Элективные курсы: предпрофильная и профильная подготовка по иностранному языку
элективный курс (9 класс) на тему

Коновалова Светлана Юрьевна

Выступление на муниципальном методическом совещании

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад выступления на заседании

муниципального методического объединения

по иностранным языкам

на тему «Элективные курсы: предпрофильная подготовка и профильное обучение иностранным языкам»

                                       Подготовила: учитель английского языка

                                       МАОУ СОШ №19

                                       Коновалова Светлана Юрьевна

март 2015г.

Российское общество предъявляет сегодня к школе новые социальные требования. Важнейшим из них, заявленным в Концепции модернизации российского образования и в Концепции профильного обучения в учреждениях общего среднего образования, является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но на развитие личности молодых граждан России, формирование у них познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Как известно, в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на старшей ступени полной средней школы вводится двухуровневая подготовка школьников, в том числе и по иностранному языку: общеобразовательная/базовая и профильная.

Общеобразовательная школа формирует целостную систему универсальных знаний, умений, навыков по иностранным языкам, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, которые  определяют современное качество содержания образования. Образование сегодня рассматривается как подготовка конкурентноспособной личности, а обеспечение права выбора профессии является одной из важнейших задач государства и общества.  Кроме того, в общеобразовательной школе закладывается «социальное самочувствие»  человека. Оно во многом определяется выбором, который ученик должен сделать достаточно рано. Поэтому важнейшая задача образовательного учреждения заключается в создании для учащихся условий выбора профессиональной подготовки и профессионального обучения.

   Достаточно полно учесть склонности, способности учащихся, их намерения и будущие профессиональные интересы позволяет профильная подготовка. Перспективы введения профильного обучения в старшей школе вызвали интерес к такой форме образовательной деятельности как  элективные курсы,  которые являются важным условием развития личности в рамках школьного образования.

   Что же такое элективные курсы?

 Элективные курсы, согласно проекту стандарта общего образования,  должны обеспечить как подготовку к выбору профиля в основной школе, так и сам процесс профильного обучения в старшей школе. Элективные курсы  - это основа предпрофильной подготовки учащихся. 

Введение предпрофильной подготовки в выпускном классе основной школы призвано стать важнейшим средством для выбора профильного обучения в старших классах. Элективные курсы по выбору в системе предпрофильной подготовки должны сыграть ведущую роль в профориентации школьников. Именно они призваны помочь учащимся в выстраивании индивидуальной траектории обучения.

В соответствии с концепцией эксперимента элективные курсы можно разделить на предметные, межпредметные и ориентационные. Учебные курсы первого и второго типа должны дать возможность школьнику реализовать свой интерес к предмету, уточнить свою готовность и способность к изучению предмета на повышенном уровне. Курсы третьего типа призваны помочь педагогам в организации профильной ориентации школьников в мире современных профессий. Эти учебные курсы должны познакомить школьников с комплексными проблемами, выходящими за рамки традиционных учебных предметов.

   В проекте государственного образовательного стандарта применительно к обучению иностранному языку на старшей ступени выделяется филологический профиль, т.е. углубленное изучение иностранного языка. Поэтому предпрофильная подготовка  по иностранному языку рассматривается ориентацией именно на филологический профиль, однако с возможными его модификациями. Важно, что курсы для предпрофильной подготовки являются лишь дополнительными, и тем самым они никак не нарушают целостность базовой общеобразовательной подготовки. Курсы могут быть использованы в сочетании с любой из действующих программ, ибо они позволяют сочетать развитие индивидуальных способностей учащихся, их человеческих интересов с углублением базовой  подготовки по иностранному языку.

   Внедрение элективных курсов по иностранному языку способствует не только обновлению содержания школьного образования, но и специализированной подготовке учащихся в старшей школе. Формы обучения должны быть ориентированными на инновационные педагогические технологии: коммуникативно-направленная групповая работа, проектно-исследовательская деятельность, индивидуальная творческая деятельность, выделение проблемы, сбор информации, ее обработка, обсуждение.

Целью элективных курсов  является  раскрытие потенциала каждого ребёнка, оказание помощи  при выборе будущей профессии.  Элективные курсы  входят в учебный план и являются обязательными для старшеклассников. Какие цели преследует учитель иностранного языка во время проведения элективных курсов?

Развивающие:

  • показывает значение иностранного языка в диалоге культур;
  • развивает у учащихся приобретённые ранее знания, навыки и умения;
  • показывает роль иностранных государств, их культуры и экономики;
  • развивает умения и навыки анализа и систематизации полученных ранее знаний в области иностранного языка,
  • развивает у учащихся познавательный интерес.

Обучающие:

  • обеспечивает формирование способности к осознанному выбору профиля, курсов и освоения нового материала
  • готовит  учащихся к сдаче экзаменов;
  • обучает  навыкам проектной работы;
  • обеспечивает  усвоение задач, входящих в содержание темы урока;
  • контролирует  степень усвоения умений и навыков;

Воспитательные:

  • обеспечивает формирование новых качеств в ходе освоения общечеловеческих ценностей;
  • содействует формированию мировоззренческих понятий;
  • осуществляет нравственное воспитание.

   Выбор элективного курса должен быть максимально гибким. Он обусловливается способностями и склонностями учеников, эрудицией учителя, оснащенностью школьной библиотеки необходимыми материалами, а также региональной спецификой. Конечно, преподаванию курса предпрофильной подготовки должно предшествовать изучение  предпочтений школьников, их эстетической и общекультурной подготовленности.

   С введением профильного обучения с  и наша школа была включена в этот эксперимент: выпускники 9 классов были поставлены перед необходимостью конкретно оценить свои силы и принять решение о выборе профиля обучения в 10-11 классах. Это ещё не профильное обучения, но уже подготовка к нему. Предпрофильная подготовка – это информирование и ориентация учащихся 9-х классов в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе. Это - система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности. Такая система содействует самоопределению учащихся относительно выбираемых ими профилей дальнейшего обучения. Нам, учителям иностранного языка, тоже было сделано предложение вести элективные курсы.

   Администрация школы предложила нам, учителям английского языка, вести в 9 классах элективный курс, разработанный учителем английского языка нашего города Бодичевой Людмилой Викторовной, «Литературный калейдоскоп». Целью курса являлось социокультурное развитие школьников, развитие их творческого потенциала на основе введения в мир литературы США, интеграции с предметами художественно-эстетического цикла. Но в процессе преподавания данного элективного курса в 9 классах у меня возникло определённое количество трудностей. Основное противоречие предпрофильной литературной подготовки с ориентацией на гуманитарный и профиль заключается в том, что, с одной стороны, существует очевидная необходимость углубления литературных знаний, расширение культурного контекста преподавания, а с другой – необходимо учитывать возраст учащихся и соответствующие этому возрасту следующие особенности: 1) все еще заметные следы «наивного реализма», которые мешают воспринимать условность в литературе и искусстве; 2) в нашей школе основная проблема учащихся 9 классов заключается в отсутствие начитанности и, как одно из следствий этого, - историко-литературного мышления; 3) недостаточную для категорического выбора гуманитарного профиля читательскую осведомленность; 4) неразвитость навыков творческой деятельности. На преодоление этого основного противоречия и были нацелены специальные дополнительные курсы для предпрофильной подготовки.

   Но хотелось в полной мере реализовать в ходе предпрофильной подготовки учащихся главные задачи элективных курсов по иностранным языкам:

-  Дать ученику возможность реализации личные познавательные интересы в выбранной им образовательной области.

- Уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на профильном уровне.

- Создать условия для качественной подготовки к итоговой аттестации и в том числе к экзаменам по выбору.

- Формировать у учащихся умения и навыки, и способы деятельности для решения практически важных задач (учебная практика, проектная технология, исследовательская деятельность).

- Поддерживать мотивацию ученика, способствуя внутрипрофильной специализации.

   Поэтому, когда примерно 2 года назад на одной из наших методических конференций меня заинтересовал элективный курс, разработанный учителем английского языка гимназии 2 г. Балаково Чуркиной Татьяной Николаевной,  «Добро пожаловать в Австралию».  В настоящее время формирование коммуникативной компетенции учащихся по иностранному языку неразрывно связано и с социокультурными и страноведческими знаниями для обеспечения вторичной социализации. Но в процессе обучения английскому языку по УМК К.Ю. и М.Ю. Кауфман социокультурный компонент о странах изучаемого языка реализуется авторами с 5 по 8 классы только информацией о Соединённом Королевстве, а в 9 классе о США. Таким образом, наши учащиеся, которые заканчивают основную школу в 9 классе, так и не узнают ничего о такой удивительной и необычной для нас стране английского языка Австралии. Эта страна поверхностно изучается в этом УМК лишь в 10 классе, но 80 % наших учеников 9 классов не идут в 10 класс.  

Итак, неразработанность включения этого страноведческого материала в программу обучения иностранному языку в основной школе определяют актуальность этого элективного курса. В ходе изучения курса учащиеся получают систематизированные знания по основным темам национальной культуры Австралии (по географии, истории, политико-общественной деятельности, образованию и др.)  Необходимость  данного курса также вызвана требованиями государственного стандарта по иностранным языкам, которые предполагают хорошее владение такими видами речевой деятельности, как чтение, аудирование, говорение, а также хорошее владение умениями и навыками по разделу Use of  English. Многие задания на закрепление материала этого элективного курса построены в формате ГИА.

 Цели  курса:

- Расширение  кругозора учащихся по основным темам национальной культуры Австралии и о социокультурных особенностях жителей  Австралии.

- Расширение сферы применения английского языка в рамках учебного процесса

- Подготовка к Государственной Итоговой Аттестации

Основные цели данного курса определяют следующие основные задачи:

- расширять и углублять лингвострановедческие знания учащихся

-развить исследовательские способности учащихся

- Формировать и усовершенствовать навыки просмотрового чтения с извлечением нужной информации

- Развить технику устной и письменной презентации проекта по основным темам курса

- Развивать умение интерпретировать основное содержание художественного текста.

Содержание курса:

Курс построен с учетом межпредметных связей между английским языком и другими предметами гуманитарного цикла: русский язык, история, а так же география.

Курс содержит новые знания, представляющие познавательный интерес для учащихся.

При работе над каждой из тем учащиеся:

-слушают лекции учителя по тематическим разделам

- выполняют групповые и парные работы. К сожалению, видеозапись  отрывков занятия по данному элективному курсу не  удалось вовремя смонтировать. В связи с карантином  последние темы «Знаменитые люди Австралии» и итоговое занятие «Защита проектов об Австралии» были объединены в один урок. И мы можем посмотреть только на фотографиях, как дети

- выполняют познавательно-поисковые, исследовательские задания

- работают с сайтами сети Интернет

- выполняют творческие работы (демонстрация видеозаписи урока)

- активно выполняют тренировочные упражнения по разделам ГИА.

В качестве дополнения к упражнениям   используются видео – и аудиоматериалы, компьютерные программы, построенные  на различных видах аутентичных текстов диалогического и монологического характера. Также  предлагаются коммуникативные задания, которые помогли  приобрести необходимые навыки и умения. И в ходе реализации предпрофильной подготовки учащихся по иностранному языку нашей школы по этому элективному курсу я, как учитель, второй год наблюдаю интерес своих учеников  на занятиях по моему элективу.

   Таким образом, предпрофильная подготовка учащихся – одно из направлений модернизации структуры и содержания общего образования. В ходе предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов стало возможным:

  1. реализовать личностно-ориентированный подход к обучению с целью побуждения потребности к самосовершенствованию;
  2. уточнить образовательный запрос для принятия адекватного профориентационного решения;
  3. создать портфолио учащихся с целью сбора индивидуальных его достижений.

           Начиная с 9-го класса ребята могут изучать иностранный язык на занятиях элективных курсов. Элективные курсы по иностранным языкам  в основной школе помогают учащимся сформировать культуру выбора образовательного профиля,  нацелены на формирование у учащегося умения делать ответственный выбор и  играют роль своеобразного компаса в выборе образовательной траектории.  Поэтому должна быть выстроена достаточно гибкая система, в центре которой оказывается ученик, постоянно находящийся в ситуации выбора и выстраивания собственного  образовательного пути. Элективные курсы по иностранным языкам  призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника, являясь важным средством построения индивидуальных образовательных программ в профильной школе.

   Согласно «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» целями перехода к профильному обучению является «расширение возможности социализации учащихся, более эффективная подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования». Следовательно, при переходе на профильное обучение мы, педагоги, должны не только обеспечивать учащихся готовыми знаниями, а побуждать их к поиску и  получению собственного образовательного продукта, которым в условиях профильной подготовки становится самоопределение. Профильное обучение – это шаг во взрослую жизнь, это система специализированной подготовки учащихся.    

          Профильный уровень ориентирует на продолжение образования в выбранной области знания, предусматривает в большей мере  самостоятельность школьников. При изучении иностранного языка на профильном уровне осуществляется углубление их   гуманитарно-филологической подготовки, которая может быть расширена или видоизменена за счёт элективных курсов. Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличие от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы обязательны для старшеклассников. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов (в том числе и по иностранному языку) и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Элективные курсы помогут школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовится к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне.

   Элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы "компенсируют" во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.  

Элективные курсы в старшей школе, когда учащиеся уже определились с профилем и приступили к обучению по конкретному профилю, должны быть более систематичными (раз или два раза в неделю), более долгосрочными (не менее 36 часов) и, что самое главное, ставить совсем другие цели, чем это было в 9 классах в рамках предпрофильной подготовки. В 10-11 классах целью элективного курса является расширение, углубление знаний, выработка специфических умений и навыков, знакомство с новыми областями науки в рамках выбранного профиля. Это главные отличия элективных курсов в 9-х классах и в 10-11-х классах, а требования к их разработке и оформлению сходны. То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения. В связи с этим основными принципами обучения должны являться:

  • индивидуальность,
  • доступность,
  • преемственность,
  • результативность.

Примеры целей курсов по выбору:

  • развитие любознательности как основы познавательной активности;
  • развитие способностей, склонностей, интересов ребенка;
  • формирование творческого воображения;
  • развитие ключевых компетенций.

   К сожалению, привести пример ведения элективного курса в старших классах из своего личного опыта я не могу, поскольку иностранный язык не является профильным предметом в нашей школе.

   Итак, мы можем прийти к выводу о том, что на элективных курсах в основной и старшей школе  формируется  и развивается информационная  культура средствами иностранного языка, что  предполагает усилить внимание на развитие коммуникативно-когнитивных умений в процессе изучения этого предмета.  Это, прежде всего, касается следующих умений:
- самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность при работе с иноязычными и двуязычными материалами;
- участвовать  в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
- осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в иноязычных источниках различного типа;
- извлекать  необходимую информацию из иноязычных источников;
- отделять  основную  информацию от второстепенной; 
- критически  оценивать  достоверность полученной информации;    
- передавать  содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбирать  знаковые системы  адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
-  работать продуктивно и целенаправленно с  текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимать  их специфику;

- адекватно воспринимать  язык средств массовой информации;
- создавать  материал для устных презентаций с использованием на старшей ступени обучения мультимедийных технологий.
              Процесс информатизации образования предполагает также широкое использование  информационно-коммуникационных технологий при изучении иностранных языков в основной и старшей школе для коммуникативно-речевого и когнитивного развития учащихся, развития их творческих возможностей и способностей и создания условий для их самообразования в интересующих областях знания. В заключение я хочу добавить, что в настоящее время в условиях возвращения к ценностям личного выбора, индивидуальной траектории развития  личности в рамках школьного образования  в области изучения  иностранных языков становится все более важным обращение к личной ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений о своем дальнейшем образовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...

Мы живем на земле донских казаков.Программа Элективного курса в рамках профильной подготовки для учащихся 10-х классов

Интегрированный курс по географии,истории, краеведению, биологии для пофильной подготовки учащихся...

Программа элективного курса” Деловой английский” (Профильный уровень) Составитель: Текучева О. А. Кафедра иностранных языков ГКООУ Волгоградская санаторная школа – интернат «Созвездие»

Данная программа  представляет собой  практикум по деловому устному и письменному  общению на английском языке ( АЯ ), материал которого может способствовать профессиональной орие...

Программа элективного курса профильной подготовки по английскому языку для учащихся 10 и 11 классов "Технический английский"

Программа данного курса по английскому языку базируется на изучении и освоении лексики научно-популярных и общетехнических текстов, соответствующих уровню школьной программы для 10 и 11 классов. Это п...

Программа курса по выбору для предпрофильной и профильной подготовки учащихся 9 -11 класса. " Астрономия - звездная азбука "

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА.Информацию о нейтронных звездах , черных дырах  и  других небесных телах , а также о всей Вселенной в целом учащиеся воспринимают как заманчивую , но ...