Пути формирования иноязычных умений и навыков в урочной и внеурочной деятельности
статья на тему

Исламова Людмила Васильевна

Как сохранить и упрочить желание ребёнка заниматься иностранным языком? Только ли урочная форма? А совместная работа учителей иностранного языка и педагогов Детской Школы Искусств? Мы используем всё это и небеуспешно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пути формирования иноязычных умений и  навыков учащихся в урочной и внеурочной деятельности

Учитель английского языка МКОУ СОШ р.п. Межевой Саткинского района Челябинской области Исламова Людмила Васильевна

Очень важным моментом деятельности учителя является создание каждому из своих учеников ситуации успеха, возможности пережить радость от достигнутого результата, дать детям почувствовать веру в себя и тем самым способствовать дальнейшему продвижению учащихся в их учебно-познавательной коммуникативной деятельности.  Естественно, что для осуществления этой цели необходимы доброжелательные взаимоотношения между учителем и учащимися.

            Обучение иностранному языку должно идти как в урочной так и во внеурочной деятельности. В течение длительного времени я уделяю данной проблеме немало внимания.  В.А.Сухомлинский справедливо отмечал, что «если нормальный ребёнок ни в одном предмете не достиг успехов, если у него нет любимого предмета или занятия, значит, школа не выполнила своей задачи». Поэтому я считаю, что чтобы добиться положительной мотивации, надо развивать и поддерживать интерес к предмету. «Для того чтобы детям было интересно учиться, вовсе не обязательно делать каждый урок занимательным, не нужно развлекать детей и придумывать что-то необыкновенное. Секрет интереса вовсе не в занимательности, а в успехах детей, в их ощущении роста, движения, преодолении трудного».

Итак, урочная форма деятельности. Для детей 7-10 лет это, безусловно, игра и игровые моменты, это разучивание рифмовок, стишков и песенок. Активно используя игры и игровые моменты на уроке, надо помнить, что не может быть игры ради игры. Она должна быть направлена, прежде всего, на развитие памяти, мышления, внимания, ибо именно эти компоненты иноязычных способностей лежат в основе процесса овладения иностранным языком.  Игра – универсальное средство, помогающее учителю превратить сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие. Это и одна из важнейших форм релаксации. Дети очень любят соревновательные игры, ролевые, настольные, а также лингвистические. Лингвистические игры – это грамматические, лексические, фонетические и орфографические. Это так называемые «подготовительные игры», способствующие формированию речевых навыков. Подобные игры могут сделать скучную работу, требующую многократного повторения одних и тех же структур, более интересной и увлекательной. Вот так, например, мы закрепляем фонетику. Детям предлагаю из разложенных на парте карточек с транскрипционными знаками найти и положить в корзинку  то графическое изображение звука, которое они только что услышали. Тут же проверяем результат соревнования между рядами – у кого меньше ошибок. А если весь ряд сделал всё правильно, он поощряется. У нас множество поводов проводить подобные игры либо игровые моменты. Надо ли закрепить название чего-либо,  действие, числительные  и даже поначалу звуки и буквы – всюду выручает приём игры. Обязательно провожу на уроке небольшие физкультминутки. Например,  беру числительные  –  руки поднимаем постепенно вверх и считаем до того числа, до которого знаем счёт. В самом верху  – хлопок. А далее в обратном порядке и опять хлопок. Запоминание  некоторых глаголов осуществляю, по возможности, с помощью жестов. Дети встают и, услышав глагол,  показывают,  что он значит. Отрабатывая умение понимать на слух, предлагаю предметную наглядность – это учебные принадлежности, игрушки. И даже сами дети. Учебные принадлежности на парте раскладываются в том порядке, чтоб можно было их быстро взять. Дети слышат просьбу и берут то, что их просят. Все они очень любят упражнения на команды, стараются не ошибаться. А в первый год обучения, то есть во втором классе, стимулом хорошего внимания, усердия и дисциплины у нас оказался цветок. Это красивая розочка, искусственная, конечно, поставленная в вазочку.  Она стала мощным стимулом для малышей.    Дети себя настроили так, что эффект не заставил себя долго ждать.  Я стала награждать ту или иную парту в конце урока за добросовестное отношение к учёбе и хорошее поведение. А класс, надо сказать, очень подвижный и шумный. К концу учебного года мы почти всё плохое преодолели.

Что касается внеурочной формы деятельности, то здесь идёт подготовка к Неделе иностранного языка в школе и проведению этой недели. Традицией стало выступление учащихся второго класса перед первоклассниками. Как только дети изучат все буквы английского алфавита, мы идём с ними в первый класс, чтобы познакомить малышей с тем, что недавно сами узнали. Здесь задействован весь класс. Второклассник показывает малышам изображение каждой буквы и говорит к ней маленькую рифмовочку на русском языке.    Затем исполняется песенка алфавита – дети поют хором. Иногда к малышам идём и с детьми третьего класса, которые вслед за выступлением второклассников поют песенки или рассказывают стишки. Но по времени всё это не должно быть более пятнадцати минут, чтобы малышей не утомлять.

В более старших и старших классах внеклассная работа строится как в форме индивидуальной, так и коллективной деятельности. Подготовка к олимпиадам, к Неделе иностранного языка, проектная деятельность – всё это касается учащихся среднего и старшего звена. Интерес учащихся к предмету со временем, естественно, ослабевает по разным причинам. Кто-то расставил свои приоритеты, кто-то просто ленится, у кого-то не хватает способностей. Требования растут, интерес снижается. Здесь, как никогда, требуется индивидуальный подход. Хорошо зарекомендовал себя метод проектов. С каждым учеником здесь приходится работать индивидуально, то есть осуществляется внеурочная деятельность. Я даю перечень тем проекта, называю возможные варианты работы над ним. Например, один ли ты будешь его выполнять, вдвоём, втроём. Помогаю составить структуру проекта, проверяю черновики, указываю на лексико-грамматические ошибки, которые ученик отыскивает сам и объясняет почему должно быть именно так. Форма защиты проекта тоже разная, то есть творческое начало должно обязательно присутствовать. Это может быть реферат, стенгазета, может быть электронный вариант, т.е. презентация, а также и сочинение–размышление. Конечно, сочинение ученик пишет один, здесь группа неприемлема.

Подготовка и проведение Недели иностранно языка в школе – это стало традицией. Безусловно, ученики наши очень заняты. Программы по всем предметам серьёзные, тем не менее в каждом классе есть такие дети, которые проявляют интерес и с удовольствием берутся за подготовку к мероприятиям.  Мероприятия эти адресуются всему классу. Получается, что кто-то показывает свои знания, умения и навыки, а кто-то приходит  в качестве болельщика и узнаёт что-то новое для себя. Традиционно мы в   школе проводим общий вечер, где задействованы все классы, но не обязательно в качестве выступающих. Такой вечер является заключительным мероприятием Недели. Так, например, это может быть концерт, музыкальная или литературная гостиная, это может быть спектакль. В рамках Недели проводятся по параллелям также смотры знаний. Сюда мы обычно приглашаем как родителей, так и учеников других параллелей.

 Можно сказать, что работа, если она выполняется с душой, обязательно находит отклик в душах детей.

В течение длительного периода мы в своей школе с участием всех работающих учителей иностранного языка провели с детьми среднего и старшего звена следующие большие мероприятия, которые были главными в рамках ежегодных Недель иностранно языка в школе. Этой традиции начало положил 1986 год. Вот некоторые из них: «Вечер дружбы» для старшеклассников, «Вечер сказочников братьев Гримм» со спектаклем «Белоснежка и семь гномов»,  Вечер немецких поэтов Гёте и Шиллера. А также: Литературная гостиная (Гейне), Вечер к 200-летию Шуберта, Вечер «Вальсы Штрауса», Вечер музыки Баха (к 250-летию), музыкально-литературная гостиная «Рождество в Германии», Праздничный вечер «Рождественские встречи» (Германия, Англия, Америка), Вечер к 250-летию Моцарта, мероприятие «Пасха в разных странах мира» и т. д.  Так как английский язык в нашей школе стал преподаваться гораздо позднее чем немецкий, то основные мероприятия проводились в рамках немецкого языка. Мероприятия на английском языке – это Дни английского языка с конкурсными программами, выпуском стенгазет, со смотром знаний, например, урок-путешествие «Москва - Лондон», смотр знаний «Знакомимся с Шотландией», «Мы идём в зоопарк» и так далее.

Всю работу по поддержанию интереса в обучении иностранному языку учителя нашей школы проводят в тесном контакте друг с другом, а ещё мы сотрудничаем с Детской Школой Искусств.  Это общий успех и учителей, и педагогов ДШИ, и учащихся. Результаты радуют как нас самих, так и наших воспитанников и их родителей.

Используемая литература:

1. Педагогика В.А.Сухомлинского: Газета «Первое сентября» №56/2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: "Пути формирования трудовых умений и навыков"

В своём докладе я осветила какие существуют принципы  для формирования трудовых умений и навыков....

Формирование ключевых компетенций учащихся во взаимодействии урочной и внеурочной деятельности

Статья была опубликована в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции  "Отражение основных идей ФГОС основного общего образования в программе и учебниках по географии Издат...

Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся в урочной и внеурочной деятельности

В статье описывается опыт работы по реализации программы духовно-нравственного развития учащихся школы....

Формирование научно-исследовательских умений у обучающихся через урочную и внеурочную деятельность

Доклад в рамках работы окружного семинара руководящих и педагогических работников «Модернизация системы образования города  Нефтеюганска в условиях реализации Стратегии социально – экономического...

Формирование финансовой грамотности личности школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Воспитание нового поколения финансово грамотных людей. Из опыта работы....

Формирование ключевых компетенций обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности по физической культуре

Формирование ключевых компетенций  обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности по физической культуре.Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является в...