализированные классы ЗПР, где дети могут находятся с различным уровнем развития отклонений, а также  дети с первичным дефектом – нарушение органики. Этих детей  возможно обучать иностранному языку,  но при условии смещения акцента в постановке целей с точки зрения практического владения языком - на общее развитие детей. На первое место должна быть поставлена задача развития мышления детей, памяти, речи, активизация их познавательной деятельности, обогащение их знаниями об окружающем мире, чему иностранный язык способствует как никакой другой предмет. Практическое владение языком становится не целью, а действенным средством решения этой задачи. Планируя конечный уровень практического владения языком в классе коррекции и ЗПР, нужно исходить из того, что речь детей со сниженным интеллектом на родном языке ограничивается уровнем бытовых потребностей, небогата по лексическому объему и порой грамматически неправильна, следовательно, грамматически сложнопостроенную речь на чужом языке им не освоить, так как степень обученности иностранному языку зависит от общего уровня развития ребенка. Но это не значит, что таких детей нельзя обучить иностранному языку, они смогут говорить на другом языке, но на уровне своего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые методологические и практические особенности преподавания иностранного языка в рамках метапредметного подхода"

Мне хотелось бы обратиться к вам с вопросом: что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?   Ответ на него дает великий русский...

Особенности преподавания иностранного языка в физико-математическом лицее. Правильный выбор учебно-методического пособия. Автор: Васильева И.С., учитель английского языка ФМЛ №239.

Приведены особенности преподавания иностранного языка, которые обуславливают выбор методов, приемов обучения и подбор дополнительных учебных пособий....

Особенности преподавания иностранного языка учащимся с доминантным правым полушарием мозга

Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия активно развивалась, накоплен значительный теоретический и практический материал. Однако в практической работе педаг...

Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС в практику обучения иностранному языку

Статья по теме: "Особенности преподавания иностранного языка  в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС  в практику обучения иностранному языку" посвященная внедрению новых стан...

научная статья "Особенности преподавания иностранного языка младшим школьникам"

Очевиден тот факт, что непросто построить успешную карьеру без знания английского языка, азы которого закладываются еще в начальной школе. За последние годы возрастной порог начала обучения детей инос...

План работы городской творческой лаборатории для учителей английского языка "Особенности преподавания иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО".

В ходе работы лаборатории учителя познакомятся с концептуальными основами ФГОС ООО, а также будет сформирована технологическая грамотность в области преподавания иностранного языка в условиях реализац...