Тренинг "Психологические методы преодоления педагогических конфликтов в условиях ФГОС"
учебно-методический материал по теме

Орловская Алина Петровна

Школа, являясь институтом, испытывает прямое влияние обострения противоречий и конфликтов в обществе. Поскольку в ней пересекаются учебная, трудовая и семейная деятельность людей, в школьные конфликты вовлечены участники различного возраста и статуса. Даже не являясь участниками конфликта, учащиеся могут ощутить его негативные последствия и усвоить отрицательные стереотипы поведения. Перед современным педагогом встаёт задача конструктивной работы по предупреждению и разрешению конфликтов, представляющих опасность для нормального функционирования учебно-воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг « Психологические методы преодоления педагогических конфликтов в условиях ФГОС»

Объект обучения: педагогические конфликты.

Предмет обучения: психолого-педагогическая компетентность учителя.

Цель обучения: выявить конфликтные ситуации, их возникновение в педагогическом общении, определить способы разрешения конфликтов.

Содержание тренинга:

- Уважаемые коллеги, рада приветствовать вас на психолого-педагогическом тренинге. Сейчас я попрошу вас поприветствовать друг друга, определить с каким настроением вы пришли, и чего вы ожидаете от этого тренинга.

(Присутствующие озвучивают содержание, одновременно передавая друг другу игрушку, либо любой другой предмет, символизирующую целостность коллектива)

- Что для каждого из вас означает конфликт? Определение этого понятия должно состоять только из одного слова.

(Каждый участник озвучивает своё определение, состоящее из 1 слова, либо  эмоцию, которая вызывает у него слово «конфликт»)

- Какие слова, определяющие слово «конфликт» вы чаще всего слышали? - Напряжение, непонимание, стресс и так далее. Теперь я прошу поделиться на группы. Каждая группа будет означать то слово, которое звучало чаще всего. ( В итоге должно получиться 3 или 4 группы, в зависимости от количества присутствующих.)

-Вы разделены на группы. Можете ли вы применять групповую форму работы на уроках?

-Групповую форму работы  на уроках необходимо применять, так как она является основной формой в условиях реализации ФГОС. Она позволяет учить умению сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему. Каким образом вы можете разбить класс на группы? Применив приём медиации. Что такое медиация и как этот приём применим к школе? Послушайте статью, которую разработал психолог и профессиональный медиатор Орешкина Наталья Геннадиевна:

         Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное  пространство для всех участников образовательного процесса (учеников,  учителей, родителей и т.д.).

Школьная медиация нужна для мирного решения проблем, снижения уровня насилия в школе и сохранения добрых отношений. В мировой практике это один из способов разрешения споров, в котором нейтральная сторона, называемая медиатором, способствует выработке внесудебного решения.

Зачем медиация нужна родителям?

Медиация позволяет разрешать конфликт, выявляя его причину и движущую силу, предотвращать конфликты, оберегать детей и подростков от агрессивного, порой отвергающего воздействия окружающей среды, корректировать поведение тех, кто уже оступился. Кроме того,  медиация – это инструмент помощи в разрешении конфликтов между детьми-школьниками, между детьми и взрослыми.

Зачем медиация нужна детям?

В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где  может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

В общем, можно сказать следующее:  чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно, чтобы им дали возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушивались к их мнению. Конфликт в школе, как и в обществе, неизбежен, это одно из условий развития мира. Но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.

-Какие конфликты существуют в школе? -Ученик – ученик; ученик – учитель; ученик – родители; ученик – администратор; учитель – учитель; учитель – родители; учитель – администратор; родители – родители; родители – администратор; администратор – администратор. Основной конфликт происходит между учителем и учениками. Он проявляется в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой

Задание «Выделите те причины конфликтных ситуаций, которые не должны присутствовать в ФГОС»

(Я раздаю листочки с объективными и субъективными причинами конфликтных ситуаций)

Упражнение «Мозговой штурм»  (Я раздаю по одному листу бумаги каждой группе)

I Выявите особенности конфликтов:

II Выявите особенности конфликтов по ФГОС:

III Выявите особенности конфликтов на своих уроках

IV Выявите определение-Что такое конфликт?

(На интерактивной доске) – Конфликт-это столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов, идей.

 Конфликт имеет 3 стадии: 
1) конфликт из-за чего-то (хочу удовлетворить своё желание) 
2) стадия перехода на личности (хочу возвысить своё Я и доказать это собеседнику)
3) Конфликт ради конфликта (выиграть конфликт ради победы в конфликте) 
Не обязательно, конфликту проходить все 3 стадии. Гораздо лучше, если он разрешится на более ранних стадиях!

Упражнение «Найди решение» ( Я раздаю листы бумаги)

- Напишите конфликтную ситуацию в школе.

-Поменяйтесь с группами своими листочками.

-Найдите решение той конфликтной ситуации, которая вам досталась.

 

метод конструктивной критики    

Разрешение конфликта можно решить применив метод конструктивной критики. В Литературной энциклопедии слово «критика» определяется как суждение и утверждается, что не случайно слово «суждение» тесно связано с понятием «суд». Судить – это, с одной стороны, значит рассматривать, рассуждать о чем-нибудь, анализировать какой-либо объект, пытаться понять его смысл, приводить его в связь с другими явлениями и т.д. Каждому ученику свойственно ждать от учителей оценку своего поведения. Успехи детей в школе в большой степени зависят от критических замечаний и стимулирования со стороны окружающих. Вместе с тем, критические замечания могут задеть чувство собственного достоинства критикуемого, понизить его самооценку.

Этапы конструктивной критики на основе конкретной ситуации

Конфликтная ситуация: «Серёжа, я знаю, что ты хороший ученик, тебя хвалят учителя, но сегодня ты не принёс тетрадь. Что мы будем делать?» Серёжа обещает принести тетрадь на следующий урок. Но Серёжа снова не принёс тетрадь. – « Ты не принёс тетрадь, ты же обещал! Если ты не принесёшь тетрадь на следующий урок, я сообщу твоим родителям».

Решение конфликтной ситуации:

1. Отмечаем позитивные стороны ребёнка (поведение на уроке, выполнение творческих проектов, дежурство и т. д.)

2. Описываем конкретную ситуацию, в которой мы остались им недовольны.

3. Предлагаем выход из ситуации ( девочке), и предлагаем самостоятельно решить выход из ситуации (мальчику)

4. Назначаем срок исправления ситуации и согласуем это с учеником.

5. Если ситуация исправилась-хвалим. Если нет-повторяем чем недовольны  и вводим санкции для следующей ситуации нарушения

6. Если нарушение повторилось, применяем санкции, сообщаем точно о времени действия и о способе их прекращения.

7. Если не прекратился конфликт—вводим 3-ю сторону в разрешение конфликта (родитель, классный руководитель, администрация и т. д.)

Задание «Создание ситуации»

Создайте конфликтную ситуацию и попробуйте её решить с помощью метода конструктивной критики.

Задание шуточное ( я раздаю каждому участнику листы бумаги)

1. Мысленно загадать педагогический конфликт, который у вас на самом деле происходит в школе

2. На розданных листах написать 2-3 решения данной конфликтной ситуации

3. Листы собрать, перемешать и раздать.

4. Озвучьте ту конфликтную ситуацию, которая вас обременяет и затем каждый прочитайте решение, которое вы получили на розданных листочках.

(Заключительное слово)

-Благодарю за участие в тренинге. Оправдались ли ваши ожидания?

(Присутствующие благодарят за участие и отвечают на вопрос, одновременно передавая друг другу игрушку, либо любой другой предмет, символизирующую целостность коллектива)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы повышения качества образования в условиях ФГОС

Выступление на педагогическом совете школы с презентацией....

Презентация " Проектная деятельность как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения".

Презентация к выступлению МО учителей технологии. Обобщение опыта работы по  проектной деятельности....

Использование интерактивных методов на уроках информатики в условиях ФГОС

Данная статья содержит примеры применения интерактивных методов на уроках информатики в условиях ФГОС...

Методы достижения метапредметных результатов в условиях ФГОС на уроках физики

     Когда людей станут учить не тому,что они должны думать,а тому, как они должны думать,то тогда исчезнут всякие недоразумения.Г. Лихтенберг...

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»...

Статья Ситниковой О.В. "Художественный метод в педагогическом образовании в условиях цифровой экономики" https://elibrary.ru/item.asp?id=38048491

Статья Ситниковой О.В. "Художественный метод в педагогическом образовании в условиях цифровой экономики"...