«Использование метода дебатов и дискуссий на уроках иностранного языка»
методическая разработка по теме

Данная статья посвящена методу дебатов и дискуссиий на уроках иностранного языка. В статье дается анализ данного метода, с фрагментами уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    «Использование метода дебатов и дискуссий на уроках иностранного языка»

Проведение соревнований по методу «Дебаты» среди учащихся содействует становлению нового поколения открытого общества: толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены.

Дебаты формируют :

  • умение формировать и отстаивать свою позицию;
  • ораторское мастерство и умение вести диалог;
  • командный дух и лидерские качества.

Данный метод развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога, дискуссии:

  •   развитие критического мышления;
  •   развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;
  •   формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации);
  •   формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов);
  •   формирование навыков слушания и ведения записей.

На своих уроках я использую метод дебатов в виде интеллектуального соревнования, которое помогает  активно отстаивать свои взгляды и суждения,экспресс-дебаты, «скоростные» или мини-дебаты и др.

Условия игры в игре принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента.

I . Подготовка к игре

Подготовка к игре начинается с определения ее темы (тезиса). В «Дебатах» она формулируется в виде утверждения, например: «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации». 

Итак, на подготовительном этапе учащиеся должны не только глубоко изучить и тщательно проработать содержание предлагаемой для игры темы.

II. Игра

Форма дебатов

У1 — первый спикер команды утверждения;

О1 — первый спикер команды отрицания и т. д.

Регламент «Дебатов»

Действие

Время

Выступление У1

3 минут

Вопросы ОЗ к У1

3 минуты

Выступление 01

3 минут

Вопросы УЗ к 01

3 минуты

Выступление У2

4 минут

Вопросы 01 к У 2

3 минуты

Выступление 02

4 минут

Вопросы У1 к 02

3 минуты

Выступление УЗ

4 минут

Выступление 03

4 минут

Специально выбранные судьи или нейтральная аудитория оценивают выступления команд по выбранным критериям и объявляют победителя.

III. Анализ игры

После завершения «Дебатов» происходит рефлексивный разбор деятельности всех участников. Анализируется подготовка команд к «Дебатам», их способы выдвижения аргументы и ответов на вопросы оппонентов, другие элементы деятельности.

Продуктивны на уроках английского языка следующие форматы дебатов: экспресс-дебаты, дебаты как форма работы с письменным или устным текстом, «скоростные» или мини-дебаты и др.

При проведении «скоростных», или мини-дебатов «один на один», каждый из участников имеет право задать два вопроса своему оппоненту. Темой урока является какая-то общая проблема, которая делится на составляющие. По каждой мини-проблеме заслушиваются пара конкурирующих спикеров (по две минуты каждый) и их вопросы друг другу, выводы каждого спикера фиксируются письменно и затем обсуждаются группой.

На уроках иностранного языка с учениками 7, 8, 11  класса пытаемся освоить технологию дебатов, так как она помогает эффективно организовать процесс изучения иностранного языка в целом.

 Нами осуществлялись дебаты по темам: Health Matters(Вопросы здоровья) Sp on R стр. 12( 7 класс),  Stress free (Жизнь без стрессов) стр. 96–97( 7 класс), Culture Corner.

Let’s talk food.(Давай поговорим о еде!)( 7 класс), Где немецкие школьники проводят каникулы? Упр.3а с. 5-6(8 класс) , Musik ( 11 класс) и многие другие.

Если необходима предварительная подготовка (это зависит от темы дебатов и уровня знаний группы) – даю домашнее задание, например, написать небольшое эссе по теме, подобрать цитаты, подготовить опорные конспекты, тезисы, заметки и т.д.

 Перед началом дебатов обучающиеся практикуются в обосновании и развитии различных идей, связанных с темой. Задания могут быть разного плана, например, аудирование: прослушать высказывания и ответить на вопросы, затем поделиться примерами из собственной жизни. Учебник “Spotlight” по английскому языку и «Schritte» по немецкому языку предоставляют  большое количество разнообразных заданий и упражнений, помогающих осуществить подготовку к дебатам.

Что касается деления на группы, нами апробировались различные варианты: при проведении первых дебатов группа в количестве 12 человек  разделилась на 2 команды, при этом мною учитывалось желание учеников. Целью первых дебатов было сформировать у обучающихся представление о структуре речи. Примером сюжетной речи в дебатах может служить план речи первого спикера: приветствие слушателей – представление команды и самого себя – вступление - обоснование актуальности темы– выдвижение критерия – аргументация – заключение – благодарность за внимание. Кроме того, уделялось большое внимание адекватному использованию языковых клише.

При проведении дальнейших дебатов мы старались придерживаться формата, т.е. в каждой команде было по 3 спикера (обучающиеся создавали группы самостоятельно, а роли распределялись по взаимной договорённости), выбирался ученик, следящий за регламентом, остальные ученики выполняли функции жюри. Конечно, есть трудности, в частности, временное ограничение, аргументация не всегда убедительна, но мы стараемся их преодолеть.

Далее я привожу фрагмент урока, проведенного по технологии “Дебаты”. (7 класс) 13.05.13

Тема урока: “English – the Language of the World”

Цели урока:

Учебные:

  • познакомить обучающихся с особой формой дискуссии – дебатами;
  • расширить знания обучающихся о языках;

Развивающие:

  • развивать навыки диалогической речи;
  • развивать способности к сравнению, умозаключению, обобщению, анализу, логичности;
  • развивать умения выражать своё отношение к обсуждаемому вопросу, выяснить и обсудить мнение и отношение собеседника к обсуждаемому вопросу.

Воспитывающие:

  • способствовать развитию толерантности и уважительного отношения к различным взглядам;
  • воспитывать умение партнерского общения и умения работать в группе.

Ход урока

1. Warm-up Discussion

T: Dear boys and girls! Our lesson today is devoted as usually to the English language but we’ll not only speak English, we’ll speak about English. The subject is English – the Language of the World. Some people say it’s so, but another people disagree with this statement. Today we’ll have a debate-lesson. I welcome you here this morning to discuss this interesting theme. How about you? Do you agree with this statement?

2. Main part. Debate Procedure.

Time-Keeper: So let me open the debate. The motion is English – the Language of the World. It is proposed by the first team. So, the floor is given to P1. Time: 4 minutes.

1. Proposer 1

Good afternoon, Honorable Jury, Time-Keeper. Good morning, dear colleagues.

Let me introduce myself and my team. I am P1, the first speaker. The second speaker in our team is P2. And the third speaker is P3.

English is really a language that came from nowhere to conquer the world. It’s the language of the planet, the first truly global language. 750 million people all over the world use English. This shows that English is the Language of the World.

We’d like to begin with the world map. Some parts of it are painted in the same colors. These countries are the UK, the USA, Canada, Australia and New Zealand. But we see that English is also spoken in many other countries as well. Once they also were British colonies and nowadays they are members of the British Commonwealth . Our first argument for the motion is that we can call English a mother tongue or a first language and an official language.

Our second argument is that English is an international language tooIt is the language of sports: the official language of the Olympics. English is also used at music festivals or some other international meetings.

Our third point is that English is a widespread language. To use English as an international language people have to learn it in many countries, in Russia, China, Japan and a lot of others. They learn it at schools, colleges, universities or language courses. They also learn it for their future career, for traveling and for other reasons.

Time-Keeper: Your time is over. Thank you. Now the floor is given to the second team. Would you like to take time-out to discuss questions to the speaker?

Opposer 3: Yes, I’d like to take time-out for 2 minutes.

Time-Keeper: Time is over. I welcome O3. Your questions, please. Time: 1,5 min.

2. Opposer 3

The speaker stated in his speech that English is the mother tongue or a first language, the official, an international and a widespread language. But would the speaker answer some questions?

Can you name figures that show the number of world population speaking English?

Do you know how many people speak Chinese? What can you say about the fact that Chinese is the native tongue of more people than any other language on earth?

Proposer 1: Thank you for your questions. I try to answer them (Proposer 1 answers).

Time-Keeper: Time is over. Thank you. The motion is opposed by the second team. The floor is given to O1. Time: 4 minutes.

3. Opposer 1

Good morning, Honourable Jury, Time-Keeper and dear colleagues!

I’d like to introduce myself and our team. I’m O1, the first speaker. This is O2, the second speaker and O3 is our third speaker.

We agree with the statements given by the speaker P1. But we can’t agree with the motion of the debate.

Firstly, as my friend P1 has said “We can call English a mother tongue or a first language and an official language”. But how about the other languages of the world? We also can call them the native tongues for some people, the first languages or the official languages for some other people.

The second argument doesn’t seem to be convincing either. But how about that fact that the language of diplomatic documents is French (passports, driving licensees) and the language of music (opera) is Italian?

The third argument is not quite true. We know that English is one of the most widespread languages on earth, but second after Chinese.

Time-Keeper: Time is over. Thank you. The floor is given to the proposers. Would you like to take time out? If yes, you can use 2 minutes to consult each other.

Your time out is over. Welcome with questions, please. Time: 1,5 minute.

4. Proposer 3

The speaker tried to change our minds saying …

But I’d like to hear the answers to the following questions. (Proposer 3 asks questions)

Opposer 1 answers them.

Далее дебаты продолжались в соответствии с форматом. Нужно отметить, что обучающиеся хорошо знают правила, роли и умеют выдерживать заданный регламент. Дебатам предшествовала большая самостоятельная работа учащихся по сбору, обработке и анализу информации, полученной из различных источников. Учащиеся делали выписки, продумывали возможные линии столкновения.

3. Conclusion. Homework

После проведения дебатов были подведены итоги урока.

       Фрагмент урока, проведенного по технологии “Дебаты”.

Дата проведения :22.04013

Тема урока: «It’s hard to imagine our lives without the Internet»

. Main part. Debate Procedure.

Time-Keeper: So let me open the debate. The motion is Today it’s hard to imagine our lives without the Internet. What do you think of the Internet? It is proposed by the first team. So, the floor is given to P1. Time: 4 minutes.

1. Proposer 1 

- Good afternoon, Honorable Jury, Time-Keeper. Good morning, dear colleagues.

- Let me introduce myself and my team. I am P1, the first speaker. The second speaker in our team is P2. And the third speaker is P3.

- Today it’s hard to imagine our lives without the Internet. The Internet is absolutely marvelous!.....(продолжение выступления по учебнику  Кузовлева В.П. 9 класс с.80)

Time-Keeper: Your time is over. Thank you. Now the floor is given to the second team. Would you like to take time-out to discuss questions to the speaker?

Opposer 3: Yes, I’d like to take time-out for 2 minutes.

Time-Keeper: Time is over. I welcome O3. Your questions, please. Time: 1,5 min.

2. Opposer 3 

The speaker stated in his speech that ………..

 But would the speaker answer some questions?

Can you name figures that show the number …………

Do you know how many people ……

What can you say about the fact that ….

Proposer 1: Thank you for your questions. I try to answer them (Proposer 1 answers).

Time-Keeper: Time is over. Thank you. The motion is opposed by the second team. The floor is given to O1. Time: 4 minutes.

3. Opposer 1

- Good morning, Honourable Jury, Time-Keeper and dear colleagues!

I’d like to introduce myself and our team. I’m O1, the first speaker. This is O2, the second speaker and O3 is our third speaker.

We agree with the statements given by the speaker P1. But we can’t agree with the motion of the debate.

Firstly,

The second argument doesn’t seem to be convincing either.

The third argument is …

 Time-Keeper: Time is over. Thank you. The floor is given to the proposers. Would you like to take time out? If yes, you can use 2 minutes to consult each other.

Your time out is over. Welcome with questions, please. Time: 1,5 minute.

4. Proposer 3

The speaker tried to change our minds saying …

But I’d like to hear the answers to the following questions. (Proposer 3 asks questions)

Opposer 1 answers them.

3. Conclusion. Homework

После проведения дебатов были подведены итоги .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы педагогической поддержки учащихся на уроках иностранного языка

Данная статья содержит информацию о методах педагогической поддержки учащихся....

Коммуникативный метод обучения региональному компоненту на уроках иностранного языка

Методический материал по использованию регионального компонента при изучении иностранного языка...

Приемы и методы повышения мотивации обучения на уроках иностранного языка

Обзор причин снижения эффективности обучения. Основные принципы, приемы и методы повышения мотивации на уроках английского языка. Примеры из практики повышения мотивации и стимуляции на уроках Овчарен...

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Выбирая методы педагогической деятельности, учитель обычно руководствуется целями воспитания и его содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, преподаватель сам решает, какие методы взять...

Использование информационных технологий и интерактивных методов для формирования УУД на уроках иностранного языка.

Федеральный государственный образовательный  стандарт образования определяет универсальные учебные действия как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и а...

ДИСКУССИЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация: Одним из наиболее успешно и широко применяющихся приемов работы преподавателя по обучению общению является дискуссия. С помощью дискуссии можно мотивировать обучающихся, включая их в разноо...