Формирование коммуникативной деятельности посредством игровой деятнльности на уроках английского языка.
учебно-методический материал по теме

Сюскалова Тамара Михайловна

Данная презентация  поможет раскрыть   вопрос о формировании коммуникативной деятельности на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kommunikativnykh.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Тема « Формирование  коммуникативной деятельности посредством   игровой деятельности на уроках английского языка»

  1. Вступление.
  2. Методика.
  3. Психологические  и  возрастные особенности учащихся.
  4.  Игра- игровые ситуации как способ  формирования коммуникативной компетенции.

-     Цели использования игр  на уроках английского языка.

-    Требования к ролевой игре.

-    перечень  игр.

5  Практические  результаты и выводы.

Проработав  в школе свыше 30 лет, я поняла, что цели образования  в новых условиях меняются и задачи учителя в настоящее время изменились по сравнению с прошлым.

     Введение государственных стандартов,  инновационные  изменения, Единый государственный экзамен заставили задуматься об  этом.

Задача  учителя состоит в том, чтобы помочь учащимся  развивать возможности  из осознанного  и ответственного учения, объяснения  стратегии и методов  учения, оценки своей собственной деятельности.

     В  связи с этим  появилась проблема, как я могу научить учеников добывать знания?

Итак,целью моей педагогической работы стало  развитие  личности ученика,  ,интереса к учению, умения учиться., формирование коммуникативной компетенции.

Для каждой  возрастной группы существуют  свои  методы и способы решения коммуникативных задач.

       Я   буду говорить об учащихся 1    и   2  ступени.

Наилучший результат может дать только игра. Начинаем играть в   дошкольном возрасте и продолжаем   . на 1,2 ступенях и далее. Взрослеют дети, взрослеет игра.

А с ростом игр   растёт личность  учащегося.

Игра  удовлетворяет  потребности ребёнка побыть хоть немного кем-то иным.

    В игре развивается  активное,творческое  «Я»   ребёнка.

Игра-  это  фантазия,радость,восторг,  Это  важная форма становления  «Я»  с раннего возраста.

      Дети начинают играть с раннего детства. Основными функциями  игровой деятельности  в прцессе  обучения являются: обучающая,воспитательная,развлекательная,

коммуникативная, релаксационная, психологическая и развивающая.

А.С. Выготский так говорил об игре :  

«Игра является  естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности»

Урок  иностранного языка рассматривается  как социальное  явление,  где  классная комната – это  определённая социальная среда, где учитель и ученики вступают  в определённые  социальные отношения друг с другом.

 

Говоря о школьнике, мы представляем его тремя  возрастными группами: младший, .средний и старший школьник. Каждый возраст представлен  особым психическим развитием. Нас интересует второй возраст от 6 до 9 лет и средний школьный от 10-14 лет. По характеристике  Эльконина  в начальной школе у ученика сформированы

 учебные навыки и умения.

Средний возраст. Это наиболее сложный  «переходный» возраст, когда возникает центральное психическое ,личностное  новообразование- чувство взрослости.

Отстаивая свою самостоятельность, подросток формулирует и развивает на основе рефлексии  и своё самосознание, образ «Я».

   Широкие возможности для активизации  учебного процесса  даёт  использование  ролевых игр.

Ролевая игра представляет собой условное   воспроизведение её участниками практической деятельности людей. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность.

Игра активизирует  стремление ребят к контакту  друг с другом  и учителем.

В ролевой игре каждый получает свою роль.

 Практически  всё учебное время   в  ролевой  игре  отведено  на речевую практику.

Каковы же основные требования к ролевой игре.

-   Игра  должна  стимулировать мотивацию учения, вызывать у ученика интерес  и желание хорошо выполнить задание.

 -   Ролевую игру нужно хорошо подготовить.

-   Ролевая игра должна быть принята всей группой.

-   Ролевая игра  проводится в доброжелательной, творческой атмосфере.

-    Учитель сам  верит в ролевую игру, в её эффективность. Только в этом случае может добиться хороших результатов.

Регулярное использование  ролевых игр  на уроках англ. языка  способствует  успешному решению   практических, воспитательных и образовательных задач.

9 класс Биболетова. Тема : 2Организованный и самостоятельный туризм.  Imagine you  have been  invited to take part in a conference  -YOUTH  for a future  without drugs-. This conference will be in the town Cape. Discuss possible routes with your  partner.

Использование игр    повышает интерес учащихся к иностранному языку.

Игра способствует выполнению следующих методических  задач: создание  психологической готовности  детей к речевому общению,

 многократному повторению  языкового материала.

,тренировке учащихся в выборе речевого варианта, что является  подготовкой  к ситуативной спонтанности  речи вообще.

Играют и  слабые учащиеся.  Атмосфера  игры увлекает детей.

А.С.Макаренко  писал: «Игра  имеет важное значение  в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет  деятельность, работа, служба.».

Исследователь игры  Д.Б.Эльконин  полагает,что игра социальна по своей природе  и    .

спроецирована на отражение мира взрослых.

В  старших классах  рганизуем деловые игры,которые представляют  собой практическое занятие,  Примерами  используемых деловых игр являются «Вы мененджер», «Журналист», «Телемост».

Существует шесть основных целей  использования игр на уроках иностранного языка.

                               1   Формирование определённых навыков;

                                2  развитие определённых речевых умений;

                               3   обучение умения  общаться;

                               4  развитие необходимых   способностей  и психических функций;

                                5  познание  (в сфере  становления   собственно языка)

                                6   запоминание          речевого материала.          

Мы  рассмотрим несколько групп игр, исходя из данных целей.

Грамматические игры.

Цель данных игр- научить учащихся употреблению  речевых образцов, в которых есть  определённые грамматические трудности. Создаём  естественную ситуацию для  данного речевого образца, развиваем речевую творческую активность и самостоятельность учеников. Например, структура  «I  am going to the window» - учащиеся по очереди выполняют действия и комментируют их.

Лексические игры.

Цель: тренировать  учащихся в употреблении  лексики в ситуациях, развивать речевую реакцию учащихся.(  9 класс , учебник  Биболетовой;  Проводим игру « Поле чудес» на закрепление  лексики – section 3  по теме « Is it  easy to live apart from the Family?»  размер группы 10 учащихся.  Цель- повторить словарь и орфографию. Группа делится на 5 команд по 2 игрока. Определение: Someone  who reads a lot  and spends all his or her time  with books.  -  A   bookworm.

    Touch

Фонетические игры.

Практикуют  и развивают  произносительные навыки.

Игра  «Какой звук я задумала»

Игра  в самолётик.Маленькие англичане любят играть в эту игру.

Но они вместо звука  -ж-  произносят  -в-в-в-.

1)   The plane  is travelling  up in the sky

v-v-v-

Moving so fast and ever so high

-v-v-v-

Over the land and over the sea

-v-v-v-v

But we  always  come back in time for tea.

Стих произношу сама.а дети только звук –в-

2 игра.-------В англии очень любят пони. Когда маленькие англичане играют,они представляют,что они играют с пони.

Есть такой стишок- Go,my little, ponny,go

                                    Go,go,go,

                                     Go.my little pony,go,

                                      Go,go/go,gallop,pony,gallop,go.

В данную игру играем с движениями,иногда используя вместо физкультминутки.

   

Орфографические  игры.

Целью данных  игр является упражнение в написании  английских слов.

Пример. На  доске написаны слова с  пропущенными буквами. Ученик должен вставить пропущенные буквы. Игра  «The comb»- 2 команды.  Для  каждой  команды пишу одинаковое слово.Участники каждой команды будут подходить к доске и писать  из каждой буквы свои слова, которые не должны повторяться. Пишем слова и тренируем память.

            Let’s  count Alphabet.

Предлагаю детям позаниматься математикой. Но цифры заменяются буквами. 1+2=3  это-  A+B=C/

Речевые игры.

Аудитивные.1   Clap-clap.

Цель: развитие навыков  семантизации лексики на слух,развитие памяти.

Учитель называет слова по изученной теме.Учащиеся должны делать хлопок после  каждого слова. Если же называется слово из другой темы- хлопка нет.

  1. Good  morning.  Кдоске  выходит один ученик и поворачивается спиной к классу. Учитель жестом показывает на одного ученика,который  говорит водящему: Good morning. Sasha.

 Водящий узнав голос отвечает – Good morning, Misha. Теперь  Миша становится водящим и игра продолжается.

Творческие игры.

Цель- научить учеников  понимать  смысл однократного  высказывания, научить выделять главное  в потоке информации, развивать  слуховую память.

Пример.  Придумай рифму к слову- саt. « Puppet  -show»-игра малышей с мягкими игрушками, изменение голоса…

   

Игра- деятельность коммуникативная. Она вводит ребёнка в реальный мир. Отличительная черта всех учебных игр  является их коммуникативная направленность и обусловленность. А это как раз и отвечает главной цели обучения иностранному языку- в особенности развитию коммуникативной компетенции, т.е. умению общаться.

Когда надо и можно играть?  В любое время.  Начинайте урок  с 5-минутной игры,особенно в понедельник,чтобы ученикам было легче войти в учебный ритм, чтобы освежить память.

А иногда можно прервать урок,когда понимаешь,что внимание учеников  пропадает.

для создания краткой игровой ситуации. После этого продолжите урок. Игра в конце урока полезна. Играть можно в любое время,если это пойдёт на пользу вашим ученикам.

Анкетирование среди учащихся  2,4 классов показало следующие результаты:  80 процентов учащихся любят    изучать английский язык.

Анкетирование  говорит о том. что  на уроках детям комфортно учиться., есть интерес к изучению языка.

Заключение.

Подводя итог,

мы делаем такой вывод:

 

Без  игры  закрепление в памяти  ученика  иностранной лексики менее эффективно.

Игра должна быть  интересной, оживлённой,  несложной.

Игра  должна чередоваться с другими   видами   работы.

Таким образом,   игра повышает  заинтересованность учеников на уроке.

Мы можем согласиться с мнением    Шацкого  С.Т. « Игра-  это жизненная  лаборатория детства, которая даёт  тот  аромат, ту  атмосферу молодой жизни, без которой  эта пора  её была   бы  бесполезна для человечества»

Вывод: Использование игр на уроках  иностранного языка  помогает учителю глубже раскрыть   потенциал каждого ученика, сохранить и укрепить учебную мотивацию.

Я вижу,что учащиеся  с удовольствием посещают уроки. Повысилась их активность на уроке.

Игра- это самое лучшее,что имеет человечество. «Сейчас мы с вами познакомимся.».

-эти слова   вводят  некоторых учеников в состояние апатии, но   фраза- « Давайте поиграем»-  не только расслабляет и будит тех, кто спал, но и делает  мгновения интересными, простыми  и  весёлыми,

 Литература.

1    Пучкова Ю.Я. «Игры на уроках  английского языка»   М: АКТ,2003г.

2   Д.Б.Эльконин  Психология игры.- М., 1999г

3   Игра в  тренинге. Возможности  игрового взаимодействия.   Под редакцией  Е.А.Левановой СПб. Питер,2006 год..

4   Сайт  WWW greatenglish.ucos.ru\flash

  1. С.Л.Соловейчик  Ролевая игра в обучении иностранному языку.

                                        Журнал  «Первое сентября»  ,2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС"

Описываются технологии формирования коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС...

Формирование коммуникативной компетентности с использованием ИКТ на уроках английского языка

В  Концепции модернизации российского образования определены новые приоритеты. Ведущим аспектом является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в ...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции посредством метода проектов на уроках английского языка.

Статья о необходимости использования метода проекстов на уроке английского языка.Особую популярность в последнее время приобретает метод проектов в старших классах. Учитель при данном методе обучения ...

«Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС»

Приводится опыт работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка в рамках ФГОС...

Формирование познавательной активности посредством игровых технологий на уроках русского языка в школе – интернат.

Данный материал посвящен исследованию влияния игры на развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями на уроках русского языка....

«Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС»

Актуальность: В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступ...

Формирование коммуникативной компетенции посредством учебного проекта на уроках английского языка.

Скажи мне - и я забуду.Покажи мне - и я запомню.Вовлеки меня - и я научусь.(Китайская пословица)Формирование коммуникативной компетенции посредством учебного проекта на уроках английского языка.Творче...