Практико-ориентированные задания как необходимое условие для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка
статья на тему

Жидкова Екатерина Вадимовна

Обучение с использованием практико – ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_praktiko-orientirovannye_zadaniya.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Жидкова Екатерина Вадимовна

Учитель английского языка 1 категории

МАОУ гимназия № 18 город Нижний Тагил Свердловской области

kam-76@mail.ru

Практико-ориентированные задания как необходимое условие для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка.

Ум заключается не только в знании,

но и в умении прилагать знания на деле.

Аристотель

Каждый педагог считает, что его предмет самый важный. И с этим трудно не согласиться. Но существует безоговорочная причина, по которой английский язык считается самым сложным. Практически нет такой области знаний, которая бы не изучалась в рамках предмета. Это и языкознание, грамматика, литература, культура, искусство, история, география, КБЖ, спорт, а так же этикет, практическая психология и многое другое.

А между тем, от степени владения иностранным языком зависит дальнейшая карьера учащегося. Сформированность коммуникативной и языковой компетенции позволит учащимся стать в жизни более успешными.  Усилить практический аспект подготовки можно за счет использования теории практико – ориентированных заданий, основная цель которых– подготовка учащихся к решению задач, возникающих в практической деятельности человека, формирование готовности к применению знаний и умений в процессе жизнедеятельности.  

  Поэтому я систематизировала и  апробировала  систему учебных практико – ориентированных заданий по некоторым наиболее значимым темам курса. Содержание таких заданий опирается на программу соответствующего класса, несет познавательную нагрузку, основаны на жизненных реалиях и значимых для подростка вопросах. Для успешного выполнения таких заданий необходимо не только знание лексики и грамматики английского языка, сколько умение проявить свою эрудицию, применить знания, полученные в других предметах.  А это шаг к воспитанию творчески активной личности.

Вот некоторые из заданий.

  1. В последнее время письменные работы учащихся пестрят разного рода смайликами, аббревиациями, сокращениями. Они стали настолько привычными в жизни современных подростков, что возникают на станицах тетрадей  совершенно непроизвольно. Учащиеся попытались разобраться почему.

При изучении темы «Изобретения» в 11 классе учащиеся пришли к выводу, что в век компьютерных технологий все труднее обходиться без услуг сети интернет. Использование этого ресурса стало настолько популярным у современных подростков, что общение в социальных сетях зачастую заменяет живое общение. При этом, для экономии времени используются сокращения, аббревиации, пропускаются в словах гласные буквы. Слова видоизменяются до неузнаваемости. Использование таких видоизмененных слов входит в привычку, и они употребляются автоматически вне зависимости от ситуаций.

При  чем очень многие английские выражения заняли свое место и в русском языке.  Такие как LOL (громко смеюсь), CU (увидимся), BTW (кстати), OMG (Боже мой!) и т.д.

Проведя исследование, учащиеся пришли к выводу, что интернет- сленг безусловно оказывает влияние на грамотность учащихся, снижая её.

  1. При изучении темы «Здоровый образ жизни» на уроках возникли две интересные дискуссии. Первая «Макдональдс – здоровое питание!» и вторая «Что дешевле: купить еду в Макдональдс или приготовить такую же в домашних условиях?». Чтобы ответить на эти вопросы  учащимся пришлось провести небольшие эксперименты.

Так развернулось решение первой проблемы. С одной стороны, наша жизнь отличается быстрым темпом и невозможно питаться правильно. В русле этих событий стало открываться большое количество ресторанов быстрого питания. Самым  популярным у подростков  является Макдональдс. Долгое время ассортимент Макдональдс имел репутацию нездоровой, вредной пищи, злоупотребление которой влечет ряд серьезных заболеваний. С другой стороны, это идет в разрез с концепцией здорового образа жизни, которая сейчас так популярна.

Изучив историю создания Макдональдс, его современный ассортимент, учащиеся пришли к выводу, что в наши дни этот ресторан имеет огромный ассортимент блюд. Многие из них действительно не очень полезные, но смертельного вреда здоровью не несут. Кроме того имеется широкий выбор блюд, которые вполне соответствуют концепции здорового питания. Были предложены очень интересные варианты меню из блюд Макдональдс, рассчитанные на подростка, включающие завтрак, ланч, обед и ужин.

Для решения второй проблемы учащимся пришлось изучить ценовой вопрос, а так же рецепты приготовления блюд из ресторана Макдональдс.

Закупив все  необходимые ингредиенты и приготовив блюда по оригинальным рецептам в домашних условиях, учащиеся сделали несколько неожиданных выводов. Во-первых, оригинальные блюда все же оказались вкуснее, чем те, которые были приготовлены в домашних условиях.  Так как, нет необходимого оборудования, нет навыка приготовления подобных блюд. И во-вторых, себестоимость блюда, приготовленного в домашних условиях оказалась намного выше. Потому что, например, для блюда необходимо одно колечко перца, а куплен целый перец, или для обжаривания одной котлеты тратиться столько же масла, как для обжаривания четырех, плюс расход электроэнергии и так далее.

Таким образом, учащимся удалось опровергнуть славу ресторана Макдональдс как ресторана нездоровой пищи и подтвердить тот факт, что покупать еду в Макдональдс дешевле и вкуснее, чем готовить дома.

  1. Долгое время  считалось, что влияние Америки на мировую экономику весомо. И несмотря на всю н6естабильность на рынке валют, американский доллар все еще имеет огромную власть.  Поэтому при ответе на вопрос «В чем же заключается сила доллара?» учащиеся выявили не только  объективные экономические причины, но также и «необычные». Среди них были предположения о мистических знаках и символах на банкнотах, которые оберегают американскую валюту от  краха. Более того, были найдены предсказания американского  астролога Эдриана Дункана, которые  так же благоприятствуют процветанию доллара.  Обобщив все факты, был сделан вывод, что доллар не потеряет своей силы еще лет 20-30.
  2. При изучении темы «Современные смартфоны » учащимся было предложено задание подобрать наиболее подходящий телефон для подростка. Для решения этой проблемы учащиеся изучили самые популярные операционные системы для смартфонов, изучили их преимущества и недостатки. В итоге почти единогласно пришли к выводу, что среди существующих смартфонов нет такого, который бы полностью отвечал требованиям современного подростка. Каждая из операционных систем имеет свои плюсы и минусы.

Учащиеся не остановились на этом выводе и попытались самостоятельно создать модель идеального смартфона. Результаты работ были разнообразными, в них сочетались черты разных операционных систем. Но главным требованием у всех были надежность как у Apple и доступность как у Android.

Обучение с использованием практико – ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Школьников захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление.   Практико – ориентированные задания способствуют интеграции знаний, побуждают учащихся использовать дополнительную литературу, что повышает интерес к учебе в целом, положительно влияет на прочность знаний и качество обученности.

Использованная литература

  1. Гузеев В.В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные технологии. - 1997. - № 1. - С. 3-10.
  2. Калугина И.Ю. Образовательные возможности практико-ориентированного обучения учащихся / И.Ю. Калугина. - Екатеринбург, 2000. - 215с.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С УЧЕТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Процесс обучения должен формировать у учащихся способность к самообразованию, общеучебные умения и навыки, заинтересовать их, повысить уровень мотивации, активизировать их стремление к самостоятельной...

статья Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка посредством применения ИКТ

Нельзя более мириться со школой, которая отстала от своего времени на сто лет, с ее пустословием, прописными истинами, безнадежно устаревшими учебниками, письменными работами, зубрежками и оттарабанив...

Роль современных педагогических технологий в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка

Роль современных педагогических технологий в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка с использованием информационных технологий

Публичное представлениесобственного инновационного педагогического  опыта на тему «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка с использованием информационных тех...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка

Как мотивировать детей на изучение английского или другого иностранного языка? Способов повысить мотивацию учащихся на уроках великое множество. И хотелось бы рассказать о тех из них, которые наиболее...

Статья "Игра, как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка"

Активизация познавательной и творческой деятельности учеников при изучении английского языка обеспечивает создание условий для позитивной мотивации обучения, когда максимально раскрывается творческий ...

Нетрадиционные формы урока с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка

Одной из актуальных проблем в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Решить эту проблему помогает использование ...