Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка, как основное условие формирования личности, адаптированной к современным условиям жизни
статья на тему

Третьякова Галина Вячеславовна

Вработе азируется опыт работы учителя иностранного языка по использованию здоровьесберегающих технологий 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tekhnologii.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий  на уроках  иностранного языка,  как основное  условие  формирования личности,

адаптированной к современным условиям жизни

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

В Федеральной Программе развития образования на 2000-2010 годы в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизация учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Здоровьесбережение – система мер, направленных на улучшение здоровья учащихся. Приоритетным  направлением своей работы считаю необходимость  создания  условий  для включения ребенка в процесс творчества и нахождение методов взаимодействия с ним, адекватных  его   психофизиологическим особенностям, способствующих формированию позитивного мышления и раскрытию его   креативности.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием на момент поступления в школу. Каждый учитель, работающий с детьми, должен быть хорошо информирован о состоянии здоровья конкретных учеников, и  учитывать эту информацию при организации индивидуальной и дифференцированной работы с учащимся.

        Каждый урок стараюсь организовать так, чтобы он был приятным для ребенка. На перемене я  проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, чистоту, проветриваю кабинет. Работа  в лингафонном  кабинете, дает возможность расширения  индивидуальной работы по предмету, снижается  уровень шума, и как итог улучшается качество знаний учащихся.

        С  первых минут урока стараюсь  создать обстановку доброжелательности, положительного эмоционального  настроя с  организации  беседы на иностранном языке, задавая вопросы типа «Как дела?», «Чем вчера занимались дома?», «Какая сегодня погода?», одновременно отрабатывая лексические единицы по теме «Времена года», «Погода», «Свободное время».

        На уроке использую различные виды деятельности (опрос учащихся, письменные работы, чтение, аудирование, монологические и диалогические  высказывания, представление презентаций, фильмов, мультипликационных фильмов, вопросно – ответная работа). Однообразность уроков утомляет школьников. Стараюсь не забывать о том, что смена видов деятельности – лучший отдых. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут, поэтому выбираю  методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.

        Активно внедряю  в практику своей работы игровые технологии. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. Независимо от сознания ребенка, в игре  работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. При проведении игровых моментов, учащиеся вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуется  усталости, сохраняется энергия  на последующее время обучения. В своей практике  широко использую пальчиковую гимнастику,  элементы хромотерапии – лечение цветом.  На уроке обязательно присутствуют  оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. Варьируются и различные  режимы работы: учитель – группа, учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа учащихся, «вертушка» (активное передвижение учащихся из одной группы или пары в другую).

Большую роль в обучении играет и наличие   мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. Следует  также  помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние  эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.

Задавая  домашние задания, готовясь к самостоятельным и контрольным работам необходимо помнить о соизмерении  объема и сложность данной работы  с возможностями ученика. Я даю задания по уровням, то есть ребенок сам выбирает себе объем задания по силам. Мой ученик всегда имеет возможность улучшить свой результат по изучаемой теме,  либо выполняя задание на новом уровне качества, либо в рамках другого вида деятельности. На мой взгляд, это позволяет снять страх перед опросом, снижает уровень тревожности.

В своей практике  широко использую пальчиковую гимнастику,  элементы хромотерапии – лечение цветом. Учитель должен видеть систему уроков класса в данный день, помнить и учитывать не только очередность своего урока, но, что очень важно, какой он по счету в учебном процессе класса. Если в расписании ваш урок стоит за пределами продуктивных часов, то и планирование урока необходимо осуществлять с учетом этих обстоятельств.

Использование таких несложных приемов на каждом уроке приносит свои плоды. Показателем  эффективности проведенного занятия  считаю  состояние и вид  учеников, выходящих с урока.

Внедрение вышеуказанных методов и приемов  ведет к положительной динамике по снижению отклонений состояния здоровья школьников. Использование данных технологий  повысило интерес учащихся к моему предмету, дало возможность каждому ученику быть успешным на  моем уроке.    

Помните, что ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом, каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции, дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в школе. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»В.А.Сухомли...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время – залог оптимальных условий жизнедеятельности учащихся с ОВЗ.

О необходимости формирования здорового образа жизни на уроках и во внеурочное время учащихся с ОВЗ....

Урок с использованием здоровьесберегающих технологий, английский язык 2 класс. Тема: "Спортивные игры".

На данном уроке используются здоровьесберегающие технологии: физкультминутка, игровые элементы, частые смены видов речевой деятельности, оценочные суждения после каждого этапа работы....

Использование здоровьесберегающего компонента в проектах на иностранном языке как условия формирования у учащихся знание о здоровом образе жизни

Введение.Глава Теоретические аспекты формирования знаний у обучающихся о здоровом образе жизни.Сущность здоровья и здорового образа жизни.Способы формирования знаний у обучающихся о здоровом образе.жи...

Презентация "Социальная адаптация ребенка к современным условиям жизни"

В современном мире проблема социальной адаптации  подрастающего поколения становится одной из актуальных. Сегодняшние педагоги и родители, очень обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот ми...

Презентация Экономическая игра как продукт современных условий жизни дошкольников опыт работы вторая младшая группа

Экономическая игра как продукт современных условий жизни дошкольников опыт работы вторая младшая группа...