Информационные технологии в обучении иностранных языков. Нетрадиционные модели обучения.
методическая разработка на тему

Кудрявцева Марина Геннадьевна

         Информационные технологии, являясь традиционными моделями обучения, делают процесс овладевания иностранным языком доступным и интересным.Они позволяют осуществить его по оптимальной личностной программе.

         Нетрадиционные модели обучения иностранным языкам основаны на поддержании любознательности, которая движет умом учащегося. Никто не должен изучать то, в чем сам не видит смысла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Информационные технологии и нетрадиционные модели  обучения  иностранным языкам».

Учитель немецкого языка  школы ГБОУ СОШ 1987

Кудрявцева М. Г

Дистанционное  обучение стало в наши дни неотъемленной частью методики преподавания иностранных  языков. Задача  преподавателя  в том, чтобы подготовить ученика, который обладал бы не только определенной суммой знаний, но смог бы в дальнейшем самостоятельно пополнять их, совершенствуя свое профессиональное мастерство.  Дистанционное обучение имеет неограниченные возможности, позволяет раздвигать рамки локального образовательного пространства до мирового. Даже самая маленькая сельская школа, присоединившись к Интернету, получает ресурсы, которые могут включать в себя каталоги многих мировых библиотек; базы данных, содержащие результаты научных исследований, реальные данные, используемые в работе учеными, инженерами, экономистами, доступ к учебному программному обеспечению и документации из огромных файловых архивов; суперкомпьютерные обучающие программы, которыми учащиеся могут также воспользоваться.

 Компьютерные технологии позволяют обеспечивать всесторонний контроль чтения, освободив преподавателя от трудоемкой работы. Компьютер фиксирует количество правильных ответов, количество ошибок. Оставаясь наедине с дисплеем, обучаемый не чувствует скованности и старается проявить максимум своих знаний. Применение компьютеров в учебном процессе играет положительную роль в выполнении важных функций: организующей, информативной, функция ускорения поиска необходимых сведений. Компьютер облегчает преподавателю подготовку учебного материала к занятиям. С  его помощью можно быстро набрать, отредактировать и распечатать необходимый для занятия материал. Обучаемый может переписать нужную ему информацию на свою дискету и проработать ее по индивидуальному заданию. Составленные преподавателями тестовые задания для контроля знаний  могут быть занесены в компьютер в виде специальных программных решений, что дает возможность быстрого проведения контрольных работ и быстрой и объективной их проверки самим компьютером.

Новые информационные технологии, представленные в виде компакт-дисков(СD-ROM), интернета и электронной почты (e-mail), позволяют существенно изменить процесс обучения иностранному языку и добиться в овладении языком существенных результатов.

Компакт-диски по иностранному языку (в качестве примера приведем CD-ROM – Tell me More Deutsch и CD-ROM Deutsch Platinum) представляют собой мультимедийные пособия, которые помимо текстов, словаря грамматического справочника фонетических и лексико-грамматических упражнений содержат аудиозаписи кино- и видеофрагменты. Благодаря этому обучаемые  погружаются в аутентичную среду, поскольку тексты, ситуации и предложения заимствованы из жизни немцев и записаны немецкими дикторами. Повторяя вслед за дикторами фразы и предложения, мы учимся понимать речь на слух и совершенствуем  свое произношение. Программу можно настраивать на уровень подготовки и способности обучаемых.  Компьютер и компакт-диски с аналогичными программами объединяют в себе такие средства, как магнитофон, видеомагнитофон и телевизор, которые необходимы для качественного обучения иностранному языку, в частности, устной речи.

Интернет стал уникальным механизмом распространения информации, объединения людей  и ведения ими диалога вне зависимости от географических и государственных границ.

Любой человек, имеющий компьютер, с выходом в интернет, может связаться с любым пользователем этой сети, получать программы, данные, изображение, звук, видео, текст.

Для изучающих иностранный язык интернет может стать источником получения актуальной и нужной информации о странах изучаемого языка, их культуре, науке, истории, экономике.

Электронная почта при изучении иностранного языка играет, так же как Интернет, важную роль, поскольку является надежным, быстрым, атрактивным средством коммуникации. Кроме того, благодаря переписке с носителями языка по электронной почте, можно получать достоверную информацию о конкретных событиях в стране и жизненных ситуациях отдельных граждан, в том числе их мнения и суждения. Это, в свою очередь, способствует более глубокому изучению языка.

Перечисленные информационные технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения, то есть осуществлять его по оптимальной личностной программе.

Дистанционное обучение находится в нашей стране на пике популярности. Оно имеет свои положительные и отрицательные стороны. К положительным мы относим отсутствие необходимости посещения учебного заведения; нет ограничения во времени, учащиеся занимаются по собственному расписанию; обучение ведется инновационными способами согласно новым информационным технологиям; относительность заданий, согласующихся с индивидуальными способностями обучаемых; мультимедийность. К отрицательным сторонам дистанционного обучения относят отсутствие коммуникации «лицом к лицу», которая чрезвычайно важна при изучении языка; работая индивидуально, обучаемый не получает всех преимуществ, положительных эмоций, которые дает групповое обучение языком.

Дистанционный подход является по сути разновидностью заочного обучения. Существует множество открытых университетов дистанционного обучения, например, в Голландии, Объединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии.

Вместо традиционной модели обучения, о которой шла речь выше, К. Роджерс предложил новый человеко-центрированный подход в обучении, который он считал более успешным и эффективным. На нем мне хотелось бы остановиться.  К. Роджерс исходил из того, что, как сказал знаток педагогической психологии  Б. Ф. Скиннер, «образование – это то, что остается в голове, когда забывается все, чему вас учили». Главный результат, к достижению которого должно стремиться любое обучение, - обретение учащимся системы обобщенных теоретических представлений, а вовсе не накопление как можно большего объема информации.  Поэтому традиционное обучение иностранному языку, ориентированное на приобретение знаний, по мнению Роджера крайне неэффективно.

Суть его теории есть не просто приобретение знаний, а глубокое проникновение их в существование, это ненасытная любознательность, которая движет умом учащегося, стремящегося усвоить все по теме.

Известно, что если пятилетний ребенок оказывается в чужой стране и ему без всякого обучения иностранному языку позволяют свободно и подолгу играть с ровесниками, он выучит новый язык в течение нескольких месяцев, а также усвоит правильное произношение. Он учится способом,  имеющим для него значение и смысл. И такое учение осуществляется в чрезвычайно быстром темпе. Но пусть кто-либо попробует преподать ему новый язык, начиная с того, что имеет смысл для учителя. Учение существенно замедлится и приостановится. Это и является главным отличием человеко-центрированного обучения от традиционного.

В соответствии с концепцией  К. Роджерса на занятиях должны устанавливаться отношения доверия и благополучия, преподаватель является не лидером, а участником учебного процесса. Важным является отсутствие оценок, преподаватель не применяет собственную систему ценностей и готов понять обучаемого. Нет и четко сформированного учебного плана, он может варьироваться в зависимости  от интересов учащихся. Никто не должен изучать то, в чем он не видит смысла.

Интересной,  на мой взгляд, является также и теория, согласно которой, методика преподавания меняется в зависимости от пола обучаемых. Равенство мужчин и женщин возможно только в области их социальных прав, а их возможности и социальные роли в семье и обществе далеко не одинаковы. При объяснении нового материала преподаватель в феминно-ориентированной аудитории должен использовать примеры, воздействующие на эмоциональную сферу обучаемых, а в маскулино-ориентированной – на рациональную, доказательную. В смешанной же аудитории полезно привести и тот и другой примеры, что позволяет всем выйти на уровень понимания объясняемого материала.

В маскулино-ориентированных группах необходимо делать упор на визуальную информацию, располагаемую столбиками, допустимы и более абстрактные рассуждения. В таких группах особенно важно добиться понимания объясняемого преподавателем материала, следует обязательно делать обобщение и выводы в конце занятия. Организация диалога и дискуссии в ходе изучения нового материала в этих группах способствует его лучшему усвоению и особенно ценится логичность изложения. Они объективны и более постоянны в парной работе с конкретным партнером.

В феминно-ориентированных группах быстрее усваиваются конкретные письменные примеры и расчеты и закрепляются на более продолжительное время. Все примеры должны носить конкретный характер, а визуальную информацию лучше располагать в горизонтальном направлении. Обучаемые этого типа, как правило, обладают хорошо развитой речью и способностью к излишне долгому изложению теоретического материала, поскольку они стараются выучить и воспроизвести как можно больше. При работе с таким обучаемым желательно использовать наглядность разных цветов, что для них особенно важно.

Необходимо констатировать, что на практике в образовательных учреждениях мы имеем дело со смешанными группами (кроме специализированных учебных заведений), поэтому объяснение нового материала и учебная работа должны проводиться с учетом ориентации на обе гендерные подгруппы. Необходимый опыт раздельного обучения по половому признаку  накопили кадетские, суворовские и нахимовские училища.

Давно известна народная мудрость о том, что всякий человек должен построить дом, вырастить дерево и воспитать ребенка. Воспитание личности и методика преподавания – это вечные темы в педагогической науке, которые всегда будут актуальны, пока живет человек.

Литература:

1. Давыдова Э. Р. «Иностранный язык и специальность».

2. Карманова Г. В. «Компьютер, Интернет, электронная почта при обучении иностранному языку».

3. Латышева О. А. «Обучение иностранному языку и воспитание личности студента».

4. Симонов В. П. «Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании».

5. Волгоградский государственный педагогический университет. Центр интенсивного обучения иностранным языкам. «Интенсивное обучение иностранным языкам: проблемы методики и лингвистики». Сборник научных статей. (Волгоград 2001).

6. «Интенсивное обучение иностранным языкам: проблемы методики и лингвистики. Сборник научных статей. Выпуск 2.(Волгоград, 2004 г).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение чтению, как ведущему средству обучения иностранному языку.

Чтение играет одну из важнейших ролей в процессе обучения ИЯ...

Реализация развивающего компонента цели обучения иностранному языку в процессе обучения немецкому языку учащихся 6 классов

Отметим то, что успешное овладение материалом того или иного урока в средней школе зависит от того, насколько данный учебный материал соответствует возрастным особенностям учащихся. Далее мы укажем, к...

Система упражнений обучения аудированию на начальном этапе обучения иностранному языку

В данной статье  приводится система упражнений для обучения аудированию на начальном этапе обучения иностранному языку...

Из опыта работы учителя немецкого языка по теме "Использование ИКТ- технологий как условие формирование коммуникативной компетенции при обучении иностранным языкам"

Данная работа посвящена проблемам современного образования. Живя в эпоху нано-технологий, мы должны соответствовать требованиям сегодняшнего времени. В ценре внимания современной школы - ученик, его л...

Проектная деятельность как педагогическая технология и метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку

Проектное обучение, как одна из форм педагогических технологий, направлена на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания.Проектная  деятельность помогает обучающимся бо...

Информационные технологии и оптимизация профессиональной речевой коммуникации при обучении английскому языку.

Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает возможность повышения качества образования. Компьютерные технологии существенно расширяют возможность обучения шире и ...

Развитие субъекта учебно-воспитательного процесса средствами иностранного языка как цель обучения иностранному языку

Обучение в современной школе направлено на решение двух основных задач. Во-первых, она должна вооружить учащихся прочными знаниями основ наук; во-вторых, она обязана подготовить своих выпускников &laq...