Сборник аутентичных поэтических и песенных текстов, рекомендованный для использования при формировании фонетических навыков иноязычной речи в ходе обучения в 5 классе
методическая разработка (5 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Сборник аутентичных поэтических и песенных текстов, рекомендованный для использования при формировании фонетических навыков иноязычной речи в ходе обучения в 5 классе

Пояснительная записка

       В данном сборнике представлены 10 аутентичных поэтических и песенных текстов, которые могут быть использованы как дополнительный материал к УМК для 5 класса не только в качестве фонетической зарядки, но и для релаксации:

  1. Meine Bücher
  2. M-Gedicht
  3. Mensch und Tier
  4. Das Zebra aus Zentralafrika
  5. Neujahrsmann
  6. Auf dem grünen Stern
  7. Wie schön,dass du geboren bist!
  8. Eine Freundin
  9. Es war eine Mutter
  10.  Der Winter ist da!

       Данный сборник позволяет сделать процесс обучения более увлекательным, т.к. содержит аутентичные поэтические и песенные тексты разнообразные по тематике и характеру информации. Кроме того, все тексты снабжены разнообразными заданиями, что позволяет интенсифицировать процесс обучения иностранному языку, а также развивать и совершенствовать речевые умения и навыки.

       Работа над аутентичными поэтическими и песенными текстами, в основном, проходит в следующей последовательности:

  • введение в ситуацию общения;
  • интонационно – фонетическое предъявление текста;
  • снятие лексических и фонетических трудностей;
  • контроль понимания содержания текста учащимися;
  • интонационно – фонетическая отработка текста, [синтагма] – [текст];
  • хоровая и индивидуальная отработка текста с соблюдением ритма и мелодики.

       Сборник сопровождается приложением (аудио – визуальный материал, приложение 5).

  1. Meine Bücher

       Данное стихотворение может быть использовано в качестве фонетической зарядки в рамках темы: «А какими нам запомнились герои других детских сказок». Оно направлено на ознакомление учащихся с героями немецких сказок, а также на отработку звуков [r] и [ә].

        Meine Bücher

Ich liebe meine Bücher,

jedes Buch ist ein Haus. 

Die Leute darin

kommen im Winter heraus.

Es kommen zu mir

Bettler, Prinz und Pilot,

Max und Moritz,

Schneeweisschen und Rosenrot.

       Технология работы:

  1.  Введение в ситуацию общения:

-Fast alle Menschen haben zu Hause eine Bibliothek. Dort können wir Bücher sehen. Und was meint ihr, wozu brauchen die Menschen die Bücher?

-Sie lesen die Bücher natürlich gern. Und ihr? Lest ihr die Bücher auch gern?

-Ich schlage euch ein Gedicht über die Bücher vor.

II. Предъявление эталона.

III. Снятие лексических и фонетических трудностей (хоровая и индивидуальная имитация):

[ә]- Bücher, Winter, mir, Bettler         [r]- darin, heraus, Prinz, Moritz

       Объяснение значений незнакомых слов, посредством родного языка, например: Schneeweisschen – Что зимой лежит на земле? А какого он цвета?

IV. Контроль понимания содержания текста учащимися.

V. Интонационно – фонетическая отработка стихотворения [синтагма] - [стих], хоровая имитация, индивидуальное шепотное чтение, контрольное чтение.

VI. Переход к речевой зарядке:

-Und welche Märchenfiguren kennt ihr noch? Wie sind sie?

  1. М-Gedicht

       Данный аутентичный поэтический текст направлен на отработку звука [m] и дифтонгов [ao] и [ae].

       M-Gedicht

Mi-Ma-Mausemaus,

komm aus dem Loch heraus.

Mi-Ma-Mausemaus,

komm in mein Katzenhaus!

Miau, miau, miau.

O nein, grosse Katze,

ich kenne deine Tatze:

Ich komme nicht zu dir,

ich bleibe lieber hier.

Pi, pi, pi.

       

       Технология работы:

I. Введение учащихся в ситуацию общения:

-Kinder, ich lese Gedichte sehr gern. Zu Hause habe ich einige Bücher mit Gedichten. Und ihr? Lest ihr Gedichte gern?

-Möchtet ihr ein komisches Gedicht vorlesen?

II. Предъявление эталона.

III. Снятие лексических и фонетических трудностей (хоровая  и индивидуальная имитация):

[m]- kommen, Maus, miau

[ao]- heraus, aus, Maus

[ae]- mein, dein, nein, bleiben

der Loch-Где живет мышка?

die Tatze-У людей руки, а у кошки…?

IV. Контроль понимания содержания текста учащимися.

V. Интонационно – фонетическая отработка стихотворения [синтагма] - [стих], хоровая имитация, индивидуальное шепотное чтение, контрольное чтение.

VI. Ролевая игра. Педагог предлагает учащимся разыграть данное стихотворение: первый ученик читает за кошку, второй за мышку.

   3. Mensch und Tier

       Материал данного стихотворения может быть использован в рамках темы «In der Stadt...Wer wohnt hier?». На примере данного стихотворения педагог может показать учащимся различия между долгими и краткими звуками.

       Mensch und Tier

Ich bin ein Mensch.

Du bist ein Tier.

Auf einer Erde

leben wir.

Mein Land,

das ist doch auch dein Land.

Gib deine Pfote,

hier ist meine Hand.   

       Технология работы:    

I. Введение в ситуацию общения:

-Fast alle Menschen haben zu Hause Tiere. Und ich habe eine Katze. Und ihr?

-А как люди должны относиться к животным?

II. Предъявление эталона.

III. Снятие лексических и фонетических трудностей (хоровая и индивидуальная имитация):

 [i:] – [i]                [e:] – [ε]

Tier – ist           leben – Mensch

her – wir

die Pfote – У нас руки, а у животных?

die Erde – На какой планете мы живем?

IV. Контроль понимания содержания текста учащимися.

V. Интонационно – фонетическая отработка стихотворения [синтагма] – [стих], хоровая имитация, индивидуальное шепотное чтение, контрольное чтение.

VI. Заучивание текста с письменной опорой, которая в процессе работы изменяется. Педагог закрывает (или стирает) по одному слову в каждой строчке стихотворения, но вместе с учениками проговаривает все строчки полностью. Этот процесс повторяется три раза. Каждый раз стирается новое слово, и вся строчка воспроизводится с опорой на оставшиеся слова сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно учащимися.

VII. Воспроизведение стихотворения. Три – четыре ученика читают стихотворение наизусть.

4. Das Zebra aus Zentralafrika

       Материал данного текста рекомендуется использовать для отработки звука [ts].

     

 Das Zebra aus Zentralafrika

Das Zebra aus Zentralafrika

kommt nach Zürich,

geht in den Zirkus,

bringt Zitronen und Zucker

für das Zwergpferd

und geht zurück

nach Zentralafrika.

       

       Технология работы:

I. Введение в ситуацию общения:

-Вesucht ihr den Zoo gern?

-Habt ihr dort ein Zebra gesehen?

II. Предъявление эталона.

III. Снятие лексических и фонетических трудностей (хоровая и индивидуальная имитация):

[ts]-z,z,z, Zebra, Zentralafrika, Zucker, Zürich

der Zirkus – Где мы можем увидеть клоунов, акробатов, жонглеров?

die Zitrone – Цитрусовый фрукт, который пускают в чай.

der Zucker – А без этого чай будет не сладким.

der Zweg – А как называют маленького человека?

IV. Контроль понимания текста учащимися.

V. Интонационно – фонетическая отработка стихотворения [синтагма] – [стих], хоровая имитация, индивидуальное шепотное чтение, контрольное чтение.

VI. Объяснение домашнего задания. Учитель предлагает учащимся написать свое стихотворение о других животных, опираясь на данное. Например:

Der Löwe aus Lesotho

kommt nach Leipzig

geht in der Lehranstalt

bringt Lehrbücher und Lehrmittel

für einen Lehrer

und geht zurück

nach Lesotho.

5. Neujahrsmann

       Превосходным материалом для фонетической зарядки в рамках темы «In der Stadt ist nun Winter» может выступать стихотворение «Neujahrsmann». С его помощью учащиеся отрабатывают звук [t].

       Neujarsmann

Nun steht im Lichterglanze

der schöne Tannenbaum.

In bunten Masken tanzet

die Kinderwelt im Raum.

Der Neujarsmann im Pelze

tritt in den frohen Kreis,

die Nase rot vor Kälte,

der Krausbart silberweis.

Für all die Mädchen, Knaben

hat er ein liebes Wort,

dann teilt er aus die Gaben-

und plötzlich ist er fort.

       Технология работы:

I. Введение в ситуацию общения:

-Ребята, скоро Новый год. Мы все будем дарить и получать подарки. А у кого еще, кроме родителей, мы можем попросить подарок на Новый год?

II. Предъявление эталона.

III. Снятие лексических и фонетических трудностей (хоровая и индивидуальная имитация):

[t] – t,t,t, steht, bunten, tanzet, Welt, Wort, teilt, tritt

im Lichterglanze – в блеске света

der Tannenbaum – елка

plötzlich – внезапно

im Pelze – в шубе

der Krausbart – кудрявая борода

IV. Контроль понимания содержания текста учащимися.

V. Интонационно – фонетическая отработка стихотворения [синтагма] - [стих], хоровая имитация, индивидуальное шепотное чтение, контрольное чтение.

VI. Объяснение домашнего задания. В качестве домашнего задания педагог предлагает учащимся выучить стихотворение, а также выполнить рисунок, отражающий его содержание. Учащимся будет легче пересказать стихотворение, опираясь на рисунок.

6. Auf dem grünen Stern 

Данное стихотворение можно использовать в качестве материала для отработки как фонетического, так и грамматического явления (личные местоимения, спряжение глагола sein).

       Auf dem grünen Stern 

Ich bin in Russland,

du bist in Italien,

er ist in Deutschland,

sie ist in Australien.

Doch wir alle, nah und fern,

sind auf einem grünen Stern!

       Технология работы:

I. Введение учащихся в ситуацию общения:

-На нашей планете пять материков. На каждом материке есть страны, и люди могут жить в любой стране, в которой захотят. А какие же страны вы знаете?

II. Предъявление эталона.

III. Снятие лексических и фонетических трудностей (хоровая и индивидуальная имитация):

[eo] – eu,eu,eu, Deutschland                   der Stern – звезда

[a:] – nah                                                  nah – близкий, вблизи

lien,lien,lien – Italien, Australien             fern – далекий, дальний

IV. Контроль понимания содержания текста учащимися.

V. Интонационно – фонетическая отработка стихотворения [синтагма] - [стих], хоровая имитация, индивидуальное шепотное чтение, контрольное чтение.

VI. Конкурс на лучший литературный перевод. Педагог предлагает учащимся подготовить свой перевод стихотворения. Дает на это определенное количество времени, затем учащиеся выбирают, чей перевод был наиболее удачным.

7. Wie schön, dass du geboren bist!

       В рамках темы «Wir feiern Geburtstag» было бы целесообразно использование небольшого по объему стихотворения «Wie schön, dass du geboren bist!», т.к. оно прекрасно соотносится с данной тематикой. Данное стихотворение направленно на отработку звуков [g] и [d]. При этом оно должно быть представлено в виде поздравления, а также соответствовать всем правилам оформления поздравления на немецком языке:

                                           Bremen, den 10.07.06

          Lieber Hampelmann!

Wie schön, dass du geboren bist,

wir hätten dich sonst sehr vermisst,

wie schön, dass wir zusammen sind,

wir gratulieren dir, Geburtstagskind.

                                             Deine Freunde!

       Технология работы:

I. Введение в ситуацию общения:

-Ребята, у каждого из нас есть  свой день рождения. И наверняка всем нравится получать подарки и поздравления от близких и друзей в этот день. Вчера Петрушка получил открытку с поздравлением от своих друзей из Берлина. Что же они пишут?

II. Предъявление эталона.

III. Снятие лексических и фонетических трудностей (хоровая и индивидуальная имитация):

[d] – dass, du, Kind, dich

[g] – geboren, gratulieren, Tag, Geburtstag

wir hätten ... vermisst – нам бы не хватало

zusammen – вместе

gratulieren D. – поздравлять

IV. Контроль понимания содержания текста учащимися.

V. Интонационно – фонетическая отработка стихотворения [синтагма] - [стих], хоровая имитация, индивидуальное шепотное чтение, контрольное чтение.

VI. Объяснение домашнего задания. В качестве домашнего задания учащимся предлагается написать свою поздравительную открытку в любой форме. При этом педагог обращает внимание на особенности оформления открытки на немецком языке.

8. Eine Freundin

       В рамках темы «Gäste kommen in der Stadt» в качестве фонетической зарядки возможно использование стихотворения «Eine Freundin», которое направленно на отработку буквосочетания ei.

       Eine Freundin

Eine Freundin hat die Juli.

Beide gehen in die Schule,

sitzen in derselben Bank

schon drei ganze Jahre lang.

       Технология работы:

 I. Введение в ситуацию общения:

-Kinder, wir sprechen heute über unsere Freunde. Fast alle Menschen haben Freunde. Und ich meine, dass ihr alle viele Freunde habt. Ich schlage euch ein Gedicht über eine Freundin vor.

II. Предъявление эталона.

III. Снятие лексических и фонетических трудностей (хоровая и индивидуальная имитация):

[ae] – ei,ei,ei, beide, drei, eine

derselbe – тот самый

IV. Контроль понимания содержания текста учащимися.

V. Интонационно – фонетическая отработка стихотворения [синтагма] - [стих], хоровая имитация, индивидуальное шепотное чтение, контрольное чтение.

VI. Объяснение домашнего задания. В качестве домашнего задания педагог предлагает учащимся подготовить литературный перевод данного стихотворения.

9. Es war eine Mutter

       Материал данной песенки может быть использован для отработки звука [t]. Кроме того, на ее примере можно показать различия между долгими и краткими звуками.

       Es war eine Mutter

Es war eine Mutter,

die hatte vier Kinder,

den Frühling, den Sommer,

den Herbst und den Winter.

       Технология работы:

I. Введение в ситуацию общения:

-Ребята, многие поэты писали о природе. Они описывали ее в разные времена года. А какие времена года вы знаете?

II. Первое музыкальное предъявление эталона.

III. Снятие фонетических трудностей (хоровая и индивидуальная имитация):

[t] – Mutter, hatte, Herbst, Winter

[i:] – [i]

vier – Kinder

die – Winter

IV. Контроль понимания содержания песни (дословный перевод текста общими усилиями учащихся под руководством учителя).

V. Повторное прослушивание песни.

VI. Разучивание мелодии в процессе совместного исполнения песни с использованием фонограммы.

VII. Конкурс на лучший рисунок. В качестве домашнего задания педагог предлагает учащимся выполнить рисунок к данной песне.

10. Der Winter ist da!

       В рамках темы «In der Stadt ist nun Winter» было бы целесообразно использование небольшой по объему песенки «Der Winter ist da!», которая направлена на отработку звука [a].

       Der Winter ist da!

A, a, a, der Winter, der ist da!

Herbst und Sommer sind vergangen,

Winter, der hat angefangen.

A, a, a, der Winter, der ist da!

       Технология работы:

I. Введение в ситуацию общения:

-Ребята, прошла осень, наступила зима. Многие поэты посвящают свои стихи именно этому времени года. А как вы думаете, почему?

-Я предлагаю вам послушать песенку о зиме.

II. Первое музыкальное предъявление эталона.

III. Снятие фонетических трудностей (хоровая и индивидуальная имитация):

[a] –a,a,a, da, vergangen, angefangen

IV. Контроль понимания содержания песни (дословный перевод текста общими усилиями учащихся под руководством учителя).

V. Повторное прослушивание песни.

VI. Заучивание текста песни с письменной опорой, которая в процессе работы изменяется. Педагог закрывает (или стирает) одно слово в каждой строчке песни, но вместе с учениками проговаривает все строчки полностью. Этот процесс повторяется три раза. Каждый раз стирается новое слово, и вся строчка воспроизводится с опорой на оставшиеся слова сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно учащимися.

VII. Воспроизведение песни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматических навыков продуктивной речи при обучении немецкому языку через использование нетрадиционных приёмов.

Предлагается ряд интересных методических находок, посредством которых педагог решает проблемы, возникающие у учеников при формировании грамматических навыков продуктивной речи в процессе обучения неме...

«Интернет - технологии в формировании фонетических навыков речи»

Так как у учителя нет возможности обеспечить обучающихся реальной языковой средой носителей языка, учитель может широко использовать ИКТ при обучении фонетическому материалу.Однако при этом необ...

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Важность фонетических навыков для речевой деятельности очень велика, и никто не ставит под сомнение их значение, так как обучение произношению подчинено собственно развитию речевой деятельности, что п...

Рифмовки и фонетические игры как средство формирования фонетических навыков у младших школьников.

Рифмовки и фонетические игры, представленные в работе, помогают учителю превратить освоение фонетики в увлекательное занятие и достичь больших успехов....

Рифмовки и фонетические игры как средство формирования фонетических навыков у младших школьников.

Рифмовки и фонетические игры, представленные в работе, помогают учителю превратить освоение фонетики в увлекательное занятие и достичь больших успехов....

Формирование навыка монологической речи в ходе изучения тем по страноведению.

Формирование навыка монологической речи в ходе изучения тем по страноведению....