Метод проекта при обучении иностранному языку как средство активизации самостоятельной деятельности учащихся на основе УМК «Английский в фокусе 5» (“Spotlight 5”)
статья (5 класс) на тему

Афоньшина Татьяна Александровна

Аннотация: в статье рассматриваются особенности использования проектной технологии при организации самостоятельной работы обучающихся средствами УМК «Английский в фокусе 5», подчеркивается особая роль проектной деятельности при самоактуализации обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Афоньшина Татьяна Александровна
учитель английского языка
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 62»
г. Казань, Республика Татарстан

Метод проекта при обучении иностранному языку как средство активизации самостоятельной деятельности учащихся на основе УМК «Английский в фокусе 5» (“Spotlight 5”)

Аннотация: в статье рассматриваются особенности использования проектной технологии при организации самостоятельной работы обучающихся средствами УМК «Английский в фокусе 5», подчеркивается особая роль проектной деятельности при самоактуализации обучающихся.

Ключевые слова: проектная деятельность, самостоятельная работа, творческая образовательная среда, саморазвитие, иностранный язык.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения выдвигают на первый план в образовательном процессе деятельностный подход, который реализуется в развитии способностей у учащегося быть творцом, автором, активным созидателем своей жизни.

Зародившийся в начале ХХ века, метод проектов в настоящее время получает широкое распространение. Это неслучайно, так как «проектирование – технологический процесс поиска способа решения проблемы. Для человека, использующего проектирование в решении значимой для него проблемы (проектанта), проектирование становится деятельностью» [2, с.41].

Н.Ю. Пахомова в своей работе утверждает, что учебный проект – дидактическое средство, которое позволяет организовать образовательный процесс, применяя технологию проектирования. При этом учебный проект задается описанием проблемной ситуации, содержащей проблему и условие. Естественно, что учащиеся должны быть достаточно знакомы с проблемной ситуацией, а ее описание должно быть понятно и соответствовать возрасту учащихся. Также важно, чтобы дети осознавали, какие действия можно совершать в данной проблемной ситуации вообще и в частности для того, чтобы ее изменить, сделать беспроблемной [2, с.42].

Основными элементами проектной деятельности являются проблематизация, целеполагание, планирование, анализ проблемной ситуации, определение действий в проблемном поле, определение допустимых из них, выделение необходимых действий из числа допустимых, построение схемы применения необходимых действий, рефлексивные действия, самооценка, постановка задач по добыванию информации, знаний, поиск и извлечение информации и знаний [там же, с.43].

Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и др. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов: по характеру контактов (внутренние, международные); по методу, доминирующему в проекте (исследовательские, творческие, игровые, информационные, практико-ориентированные); по продолжительности проведения (краткосрочные, средние и долгосрочные); по количеству участников (индивидуальные, парные, групповые); по характеру координирования проекта (ясные или скрытые).

Анализируя возможности интеграции проектов в процесс обучения языку, можно выделить три основных подхода. Проект может использоваться как одна из форм внеаудиторной работы, служить альтернативным способом организации учебного курса, интегрироваться в традиционную систему обучения языку.

Проекты, интегрированные в традиционный учебный процесс, предполагают выполнение творческих и/или исследовательских заданий в рамках изучаемого учебного курса. Именно этот подход реализуется в УМК «Английский в фокусе 5», в котором подобные задания на проектную работу содержатся в каждом разделе изучаемой темы с пометкой «Проект» (Project).  Наиболее типичным является использование мини-проектов как одного из заданий аудиторного занятия или заключительного задания модуля/раздела учебника.

  Примером мини - проекта аудиторного характера может служить задание создать описание плана типичного дома в России в рамках изучения раздела «Мой дом - моя крепость», (Module 3, Culture corner) или проект написания стихотворения о семье на основе существующих рифмовок в рамках изучения раздела «Семейные узы» (Module 4, Extensive reading).  

Рассматривая проекты заключительного задания модуля/раздела можно говорить о таком проекте, как: создание диаграммы образовательной системы РФ в сравнении с образовательными системами других стран в завершении изучения раздела «Школьные дни» (Module 1 Culture corner). В данном случае исследовательский проект имеет среднюю продолжительность и может быть выполнен индивидуально или группой учащихся.

Подобные проекты призваны выполнять функцию коммуникативных заданий, в которых знания, полученные в процессе изучения раздела или курса, применяются для выполнения учебно-коммуникативных или реально-коммуникативных задач. Они развивают творческую и самостоятельную активность учащихся в процессе решения проблемных ситуаций.

Список используемых источников и литературы:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]:  Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  2. Пахомова, Н.Ю. Учебное проектирование как деятельность / Н.Ю. Пахомова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://evestnik-mgou.ru/Articles/View/26

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка как средство активизации речемыслительной деятельности учащихся"

Мой  стаж работы учителем английского языка тридцать лет. Годы работы убедили меня в том, что успех в обучении и воспитании обеспечивается не только следованием заложенным в УМК...

Дифференцированные задания как средство активизации самостоятельной деятельности учащихся

В статье предложены дифференцированные задания для уроков геометрии. Эти задния являются продолжением и развитием самостоятельности учщихся 8-9 классов. Рассмотрены задания трёх типов. Предложен тест ...

Обучение в сотрудничестве и метод проекта в обучении иностранному языку

материал содержит теоретический курс и рекомендации к применению технологий обучения в сотрудничестве и метода проекта в обучении иностранному языку...

Методика включения «энергизаторов» на уроках иностранного языка, как средство активизации познавательной деятельности «одаренных детей» в учебном процессе.

Возникают ситуации, когда ученмк становится невнимательным, отвлекается, слишком медленно выполняет задание. в таких ситуациях на помощь приходят упражнения-энергизаторы......

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....

Метод проектов на уроках иностранного языка как средство формирования социокультурной и коммуникативной компетенций обучающихся.

Неотъемлемой частью любой образовательной системы является воспитание патриотизма. Патриотизм - это любовь и привязанность к Родине, ответственность за нее, желание работать на её благо, сохранять и п...

Современные образовательные технологии. Интернет ресурсы на уроках английского языка как средство активизации познавательной деятельности учащихся

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАКАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ...