Новые технологии в преподавании иностранного языка (из опыта работы)
опыты и эксперименты (9 класс) на тему

Ковылина Анна Александровна

В наш век информационных технологий и компьютеризации процесса обучения сложно заинтересовать учащихся без применения  новых форм и приёмов обучения. Особую роль в формировании мотивации играет актуальность и новизна получаемой информации. Только использование  современных  образовательных технологий, наличие элементов поисковой деятельности, познавательных мотивов и эмоциональное состояние учащихся обеспечит им выход из учебной среды в самообразовательную и творческую. Если детям интересно учиться, они легко преодолевают трудности, а наша задача помочь им. Известно, что плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ковылина А.А.

Новые технологии в преподавании иностранного языка

(из опыта работы)

Скажи мне и я забуду,

Покажи мне и я увижу,

Вовлеки  меня и я пойму.

Конфуций

Моё кредо учителя – постоянный творческий поиск форм, методов и приёмов, которые дают положительные результаты обучения.

В наш век информационных технологий и компьютеризации процесса обучения сложно заинтересовать учащихся без применения  новых форм и приёмов обучения. Особую роль в формировании мотивации играет актуальность и новизна получаемой информации. Только использование  современных  образовательных технологий, наличие элементов поисковой деятельности, познавательных мотивов и эмоциональное состояние учащихся обеспечит им выход из учебной среды в самообразовательную и творческую. Если детям интересно учиться, они легко преодолевают трудности, а наша задача помочь им. Известно, что плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить.

 В современной педагогике много различных технологий  и за годы школьной практики у меня сложилась своя система использования  их. Много лет я систематически  использую в своей педагогической практике игровые технологии для формирования мотивации при изучении ИЯ, здоровьесберегающие, так как успешность обучения в школе определяется, прежде всего, уровнем состояния здоровья школьников. Обмениваюсь опытом работы по данным технологиям на региональном и Всероссийском  уровнях (Публикации в сборнике  материалов Всероссийской научно – практической конференции «Проблемы достижения качества образования в современных условиях»  по темам :  «Новые технологии в преподавании иностранного языка», « Инновационные технологии и здоровье школьника»(2013г).  Считаю эффективной проектную методику, особенно часто использую её на промежуточном этапе обучения, когда требуется дополнительный стимул для изучения иностранного языка. Таким стимулом вполне может стать проектная работа, так как ученику представлена возможность использовать приобретённые языковые знания в новых реальных ситуациях. Пробовала использовать в работе и другие технологии, но вновь и вновь отдавала предпочтение технологии личностно – ориентированного обучения.  «Иностранному языку нельзя научить . Ему можно только научиться!» - девиз личностно – ориентированного обучения, с которым я полностью согласна. Назову несколько причин моего выбора:

1.Именно в этой технологии « ученик становится главной действующей фигурой всего образовательного процесса» по определению И.С. Якимской. И так должно быть, потому что я часто  ловлю себя на мысли, что в бесконечной гонке за выполнением программы, нехваткой времени  не всегда успеваю обсудить что - то с некоторыми детьми или объяснить им материал дополнительно. С применением данной технологии создала свою систему мониторинга, которая позволяет мне отслеживать оказание необходимой  помощи тем детям, которые в ней нуждаются (см. таблицу №1).

2.Уровень знаний  всех детей разный, а в личностно – ориентированном обучении используется  разноуровневый подход –нужно  ориентироваться  на разный уровень сложности программного материала, доступного каждому ученику. Я всегда была уверена в том, что и слабые ученики имеют в запасе определённый багаж знаний, умений и навыков, им надо только помочь поверить в себя. Использование разноуровневого подхода позволяет  моим ученикам, включая слабых, понимать, что происходит на уроке.

Новую тему мы начинаем с просмотра всех её разделов и обсуждения, чему посвящён каждый из разделов. Каждую тему или раздел мы начинаем с обмена информации «Что ты знаешь о…?». Этот приём даёт возможность каждому ученику внести свой вклад в урок, заинтересовать его, продемонстрировать свои знания, обнадёжить слабых.  Ту же информацию иногда запрашиваю по – другому «Что ты не знаешь о…?». Подобная формулировка усложняет задачу, делает её более избирательной, придаёт чувство общности (каждый ученик, включая сильных, хоть что – нибудь да не знает). Иногда слабые учащиеся удивляют всех знанием какой то информации, а это ещё один шанс для них повысить самооценку и заслужить уважение окружающих.

3.Личностно – ориентированное  обучение предполагает использование дифференцированного  подхода – выделение групп детей: по знаниям, способностям. Я сторонник такого подхода, так как обучить иностранному языку легче именно в группе, где в диалоге, полилоге  от каждого ученика потребуется применение различных навыков и умений. В группах я разрешаю каждому ученику самому определить, какое задание выполнять и в каком режиме: индивидуально, в паре или группе. Цель подобного задания не только развитие различных навыков чтения, применение изученного, но и формирование навыков принятия решений при выборе задания и путей его решения. Очень радуюсь, когда слабый ученик начинает активно работать в группе, выполняя задание, которое ему казалось раньше очень сложным. Постоянно отслеживаю вклад учащихся в работу группы (См. таблицу №2).

4.Индивидуальный подход – распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной направленности. Этот подход я тоже очень ценю в личностно – ориентированном обучении. Думаю, что в индивидуальном подходе нуждаются как сильные, так и слабые ученики. Часто, посещая уроки коллег, обращала внимание на то, что  пока учитель уделяет слишком много внимания слабым детям, сильные сидят и скучают или наоборот. Такое случалось и у меня. С применением индивидуального подхода я начала составлять поурочное планирование по – другому. Расписываю отдельные задания для отдельных учащихся. Конечно, это утомительно и занимает много времени, но оно того стоит ! Мне не надо судорожно выдумывать дополнительное задание для «вундеркиндов», я их записываю на доске перед уроком и лишь проверяю их выполнение в конце. В ходе урока я по необходимости  консультирую сильных ребят, но у меня появилось больше времени для слабых, и никто не сидит без дела.

5.Субъектно - личностный подход – отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. Даже нам, взрослым, хочется, чтобы окружающие относились к нам как – то по особенному. Трудно ответить почему? Наверное, потому что это – мы, а не кто – нибудь другой. Так почему бы нам не помнить об этом, обучая наших учеников? Создание благоприятных условий для проявления  индивидуальной избирательности  каждого учащегося способствует реализации положительных ожиданий ученика, ведь все они приходят в первый класс с желанием учиться хорошо. Субъектно – личностный подход помогает сохранить это желание, поддержать веру ученика в свои силы и достичь положительных результатов в учёбе, признания в ученической среде, проявить себя в творчестве , а затем уверенно шагать по жизни дальше. Целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости. Отношения  учитель – ученик строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Я использую личностно – ориентированную технологию потому, что она существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. В первую очередь тем, что она предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе обучения. В её рамках не ученик подстраивается под сложившийся стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы с познавательным стилем обучения ребёнка. Личностно – ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «ученик – учитель». От командного стиля  педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности  ученика. Мне нравится, что изменилась позиция ученика – от прилежного исполнителя  к активному творчеству. Меняется и характер отношений на уроке. Я должна не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности ученика. Я пытаюсь делать это. Используя данную технологию, я стараюсь заинтересовать своих учеников, а затем поддержать их интерес к изучению моего предмета. Благодаря применению личностно – ориентированной технологии, мои учащиеся – постоянные участники различных академических, неакадемических олимпиад различного уровня, творческих конкурсов, внеклассных мероприятий  (См. таблицу №3).

Родители доверяют мне детей для поездки на межмуниципальные конкурсы  творческих выступлений, откуда мы возвращаемся с победами, помогают в организации поездок, а я продолжаю находиться в постоянном творческом поиске, ибо без творчества нет и учителя.

Одна и та же технология в руках разных исполнителей может выглядеть по -разному. В своей работе я всегда использую следующую памятку

«Деятельность учителя на уроке с личной ориентированной  направленностью »

1)Наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса.

2)Использование проблемных творческих заданий.

3)Применение заданий,  позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словарную, графическую, условно-символьную).

4)Создание положительно-эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.

5) Сообщение в начале урока  не только темы, но и организации  учебной  деятельности в ходе урока.

6)Обсуждение с детьми  в конце   урока не только того, что  мы узнали (чем овладели, но и того, что понравилось (не понравилось), и почему, что  бы хотелось  выполнить ещё раз, а что сделать по- другому.

7)Стимулировать учеников  к выбору и самостоятельному  использованию различных  способов выполнения заданий.

8) Оценка (поощрение) при опросе  на уроке не только правильного ответа, но и анализ того, как ученик рассуждал,  какой способ использовал,  почему и в чём ошибался.

9) Отметка, выставляемая  ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности .

10) При задании на дом называется не только  тема и объём  задания, но и подробно разъясняется,  как следует рационально  организовать свою  учебную работу при выполнении домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку (из опыта работы)

В статье отображены методы и приемы создания мотивации общения на иностранном языке в учебных условиях: различные виды работ с киносюжетами, входящими в УМК и видеофильмом, созданным и снятом са...

Выступление учителя английского языка Базаровой Ольги Леонидовны на педсовете 30 августа 2011г. Тема: Проектная технология в преподавании иностранных языков (из опыта работы кафедры).

В статье предложен отчет о работе кафедры иностранных языков МАОУ "Гимназии им. Н.В. Пушкова" г. Троицка по применению проектной технологии в образовательной деятельности по предмету "Иностранный язык...

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка.Из опыта работы.

В настоящей работе автор представляет систему работы по технологии здоровьясбережения на уроках немецкого и английского языка....

Использование иформационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку (из опыта работы)

Самая основная и сложнейшая работа в обучении иностранному языку-этонаучить говорить на изучаемом языке,а для достижения этой цели необходимо создать сильнейшую мотивацию....

Инновационные тенденции в преподавании иностранного языка (из опыта работы)

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении современных технологий в образовательном процессе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый под...

Использование новейших технологий в преподавании иностранного языка.

Тема для обсуждения на заседании методического объединения...

Организация внеурочной деятельности в области преподавания иностранного языка. Из опыта работы.

Организация внеурочной деятельности в области преподавания иностранного языка. Из опыта работы....