Технология продуктивного чтения
методическая разработка (9 класс) на тему

Ященко Инна Юрьевна

В процессе обучения иностранному языку огромное значение имеет обучение чтению, как самостоятельному виду речевой деятельности, а также как средству формирования смежных языковых и речевых навыков и умений. Для эффективного развития навыков чтения необходимо создание особых условий, соответствующих основным положениям и принципам, принятым в методике обучения иностранным языкам. При формировании навыков чтения на иностранном языке необходимо соблюдение требований к учебным текстам, которые зависят от возрастных особенностей обучающихся: к длине текстов, их тематике и проблематике, степени аутентичности. Особую важность приобретает обучение различным видам чтения, поскольку характер чтения определяется той целью, которую мы преследуем в каждом конкретном случае. Поэтому следует принимать во внимание принятые в отечественной методике виды чтения: аналитическое, изучающее, просмотровое, поисковое, ознакомительное и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_produktivnogo_cheniya.docx82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение технологии «Продуктивного чтения» на основе УМК «Spotlight» 9 класс.

Исполнитель:

Ященко Инна Юрьевна,

учитель английского языка

МБОУ Лицей 20 г. Междуреченска

(izvergeniha@mail.ru)

В процессе обучения иностранному языку огромное значение имеет обучение чтению, как самостоятельному виду речевой деятельности, а также как средству формирования смежных языковых и речевых навыков и умений. Для эффективного развития навыков чтения необходимо создание особых условий, соответствующих основным положениям и принципам, принятым в методике обучения иностранным языкам. При формировании навыков чтения на иностранном языке необходимо соблюдение требований к учебным текстам, которые зависят от возрастных особенностей обучающихся: к длине текстов, их тематике и проблематике, степени аутентичности. Особую важность приобретает обучение различным видам чтения, поскольку характер чтения определяется той целью, которую мы преследуем в каждом конкретном случае. Поэтому следует принимать во внимание принятые в отечественной методике виды чтения: аналитическое, изучающее, просмотровое, поисковое, ознакомительное и т.д.

На сегодняшний день можно выделить несколько проблем при обучении учащихся чтению: неумение российских учеников работать с текстами, заданиями к нему; непонимание необходимости изучения английского языка; неумение применять полученные знания на практике. Отсюда возникает противоречие: необходимость формировать навыки чтения для решения совместных учебных и личностных задач и невозможность их формирования традиционными способами.

Озвученные мной проблемы нашли отражение в новых образовательных стандартах, которые наряду с предметными результатами подчеркивают актуальность и значимость метапредметных и личностных результатов, ставят перед учителем задачу овладения приемами формирования  коммуникативных универсальных учебных действий,  а именно:

  • формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  • введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса.

Новизна  подхода  заключается в использовании на уроке любого предмета методических приемов, основанных на идеях технологии «Продуктивное чтение», помогающих сформировать некоторые виды коммуникативных учебных действий, помочь учащимся осознать  способы деятельности, ведущие к решению учебной задачи, что поможет достичь требуемые новым стандартом метапредметные результаты.

При  применения приемов технологии «Продуктивное чтение» учащиеся научились лучше понимать роль чтения для выполнения учебной задачи; с большим интересом читают на уроке, выполняют задания к тексту; более уверенно используют полученные знания в парной и групповой работе. Все это  приносит положительные  метапредметные результаты и в конечном итоге успешно формирует личностные и коммуникативные УУД.

Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом:

1 этап. Работа с текстом до чтения

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

2 этап. Работа с текстом во время чтения

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  2. Перечитывание текста.
  3. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, составление кластеров и т.д.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  4. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
  5. Выразительное чтение.

3 этап. Работа с текстом после чтения

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

Предлагаю к рассмотрению мои разработки работы с текстами по технологии «Продуктивного чтения» в работе с УМК «Spotlight» 9 класс.

Технологическая карта работы с учебным текстом

Текст из УМК Spotlight 9, module 4, p.66, ex 3

Этап урока, время

Деятельность учителя, используемые приемы

Речь учителя

Деятельность обучающихся

Примерные ответы обучающихся

  1. Работа с текстом до чтения

Проводит вступительную беседу, подводящую к теме текста, задает вопросы, помогает при возникновении затруднений.

 When we speak about technology we often use some words adopted from English. We can use all appliances into two groups. Do you remember the word “appliance”?

So, I think appliances can be big and rather small, can’t they?

Well, how can we call these groups? We use these words in Russian without a translation!

I will help you a little bit. Let’s try to make a cluster.

Appliances

Devices                                          gadgets

Now raise your hands if you have a mobile phone(MP). How can you use your MP except speaking?

OK, great! I suggest you to do a little test. There is only one question: how long do you use your mobile phone per day?

  1. 1 hours
  2. 2-4 hours
  3. More than 4 hours

Now we will find out if you are hooked on technology:

  1. You are not very hooked on technology
  2. You are rather hooked on technology
  3. You are extremely  hooked on technology

What does the phrase to be hooked on mean?

And now I’d like you to read a text. How do you think what this text is about?

Ok, open your student’s-books, p.66, ex.3

Отвечают на вопросы.

Appliance is a thing we use at home and which helps us to live more convenient and easier. F.ex. a washing machine, a computer, a telephone and so on.

Затрудняются ответить.

Oh, we see.

Предлагают свои варианты слов, заполняют кластер.

Все подняли руки.

We can listen to music, make notes, browse the internet.

Отмечают, сколько времени используют телефон в день.

To be interested in, to be keen on, to be crazy about, to depend on

About technology.

  1. Работа с текстом во время чтения

Предлагает прочитать текст и определить стиль, в каком он написан.

Предлагает заполнить таблицу по мере прочтения текста.

Предлагает заполнить кластер.

While you will be reading this text try to guess what style it is written in. Also I want you to fill in the table:

advantages

disadvantages

technology

 In this text there are some highlighted linking phrases and words. Make a cluster:

Introduce                            add more points

an opinion                                  

list points

Linking

words/phrases

summarise

introduce examples                  introduce a

                                 contrasting    viewpoint

Читают текст, определяют, в каком стиле написан текст, заполняют таблицу.

Заполняют кластер выделенными фразами и словами.

  1. Работа с текстом после чтения

Используя метод ПОПС предлагает подвести итог прочитанному.

Задание на дом: найти информацию и написать сообщение по плану, используя изученную лексику и слова и фразы из кластеров и таблиц.

Well, you have already read the text and done all the tasks, so let’s discuss :

Is technology good for teens or not?

State your point of view.

Give one reason for your point of view.

Give an example to clarify your reason.

Summarize your point of view.

Your HW is:

  1. What is the difference between gadgets and devices?
  2. What devices/gadgets make our life more enjoyable and how?
  3. What things do typical teenagers use every day?
  4. Describe any devise or gadget you like: what it is, for what purposes you can use it.

I think technology is good for teens.

First of all it make our life more convenient.

For example a computer helps me to do my homework and connect with my friends when I want.

That’s why in my opinion technology is really good for teens.

Tекст из УМК «Spotlight 9», module 6a, p.90.

Этап урока, время

Деятельность учителя, используемые приемы

Речь учителя

Деятельность обучающихся

Примерные ответы обучающихся

  1. Работа с текстом до чтения

Проводит вступительную беседу, подводящую к теме текста, задает вопросы, помогает при возникновении затруднений.

 

T: It’s not an easy thing to be a teen, is it?

 

Problems with parents, pocket money, bulling and time to spare.

 There’s always a choice: hanging out with friends, watching TV or getting involved with something worthwhile.

Have you ever helped the old?

Have you ever visited the disabled?

Have you ever planted trees?

Now raise your hands if you’ve guessed what kind of activity it is.

You can find a key word for this activity looking through the text. Can you?

I’ll help you giving the definition of a person first who does sth. of his own free will and act without any compulsion(принуждение).It is he, who likes helping people. And he is ….

Listen, the word sounds like this …

And it is written like this ….

Отвечают на вопросы.

I think it is. Rather difficult.

And so many problems with classmates.

Yes, I have. I always help my granny and take care of her.

Yes, really, indeed. I’ve visited a friend at the hospital.

Yes I have. Saving the planet.

Затрудняются ответить

A volunteer.

I’ve guessed a  key word for this activity is “volunteering”.

2.Работа с текстом во время чтения

Предлагает прочитать текст и определить стиль, в каком он написан.

Предлагает заполнить таблицу по мере прочтения текста.

Предлагает заполнить кластер.

And what does the title of the text  mean?

Now I’d like you to read the text. Define the style of the text.

Read the first and the last sentence in each paragraph. While reading the text fill in the table and make a cluster. Pay attention to the grammar structures used in the text (tense forms and voice).

                        ( Nouns)

    help            kindness         free will           importance              charity

                   Volunteering

(getting involved in sth. worthwhile)

Volunteer

( Verbs )

donate       persuade       look after properly

         support       help out    encourage

A local animal shelter

 a place-Where?

                                             Time-              When?How often?                        

The map of the text”

(5  W)

                                     Richard Evans                                                                                         a person - Who?

What kind….?(of volunteering is he doing)

 Animal shelter

Foster home

help out in the community

help to choose a pet

answer phone calls

persuade      

speak to some groups of children

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

goats

cats

dogs, ,sheep, chickens, ducks

                       rescue    

 make a full recovery

                                       

little kitten

a puppy

an injured guinea pig

a pony

Animals

      Verbs                    feed  

  (activities)                  clean/clean out

                                     exercise  

                                    burst into tears  

                     

Adjectives                   neglected

                abandoned

            removed

Grammar structures

…are being looked after properly

…are removed from

…is found

Landing a helping hand?

I think it means “to help” ( или даёт перевод).

Читают текст, определяют, в каком стиле написан текст, заполняют таблицу.

Заполняют кластер выделенными фразами и словами.

Обучающиеся практически готовят опору для будущего пересказа текста.

3.Работа с текстом после чтения

Предлагает подвести итог прочитанному.

Задание на дом: найти информацию и написать сообщение по плану, используя изученную лексику и слова и фразы из кластеров и таблиц.

Well, you have already read the text and done all the tasks. Now you’ve got the idea of what it is about. Let’ sum it up.

1. Why did Richard start working at the animal shelter?

2. What did he do there?

3. What animals did he lend a helping hand?

4. His home has become more like a zoo, hasn’t it?

5. What did he learn about himself and others through volunteering?

Your home assignment is: Variant 1-Writing p.91

Variant 2-Retell the text using the tables and clusters

Обучающиеся дают ответы.

Текст из УМК «Spotlight 9», module 7a, с.106-107 Fears and phobias

Этап урока, время

Деятельность учителя, используемые приемы

Речь учителя

Деятельность обучающихся

Примерные ответы обучающихся

  1. Работа с текстом до чтения

Предлагает посмотреть на картинки, где изображены предметы, вызывающие страхи. Предлагает ответить на вопрос, что из этих вещей заставляет вас…

Продолжает беседу, задавая вопросы, подводит к теме текста.

 Предлагает прочитать заголовок текста и предположить о чем пойдет речь.

 Look at these pictures and tell which of them make you:

  • Scream
  • Freeze
  • Sweat
  • Shake like a leaf

You may use your own words and phrases.

OK. I think everyone has got a fear or even a phobia. Do you agree?

What words and phrase can you use when you are talking about something frightening?

Now I’d like you to read the title of the text. What do you expect to read about?

Отвечают на вопросы.

Spiders make me scream.

Snakes make me run away.

The dark makes me shake like a leaf.

В большинстве соглашаются.

Yes, we all are afraid of something.

Вспоминают, какие фразы можно использовать для выражения боязни.

 We can tell : I am afraid of

I have a phobia…

Читают заголовок и предполагают, о чем будет текст.

I expect to read about different types of fears and phobias and what we can do to overcome them.

  1. Работа с текстом во время чтения

Предлагает прочитать и восстановить деформированный текст  по мере прочтения.

В тексте есть выделенные слова, предлагает подобрать к ним синонимы, данные в у.4,с.106

Предлагает составить кластер о фобиях, названия которых встречаются в тексте.

Предлагает дополнить фразы подходящими словами.

While you will be reading this text try to

complete the text with missing parts from the box on the p.107.

Now read the text you have completed. How you can see there are some highlighted words.  Try to find their synonyms using the word from the ex.4.

In this text there are some names of phobias. Let’s make a cluster. I’d like you to add one more name and a description of a phobia. You can work in pairs.

Well done! Now you know much more about different phobias.

Look at this table and match , then make your own sentences with these phrases:

Human

system

Fight

places

Public

Like a leaf

Shake

Our fears

Nervous

Emotions

Читают текст, дополняют пропущенными фрагментами.

Соотносят выделенные слова с синонимами.

Делают кластер  про фобии из текста, работают в парах, вспоминают, используют интернет и дополняют кластер еще одной фобией.

Соотносят части фраз, составляют свои предложения.

  1. Работа с текстом после чтения

Предлагает подвести итог прочитанному, составить синквейн.

Д/з .Предлагает порассуждать о разнице между страхом и фобией.

Well, you have already read the text and done all the tasks, so let’s summarize it. I suggest you to make a sinkwane. One noun, two verbs, three adjectives, one sentence and one association with a fear or a phobia.    

H/w: you can choose a variant you like better and do it:

Variant 1: to make a table where you can show the difference between the words fear and phobia

fear

phobia

How to overcome fears and phobias

Variant 2: To make a list of different phobias and their descriptions.

Составляют синквейн.

Одно из несомненных достоинств технологии продуктивного чтения – активная позиция ученика. Как показала практика, использование данной технологии развивает интерес к чтению на иностранном языке и формирует языковые навыки. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а учитель становится партнёром, наблюдателем, наставником, помощником. Кроме того, текст для ученика – это средство для осуществления мыслительных операций. А это главный принцип ФГОС – «Научить учиться».

В результате использования данной технологии мы формируем такие УУД как:

Познавательные:

1)  извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные:

1) слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) работать в паре/группе.

Регулятивные:

1) умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4)  осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные:

1) высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

        Исходя из всего вышесказанного, можно вывести следующие достоинства данной технологии:

  1. Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.
  2. Ориентирована на развитие личности читателя.
  3. Развивает умение прогнозировать результаты чтения.
  4. Способствует пониманию текста на уровне смысла.

Литература

  1. Ваулина, Ю.Е., Дули, Д. «Английский в фокусе» 9 класс учебник для общеобразовательных организаций, 2012.
  2. Соловова Е.Н., Апальков В.Г. Развитие умений чтения и аудирования в контексте формирования коммуникативной, информационной, социальной и учебной культуры/ Е.Н. Соловова, В.Г. Апальков// Издательский дом «Первое сентября». Английский язык. – М.: «Просвещение», 2005. - №20. – 48с.

Электронные ресурсы:

  1.  Kopilkaurokov.ru
  2. Gigbaza.ru
  3. Nsportal.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения на уроках математики

«Как научить школьников самостоятельно работать с текстом учебника». Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома по трем эт...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках географии

Использование технологии продуктивного чтения на уроках георафии...

Технология продуктивного чтения.( Выступление на семинаре).

Технология продуктивного чтения позволяет научить детей вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию не только на уроках чтения, окружающего мира, но и на уроках математики, физики ...

Уроки домашнего чтения, как один из способов формирования коммуникативной и общекультурной компетенций учащихся. Технология продуктивного чтения.

В данной технологической карте представлен урок отработки умений и рефлексии( технология продуктивного чтения)....

«Чтение: работа с информацией. Технология продуктивного чтения»

Уметь читать в широком смысле этого слова –значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл. К.Д.Ушинский....

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа

С позиции деятельностного компонента содержания образования выращивание грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста, «переживания» произ...

Технология продуктивного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения

   Смысловое чтение - один из важнейших метапредметных навыков: именно от него зависит успешность ученика в освоении школьной программы. Технология продуктивного чтения - эффективный ...