Формы учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках немецкого языка
статья на тему

Выступление на районном МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo.docx36.44 КБ

Предварительный просмотр:

Формы  учебно-познавательной  деятельности учащихся на уроках немецкого языка

                                                                                    Как можно больше спрашивать,  

                                                    спрошенное - усваивать,

                                                                                тому, что усвоил, обучать других –

 эти три правила дают возможность

 ученику побеждать учителя.

Я. А. Коменский

Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один

учитель не может пожаловаться на отсутствие у них познавательной активности во время учебного процесса. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Задача педагога в таком случае состоит в том, чтобы в процессе обучения добиваться постоянства и устойчивости познавательной активности  обучающихся.

Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов.

Тяга к творчеству, которая  является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания — эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов  школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания. Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности.

Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.

Успешность обучения зависит не только от методов обучения, но и от форм организации познавательной деятельности учащихся на уроке, тем более что их реализация происходит как раз в той или иной форме деятельности

  • Под формой организации познавательной деятельности следует понимать «...целенаправленно формируемый характер общения в процессе  взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом - временным и пространственным».

Различаются следующие формы организации познавательной деятельности.

Формы организации познавательной деятельности:

  1. Индивидуально-обособленная

 Она имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения школьников. Познавательная задача в этом случае не выступает перед классом как общая и решается индивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно, без непосредственного его общения с другими учащимися. Индивидуальная форма особенно удачно используется во время самостоятельного  выполнения письменных  упражнений по  иностранным языкам.

Эта форма важна тем, что она учит индивидуальному труду и  представляет большие возможности для самостоятельной работы. Она способствует не только более сознательному и прочному усвоению знаний, учений и навыков, но и формированию таких ценных качеств личности, как самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении цели, упорство, ответственность за выполнение порученного дела и т. д.

  1. Фронтальная форма познавательной деятельности

Она предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи.

Это самая распространенная в нашей школе форма организации познавательной деятельности: она используется на уроках,  экскурсиях и во многих других конкретных видах учебных занятий.

  1. Групповая форма организации познавательной деятельности 

Организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. При групповой форме деятельности отдельные ученики уже ставятся в положение учителя, появляется возможность оказания реальной помощи друг другу. Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища.

  1. Коллективная форма познавательной деятельности учащихся. 

Это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов. Поэтому сущность коллективного обучения может быть сформулирована так: ВСЕ обучают каждого, и каждый обучает всех..

  1. Работа в парах. 

Здесь общее задание делится между членами микрогруппы. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Наибольшее распространение в школе получила микрогруппа из 4 человек, в которую объединяются учащиеся соседних парт. В каждый момент половина учащихся говорит, а остальные целенаправленно слушают, затем роли меняются. Это школа обучения каждого каждым.

Статическая пара

Для работы  объединяются учащиеся,  сидящие за одной партой

Динамическая пара

Для  работы  объединяются учащиеся,  сидящие за соседними партами

Вариационная пара

В группе из 4 человек каждый работает то с одним, то  с другим, при этом происходит обмен материалами, варианты    которых   будут проработаны  каждым  членом микрогруппы

 

Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы. С целью формирования способностей школьников в процессе обучения необходимо сочетать предметно – познавательную и творческую деятельность учащихся. Целенаправленная тренировка гибкости мышления, ассоциативности, использование фантазии, интуиции, воображения, исследовательских методов обучения – всё это способствует развитию способностей учащихся.

Таким образом, для развития творческой и познавательной активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации.

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности  человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.

Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования не присуще человеку от рождения.

Особую значимость познавательного интереса  имеет школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни. Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями.

Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.

 Любознательный школьник посвящает свободное время предмету познавательного интереса.

Изучая обычаи и традиции немецкого народа,  ученики имеют возможность лучше представить себе жизнь простых людей, их пристрастия, увлечения, интересы. Они имеют возможность также узнать, что люди в другой стране тоже любят праздники, что под новый год ждут подарки и красят яйца на Пасху.

Одним из ведущих, наиболее распространенных и применяемых в педагогической практике способов развития познавательного интереса, является творческое задание.

Многие сюжетно-ролевые игры, изготовление поделок – все это связано с различными немецкими народными праздниками, обычаями, жизнью немецкого народа в деревне, одни раскрывают его житейскую мудрость, другие - отражают какие-либо исторические события, но практически все песни  знакомят с культурой, характерной для данной языковой общности. Обучающиеся не просто знакомятся с ценностями народа изучаемого языка посредством данной деятельности, но и выясняют, присущи ли они только немецкому народу или являются общечеловеческими, постоянно сравнивают с фактами родной культуры, осознают специфичность и уникальность своей культуры через знакомство с иной.

Таким образом, использование творческих заданий на занятиях не только способствует развитию лингвистической компетенции, творческих способностей, формированию активности личности, внесению на урок эмоционального колорита, но и помогает погружению учащихся в иноязычную культуру, воспитанию чувства уважения к культуре другого народа, усваиванию таких понятий как самобытность, уникальность, национальное самосознание, способствует формированию личности, желающей вступить в межкультурную коммуникацию.

     Урок иностранного языка на современном этапе обучения, без сомнения, является главным фактором формирования положительной мотивации учащихся к изучению иностранного языка.

      Повышение качества подготовки связано, в первую очередь, с применением активных форм и методов обучения, таких как деловые и ролевые игры, видеофильмы, заключение контрактов, ведение переговоров и деловой переписки, проведение конференций. Для повышения познавательной деятельности учащихся и активизации их на уроке  необходимо с самого начала урока создать ситуацию общения.

Почему именно урочная деятельность?

     Урок – традиционная часть учебно-воспитательного процесса в современной общеобразовательной школе, всё самое главное и значительное в жизни школьника происходит на уроке; уроку отводится не менее 98% учебного времени; именно от урока тянутся связующие нити к внеклассной работе, к формированию и внедрению новых технологий обучения и воспитания – то есть, ко всем звеньям внутришкольной жизни.

      Современный урок иностранного языка должен быть организован таким образом, чтобы учащийся выступал как субъект обучения, активно осваивающий знания, что способствует овладению ими на уровне смысла. Это возможно через использование современных технологий обучения, нетрадиционных форм уроков, творческих, игровых форм работы на занятиях, которые будут активизировать процесс обучения и по возможности приближать его к реалиям страны изучаемого языка.

Урочная деятельность должна включать в себя новые образовательные технологии (проектная методика, информационные технологии);

  • нетрадиционные формы уроков (видео-урок, урок – проектирование, урок – презентация, урок – драматизация);
  • игровые, творческие формы работы.

  Проектная методика 

Особое место в реализации личностно - ориентированного подхода в процессе обучения занимает использование проектной методики. Важно подчеркнуть, что проектная методика имеет большую практическую направленность. Метод проектов активизирует все стороны личности обучаемого: его интеллектуальную сферу, типологические особенности и черты характера, целеустремленность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, толерантность, его коммуникативные умения, чувства и эмоции.

Положительной стороной такой формы работы является и то, что создание проекта – это, прежде всего, творческий процесс, где каждый ребенок становится равноправным участником. Это приводит к созданию ситуаций успеха и играет важную роль в процессе обучения и воспитания.

 Информационные технологии и нетрадиционные формы уроков

     Современные информационные технологии способствуют формированию интереса к изучению иностранного языка и культуры другой страны через возможности и ресурсы Интернета, участие в телеконференциях, различные образовательные программы по немецкому языку.

     Реализовать концепцию «диалога культур» позволяют также нетрадиционные формы уроков иностранного языка, среди которых можно назвать такие, как урок – презентация, урок – проектирование, урок – драматизация и так далее.

Использование видео на уроке иностранного языка

     Электронные средства информации, такие как компьютер и видеомагнитофон, в настоящее время приобретают все большее значение при обучении и воспитании учащихся. Применение видео является очень эффективным при формировании коммуникативной культуры школьников, т.к. видеоматериалы не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в которой они знакомятся с языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка.

     Видеоматериал  позволяет, помимо заданий на понимание, давать учащимся задания на трактовку мимики и жестов, на распознавание стиля взаимоотношений и т.п. с тем, чтобы в реальной ситуации учащиеся не делали грубых ошибок при общении с представителями страны изучаемого языка. Видео на уроке представляет язык в живом контексте. Оно связывает урок с реальным миром и показывает язык в действии. Это обучающее средство, которое обогащает уже имеющиеся в арсенале учителя материалы. Видео, кроме всего прочего, может помочь преодолеть культурный барьер при изучении языка.  И все же, как бы ни было заманчиво применять  мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить слово самого учителя.

Игры на уроках немецкого языка

     Творческие, игровые формы работы на уроках, способствующие познанию учащихся в области другого языка и культуры, также формируют положительную мотивацию изучения немецкого языка.

Превосходство игры над другими средствами обучения обнаруживается в том, что она способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную, групповую и коллективную формы работы на занятиях. Игра – эффективное средство обучения различным видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо).  Среди фонетических игр можно выделить игры-загадки, игры-соревнования, ролевые, на внимательность: скороговорки. Например, «необычный телефон». На доске рисуется большой телефон. На его диске вместо цифр фиксируются различные звуки. Задача участников игры «набрать» за определенное время как можно больше слов и произнести их. Другая игра «Назови слово». Учитель по очереди бросает мяч участникам, называя звук, участники возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится.

При обучении лексике,  используют  игры на карточках, загадки, кроссворды, чайнворды, игры типа «Найди слово», «Найди пословицу», «Снежный ком», игры – соревнования, викторины, конкурсы.

Игры для обучения говорению разнообразны: например «Опиши иллюстрацию». Все участники по очереди говорят одно предложение по содержанию иллюстрации, соблюдая логику повествования.

Оживляет урок и побуждает каждого к активной речемыслительной деятельности игра «Угадай-ка». В старших классах игра несколько видоизменилась, стала называться «Что? Где? Когда?». Задания к ней составляют, обращаясь к упражнениям и текстам учебника. Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способом организации и проведения их. Место игр на уроке и отводимое им время зависит от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока.

При работе с текстами применяют  такую форму, как «джигсо», все ученики участвуют с интересом. Они получают разрезанные тексты, не видя оригинала, и логически выстраивают их. При этом отрабатывается техника чтения, умение слушать друг друга. Задача усложняется, если дается два разных разрезанных текста, они перепутываются и их надо логически составить. Такая работа может быть групповой и индивидуальной. Это может быть не только прозаический текст, но и стихотворение или телеграмма, где перепутаны предложения.

Применяют в работе «ложную ситуацию», раздают  картинки и предложения, а два или три предложения не соответствуют картинке, так используют  тексты – загадки.

Игры для обучения аудированию представляют собой аналогию игр для обучения чтению. Разница заключается в том, что их участники воспринимают информацию на слух. «Творческий диктант» например учитель диктует рассказ, а ученики рисуют, затем делают подписи под рисунками.

Каждому из нас свойственна неистребимая тяга к новому. Применять один и тот же прием длительное время невозможно, так как от него дети устают.

Изучение иностранного языка не должно превращаться в скучную и однообразную работу. Оно должно быть увлекательным путешествием в мир неизведанного, но чего-то интересного, где каждый может почувствовать себя первооткрывателем и раскрыть свои творческие способности.

         Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от обучаемых концентрации внимания, напряжения сил. При проведении урока  желательно включать зарядки-релаксации.  Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. Например, преподаватель может начать поговорку, а ученики заканчивают ее. Ученики должны быстро найти русские эквиваленты немецким пословицам.

Хорошим видом релаксации является песня, которая предоставляет возможность ученикам не только отдохнуть, но и формирует фонетические, лексические, грамматические навыки. Музыка может также звучать фоном при выполнении каких–либо монотонных заданий, чтобы снять напряжении.

         Урок — не единственная возможность, способствующая достижению практической цели. Проведение конкурсов, олимпиад, выпуск стенгазет, участие в концертах направлено на формирование личности ученика, повышает потребность в изучении иностранного языка, так необходимого в будущей профессии. В нашей школе проводятся дни иностранного языка, во время которых можно поближе познакомиться с культурой страны изучаемого языка, ее традициями, праздниками. На переменах звучат песни на немецком языке.

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребности общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, иными словами, обладающих вариативностью действий и комбинаторикой мышления, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего умственную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью интенсивных методов обучения, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человека врожденной познавательной потребности. Познавательный интерес не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков в организации обучения.

Проблема интереса - это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников. Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию.

Однако значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса. В триединой задаче: обучения, умственного развития и воспитания личности — интерес является связующим звеном между тремя ее сторонами. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности. О большом влиянии интереса на развитие интеллекта говорил, в частности, известный советский психолог А.Н.Леонтьев, подтверждая свою мысль словами Л.Фейербаха: "То, для чего открыто сердце, не может составить тайны для разума".

Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом, превращения получаемых знаний в не просто "усвоенную информацию", а в глубоко личный духовный багаж человека. Интерес содействует формированию волевых качеств личности, а также в укрепление ее активной, творческой жизненной позиции.

Все это подводит к мысли о том, что "корень учения" не обязательно должен быть "горек", ибо еще К.Д. Ушинский отмечал, что "учение, все взятое принуждением и силой воли", едва ли будет способствовать созданию развитых умов.

Основные условия, при которых возникал бы и развивался интерес к учению:

1. Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2. Учебный труд, как и всякий другой интересен тогда, кода он разнообразен, однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.

3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу.

5. Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьников, тем интереснее им работать.

7. Яркость, эмоциональность учебного материала, эмоциональная реакция, заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействовать на школьника, на его отношение к предмету.

Приведенному комплексу при правильной организации отвечают активные формы и методы обучения, игровой метод в частности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация творческой деятельности учащихся на уроках немецкого языка

Применение проектной методики и ИКТ на уроках иностранного языка для творческого развития учащихся....

Развитие социокультурной компетенции учащихся на уроке немецкого языка и во внеурочной деятельности

Готовность жить в поликультурном мире требует от обучающихся владения социокультурной компетенцией. Речь идет не просто о знании языка, а об умении использовать его в реальном общении. Я раскрываю эфф...

"Проектная деятельность-эффективное средство повышения мотивации учащихся на урока немецкого языка"

Данная работа содержит тнебольшой теоретический материал по применению проектной технологии на уроках немецкого языка на разных ступенях обучения. В этой работе я рассказываю о том,как я работаю над п...

Краеведение-средство обучения и воспитания учащихся на уроках немецкого языка

Включение краеведческого компонента в содержание обучения иностранным языкам и культуре стимулирует не только интерес детей и изучению иностранного языка, но и развивает самостоятельность,активность к...

Организация разных видов проектной деятельности учащихся на уроках немецкого языка как форма воспитания творческой личности.

Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности л...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках немецкого языка.

Выступление на РМО учителей иностранного языка....

Презентация к учебно-методической разработке "Формирование и развитие аудитивных навыков у учащихся на уроках немецкого языка с использованием компьютерной лингводидактики"

Эта презентация разработа для презентации моей учебно-методической разработки по развитию и совершенствованию аудирования с применением компьютерной лингводидактики, Hot Potatoes, системы VOKI, и филь...