Требования к современному уроку иностранного языка
материал на тему

Современный урок иностранного языка имеет ряд общих требований, которые характерны для посторения любого современного урока, так и ряд специфических черт, характерных только для иностранного языка.                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trebovaniya_k_sovremennomu_uroku_inostrannogo_yazyka.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к современному уроку иностранного языка


В связи с введением ФГОС изменились требования к организации урока иностранного языка.

Современный урок иностранного языка имеет ряд общих требований, которые характерны для посторения любого современного урока, так и ряд специфических черт, характерных только для иностранного языка.                    

Общие требования к современному уроку:
формулирование целей и задач;
планирование ожидаемых результатов;
подбор средств достижения результата адекватных поставленным целям ;
формирование мотивации к изучению предмета иностранный язык ;
создание благоприятного климата на уроке иностранного языка ;
формирование УУД;
использование эффективных технологий, способствующих эффективному ведению урока;
ориентация на качественное обучение сообразное возможностям каждого ребёнка;
специфические особенности построения современного урока иностранного языка.

Специфика урока иностранного языка

1.На уроках ИЯ формируются навыки и развиваются умения.                                            

Знания являются вспомогательным фактором, способствующим усвоению материала.

2. Чёткость цели -  важная предпосылка правильного планирования и проведения урока. Целью урока ИЯ может быть только тот или иной языковой навык или то или иное речевое умение, их уровни и качество. Указание на точное количество и состав материала исключает безграничность цели.

3. Упражнения должны быть адекватны цели и соответствовать  виду речевой деятельности (устно-речевое общение, письменное общение) или характеру формируемых навыков (лексические, грамматические, произносительные).

4. Залогом успеха является строжайшая последовательность упражнений.   

5.  Иноязычная речь  выступает как  цель и средство обучения. Создание атмосферы общения осуществляется через речевые ситуации.

6. Контроль и повторение постоянно включаются в учебный процесс, а не только выступают в чистом виде.

Структура урока – это совокупность закономерностей, по которым  отбираются, компонуются и  организуются его структурные единицы (элементы урока).

Структурной единицей или элементом урока следует считать упражнение или блок упражнений, объединённых единой методической задачей.  Каждый элемент урока должен содержать в себе все основные требования к учебному процессу: направленность на формирование определённых языковых навыков или речевых умений, действия по овладению учебным материалом и результат этих действий.

Логика урока иностранного языка проявляется в соблюдении следующих требований:

  1. Соотнесённость всех элементов урока с его главной задачей (целенаправленность урока).
  2. Соразмерность всех элементов урока, их соподчинённость (целостность урока).
  3. Движение по стадиям усвоения материала (динамика урока).
  4. Единство и последовательность упражнений (связность урока).

Чтобы добиться логической стройности и целенаправленности урока необходимо помнить, что при общей вариативности его элементов в нём должно быть нечто постоянное, инвариантное (создание атмосферы иноязычного общения,  вовлечение учащихся в обсуждение проблемы, активные формы  организации педагогического общения и т.д.).

Целостность урока иностранного языка – это  соразмерное соотношение его элементов, являющееся оптимальным для достижения основной практической задачи урока, которая может быть достигнута только тогда, когда  точно определены структурные единицы урока.

Динамика урока зависит от правильной последовательности упражнений и блоков упражнений. При этом необходимо учитывать как адекватность упражнений стадиям (этапам) процесса формирования языковых навыков и развития языковых умений, так и соответствие упражнений уровню обученности и обучаемости учащихся. Динамика урока будет обеспечена только, если учитель

· правильно определит необходимую последовательность упражнений;

· правильно оценит адекватность упражнений для формирования определённого языкового навыка или речевого умения;

· своевременно обеспечит переход от одного упражнения к другому,  что  возможно только при условии, если учитель чётко представляет себе стадии усвоения материала, типы и виды упражнений, их адекватность поставленной задаче.

 Связность урока включает в себя

  • общий речевой материал (характерно для уроков  формирования языковых навыков) – лингвистическая связность;
  • общее предметное содержание урока (характерно для  уроков совершенствования языковых навыков и развития речевых умений) – предметно-содержательная связность;
  • общий смысловой замысел (характерно для уроков обобщающего повторения и уроков развития речевых умений).

     Урок имеет относительно постоянную структуру:

I. Начало урока:

· Организационный момент.

· Вызов: введение в тему урока, формирование мотивационной готовности учащихся к изучению материала, создание  атмосферы общения, актуализация знаний учащихся по теме. 

II. Актуализация изученного ранее материала (повторение).

III. Предъявление нового материала и организация тренировки:

· Ознакомление (учебное исследование на основе текста).

· Осмысление  (организация процесса анализа и синтеза).

· Организация тренировки (управление речемыслительной деятельностью учащихся, обучение взаимодействию в группе, в коллективе).

IV. Рефлексия.

Начало урока (3 – 5 минут)  включает два момента:

1. Мотивирующее коммуникативное задание.

2. Ознакомление учащихся с тематикой и задачами урока.

Речевая зарядка – это такой вид деятельности в начале урока, который преследует две цели: помочь учащимся войти в языковую среду и ввести их в тему урока. Задачи речевой зарядки:

· вызвать учащихся желание говорить на иностранном языке;

· настроить слуховой и речевой аппарат учащихся на иностранный язык;

· актуализировать в речи изученный на предыдущих уроках языковой материал;

· развивать спонтанную речь учащихся.

Правила для определения содержания и выбора форм речевой зарядки:

1. Разработать такое начало урока, которое вызывает у учащихся желание говорить на иностранном языке.

2. Связать речевую зарядку с содержанием урока.

3. Связать речевую зарядку со всеми другими этапами урока; помнить, что речевая зарядка, не подкреплённая  последующим ходом урока,  теряет смысл (речевая зарядка должна быть введением в урок).

4. Подготовить (желательно, но не обязательно) несколько вариантов речевой зарядки; выбрать нужный вариант в зависимости от конкретной ситуации, атмосферы (ученики могут быть усталыми, пассивными или излишне возбуждёнными).

Содержание и форма речевой зарядки зависит от цели урока, ступени обучения, уровня знаний учащихся, учебного материала, особенностей физического и эмоционального состояния учащихся.

Фонетическая зарядка  - это не только тренировка произношения, это вид учебной деятельности, который даёт учителю возможность развивать у учащихся  лексические и грамматические навыки. Именно поэтому место фонетической зарядки не может быть постоянным, оно варьируется в зависимости от актуальности задачи конкретного урока.

Задачи фонетической зарядки:

1.      Работа с лексическим материалом – лексическая фонетическая  зарядка.

2.      Работа над грамматическим материалом – грамматическая фонетическая зарядка.

3.       

Аудирование

Говорение

Чтение

Письмо

 

Интегрированные фонетические зарядки

4.      Снятие напряжения и усталости – релаксационная фонетическая зарядка.

5.      Общее развитие – общеобразовательная фонетическая зарядка.

Модель планирования (разработана голландскими методистами):

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.      Что я хочу?

2.      Что я делаю?

3.      О чём я думаю?

4.      Что я чувствую?

1.      Что хотят ученики?

2.      Что будут делать ученики?

3.      Что будут думать ученики?

4.      Что будут чувствовать ученики?

Особенности урока иностранного языка на разных ступенях общеобразовательной школы

·  Начальная ступень. Закладываются основы владения иностранным языком: формируются фонетические навыки, усваиваются основной лексический, грамматический и речевой материал, формируются навыки техники чтения, графики и орфографии, развиваются элементарные умения аудирования, говорения, чтения. Для прочного усвоения учебного материала важным являются умения учителя  наглядно демонстрировать функционирование языковых средств с помощью изобразительной наглядности, действий,  организовывать тренировку с опорой на образец, создавать игровые ситуации, использовать стихи, рифмовки, песенки.

·  Средняя ступень. Возрастает образовательная и развивающая ценность предмета, уравновешиваются цели обучения устному общению и чтению про себя, возрастает осознанность изучения иностранного языка, увеличивается роль самостоятельной работы, усложняется содержание текстов для чтения и аудирования и речи учащихся, начинается систематизация грамматических явлений.

· Старшая ступень. Основной задачей становится обучение зрелому чтению аутентичных текстов разной типологии, совершенствуются умения аудирования, расширяется активный и рецептиный словарь, обеспечивается регулярное повторение ранее изученного материала, обобщается и систематизируется грамматический материал, содержание речи учащихся становится более аргументированным, проблемным, учитываются их профессиональные интересы, большое место занимает самостоятельная работа.

Ключевые отличительные характеристики урока ИЯ:

1. На уроке иностранного языка формируются и развиваются  речевые навыки и умения (при традиционных подходах происходит передача знаний).

2. На уроке должна быть одна главная цель, которая обеспечивает логику урока (до 30 минут). Другие задачи урока подчинены главной цели.

3. Все задания должны быть адекватны главной цели.

4. Необходима строгая последовательность выполняемых упражнений.

5. Создание  атмосферы общения – важнейшее условие эффективности урока.

6. Создание условий для  достижения успеха каждому ученику (индивидуализация обучения) обеспечивает результативность урока.

7. Контроль усвоения материала, рефлексия результатов, оценка проведённого урока и постановка целей на будущее  -  необходимое условие для поддержания уровня мотивации учащихся.

Логические шаги для составления тематического плана серии уроков

Проанализировать и определить:

I.  Сложность темы: да / нет.

II. Необходимость разбить тему на подтемы: да / нет.

III. Объём учебного материала: оставить / сократить / дополнить.

IV. Размещение упражнений в логической последовательности.

V.  Количество упражнений в зависимости от условий обучения: добавить/ исключить.

VI. Взаимосвязь различных видов речевой деятельности: аудирование / говорение / чтение / письмо.

VII. Включение учебного материала для повторения в зависимости от успешности его усвоения в данном классе: включить / нет необходимости.

VIII. Объём домашнего задания: наличие дифференцированных и индивидуальных заданий.

IX. Оснащение урока: необходимо / нет.

X. Объекты учёта и контроля: контроль домашнего задания / устный контроль / письменный контроль…

Лист самооценки урока

Тема урока _____________

Цель ___________________

1. Все ли этапы и компоненты урока работали на главную цель:

да / в большей степени / нет

2. Насколько то, что Вы делали на уроке, соответствовало Вашим намерениям? полностью / в большей степени / не соответствовало

3. Соблюдались ли логичность и последовательность этапов урока и упражнений? 

да / в большей степени   / нет

4. Как уровень мотивации отразился на ходе урока? 

урок пролетел незаметно / прошёл в большей степени динамично /   тянулся

5. Насколько, на Ваш взгляд, планирование обеспечило результативность урока?  время было распределено правильно / задания соответствовали уровню подготовки учащихся / были учтены возрастные  и индивидуальные особенности учащихся

6.  В какой степени ученики оправдали Ваши ожидания от урока? 

все ученики справились с заданиями /  урок закончился на позитивной ноте/    учащиеся были внимательны и активны

7.   В чём заключались причины затруднений?  Что необходимо изменить? Каким образом?

 

Литература

Ительсон Е.И. Условия эффективности методических приёмов  // ж. «ИЯШ» № 6, 2012г., с.26

Рогова Г.В., Рожкова Ф.М. Обучение связному высказыванию //  ж. «ИЯШ» №6,2012г., с.31

Шамов А.Н.  Учебная деятельность на уроках иностранного языка и её специфика //  ж.  «ИЯШ» № 9, 2012г., с.9

Казичева А.Е. Развитие умений метапредметного характера в процессе обучения английскому языку на переходном этапе из начальной школы в основную // ж. «ИЯШ»  № 9, 2012г., с. 65

Соломатина А.Г. Развитие умений говорения и аудирования посредством учебных  подкастов  // ж. «ИЯШ» № 9, 2012г., с. 71

Никонова Н. Начинаем урок английского языка.  //  Издательство «Просвещение» «Иностранные языки». Журнал для учителя. Осень 2011, с. 22.